Игры на выявление лидера, направлены на то, что склонность к лидерству проявляется в раннем детстве и развивается как качество личности, проявление которого является средством самоутверждения и самоопределения личности. Трудно представить человека, который не стремился бы к достижению высшего результата. Лидер – ведущий – человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делуИгры на выявление лидера, направлены на то, что склонность к лидерству проявляется в раннем детстве и развивается как качество личности, проявление которого является средством самоутверждения и самоопределения личности. Трудно представить человека, который не стремился бы к достижению высшего результата. Лидер – ведущий – человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу
ЛИДЕРЫ И ЛИДЕРСТВО
Теория лидерства
«Есть только один способ, заставить людей следовать за вами, а именно: двигаться вперед
быстрее, чем они».
(Ф. Пикабла)
Склонность к лидерству проявляется в раннем детстве и развивается как качество личности, проявление
которого является средством самоутверждения и самоопределения личности.
Трудно представить человека, который не стремился бы к достижению высшего результата.
Лидер – ведущий – человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Очень часто путают понятия
«лидер» и «организатор».
Организатор – тот, кто управляет конкретной деятельностью, решает как делать, объединяет людей для
совместного дела.
Лидер выдвигает деятельность. А какие же качества определяют лидера? (по А. Н. Лутошкину)
компетентность – знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер;
активность – умение действовать энергично, напористо;
инициативность – творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений;
общительность – открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми;
сообразительность – способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять
главное;
настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;
самообладание – способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях;
работоспособность – выносливость, способность вести напряженную работу;
наблюдательность – умение видеть, мимоходом отличать важное, замечать детали;
самостоятельность – независимость в суждениях, умение брать ответственность на себя;
организованность – способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.
Этими качествами обладают не только лидеры, но и те, кто может ими стать.
Специфические качества лидера
(своеобразные индикаторы лидерского таланта)
1. Организаторская проницательность.
Тонкая психологическая избирательность. Способность понять другого человека, проникнуть в его внутренний
мир, найти для каждого его место в зависимости от индивидуальных способностей, настроения.
2. Способность к активному психологическому воздействию.
Разнообразие средств воздействия на людей в зависимости от индивидуальных качеств, от сложившейся
ситуации.
3. Склонность к организаторской работе, лидерской позиции, потребность брать активность на себя.
Авторитет лидера создается многими факторами:
отличным знанием своего дела;
уважением к ребятам;
высокими морально – эстетическими качествами.
Лучшего лидера всегда отличает доброжелательность, умение вступать с ребятами в широкое общение.
Следует отметить, что основными типами лидерства являются эмоциональное и интеллектуальное
лидерство. Не последнее место в коллективе занимает лидер-организатор.
Игры на выявление лидера помогают руководителю объединения (детского коллектива) в первые дни
определить наиболее активных и деятельных ребят. Руководитель только даёт задание и наблюдает за
процессом его выполнения, ребята всё делают сами. В играх лидеры стараются руководить общим
процессом.
построиться по признаку (росту, цвету глаз, алфавиту имён и т.д.);
построить машину из участников, т. е. каждый человек должен быть какой-то частью машины;
хором сказать одно слово (в качестве усложнения можно потребовать хором сказать одно слово не
собрать экипаж, т. е. выбрать капитана, штурмана, старшего помощника и т.д., "зайцев",
пассажиров;
свойственные лидеру приёмы воздействия на личность или на группу называют стилем работы.
У каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой способ в организации коллективных дел. Эти
договариваясь);А.Н. Лутошкин выделяет стили:
1. РАЗЯЩИЕ СТРЕЛЫ. Призывающий, настаивающий, жёстко требующий. Эффективен в только ещё
складывающихся коллективах.
2. ВОЗВРАЩАЮЩИЙСЯ БУМЕРАНГ. Советующий, консультирующий, коллегиальный, требующий.
Эффективен в сложившихся коллективах.
3. СНУЮЩИЙ ЧЕЛНОК. Уговаривающий, просящий, компромиссный. Эффективен в зависимости от
ситуации.
4. ПЛЫВУЩИЙ ПЛОТ. Соглашающийся, уступчивый, не вмешивающийся. Эффективен только как
вспомогательный.
