Игры, способствующие развитию грамматического строя речи, обогащению и активизации словаря
Оценка 4.6

Игры, способствующие развитию грамматического строя речи, обогащению и активизации словаря

Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
воспитательная работа +2
Детсад
19.04.2018
Игры, способствующие развитию грамматического строя речи, обогащению и активизации словаря
Дети с нарушениями речи в дошкольном возрасте имеют ограниченный словарный запас, у них наблюдается расхождение объёма активного и пассивного словаря, несформированность грамматических представлений (трудности словоизменения, согласования слов в словосочетаниях и предложениях, употребления падежных форм и т.д.), что в дальнейшем может привести к трудностям обучения в школе и овладения письменной речью.
Игры, способствующие развитию грамматического строя речи, обогащению и активизации словаря.docx
Игры, способствующие развитию грамматического строя речи,  обогащению и активизации словаря:  «Назови ласково» Цель: научить образовывать существительные с уменьшительно­ласкательным  суффиксом Оборудование: мяч (гимнастический или массажный) Ход игры: ведущий называет ребёнку слово и кидает в руки мяч, ребёнок  изменяет слово и кидает мяч обратно. Можно использовать слова: «Мяч лови  и мяч бросай – слова ласково называй» Примеры слов: мяч (мячик), кукла (куколка), машина (машинка), пирамида  (пирамидка), мишка (мишутка) и т.д. Методические рекомендации: слова, желательно, подбирать в рамках одной  лексической темы. Например: игрушки, животные, транспорт, времена года и  т.д. Игра предназначена для детей от 5 лет.  «Один – много» Цель: научить образовывать множественное число существительных. Ход игры: ведущий говорит слова: «Мы волшебники немного ­ был один, а  стало много!», после чего называет по одному слову. Примеры слов: помидор (помидоры), баклажан (баклажаны), перец (перцы),  кабачок (кабачки), тыква (тыквы) и т.д. Методические рекомендации: слова, желательно, подбирать в рамках одной  лексической темы. Например: игрушки, животные, транспорт, времена года и  т.д. Игра предназначена для детей от 5 лет.  «Чего не стало?» Цель: научить образовывать множественное число существительных в  родительном падеже, способствовать развитию зрительной памяти. Оборудование: картинки с изображение различных предметов или сами  предметы/игрушки. Ход игры: ведущий выставляет перед ребёнком картинки (предметы) и  называет их. После просит ребёнка закрыть глаза, в это время убирает одну  карточку (предмет). Ребёнок открывает глаза и называет, чего не стало. Примеры слов: гусь (не стало гуся), петух (не стало петуха), курица (не стало  курицы), утка (не стало утки) и т.д.  «У кого – кто?» Цель: научить образовывать существительные множественного числа с  уменьшительно­ласкательными суффиксами. Оборудование: Картинки с изображением зверей и детёнышей (лото). Ход игры: Ведущий предлагает ребёнку подобрать каждому животному его  детёнышей и назвать их. Примеры слов: у белки (бельчата), у зайчихи (зайчата), у слонихи (слонята), у  лисы (лисята), у волчихи (волчата), у тигрицы (тигрята), у львицы (львята), у  медведицы (медвежата) и т.д. Методические рекомендации: следить за правильностью окончаний  существительных. Игра предназначена для детей от 5 лет.  «Скажи наоборот» Цель: учить подбирать антонимы. Оборудование: мяч (гимнастический или массажный). Ход игры: ведущий кидает ребёнку мяч, называет слово. Ребёнок подбирает к  слову антоним и кидает мяч обратно ведущему. Пример слов: высокий (низкий), далёкий (близкий), быстрый (медленный),  громкий (тихий), широкий (узкий), толстый (тонкий), большой (маленький),  новый (старый), белый (чёрный) и т.д. Методические рекомендации: при первом проведении игры или при  затруднении ребёнка в поиске антонимов необходимо использовать набор  карточек (лото) «Противоположности». Игра предназначена для детей от 6  лет.  «Четвёртый лишний» Цель: учить детей классифицировать понятия, выделяя лишнее слово.  