Игры различного назначения, соревнования, эстафеты широко применяются на любых ступенях обучения и имеют педагогическую целесообразность, так как развивают у детей многие черты эмоциональной сферы, физические показатели, воспитывают у участников коммуникативные навыки, содействуют укреплению межличностных отношений среди участников коллектива. Данное мероприятие может быть использовано как во внеурочной деятельности в школе, так и в работе лагерных смен.
ИГРЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПЕРИОДА
Набор игр,
предложенный далее,
будет интересен педагогам,
работающим с детскими коллективами, которые находятся в стадии
организации. Традиционное время для таких ситуаций: 1 сентября, первые
уроки физкультуры, первые дни в лагере или во временном коллективе.
Приемы, описанные в этой главе, могут применять родители при организации
детских походов, пикников, проведении выходных на природе.
«Скульптура»
Педагог предлагает ребятам построить скульптурную композицию «Наш
отряд (или класс)» в течение 5 минут. По тому, кто возьмет на себя роль
архитектора, судят о лидерских качествах.
«Числа и буквы»
Детский коллектив, целиком или разбившись на микрогруппы, образует круг,
взявшись за руки, и пробует построить различные буквы и цифры. Задание
усложняется тем, что необходимо построить фигуры с углами (звезду, квадрат,
треугольник), но при этом нельзя разговаривать.
«Скала»
Дети выстраиваются на скамейке или на стульях в ряд, вплотную друг к
другу. Рассчитываются по порядку номеров. Затем им предлагается поменяться
местами. То есть – номер 1 становится последним, аккуратно переходя и
держась за ребят. Затем номер 2 и так далее. Передвигать стулья и спрыгивать на
пол запрещается. Если ктото не удерживается, то все начинается сначала.
Действует запрет на разговоры для всех, кроме человека, который возьмет на
себя роль координатора. Этого человека вожатый выбирает сам или по желанию
из потенциальных ребятлидеров. Другая разновидность этой игры –
координатору предлагается построить отряд по росту, по цвету носков, по
размеру ботинок, длине волос и так далее.
«Киностудия»
1 й э т а п – разбивка на несколько микрогрупп, каждая из которых
придумывает и обыгрывает сюжет на любую тему.
2 й э т а п – представление авторов идеи – идейных лидеров.
3 й э т а п – представление организаторов в каждой группе.4 й э т а п – новая разбивка по группам в зависимости от того, какой фильм
понравился больше.
5 й э т а п – все лидеры выстраиваются на сцене и в течение 30 секунд
каждый рекламирует предполагаемую им отрядную деятельность в смене и
способы осуществления этой деятельности.
6 й э т а п – тот, за кого после этого проголосует большая часть отряда,
будет его командиром.
«Проводник»
Ребята выстраиваются в колонну по одному в затылок друг другу, положив
руки на плечи. Вожатый объясняет правила:
1. Запрет на разговоры.
2. У всех, кроме стоящего последним, закрыты глаза.
3. Последний – машинист поезда.
4. Хлопок по левому (правому) плечу – поворот влево (вправо).
5. Хлопок по обоим плечам – вперед.
6. Хлопок по обоим плечам двойной – назад.
7. Хлопок по обоим плечам дробью – стоп.
Задача машиниста – провести паровозик несколько поворотов. После чего
последний становится впереди всех, и игру повторяют. По умению управлять
судят о лидерах.
«Клади руку»
Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому
человеку в отряде, который им более всего симпатичен (душа отряда), а левую
на плечо тому, кого они хотели бы видеть командиром. Вожатый определяет, кто
есть кто, подсчетом рук. Как правило, не бывает слишком много лидеров, если
проводить эту игру в конце организационного периода.