Возможно, вы найдёте полезными для работы советы будущим лидерам английских учёных
М.Вудсона и Д.Френсиса:
1. УСТАНОВИТЕ ЯСНЫЕ ЦЕЛИ. Умные коллективы часто сами находят путь, если знают, к чему надо
прийти.
2. НАЧИНАЙТЕ С МАЛОГО. «Большой дуб вырастает из маленького жёлудя». Успех укрепляет доверие и
создаёт основу для нового успеха. Люди предпочитают идеи, в которых они могут разобраться.
3. ПРЕЖДЕ ЧЕМ ДЕЙСТВОВАТЬ, ДОБЕЙТЕСЬ СОГЛАСИЯ. Причастность вырастает из понимания. Без
согласия почти ничего нельзя изменить. Достижение согласия требует немалого времени.
4. СОСТАВЬТЕ РЕАЛЬНЫЙ ГРАФИК. «Москва не сразу строилась». Научиться – означает от чегото
отучиться. Культурный уровень меняется очень медленно.
5. СОВЕТУЙТЕСЬ ЧАСТО И ИСКРЕННЕ. Люди могут сказать много ценного. Когда вы советуетесь, то тем
самым укрепляете согласие. Советоваться – это не форма, а содержание. Манипулирование подрывает возможность
создать коллектив
6. СВЯЖИТЕ СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВА С ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТОЙ. Люди с большей
готовностью пойдут на эксперимент, если это не требует большого объёма дополнительной работы. Для создания
коллектива используйте возможность регулярных заседаний и обычных заданий. Положительные результаты будут
очевиднее.
7. СМЕЛО ВСТРЕЧАЙТЕ «ПОЛИТИЧЕСКИЕ» ПРОБЛЕМЫ. Не кладите сложные вопросы под сукно.
Будьте реалистом в своих планах. Если вы будете играть в политику, то дискредитируете свои усилия.
8. ПООЩРЯЙТЕ ОТКРЫТОСТЬ И ИСКРЕННОСТЬ. С глубоко укоренившимися предрассудками и
взглядами легче справиться, если обсуждать их открыто. Не подавляйте дискуссии.
9. НЕ ВЫЗЫВАЙТЕ ЛОЖНЫХ НАДЕЖД. Обещать легче всего. Невыполненные обещания дискредитируют
вас.
10. ЕСЛИ НУЖНО, ПЕРЕСТРОЙТЕ СВОЮ РАБОТУ. Организационная работа требует времени. Создание
коллектива может увеличить индивидуальный объём работы.
11. ПОМНИТЕ, ЧТО НЕИЗВЕСТНОЕ ПУГАЕТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ИЗВЕСТНОЕ. ПОМНИТЕ, ЧТО РАЗВИТИЕ
В ОСНОВНОМ САМОРЕГУЛИРУЕТСЯ. Если проблему изложить вслух, она уже не кажется страшной. Возраст,
способности и взгляды создают ограничения. В конечном счете, мы сами отвечаем за своё развитие.
12. ПОМНИТЕ, ЧТО «ВЫ МОЖЕТЕ ЗАГНАТЬ ЛОШАДЬ В ВОДУ, НО НЕ МОЖЕТЕ ЗАСТАВИТЬ ЕЁ
ПИТЬ». Людей нельзя заставить изменить отношение. Людей можно заставить притворяться, будто они меняются.
13. ПОМНИТЕ О ТЕХ, КТО ВНЕ ИГРЫ. Зависть может помогать развитию. Люди любят сами быть
участниками.
14. ПОМНИТЕ, ЧТО СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВА МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ ДРУГИЕ ПРОБЛЕМЫ. Другие
группы людей могут почувствовать опасность. Отдельные единомышленники могут перерасти свои нынешние
функции.
15. ПРИ СОЗДАНИИ КОЛЛЕКТИВА ИСПОЛЬЗУЙТЕ И ВОЗМОЖНОСТИ. Может иметь место
индивидуальное развитие. Новые идеи порождают дальнейшее творчество. Существующие системы и методы могут
оказаться под вопросом. Делегируйте (передавайте) полномочия. У людей разные сильные стороны и опыт.
Делегирование полномочий обычно означает развитие.
