«Игры-состязания на уроках физкультуры младших школьников

  • Разработки уроков
  • doc
  • 17.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1. Теоретическая интерпретация 2. Подвижная игра - естественный спутник ребёнка 3. Педагогическое воздействие русских народных игр на младшего школьника как неотъемлемая часть физического воспитания 4. Заключение 5. Список литературы 1. Теоретическая интерпретация. Физическая культура – уникальный учебный предмет. Его уникальность состоит в том, что он обеспечивает овладение учащимися важными знаниями о человеке, о его развитии, сведениями по анатомии, физиологии, гигиене, педагогике. Она решает задачи воспитания у учащихся необходимых ему двигательных умений и навыков. Сегодняшний день физической культуры – не погоня за результатами, а кропотливая работа учителя, родителей над укреплением здоровья детей. Здоровье – важнейшее условие гармонического развития ребенка, важнейший фактор его работоспособности, от которого в конечном итоге зависит эффективность его воспитания и обучения. Выдающийся русский1. Теоретическая интерпретация 2. Подвижная игра - естественный спутник ребёнка 3. Педагогическое воздействие русских народных игр на младшего школьника как неотъемлемая часть физического воспитания 4. Заключение 5. Список литературы 1. Теоретическая интерпретация. Физическая культура – уникальный учебный предмет. Его уникальность состоит в том, что он обеспечивает овладение учащимися важными знаниями о человеке, о его развитии, сведениями по анатомии, физиологии, гигиене, педагогике. Она решает задачи воспитания у учащихся необходимых ему двигательных умений и навыков. Сегодняшний день физической культуры – не погоня за результатами, а кропотливая работа учителя, родителей над укреплением здоровья детей. Здоровье – важнейшее условие гармонического развития ребенка, важнейший фактор его работоспособности, от которого в конечном итоге зависит эффективность его воспитания и обучения. Выдающийся русский
Иконка файла материала podvizhnye_igry_v_nach.shkole.doc
«Игры­состязания на уроках физкультуры младших  школьников» Содержание 1. Теоретическая интерпретация 2. Подвижная игра ­ естественный спутник ребёнка 3. Педагогическое воздействие русских народных игр на младшего школьника  как неотъемлемая часть физического воспитания 4. Заключение 5. Список литературы 1. Теоретическая интерпретация.       Физическая культура – уникальный учебный предмет. Его уникальность состоит в том, что он обеспечивает овладение учащимися важными знаниями о человеке, о его развитии,  сведениями   по   анатомии,  физиологии,  гигиене,  педагогике.  Она  решает задачи воспитания у учащихся необходимых ему двигательных умений и навыков. Сегодняшний день физической культуры – не погоня за результатами, а кропотливая работа учителя, родителей над укреплением здоровья детей. Здоровье – важнейшее   важнейший   фактор   его условие   гармонического   развития   ребенка, работоспособности,   от   которого   в   конечном   итоге   зависит   эффективность   его воспитания и обучения.           Выдающийся русский ученый П. Ф. Лесгафт рассматривал игры, как одно из важнейших   средств   физического   воспитания,   подчеркивал,   что   во   время   игры ребенок учится преодолевать препятствия, которые встречаются в жизни. В процессе игры   дети   познают   мир   и   при   высокой   эмоциональной   нагрузке   учатся самостоятельно действовать в различных ситуациях. Огромное значение игре предавал А.С. Макаренко, он говорил: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание и обучение будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». 2. Подвижная игра ­ естественный спутник ребёнкаПодвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник  радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные  подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в  них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои,  представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью,  выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку,  творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны младшему  школьнику. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению  кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех  психических процессов.             Подвижные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий,  направленных на достижение условной цели, оговорённой в правилах. Особенность  подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер. Все свои жизненные впечатления и переживания младшие школьники отражают в  условно­игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ  ("Гуси­ лебеди”, напр.).   3. Педагогическое   воздействие   русских   народных   игр   на   младшего школьника как неотъемлемая часть физического воспитания Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления   о   чести,  смелости,  мужестве,   желание   обладать   силой,  ловкостью, выносливостью,  быстротой  и   красотой  движений,  проявлять   смекалку,  выдержку, творческую   выдумку,   находчивость,   волю   и   стремление   к   победе.   Передовые представители   культуры:   К.Д.   Ушинский,   Ж.А.   Покровский,   Д.А.   Колоцца,   Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс, призывали   повсеместно   собирать   и   описывать   народные   игры,   чтобы   донести   до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.