Способствовать развитию логического мышления. Оборудование: набор карточек или предметов (игрушек) одной лексической  темы (для детей от 4 лет). Ход игры: ведущий показывает (называет) предметы, ребёнок должен назвать  лишний предмет. Примеры слов:  Кукла, вода, юла, мяч  Стол, кастрюля, диван, шкаф  Собака, кошка, чайка, корова  Машина, автобус, трамвай, колесо Методические рекомендации: Для детей от 6 лет игра проводится без  зрительной опоры с дополнительным заданием: «Объясни, почему лишний?».  «Назови, какой сок?» («Назови, какое варенье?») Цель: учить образовывать относительные прилагательные Оборудование: для игры «Назови, какой сок?» карточки стаканчиков с  изображением фруктов (можно использовать наклейки). Для игры «Назови,  какое варенье?» карточки с изображением банки с фруктами. Ход игры: ведущий показывает ребёнку картинку и задаёт вопрос: «Назови,  какой сок делают из яблок?» («Назови, какое варенье делают из вишни?»).  Ребёнок отвечает. Примеры слов: сок из яблок (яблочный), из груш (грушевый), слив (сливовый), вишни (вишнёвый), лимонов (лимонный) и т.д. Варенье из абрикосов  (абрикосовое), из вишни (вишнёвое), из малины (малиновое) и т.д. Методические рекомендации: следить за правильностью окончаний. Для  поощрения за правильные ответы можно использовать фишки, вырезанные из  старых открыток.  «Хвастунишка» Цель: учить образовывать сравнительную степень прилагательных. Оборудование: мяч (гимнастический или массажный) Ход игры: ведущий предлагает ребёнку похвалить себя, побыть  «хвастунишкой». Бросает мяч (катает мяч) и называет слово, ребёнок  хвастается и бросает мяч (катает мяч) обратно. Примеры слов: я красивый (а я ещё красивее), я высокий (а я ещё выше), я  злой (а я ещё злее), я весёлый (а я ещё веселее) и т.д. Методические рекомендации: игра предназначена для детей от 6 лет.  «Сосчитай­ка!» Цель: учить образовывать существительные множественного числа в  именительном и родительном падежах, согласовывать существительные с  числительными. Оборудование: числовой ряд до 5, карточки с изображением различных  предметов. Ход игры: Ведущий предлагает с опорой на числовой ряд посчитать  различные предметы до 5. Примеры слов:  Одна комната, две комнаты …. пять комнат  Один дом, два дома, …., пять домов  Одно яблоко, два яблока, …., пять яблок и т.д. Методические рекомендации: игра предназначена для детей от 5 лет. Для  детей от 6 лет можно использовать усложнение данной игры, добавляя  прилагательное. Пример: одна большая комната, две большие комнаты,…,  пять больших комнат. Обязательно обращайте внимание на правильность  употребления окончаний.  «Подбери родственные слова» Цель: учить детей подбирать однокоренные слова. Способствовать развитию  языкового чутья. Ход игры: ведущий предлагает ребёнку подобрать родственные, похожие  слова к заданному слову. Примеры слов:  Хлеб – хлебный, хлебушек, хлебница.  Снег – снеговик, Снегурочка, снегокат, снегопад.  Мороз – морозец, морозилка, морозный. Методические рекомендации: игра предназначена для детей от 6 лет. При  затруднении, следует помогать наводящими вопросами или карточками с  соответствующими словами.

Игры, способствующие развитию грамматического строя речи, обогащению и активизации словаря

Игры, способствующие развитию грамматического строя речи, обогащению и активизации словаря

Игры, способствующие развитию грамматического строя речи, обогащению и активизации словаря

Игры, способствующие развитию грамматического строя речи, обогащению и активизации словаря

Игры, способствующие развитию грамматического строя речи, обогащению и активизации словаря

Игры, способствующие развитию грамматического строя речи, обогащению и активизации словаря

Игры, способствующие развитию грамматического строя речи, обогащению и активизации словаря

Игры, способствующие развитию грамматического строя речи, обогащению и активизации словаря

Игры, способствующие развитию грамматического строя речи, обогащению и активизации словаря

Игры, способствующие развитию грамматического строя речи, обогащению и активизации словаря
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2018