16. ПРИНИМАЙТЕ ПОМОЩЬ ИЗВНЕ, ЕСЛИ ЭТО НЕОБХОДИМО. Тщательно выбирайте, к кому
обратиться. Принимайте на себя ответственность за свои действия. У каждого человека со стороны свой взгляд на
проблему и свой опыт. Люди со стороны не участвовали в организационной работе. Человек извне скорее окажется
беспристрастным.
17. УЧИТЕСЬ НА ОШИБКАХ. Признавайте свою неправоту. Регулярно анализируйте ход дела. Поощряйте
обратную связь – это самое ценное, что вам могут дать коллеги.
18. ДЕЛАЙТЕ ТО, О ЧЁМ ВЫ ГОВОРИТЕ. Дела говорят сами за себя.
Игры на выявление лидера«Большая семейная фотография»
Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться
для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для
фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов
«семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы
постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять
стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам
будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностьюпассивностью в выборе
месторасположения. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт
«три!» все дружно и очень громко кричат «сыр».
“Веревочка”
Игра на выявление лидерских качеств. Для проведения этой игры возьмите веревку и свяжите ее концы
так, чтобы было образовано кольцо (длина веревки зависит от количества участвующих). Участники встают в
круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга.
Задание: “Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить
треугольник”.
Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то
вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем
руководит действиями.
Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно
продолжить, усложняя задачу, и предложить построить квадрат, звезду, шестиугольник и т.д.
"Напиши зверя"
Каждый пишет на бумажке какое-нибудь животное, никому его не показывая. После того, как все
животные написаны, все по очереди их зачитывают. После этого предлагается, не общаясь друг с другом,
еще раз написать какое-нибудь животное.
Итоговая цель: у всех должен оказаться один и тот же зверь (это надо объяснить после первого круга)
Позволяет выявить оппозицию, явных и теневых лидеров.
«Пальцы»
На счет "три" все выбрасывают на руках какое-нибудь количество пальцев. Повторяется до тех пор, пока
все не выкинут одно и то же число пальцев.
«Ехали цыгане»
Продолжительность игры: 10 20 минут.
количество игроков: две группы по 10 человек.
Ведущий предлагает ребятам построить цыганскую повозку, состоящую из телеги, тройки
лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время на
подготовку задания 3 5 минут. Интерпретация:
Кучер на данный момент главный лидер организатор
Стены и крыша те, на кого можно положиться, хорошие исполнители
Колеса, телега, лошади те, на ком все стремятся "ехать", и кто способен везти, то есть
лидеры меньшего ранга.
Жеребенок "выпавший ", но с претензиями на лидерство.
Пассажиры основная масса.
По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением
ролей и на какое место они претендуют.
«Положи руку»
Оборудование: стулья.
Продолжительность игры: 10 20 минут.
Предполагаемое количество игроков: 20 человек.
Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому человеку в семейке,
который им более всего симпатичен (душа семейки), а левую на плечо том, кого они бы хотели
видеть командиром. Ведущий определяет, кто есть кто подсчетом рук.
“Индикатор”
У вас есть 4 типа движений: руки вверх, присесть, сойтись в центр, разойтись по стенам. Ваша задача,чтобы максимальное число людей сделали одно и то же. Потом отнимаем голос. Потом - жесты. Потом -
мимику и многозначительные взгляды.
(Внимательное наблюдение за группой позволяет узнать, кто выпадает, кто лидер, кто подчиняется.)
“Искра”
Все участники сидят в кругу. Задача как можно быстрее всем хлопнуть по очереди в ладоши так, чтобы
получилось очень-очень быстро.
“Карабас”
Для проведения игры детей рассаживают в круг. Руководитель (игротехник) предлагает условия игры:
“Я покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете не договариваясь встать
со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев”.
Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под
конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют
группу “счастливых”. Безынициативной является та группа ребят, которая не встает вообще.
Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.
Игры на командную работу и выявление лидеров
«Выкинуть на пальцах»
Всей группе на "раздватри" надо выкинуть на пальцах такие цифры, чтобы их сумма равнялась заданной
ведущим. Упражнение повторяется до результата.
«Прыжок»
Вся группа должна одновременно прыгнуть вперед не сговариваясь.
«Синхронное действие»
Группа по команде поднимает руки, затем без команды должна одновременно опустить их. То же можно
делать со стульями: не сговариваясь молча вместе встать, обойти вокруг стула (синхронно) и одновременно
сесть.