Совместная игра – уникальный вид сотрудничества. Не случайно психологи считают, что   подлинно   демократические   отношения   между   взрослыми   и   детьми   возможны только   в   игре.   И   прежде   всего,   положительное   влияние   на   их   взаимоотношения оказывают игры с правилами – традиционное средство народной педагогики.  До наших дней дошло множество русских народных игр: передаваемые из поколения в поколение, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. По играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах поведения, существовавших на Руси. Кто из взрослых   не   помнит   игр   своего   детства!   “Палочка­выручалочка”,   “Казаки­ разбойники”, “Колдунчики” и многие другие. Они объединяли детей разного возраста общей радостью, неповторимым настроением. Исследователи русских народных игр отмечают, что во все времена они выполняли важные социальные функции, являясь частью   досуга,   давали   возможность   человеку   отдохнуть   от   будничных   дел   и погрузиться на время в радостную атмосферу. Однако основная функция народных игр заключается в воспитании. Они способствуют развитию мышления, воображения, воспитывают активность, сноровку, сообразительность, инициативу, умение постоять за   себя.   Дети   учатся   преодолевать   неудачи,   переживать   неуспех.   Посредством русских народных игр мудрость наших предков, копившаяся веками, передается из поколения в поколение.                                     Русские народные игры,   несомненно, должны быть включены в уроки физического   воспитания   детей   младшего   школьного   возраста.   Они   просты   и общедоступны. В них каждый из учеников может найти себе активную роль по силам и способностям.                  Чтобы   попытаться   доказать   ценность   народной   игровой   культуры   как педагогического явления,  я хочу обратиться  к конкретному примеру.               Например, такая народная игра как «Лапта». В игре ребенок может, поймав мяч,   вернуть   в   круг   игрока,   «засаленного»   ранее.   Значит,   поведение   в   игре направляется двойной задачей: самому бегать, увертываясь от меча, и поймать мяч, чтобы   помочь   товарищу   в   которого   попали   мячом.   Действия   ребенка   могутограничиться лишь ловким бегом, но он ставит перед собой другую цель ­  помочь товарищу,   хотя   это   связанно   с   риском:   если   попытка   поймать   мяч   окажется неудачной, придется покинуть круг играющих. Таким образом, в играх с двойной задачей ребенок по собственной инициативе оказывает помощь товарищу и радуется, когда это удается. В реальной жизни подобные ситуации складываются не часто, и поведение детей чаще направляется словесными указаниями педагога. Товарищескую солидарность такими указаниями воспитать трудно. Другое дело – народные игры, требующие от участников взаимопомощи, особенно если действуют и соревнуются команды. Наличие двойной задачи в игре особо выделял Эльконин в плане морального развития. Таким образом,  народная игра выступает как средство                     Игровая   ситуация   увлекает   и   воспитывает   младшего   школьника,   а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей   активной   умственной   деятельности.   В   народных   играх   много   юмора, соревновательного   задора;   движения   точны   и   образны   часто   сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками,   потешками.   Они   сохраняют   свою   художественную   прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Например, считалка:                                                 « Катился горох по блюду,                                                  Ты води, а я не буду.» Очень   интересны   для   детей   забавные   певалки.   Например,   выбирая   водящего,   все играющие садятся в круг и нараспев говорят:                                                   Кто засмеётся                                                    Губа задерётся                                                   Раз, два, три, четыре, пять                                                   С этих пор молчать!Все стараются не проронить не слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становиться   водящим.   Постепенно   «   Молчанка»   приобрела   вид   самостоятельной игры.                 Дети младшего школьного возраста много играют в свободное время. Они владеют всеми видами естественных движений, хотя ещё недостаточно совершенно, поэтому игры, связанные с бегом, прыжками, метанием, им интересны. Кроме того, все эти движения лучше всего развиваются в играх. При проведении подвижных игр среди учащихся младших классов надо учитывать анатомо­физиологические   особенности   детей   этого   возраста,   относительную подверженность их организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость.   Скелет   младшего   школьника   ещё   продолжает   формироваться. Значительная прослойка хрящевой ткани обусловливает большую гибкость костей, особенно   позвоночника.   Мускулатура   относительно   слаба   (в   частности,   мышцы спины   и   брюшного   пресса).   