Игры, способствующие развитию грамматического строя речи, обогащению и активизации словаря
Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
воспитательная работа +2
Детсад
19.04.2018
Дети с нарушениями речи в дошкольном возрасте имеют ограниченный словарный запас, у них наблюдается расхождение объёма активного и пассивного словаря, несформированность грамматических представлений (трудности словоизменения, согласования слов в словосочетаниях и предложениях, употребления падежных форм и т.д.), что в дальнейшем может привести к трудностям обучения в школе и овладения письменной речью.
Игры, способствующие развитию грамматического строя речи, обогащению и активизации словаря.docx
Игры, способствующие развитию грамматического строя речи,
обогащению и активизации словаря:
«Назови ласково»
Цель: научить образовывать существительные с уменьшительноласкательным
суффиксом
Оборудование: мяч (гимнастический или массажный)
Ход игры: ведущий называет ребёнку слово и кидает в руки мяч, ребёнок
изменяет слово и кидает мяч обратно. Можно использовать слова: «Мяч лови
и мяч бросай – слова ласково называй»
Примеры слов: мяч (мячик), кукла (куколка), машина (машинка), пирамида
(пирамидка), мишка (мишутка) и т.д.
Методические рекомендации: слова, желательно, подбирать в рамках одной
лексической темы. Например: игрушки, животные, транспорт, времена года и
т.д. Игра предназначена для детей от 5 лет.
«Один – много»
Цель: научить образовывать множественное число существительных.
Ход игры: ведущий говорит слова: «Мы волшебники немного был один, а
стало много!», после чего называет по одному слову.
Примеры слов: помидор (помидоры), баклажан (баклажаны), перец (перцы),
кабачок (кабачки), тыква (тыквы) и т.д.
Методические рекомендации: слова, желательно, подбирать в рамках одной
лексической темы. Например: игрушки, животные, транспорт, времена года и
т.д. Игра предназначена для детей от 5 лет.
«Чего не стало?»
Цель: научить образовывать множественное число существительных в
родительном падеже, способствовать развитию зрительной памяти.
Оборудование: картинки с изображение различных предметов или сами
предметы/игрушки. Ход игры: ведущий выставляет перед ребёнком картинки (предметы) и
называет их. После просит ребёнка закрыть глаза, в это время убирает одну
карточку (предмет). Ребёнок открывает глаза и называет, чего не стало.
Примеры слов: гусь (не стало гуся), петух (не стало петуха), курица (не стало
курицы), утка (не стало утки) и т.д.
«У кого – кто?»
Цель: научить образовывать существительные множественного числа с
уменьшительноласкательными суффиксами.
Оборудование: Картинки с изображением зверей и детёнышей (лото).
Ход игры: Ведущий предлагает ребёнку подобрать каждому животному его
детёнышей и назвать их.
Примеры слов: у белки (бельчата), у зайчихи (зайчата), у слонихи (слонята), у
лисы (лисята), у волчихи (волчата), у тигрицы (тигрята), у львицы (львята), у
медведицы (медвежата) и т.д.
Методические рекомендации: следить за правильностью окончаний
существительных. Игра предназначена для детей от 5 лет.
«Скажи наоборот»
Цель: учить подбирать антонимы.
Оборудование: мяч (гимнастический или массажный).
Ход игры: ведущий кидает ребёнку мяч, называет слово. Ребёнок подбирает к
слову антоним и кидает мяч обратно ведущему.
Пример слов: высокий (низкий), далёкий (близкий), быстрый (медленный),
громкий (тихий), широкий (узкий), толстый (тонкий), большой (маленький),
новый (старый), белый (чёрный) и т.д.
Методические рекомендации: при первом проведении игры или при
затруднении ребёнка в поиске антонимов необходимо использовать набор
карточек (лото) «Противоположности». Игра предназначена для детей от 6
лет.
«Четвёртый лишний» Цель: учить детей классифицировать понятия, выделяя лишнее слово.