«Посчитать до…»
Группа должна по порядку посчитать до N (либо равное, либо большее числа участников), причем каждую цифру
должен произносить только один человек. Договариваться, кто, что произносит нельзя. Как только какоето число
произносят несколько человек одновременно или долго не произносит никто, счет начинается с начала. Каждый
человек должен произнести хотя бы одно число.
«Буква»
Не разговаривая, сложить из стульев какуюто фигуру (например, букву "ю"). Можно проводить на время.
«Сиамские близнецы»
Два человека стоят упершись спинами друг в друга. Нужно вместе сесть и вместе встать. То же самое стоя
лицом друг к другу и взявшись за руки и отклонившись назад. Вариант упражнения группа из нескольких человек,
стоящих в кольце.
«Узел»
Каждый из группы держится за веревку. Задача завязать веревку в узел. Отпускать руки нельзя, можно только
перемещать вдоль веревки (если ктото отпускает руки, упражнение начинается с начала). Вариант потом развязать
завязавшийся узел с теми же правилами. Вариант развязать узел, завязанный ведущим.
«Тарелочки – 1»
Группе дается несколько тарелочек. Группа должна, не наступая на ковер, переправиться по тарелочкам через
него. Условие: на каждой тарелочке должна постоянно находиться хотя бы одна нога. Иначе тарелочка отбирается.
«Поиск обуви»
Все стоят в кругу. Закрыв глаза, снимают обувь и перемешивают. Не трогая руками надо найти свою (ногами).
«Муравьиная тропа»
Группа разбивается на две части и встает на длинную доску по обе стороны от середины. Задача двум
подгруппам поменяться местами. Если ктото наступает на землю или касается земли, упражнение начинается с
начала.«Ковер»
Вся группа стоит на коврике. Нужно перевернуть его на другую сторону. Если ктото наступил на пол
упражнение начинается с начала.
«Веревочка за руки»
Веревочка натянута чуть ниже пояса самого высокого человека в группе. Группа стоит взявшись за руки. Задача
всем пройти над веревочкой, не задев ее. Примечание: чтобы шла групповая работа, следует либо ввести правило, что
прыгать нельзя, либо ввести "слепых", "немых" людей.
«Тарелочки по кругу»
Тарелочки расположены по кругу, их число равно числу участников. Нужно, не наступая на пол, всем
одновременно пропрыгать круг с тарелочки на тарелочку. Размеры тарелок подбираются так, чтобы на каждой
помещался только один человек.
«Осьминожка»
К кольцу привязаны длинные веревки, в кольцо кладется теннисный мячик. Задача не уронив мячик, обнести
его вокруг колонны (пронести над полем). Вариант: в большом кольце воздушный шарик.
«Фиксация»
Все играющие встают в круг. Каждый участник выбирает любого человека стоящего в кругу
себе в пару, никому об этом не говоря. Ведущий объясняет, что каждый должен сделать 15 шагов
(не больше и не меньше) так, чтобы подойти к намеченному человеку и зафиксировать какуюлибо
заранее придуманную фигуру в паре с этим человеком. Ведущий громко вслух считает до 15, на
каждый счет делается один шаг. Игра позволяет выделить эмоциональных лидеров, группировки,
которые есть в коллективе, определить уровень сплоченности. Сразу же после проведения игры
необходимо провести обсуждение.
«Орехи»
Каждому человеку в группе дается грецкий орех. Нужно внимательно его осмотреть и запомнить. Затем орехи
складываются в общую кучу и перемешиваются (для усложнения можно добавить еще орехов). Каждый должен найти
свой орех. Более сложный вариант то же самое с закрытыми глазами. Затем у каждого по кругу спрашивается, как
он определил свой орех. На обсуждении обычно говорится, что сначала все люди кажутся одинаковыми, а на самом
деле очень сильно различаются. И очень часто за жесткой, некрасивой оболочкой скрывается чтото нежное и
ранимое.
«Рукопожатие»
Все ребята встают в тесный круг и вытягивают вперед правую руку. По сигналу ведущего каждый находит себе
пару – «партнера по рукопожатию».
«Зеркало»
Игра по парам. Необходимо повторять все движения партнера (произвольные). Игра развивает навыки
невербального взаимодействия.
«Разговор руками»
Участники игры садятся парами друг против друга с завязанными глазами. Все рассаживаются так, чтобы
партнеры не знали друг друга.
