ИКТ на уроках математики
Оценка 5

ИКТ на уроках математики

Оценка 5
docx
20.05.2021
ИКТ на уроках математики
Икт на уроках математики.docx

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

(Л.Н.Толстой)

Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше рассуждать, чем заучивать.

(Р.Декарт)

Активизация мыслительной деятельности обучающихся на уроках математики

Важное место в комплексе задач обучения математике занимает проблема активизации мыслительной деятельности обучаемых.  Из-за низкого уровня мыслительной деятельности учащиеся размышляют шаблонно, стремятся действовать знакомым способом. Конечно, инертность мышления может быть связана и с врожденными особенностями нервной системы, и с обучением, включающим шаблонные задачи, однообразные методы обучения и задания на механическое запоминание и воспроизведение, а также это может быть связано с несоответствием стиля обучения ученика стилю преподавания.

Вспомним слова М.В.Ломоносова "Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит". Поэтому в процессе обучения математике нужно знакомить учащихся с методами математического исследования, которые в то же время служат и методами учебной работы, особое внимание уделять аналитическому способу решения задач. Необходимо еще на ранних ступенях обучения стараться доводить до понимания учеников, что анализ условия задачи и анализ решения задачи - важнейшие этапы ее решения. Овладение школьниками методом анализа помогает им сознательно и самостоятельно находить решение, целенаправленно действовать на каждом этапе, что способствует активизации мыслительной деятельности учащихся.

Инструментом активизации мыслительной деятельности обучаемых, а значит и инструментом воспитания культуры мышления является решение различных видов задач,которые необходимо реализовать как на уроках математики так и на уроках физики, например:

  • решение задач с несформулированным вопросом (вопрос логически вытекает из данных в задаче математических отношений, учащиеся должны его сформулировать и решить задачу);
  • составление условия и решение задачи по данным чертежа (этот вид творческой работы развивает умения критического анализа, способствует развитию логического мышления)
  • решение задач с недостающими данными (в задачах этого типа обучаемые учатся анализировать условие задачи, учатся объяснять при решении, почему задача не имеет решения, учатся указывать недостающие данные.)

Опыт работы в школе показывает, что ученикам нравится чтение рисунков и графиков. Ярким, насыщенным будет урок математики, на котором осуществляется связь с информатикой, что позволяет разнообразить способы изучения нового материала, а также повторения. Так, например, создание обучающимися компьютерных проектов-презентаций по какой-либо учебной теме поддерживает высокий уровень мотивации в когнитивной деятельности обучаемых всех стилей мышления. В процессе выполнения проекта расширяется понимание, определяются, конкретизируются, углубляются знания. Кроме того, внедряя в образовательный процесс телекоммуникационные сетевые проекты и учебные проекты-презентации, осуществляется не только межпредметная связь и решаются дидактические задачи, но, главное, при таком подходе обучаемые учатся проектированию. Их творческая мысль работает над содержанием проекта, расширяется и обогащается их жизненный опыт, происходит интеграция учебной и внеклассной деятельности.

Применение информационных технологий на уроках с целью повышения познавательного интереса учащихся

 

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационных технологий. Сегодня появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности.

Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. В чём актуальность применения ИКТ на уроках в начальных классах? Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

ü В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:

ü Развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;

ü Эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;

ü Развитие коммуникативных способностей;

Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки для них становятся скучными? Почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста? Почему они с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, затрудняются выделить главное в учебном тексте? Эти вопросы волнуют любого учителя.

В педагогике наглядность всегда считалась и считается важнейшим принципом обучения, фундаментом для осуществления всестороннего развития личности. Такой принцип был впервые сформулирован Я.А. Каменским и в дальнейшем развит И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами. Эффективность усвоения информации возрастает в последовательности: при чтении, на слух и визуально, а также при комбинировании этих способов обучения. На основе особенностей человеческого восприятия педагогика и психология утверждают, что наиболее высокое качество усвоения информации достигается при сочетании словесного изложения материала и использования средств наглядности, которые дают возможность визуально представить предъявляемую информацию. Наглядный материал служит внешней опорой внутренних действий, совершаемых учеником под руководством учителя в процессе овладения знаниями.

Использование ИКТ позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения. Включение мною в процесс обучения аудио и видео средств, позволяет реализовать не только принцип наглядности, но и значительно повысить интерес к учёбе. Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. А повышение познавательной активности младших школьников и качества обучения на уроках возможно за счёт внедрения информационных технологий.

Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении детей. Смена ярких кадров, изображающих картины природы, красочные рисунки, фотографии, исторические события, места, залы музеев, картинные галереи, даёт простор детской фантазии, мечте, вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. И вместе всё это ненавязчиво обогащает ребёнка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания. Тогда дети обращаются к книге!