Способствовать развитию логического мышления.
Оборудование: набор карточек или предметов (игрушек) одной лексической
темы (для детей от 4 лет).
Ход игры: ведущий показывает (называет) предметы, ребёнок должен назвать
лишний предмет.
Примеры слов:
Кукла, вода, юла, мяч
Стол, кастрюля, диван, шкаф
Собака, кошка, чайка, корова
Машина, автобус, трамвай, колесо
Методические рекомендации: Для детей от 6 лет игра проводится без
зрительной опоры с дополнительным заданием: «Объясни, почему лишний?».
«Назови, какой сок?» («Назови, какое варенье?»)
Цель: учить образовывать относительные прилагательные
Оборудование: для игры «Назови, какой сок?» карточки стаканчиков с
изображением фруктов (можно использовать наклейки). Для игры «Назови,
какое варенье?» карточки с изображением банки с фруктами.
Ход игры: ведущий показывает ребёнку картинку и задаёт вопрос: «Назови,
какой сок делают из яблок?» («Назови, какое варенье делают из вишни?»).
Ребёнок отвечает.
Примеры слов: сок из яблок (яблочный), из груш (грушевый), слив (сливовый),
вишни (вишнёвый), лимонов (лимонный) и т.д. Варенье из абрикосов
(абрикосовое), из вишни (вишнёвое), из малины (малиновое) и т.д.
Методические рекомендации: следить за правильностью окончаний. Для
поощрения за правильные ответы можно использовать фишки, вырезанные из
старых открыток.
«Хвастунишка» Цель: учить образовывать сравнительную степень прилагательных.
Оборудование: мяч (гимнастический или массажный)
Ход игры: ведущий предлагает ребёнку похвалить себя, побыть
«хвастунишкой». Бросает мяч (катает мяч) и называет слово, ребёнок
хвастается и бросает мяч (катает мяч) обратно.
Примеры слов: я красивый (а я ещё красивее), я высокий (а я ещё выше), я
злой (а я ещё злее), я весёлый (а я ещё веселее) и т.д.
Методические рекомендации: игра предназначена для детей от 6 лет.
«Сосчитайка!»
Цель: учить образовывать существительные множественного числа в
именительном и родительном падежах, согласовывать существительные с
числительными.
Оборудование: числовой ряд до 5, карточки с изображением различных
предметов.
Ход игры: Ведущий предлагает с опорой на числовой ряд посчитать
различные предметы до 5.
Примеры слов:
Одна комната, две комнаты …. пять комнат
Один дом, два дома, …., пять домов
Одно яблоко, два яблока, …., пять яблок и т.д.
Методические рекомендации: игра предназначена для детей от 5 лет. Для
детей от 6 лет можно использовать усложнение данной игры, добавляя
прилагательное. Пример: одна большая комната, две большие комнаты,…,
пять больших комнат. Обязательно обращайте внимание на правильность
употребления окончаний.
«Подбери родственные слова»
Цель: учить детей подбирать однокоренные слова. Способствовать развитию
языкового чутья. Ход игры: ведущий предлагает ребёнку подобрать родственные, похожие
слова к заданному слову.
Примеры слов:
Хлеб – хлебный, хлебушек, хлебница.
Снег – снеговик, Снегурочка, снегокат, снегопад.
Мороз – морозец, морозилка, морозный.
Методические рекомендации: игра предназначена для детей от 6 лет. При
затруднении, следует помогать наводящими вопросами или карточками с
соответствующими словами.
Игры, способствующие развитию грамматического строя речи, обогащению и активизации словаря
Игры, способствующие развитию грамматического строя речи, обогащению и активизации словаря
Игры, способствующие развитию грамматического строя речи, обогащению и активизации словаря
Игры, способствующие развитию грамматического строя речи, обогащению и активизации словаря
Игры, способствующие развитию грамматического строя речи, обогащению и активизации словаря
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.