Руками нужно: поздороваться;
поссориться;
помириться;
попрощаться.
После этого повязка снимается, и партнеры обмениваются впечатлениями.
«Встаньте в круг»
Участники собираются тесной кучкой вокруг ведущего. Он командует «Начали!» и все делают следующее:
закрыв глаза начинают двигаться в любую сторону, стараясь при этом ни на кого не наступать. Кроме этого каждый
жужжит как пчела.
Через некоторое время, после хлопка ведущего все замолкают и застывают на том месте, где застал их хлопок
ведущего. После этого ведущий хлопает дважды. Задача игроков – не открывая глаз и не прикасаясь ни к кому руками,строиться в круг. Это должно проходить в полной тишине, иначе играющим не удастся почувствовать ни людей, стоящих
рядом, ни формы круга. Когда ведущий хлопает в ладоши трижды, работа должна быть закончена.
Итогом игры будет фигура, нарисованная на бумаге, которая и будет отражать степень несогласованности в
группе.
«Кельтское колесо»
По легенде древних кельтов все люди делятся по сторонам света.
Люди с Севера это люди действия. Лидеры, которые делают дело. Люди, которые идут к цели любыми путями,
не оглядываясь на средства, их мало интересует атмосфера, которая царит вокруг.
Люди с Запада это люди расписаний, расчетов, точности, дисциплины. Их часто обвиняют в бесчувственности.
Люди с Востока это люди творчества. Много идей, но при этом они не занимаются их реализацией.
Люди с Юга обеспечивают теплые отношения и комфорт в группе. Атмосфера в группе важнее поставленной
цели, движения вперед.
По легенде Древних кельтов, для достижения гармонии в каждой группе, а также в каждом человеке должны
присутствовать все стороны света, хотя какаято и преобладает. Это и представляет собой замкнутое кельтское
колесо.
Члены группы разделяются на подгруппы по своей предрасположенности по сторонам света. Если человек
колеблется, ему предлагают выбрать сторону света, к которой он относит себя в настоящий момент.
Этапы:
1. 710 минут на подготовку.
Каждая сторона света представляет себя, делает рекламу своих качеств.
2. Каждая группа рассказывает отрицательные стороны других частей света и выслушивает про свои негативные
черты.
3. Каждая группа отвечает на вопрос: почему бы она не могла обойтись без других сторон света.
4. Группа рассматривает, как наилучшим образом организовать разделение обязанностей по людям соответствующих
сторон света для решения общих задач. Если в группе не оказывается какойто стороны света, то на выступлениях ее роль
берет на себя ведущий, а внимание группы обращается на то, что изза отсутствия этой стороны в группе возникнут
определенные проблемы. В конце у группы спрашивается, какая еще сторона света, кроме названной в них доминирует.
Если в группе выпала какаято сторона (чаще всего Запад), людям назвавшим ее как вторую, предлагается выполнять ее
функцию для решения проблем в группе.
Деловая игра «Лидер»
Цель: Выявить лидеров в коллективе.
Ход проведения: коллектив делится на три микрогруппы. Участникам предлагается выполнить ряд заданий,
сложность которых возрастает от первого к последнему.
Ведущий объясняет, что игра имеет «секрет», который откроется только в конце. «Секрет» заключается в том,
что за каждым столом (в каждой группе) выбирается один человек, который следит за работой в группе и за
выполнением задания. Затем, выдает жетоны определенного цвета (ничего не объясняя).
Красный – лидер – организатор.
Зеленый – исполнитель.
Желтый – слушатель (зритель)
Задания
сложить разрезную открытку;
нарисовать коллективный рисунок по общей теме;
конкурс – буриме. Сочинить стихотворение по готовой рифме (34мин.)
птица – снится лодка – селедка ватрушка – погремушка
сонно – ворона смело – улетела зайчик – пальчик
придумать инструкцию по применению следующих вещей: электровеника, отрывного календаря, мухобойки.
Команды должны зачитать инструкцию своего предмета, не упоминая его, а остальные должны его угадать.
написать рассказ, где все слова начинаются на одну букву: «о», «в», «с».
По окончании игры подводятся итоги по группам (где фиксируются результаты по цветам жетонов). Теперь
раскрывается секрет. Группы должны в интересной форме представить своих лидеров.