Прочность   опорного   аппарата   также   ещё   невелика. Поэтому   большое   значение   приобретают   подвижные   игры   с   разнообразными движениями, без длительных мышечных напряжений. Сердечно­сосудистая   система   ребёнка   7­9   лет  отличается   большой жизнеспособностью: сосуды достаточно широкие, а стенки сосудов эластичные, что создаёт благоприятные условия для работы сердечной мышцы. Но функции нервной системы,   регулирующей   работу   сердца,   ещё   недостаточно   развиты   (лёгкая возбудимость сердца). Дети проявляют большую двигательную активность в играх, особенно в тех случаях, когда прыжки, бег и другие действия, требующие большой затраты сил и энергии, перемежаются хотя бы кратковременными перерывами, активным отдыхом. Однако они   довольно   быстро   устают,   особенно   при   выполнении   однообразных   действий. Учитывая вышесказанное, физическую нагрузку при занятиях подвижными играми необходимо   строго   регулировать   и   ограничивать.   Игра   не   должна   быть   слишком продолжительной.Функция   внимания   у   младших   школьников  ещё   недостаточно   развита,   они   часто бывают рассеянными, переключаются с одного предмета на другой. В связи с этим им желательно предлагать короткие по времени подвижные игры, в которых большая подвижность   чередуется   с   кратковременными   передышками.   Игры   состоят   из разнообразных свободных простых движений, причём в работу вовлекаются большие мышечные группы. Простота и немногочисленность правил игры обусловливаются недостаточной устойчивостью внимания и относительно слабо развитыми волевыми качествами детей 6­9 лет. Дети   этого   возраста   активны,   самостоятельны,   любознательны,   стремятся незамедлительно и одновременно включаться в проводимые игры, а во время игры стараются   в   сравнительно   короткий   срок  добиваться   заданных   целей;   им   ещё   не хватает   выдержанности   и   упорства.   Их   настроение   часто   меняется.   Они   легко расстраиваются при неудачах в игре, но, увлекшись ею, вскоре забывают о своих обидах. Младшие   школьники   ярче   воспринимают   и   лучше   усваивают   всё   то,   что   видят, слышат,   наблюдают.   Однако   в   этом   возрасте   образное,   предметное   мышление ребёнка   постепенно   сменяется   понятийным   мышлением.   Дети   демонстрируют большую сознательность в игровых действиях, у них появляется умение делиться впечатлениями, сопоставлять и сравнивать наблюдаемое. Они начинают  критически относиться к поступкам и действиям товарищей по игре. Появление способности абстрактно, критически мыслить, сознательно контролировать движения позволяет школьникам   успешно   усваивать   усложнённые   правила   игр,   выполнять   действия, объясняемые и показываемые руководителем.  В свое работе правила игры  я излагаю кратко, поскольку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести всё изложенное в действиях. Часто, не дослушав объяснения, дети изъявляют желание исполнить ту или иную роли в игре. Также рассказываю об игре   в   форме   сказки,   что   воспринимается   детьми   с   большим   интересом   и способствует   творческому   исполнению   в   ней   ролей.   Этим   способом   можнопользоваться для лучшего усвоения игры, когда дети невнимательны или когда им нужен отдых после физической нагрузки. Дети   1­3   классов   очень   активны,   но,   конечно   же,   не   могут   рассчитать   своих возможностей. Все они в основном хотят быть водящими, поэтому  я сама назначаю их   в   соответствии   со   способностями.   Водящим   можно   также  назначить   игрока, победившего в предыдущей игре, поощряя его за то, что он остался непойманным, выполнил задание лучше других, принял самую красивую позу в игре и т.п. Выбор водящего должен способствовать развитию у детей способности правильно оценивать свои силы и силы товарищей.   Во время игры чаще сменяю водящего, чтобы как можно больше детей побывало в этой роли. Сигналы в играх для детей младших классов лучше подаю не свистком, а словесными командами,   что   способствует   развитию   второй   сигнальной   системы,   ещё   очень несовершенной  в этом  возрасте.    В своей   работе  пользуюсь  также  речитативами. Произносимые хором рифмованные слова развивают у детей речь и вместе с тем позволяют им подготовиться к выполнению действия на последнем слове речитатива. Дети этого возраста очень ранимы, поэтому   стараюсь не выводить их из игры за ошибки. Если же по содержанию игра требует временного вывода проигравших, то определяю место для выбывших и удалять их очень ненадолго. К нарушениям в игре, несоблюдению правил стараюсь   относиться терпимо, помня, что это происходит в основном из­за неопытности, неумения играть в коллективные игры и недостаточного общего физического развития детей. Стремление детей к выдумке, творчеству реализуется в подвижных играх, которые зачастую имеют сюжетно­образный характер. Образные сюжеты становятся сложнее, чем в играх детей дошкольного возраста, так как кругозор младших школьников значительно   расширяется,   они   овладевают   навыками   чтения,   письма.   Примером сюжетных игр могут быть "Совушка", "Два Мороза", "Караси и щука". Для детейэтого   возраста   очень   привлекательными   могут   быть   игры   с   элементами таинственности, неожиданности.  Из опыта работы  первых классах я сделала вывод, что в начале учебного года нежелательно   проводить   командные   игры.  Постепенно,   с   приобретением двигательного опыта и с повышением у детей интереса к коллективной деятельности, можно   включать   в  урок   игры   с  элементами   соревнования   в   парах   (в  беге,  гонке обручей, прыганье через скакалку, в катании мяча). В дальнейшем следует разделять детей на несколько групп и проводить с ними соревновательные игры типа эстафет с простыми   заданиями.   