«ИКТ как средство ознакомления с предметным миром детей дошкольного возраста»
1 слайд
"Ребёнок-это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь"
Детство – это радость открытий, волшебное погружение в окружающий мир, узнавание и понимание его. Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, знакомство с новыми предметами рукотворного и нерукотворногомира начинаются с первых лет жизни малыша. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Сделать это интересно и познавательно.
2 слайд
Значительную роль в этом может сыграть применение современных информационно- коммуникативных технологий которые помогают ускорять передачу знаний . Процесс внедрения информационных технологий в дошкольном образовании обусловлен социальными потребностями в повышении качества обучения и развития детей дошкольного возраста.
Использование информационно-коммуникативных технологий в детском саду становится очень актуальной темой современного дошкольного образования, и занимают особое положение в нашем современном мире модернизации.
Так что такое ИКТ?
3 слайд
ИКТ – это, прежде всего:
• преобразование предметно-развивающей среды,
• создание новых средств, для развития детей,
• использование новой наглядности,
• дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании,
• разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы,
• в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых педагогических идей и новых дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода,
• поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии, и иллюстрации.
4 слайд
Основная задача для развития у ребят устойчивого познавательного интереса к предметному миру:
- сделать НОД интересным, насыщенным и занимательным (т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей). Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания.
Грамотно подобранный материал помогает отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу.
5 слайд
Для работы с детьми я использую следующие средства ИКТ:
компьютер, мультимедийный проектор, видеомагнитофон, телевизор, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера, электронные доски.
и формы ИКТ
- фотографии,
- видеоролики,
- видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов)
- презентации,
Планируя мероприятия с использованием ИКТ, я соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:
- четко определяю педагогическую цель применения мультимедийных средств или компьютерных игр в образовательном процессе;
- уточняю, на каком этапе я могу применить
мультимедийные средства
- согласовываю выбранное средство с другими техническими средствами
обучения;
- учитываю специфику учебного материала, особенности
группы, характер объяснения новой информации;
- анализирую и обсуждаю с детьми основные вопросы изучаемого материала.
6 слайд
В своей работе я выделила три основных области применения ИКТ - технологий для для ознакамления дошкольников с предметным миром:
1. Проведение НОД с использованием мультимедийных презентаций.
2. Использование электронных дидактических игр;
3. Использование обучающих и развивающих компьютерных программ, игр и мультфильмов.
Более подробно я и хотела бы сегодня остановится на этих областях.
Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду, которую я использую в своей работе, – проведение НОД с использованием мультимедийных презентаций. Она дает мне возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность педагогической деятельности. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Занятие с использованием мультимедийной презентации должно быть эмоциональным, ярким, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей.
Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через электронные дидактические игры. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Электронные дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.
7 слайд
Использовать электронные игры можно как при организации групповой работы, так ииндивидуально с одним ребенком, это очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов. Первоначально я использовала готовые игры с различных сайтов интернета и создала медиатеку дидактических игр по образовательной области "Познавательное развитие" в которую входит более 50 игр.
Но однажды я не нашла нужной мне в данный момент игры, и решила сделать игру сама. Игра получилась, нашла живой отклик у детей и вдохновила меня на дальнейшее творчество в этом направлении.
8, 9,10 слайд (фото игр и работы с детьми)
Мною были созданы следующие электронные дидактические игры: «Третий лишний», «Кто кем был», «Назови одним словом», «Отгадай профессию», «Забавная математика», «Отгадай фигуру», «Четвёртый лишний» и т.д.
Созданная мною электронная дидактическая игра для детей среднего дошкольного возраста «Назови одним словом» направлена на обобщение и систематизацию знаний об окружающем мире и классификацию предметов. Красочные картинки и эффекты анимации привлекают внимание и интерес и способствуют более качественному процессу обучения детей.
Развивающие и обучающие компьютерные игры, и мультфильмы я применяю в свободной деятельности детей для обобщения, систематизации и закрепления знаний полученных в ходе непосредственной образовательной деятельности.
11 слайд
Таким образом, ИКТ позволяет:
• Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре.
• В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
• Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
• Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
• Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
Использование информационных технологий позволило сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открыло новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.
Для воспитателя важно помнить, что каждый ребёнок это – личность и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Я считаю, что информационно-коммуникационные технологии являются таким средством, так как открывают перед воспитателем и детьми безграничные возможности для эффективной творческой работы. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.