Тест «Я – лидер»
Очень интересно и полезно было бы провести среди ребят тест на определение лидерских качеств. Пусть каждый
из них сам попробует оценить свои способности, повести других за собой, стать организатором и вдохновителем
жизни в коллективе.
Инструкция к этому тесту будет такова: «Если ты полностью согласен с приведённым утверждением, то вклеточку с соответствующим номером поставь цифру «4»; если скорее согласен, чем не согласен – цифру «3»; если
трудно сказать – «2»; скорее не согласен, чем согласен – «1»; полностью не согласен – «0».
Образец карточки ответов расположен ниже.
Вопросы к тесту «Я – лидер»
1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
2. Мои действия направлены на достижения понятной мне цели.
3. Я знаю, как преодолевать трудности.
4. Люблю искать и пробовать новое.
5. Я легко могу убедить в чёмто моих товарищей.
6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.
9. Я умею распределять свои силы в учёбе и труде.
10. Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
11. Я хорошо планирую своё время и работу.
12. Я легко увлекаюсь новым делом.
13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.
14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
15. Ни один человек не является для меня загадкой.
16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.
17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
18. Для меня важно достижение цели.
19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
22. У меня всегда всё получается.
23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
24. Я умею поднимать настроение в труппе своих товарищей.
25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.
28. Принимая решение, перебираю различные варианты.
29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
30. Я умею правильно подобрать людей для организации какоголибо дела.
31. В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания.
32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
34. Я никогда не поступал так, как другие.
35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.
36. Я никогда не поступал так, как другие
37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.
39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
41. Никто и никогда не испортит мне настроение.
42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
43. Решая проблемы, использую опыт других.
44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.
45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
47. Умею находить общий язык с людьми.
48. Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какоголибо дела.
После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков в каждом столбце (не учитывая
баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:
А – умение управлять собой;
Б – осознание цели (знаю, чего хочу);
В – умение решать проблемы;
Г – наличие творческого подхода;
Д – влияние на окружающих;Е – знание правил организаторской работы;
Ж – организаторские способности;
З – умение работать с группой.
Карточка для ответов теста «Я – лидер»
А
1
9
17
25
33
41
Б
2
10
18
26
34
42
В
3
11
19
27
35
43
Г
4
12
20
28
36
44
Д
5
13
21
29
37
45
Е
6
14
22
30
38
46
Ж
7
15
23
31
39
47
З
8
16
24
32
40
48
Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если
больше 10, то это качество развито средне или сильно.
Но прежде, чем сделать заключение о том, лидер ли подросток, обратите внимание на баллы, выставленные при ответах
на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы считаем, что ты был неискренним
в самооценке. Результаты теста можно изобразить в графике.
«Хочу быть лидером»
Форма: деловая игра.
Возраст участников: 1113 лет.
Педагогическая задача: практическое применение лидерских навыков, обмен опытом.
Краткое описание:
1. Вступительное слово. Игра поможет каждому участнику подобрать «ключи» к основным качествам настоящего
лидера. К коллективному обсуждению предлагаются вопросы: «Кто такой лидер?», «Какими качествами обязательно должен
обладать лидер?»
2. Ребята предлагают варианты ответов. Ведущий помогает обобщить высказывания и зафиксировать названные
качества:
* активность,
* целеустремленность,
* справедливость,
* организованность,
* инициативность,
* общительность,
* умение взаимодействовать с командой.
3. Формируются три микрогруппы, которым предстоит получить ключи от дверей «Лидерство»:
1 ключ ключ от умения взаимодействовать с командой. Командам дается время, чтобы придумать слово,
решить, как с помощью мимики и жестов объяснить его ребятам других команд.
2 ключ – ключ от активности. Необходимо провести агитацию за представителя своей команды, чтобы у ребят
из других команд не возникло сомнения, что данный человек – настоящий лидер.
3 ключ – ключ от общительности. Участники каждой команды сочиняют рассказ на тему «Я настоящий лидер»,
предлагая по очереди по одному предложению.
4 ключ – ключ от организованности. Необходимо в правильном порядке расположить этапы организации дела.
5 ключ – ключ от инициативности. Каждая команда рисует портрет лидера XXI века и комментирует
изображение.
4. Итоговая часть. Оценка игры по десятибалльной системе.Материал подготовлен педагогомпсихологом Е.М.Бондарь