При   разделении   игроков   на   соревнующиеся   группы руководитель   должен   учитывать   соответствие   характера   игровых   действий физической подготовленности детей, а результаты действий каждого игрока за свою команду выявлять немедленно. Преимущественное место занимают игры с короткими перебежками врассыпную, по прямой, по кругу, с изменением направлений, игры с бегом типа "догоняй­убегай" и с увертыванием; игры с подпрыгиванием на одной или двух ногах, с прыжками через условные препятствия (начерченный "ров") и через предметы (невысокую скамейку); игры с передачей, бросанием, ловлей и метанием на дальность и в цель мячей, шишек, камешков,  игры  с разнообразными  движениями  подражательного или  творческого характера.   Каждая   игра   состоит   в   основном   из   одного­двух   вышеперечисленных видов движений, причем, обычно они применяются обособленно или попеременно и лишь изредка ­ в сочетаниях. Например, игра "Попрыгунчики­воробушки" построена на   подпрыгиваниях,   игра   "Волки   во   рву"   ­   на   перебежках,   в   которые   включены прыжки в длину. Для проведения большинства игр в младших классах р использую необходим яркий, красочный инвентарь, поскольку у детей зрительный рецептор развит ещё слабо, а внимание   рассеяно.   Инвентарь   должен   быть   лёгким,   удобным   по   объёму, соответствовать физическим возможностям детейВ народных играх много юмора, шуток, задора; движения точны и образны; часто   сопровождаются   неожиданными   веселыми   моментами   заманчивыми   и любимыми   младшими   школьниками   считалками,   жеребьёвками,   потешками.   Они сохраняют   свою   художественную   прелесть,   эстетическое   значение   и   составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор.                 Основной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движения в содержании  игры  (бега, прыжков, метаний, бросков, передача и ловля меча). Эти двигательные   действия   направляются   на   преодоление   различных   препятствий, трудностей,   поставленных   на   пути   достижения   цели   игры.   А   достижения   цели требует от учащихся активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих (быстро добежать до цели, быстрее бросить в цель).              Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъём. Именно благодаря   этому   замечательному   свойству   подвижные   игры   больше   чем   другие формы   физической   культуры   адекватны   потребностям   растущего   организма   в движении, способствуют всестороннему гармоничному физическому и умственному развитию детей, развитию координации движения, ловкости, меткости. Большое место подвижные игры занимают в физическом воспитании детей младшего школьного   возраста,   так   как   они   благоприятствуют   комплексному совершенствованию   двигательных   навыков,   нормальному   физическому   развитию, укреплению   и   сохранению   здоровья.   Подвижные   игры   оказывают   благоприятное воздействие на сердечно – сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма.   Поскольку   ребенок   развивается   в   игре,   то   игры   способствуют всестороннему   развитию   ребенка.   Игры   расширяют   круг   его   представлений, развивают   наблюдательность,  сообразительность.  Образовательное  значение   имеют игры, родственные по двигательной структуре отдельным видом спорта (спортивные игры, легкая атлетика, гимнастика).Велико   значение   подвижных   игр   в   воспитании   физических   качеств:   быстроты, ловкости,   выносливости,   гибкости.   В   подвижных   играх   эти   же   качества   у   детей развиваются в комплексе. Заключение               И   подводя   итоги   в   необходимости   народных   подвижных   игр   на   уроках физической культуры в младших классах можно сказать. Народные подвижные игры в  комплексе   с  другими   воспитательными   средствами   представляют   собой   основу начального   этапа   формирования   гармонически   развитой,   активной   личности, сочетающей   в   себе   духовное   богатство,   моральную   чистоту   и   физическое совершенство.   Впечатления   детства   глубоки   и   неизгладимы   в   памяти   взрослого человека. Они образуют фундамент развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно­ полезной и творческой деятельности.                 Что  народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств,   развитие   сообразительности,   быстроты   реакции,   физически   укрепляют ребенка.   Через   игру   воспитывается   чувство   ответственности   перед   коллективом, умение   действовать   в   команде.   Вместе   с   тем,   спонтанность   игры,   отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными “свежими” для детей. По­ видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.                                                  Список литературы 1.Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с 2.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Л.В. Руссковой. ­ М.: Просвещение, 1986. ­ 79 с. 3.Найминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. Ростов н/Д: Феникс, 2001 ­ 256 с. 4.Ковалько   В.И.  Школа   физкультминуток  (1­4  классы):   Практические   разработки физкультминуток,   гимнастических   комплексов,   подвижных   игр   для   младших школьников. ­ М.: ВАКО, 2007. ­ 208 с.