Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
(Л.Н.Толстой)
Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше рассуждать, чем заучивать.
(Р.Декарт)
Активизация мыслительной деятельности обучающихся на уроках математики
Важное место в комплексе задач обучения математике занимает проблема активизации мыслительной деятельности обучаемых. Из-за низкого уровня мыслительной деятельности учащиеся размышляют шаблонно, стремятся действовать знакомым способом. Конечно, инертность мышления может быть связана и с врожденными особенностями нервной системы, и с обучением, включающим шаблонные задачи, однообразные методы обучения и задания на механическое запоминание и воспроизведение, а также это может быть связано с несоответствием стиля обучения ученика стилю преподавания.
Вспомним слова М.В.Ломоносова "Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит". Поэтому в процессе обучения математике нужно знакомить учащихся с методами математического исследования, которые в то же время служат и методами учебной работы, особое внимание уделять аналитическому способу решения задач. Необходимо еще на ранних ступенях обучения стараться доводить до понимания учеников, что анализ условия задачи и анализ решения задачи - важнейшие этапы ее решения. Овладение школьниками методом анализа помогает им сознательно и самостоятельно находить решение, целенаправленно действовать на каждом этапе, что способствует активизации мыслительной деятельности учащихся.
Инструментом активизации мыслительной деятельности обучаемых, а значит и инструментом воспитания культуры мышления является решение различных видов задач,которые необходимо реализовать как на уроках математики так и на уроках физики, например:
Опыт работы в школе показывает, что ученикам нравится чтение рисунков и графиков. Ярким, насыщенным будет урок математики, на котором осуществляется связь с информатикой, что позволяет разнообразить способы изучения нового материала, а также повторения. Так, например, создание обучающимися компьютерных проектов-презентаций по какой-либо учебной теме поддерживает высокий уровень мотивации в когнитивной деятельности обучаемых всех стилей мышления. В процессе выполнения проекта расширяется понимание, определяются, конкретизируются, углубляются знания. Кроме того, внедряя в образовательный процесс телекоммуникационные сетевые проекты и учебные проекты-презентации, осуществляется не только межпредметная связь и решаются дидактические задачи, но, главное, при таком подходе обучаемые учатся проектированию. Их творческая мысль работает над содержанием проекта, расширяется и обогащается их жизненный опыт, происходит интеграция учебной и внеклассной деятельности.
Применение информационных технологий на уроках с целью повышения познавательного интереса учащихся
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационных технологий. Сегодня появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности.
Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. В чём актуальность применения ИКТ на уроках в начальных классах? Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
ü В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:
ü Развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;
ü Эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;
ü Развитие коммуникативных способностей;
Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки для них становятся скучными? Почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста? Почему они с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, затрудняются выделить главное в учебном тексте? Эти вопросы волнуют любого учителя.
В педагогике наглядность всегда считалась и считается важнейшим принципом обучения, фундаментом для осуществления всестороннего развития личности. Такой принцип был впервые сформулирован Я.А. Каменским и в дальнейшем развит И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами. Эффективность усвоения информации возрастает в последовательности: при чтении, на слух и визуально, а также при комбинировании этих способов обучения. На основе особенностей человеческого восприятия педагогика и психология утверждают, что наиболее высокое качество усвоения информации достигается при сочетании словесного изложения материала и использования средств наглядности, которые дают возможность визуально представить предъявляемую информацию. Наглядный материал служит внешней опорой внутренних действий, совершаемых учеником под руководством учителя в процессе овладения знаниями.
Использование ИКТ позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения. Включение мною в процесс обучения аудио и видео средств, позволяет реализовать не только принцип наглядности, но и значительно повысить интерес к учёбе. Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. А повышение познавательной активности младших школьников и качества обучения на уроках возможно за счёт внедрения информационных технологий.
Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении детей. Смена ярких кадров, изображающих картины природы, красочные рисунки, фотографии, исторические события, места, залы музеев, картинные галереи, даёт простор детской фантазии, мечте, вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. И вместе всё это ненавязчиво обогащает ребёнка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания. Тогда дети обращаются к книге!
Одним из эффективных методов организации обучения на уроках является мультимедийная презентация. Это мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно-урочной системы. Мультимедийные презентации помогают за короткий срок донести информацию до аудитории, наглядно показать объекты в трехмерном измерении. Уникальность мультимедийной презентации заключается еще в том, что она может использоваться на всех типах урока. На уроке, посвященном изложению нового материал, мультимедийная презентация стала для меня незаменимым помощником: излагаемый материал в доступной форме показан на слайде, остается только дополнить его своими комментариями. На уроках контроля знаний, с помощью мультимедийной презентации создаю тестовый контроль, как средство контроля, самоконтроля и последующей коррекции знаний учащихся. Для ученика важна постоянная смена деятельности на уроке, красочная наглядность. Добавляю к этому эффект необычности, неожиданности, анимации, звук – и получаю один из шагов к мотивации в обучении младших школьников. Такие уроки вызывают у учащихся познавательный интерес к предмету, активации мыслительной деятельности, что способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышает творческие способности ребёнка.
Возможности ИКТ:
ü создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
ü создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
ü создание текстовых работ;
ü обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.
Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся. Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем.
С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:
ü усиление интенсивности урока;
ü повышение мотивации учащихся;
ü мониторинг их достижений.
Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
ü Для обозначения темы урока.
ü В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
ü Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
ü Для контроля учащихся.
Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.
Учитель может использовать в своей работе личные презентации. Очень эффективными могут быть тесты, кроссворды, разработанные в программе Microsoft Office Word. Для подготовки и проведения урока я пользуюсь и программой Power Point, которая позволяет представить материал не только в текстовой форме, но и в форматах видео, аудио. Презентации содержит подобранный мною материал, анимацию, музыку. В своей библиотеке имею современную мультимедиа-энцеклопедию Кирилла и Мефодия. Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. В своей работе я часто применяю ИКТ, это стало возможным, благодаря наличию оборудования компьютерного класса. Ребята готовят доклады по разным темам. Так как у многих детей есть доступ в интернет как через телефон во время урока так и дома через компьютер, мне с легкостью удается мобилизовать учеников в поисково-исследовательской деятельности в процессе обучения.
Психолого-педагогические исследования, которые провел в нашем лицее среди учеников 9-х и 10-х классов социальный педагог совместно с психологом, показали, что использование возможностей ИКТ способствует:
-повышению мотивации к учению,
-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,
-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,
-развитие наглядно-образного, информационного мышления,
-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,
-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,
-повышению уровня комфортности обучения.
Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя.
Заключение.
Страшная эта опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли.
В.А. Сухомлинский.
Воспитательной целью моей педагогической работы в школе является повышение успеваемости, зачастую также улучшение отношения учащихся к наукам естествознания. Для этого я использую различные формы учебной работы: фронтальная, дифференцированно-групповая, индивидуальная и индивидуализированная (самостоятельная работа, домашние задания, лабораторно-практическая работа, тесты, зачеты). В этом учебном году преподавая две учебные дисциплины, у меня есть возможность проводить комбинированные уроки, которые зачастую строятся на совокупности логических не обусловленных звеньев процесса обучения. Многие ученики имеют определённый навык работы на ПК, и я стремлюсь к тому, чтобы эти навыки дети использовали в качестве инструмента для решения учебных задач. Такая работа нравится и мне и учащимся. Сильным ученикам особенно нравятся задания, которые требуют большего напряжения и поиска дополнительно информации, слабые же получают удовлетворение от успеха и похвалы, поскольку им приходится работать со значительно более доступным материалом (готовыми презентациями, учебником и тд.). Повышается интерес к предмету.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.