Одним из эффективных методов организации обучения на уроках является мультимедийная презентация. Это мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно-урочной системы. Мультимедийные презентации помогают за короткий срок донести информацию до аудитории, наглядно показать объекты в трехмерном измерении. Уникальность мультимедийной презентации заключается еще в том, что она может использоваться на всех типах урока. На уроке, посвященном изложению нового материал, мультимедийная презентация стала для меня незаменимым помощником: излагаемый материал в доступной форме показан на слайде, остается только дополнить его своими комментариями. На уроках контроля знаний,  с помощью мультимедийной презентации создаю тестовый контроль, как средство контроля, самоконтроля и последующей коррекции знаний учащихся. Для ученика важна постоянная смена деятельности на уроке, красочная наглядность. Добавляю к этому эффект необычности, неожиданности, анимации, звук – и получаю один из шагов к мотивации в обучении младших школьников. Такие уроки вызывают у учащихся познавательный интерес к предмету, активации мыслительной деятельности, что способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышает творческие способности ребёнка.

Возможности ИКТ:

ü создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

ü создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

ü создание текстовых работ;

ü обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

 

Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся. Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем.

С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:

ü усиление интенсивности урока;

ü повышение мотивации учащихся;

ü мониторинг их достижений.

Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.

ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

ü Для обозначения темы урока.

ü В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

ü Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

ü Для контроля учащихся.

 

Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.

Учитель может использовать в своей работе личные презентации. Очень эффективными могут быть тесты, кроссворды, разработанные в программе Microsoft Office Word. Для подготовки и проведения урока я пользуюсь и программой Power Point, которая позволяет представить материал не только в текстовой форме, но и в форматах видео, аудио. Презентации содержит подобранный мною материал, анимацию, музыку.  В своей библиотеке имею современную мультимедиа-энцеклопедию Кирилла и Мефодия. Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. В своей работе я часто применяю ИКТ, это стало возможным, благодаря наличию оборудования  компьютерного класса.  Ребята готовят доклады по разным темам. Так как у многих детей есть доступ в интернет как через телефон во время урока так и дома через компьютер, мне с легкостью удается мобилизовать учеников в поисково-исследовательской деятельности в процессе обучения.

Психолого-педагогические исследования, которые провел в нашем лицее среди учеников 9-х и 10-х классов социальный педагог совместно с психологом, показали, что использование возможностей ИКТ способствует:

-повышению мотивации к учению,

-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,

-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,

-развитие наглядно-образного, информационного мышления,

-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,

-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,

-повышению уровня комфортности обучения.

Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя.

 

Заключение.

Страшная эта опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли.

В.А. Сухомлинский.

 Воспитательной целью моей  педагогической работы в школе является повышение успеваемости, зачастую также улучшение отношения учащихся к наукам естествознания. Для этого я использую различные формы учебной работы: фронтальная, дифференцированно-групповая, индивидуальная и индивидуализированная (самостоятельная работа, домашние задания, лабораторно-практическая работа, тесты, зачеты). В этом учебном году преподавая две учебные дисциплины, у меня есть возможность проводить комбинированные уроки, которые  зачастую строятся на совокупности логических не обусловленных звеньев процесса обучения. Многие ученики  имеют определённый навык работы на ПК, и я стремлюсь к тому, чтобы эти навыки дети использовали в качестве инструмента для решения учебных задач. Такая работа нравится и мне и учащимся. Сильным ученикам особенно нравятся задания, которые требуют большего напряжения и поиска дополнительно информации, слабые же получают удовлетворение от успеха и похвалы, поскольку им приходится работать со значительно более доступным материалом (готовыми презентациями, учебником и тд.). Повышается интерес к предмету.


 

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью

Так, например, создание обучающимися компьютерных проектов-презентаций по какой-либо учебной теме поддерживает высокий уровень мотивации в когнитивной деятельности обучаемых всех стилей мышления

Так, например, создание обучающимися компьютерных проектов-презентаций по какой-либо учебной теме поддерживает высокий уровень мотивации в когнитивной деятельности обучаемых всех стилей мышления

И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами

И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами

Возможности ИКТ: ü создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т

Возможности ИКТ: ü создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т

Психолого-педагогические исследования, которые провел в нашем лицее среди учеников 9-х и 10-х классов социальный педагог совместно с психологом, показали, что использование возможностей

Психолого-педагогические исследования, которые провел в нашем лицее среди учеников 9-х и 10-х классов социальный педагог совместно с психологом, показали, что использование возможностей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2021