ИКТ-комптентность педагога: содержание, формирование, развитие. Поиск решения проблемы
Оценка 4.7

ИКТ-комптентность педагога: содержание, формирование, развитие. Поиск решения проблемы

Оценка 4.7
Документация +1
docx
информатика +2
Взрослым
15.05.2017
ИКТ-комптентность педагога: содержание, формирование, развитие. Поиск решения проблемы
В педагогической науке существует много различных подходов к определению термина «информационно-коммуникационные технологии». Согласно словарю Педагогического обихода (под ред. Л. М. Лузиной), информационно-коммуникационные технологии - это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта). С повышением роли информационных технологий проблема развития ИКТ-компетентности педагога становится стратегической целью. Вопрос как оценить и развивать компетентность актуален для школы в настоящее время.
ИКТ-компетентность.docx
«ИКТ­компетентность педагога: содержание, формирование, развитие. Поиск решения проблемы» Автор:   Сосенкова   Н.М.,   методист   по   информатике   и   ИКТ   МКУ   «Управление образования   Исполнительного   комитета   Заинского   муниципального   района Республики Татарстан» Современная   школа   быстро   развивается   в   направлении   информатизации образовательного процесса. Про детей, рождающихся сегодня, говорят, что они родились уже цифровыми. Применение информационно­коммуникацион­ ных   технологий   в   образовательном   процессе   предполагает   новую   роль учителя, новые методики и новые педагогические подходы к образованию. Педагоги   осознают   преимущества,   которые   дает   умелое   использование современных информационно­коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере общего образования. ИКТ помогают решать такие проблемы, как: совершенствование процессов обучения, повышение образовательных результатов школьников и их учебной мотивации,   улучшение   взаимодействия   родителей   и   школы,   общение   в школьной   сети   и   выполнение   совместных   проектов,   совершенствование организации и управления образовательным процессом. ФГОС для всех ступеней образования содержит в качестве требования к условиям   образовательного   процесса   профессиональную   ИКТ­ компетентность   учителя.   Непрерывность   профессионального   развития работников образовательного учреждения должна обеспечиваться освоением работниками дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72 часов, не образовательного     учреждения   реже чем каждые пять лет. Введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной   программы   школьного   образования   предполагает совершенно   новое   проектирование   образовательного   процесса   школьного образовательного   учреждения   с   использованием   новых   технологий. Современная   образовательная   парадигма,   строящаяся   на   информационно­ коммуникационных средствах обучения, берет за основу не передачу детям готовых   знаний,   умений   и   навыков,   а   привитие   ребенку   умений самостоятельной   деятельности.   При   этом   работа   детей   во   время непосредственной образовательной деятельности носит характер общения с педагогом,   опосредованного   с   помощью   интерактивных   компьютерных программ и аудиовизуальных средств. Поэтому   современный   педагог   должен   выступать   не   только   в   роли носителя знаний, но и в роли организатора учебно­познавательной, учебно­ поисковой,   проектной   деятельности   с   использованием   информационно­ коммуникационных   технологий.   Но   для   этого   самому   учителю   надо   быть очень компетентным во многих вопросах образования. Значит повышение и совершенствование   ИКТ­компетентности   педагогов   является   одной   из важнейших   задач,   стоящих   перед   системой   образования.   Во   многих источниках указано три уровня владения ИКТ­компетенциями. Уровни владения ИКТ­компетенциями:  Базовый уровень  Технологический уровень  Практический (профессиональный) уровень Примерный   перечень  содержания  базового   уровня  ИКТ­компетентости учителя:  Знать   перечень   основных   существующих   электронных   (цифровых) пособий   по   предмету   (на   дисках,   в   Интернете):   электронные   учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т. д.  Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР в соответствии с поставленными учебными задачами.  Устанавливать   используемую   программу   на   демонстрационный компьютер,   пользоваться   демонстрационной   техникой,   владеть   методом создания собственного электронного дидактического материала. Технологический уровень предусматривает следующие умения и навыки:  Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников,   преобразовывая   противопоставляя,   обобщая,   сравнивая, различные данные.  Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентаций (Power  Point,  Flash) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для   учебного   процесса   (материалы   урока,   тематическое   планирование, мониторинги   по   своему   предмету,   различные   отчеты   по   предмету,   анализ обучения и т. д.). К профессиональному (практическому) уровню можно отнести:  Умение   применять   НИТИ­методики   (Новые   Информационные Технологии и Интернет) ­ это методики проведения уроков, объединённых одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб­сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.  Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т. д.).  Уметь сформировать собственное портфолио и портфолио учащегося.  Уметь   грамотно   выбирать   форму   передачи   информации   учащимся, родителям,   администрации   школы   (школьная   сеть,   электронная   почта, социальная   сеть,   сайт   (раздел   сайта),   лист   рассылки   (список   рассылки   ­ используется   для   рассылок   почты,   представляет   средства   автоматического добавления и удаления адресов из списка), форум, Wiki­среда, блог (сетевой журнал или дневник событий) и др.  Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов   (олимпиады,   конкурсы,   викторины.),   дистанционно   поддерживать учебный процесс (по необходимости). Но   в   настоящее   время   существует  проблема   развития  ИКТ   ­ компетентности   в   школе.   Базовые   навыки   работы   со   средствами информатизации   имеют   практически   все   педагогические   работники,   но дальнейшее   развитее   ИКТ­компетентности   происходит   крайне   медленно   и неравномерно. В качестве причин возникновения проблемы могут выступать следующие факторы:  Система   повышения   квалификации   при   существующей   норме   не позволяет   педагогам   развиваться   также   быстро,   как   информационные технологии.  Ряд педагогов имеют низкую мотивацию на изучение новых программных продуктов и средств информатизации.  Не   определены   диагностические   мероприятия   по   выявлению   степени сформированности ИКТ­компетентности учителей.  Нет   регламентирующих   документов,   которые   бы   четко   определяли стандарт ИКТ­компетентности педагога.  Внутришкольные мероприятия по развитию ИКТ­компетентности требуют дополнительных ресурсов как временных, так и материальных. Конечно, развитие ИКТ­компетентности является одной из стратегических задач школы для того, чтобы педагог мог эффективно использовать ИКТ в учебном   процессе.   Содержание   профессиональной   педагогической   ИКТ­ компетентности   может   ориентироваться   на   Рекомендации   ЮНЕСКО «Структура   ИКТ­компетентности   учителей».   В   этом   документе   структура ИКТ­компетентности   рассматривается   не   только   как   подход  применения ИКТ  для  повышения  эффективности   работы,  но  и  как  подходы  освоения знаний для решения задач, встречающихся в реальном мире, и производства знаний, необходимых для развития и процветания общества. В   систему   школьного   образования   быстро   внедряются   инновационные технологии, требующие применения новых подходов к организации учебного процесса. В соответствие с этим роль учителя меняется. Из лектора учитель должен   стать   руководителем   проектировщиком,   менеджером, образовательного   процесса.   Эти   перемены   требуют   регулярного   развития ИКТ­компетентностей учителя, который должен уметь реализовывать новые образовательные   стандарты.   Сейчас,   в   основном,   большинство   педагогов пользуются компьютером для подготовки текстов, сотовым телефоном для отправки   кратких   сообщений.   В   своих   выступлениях   педагоги   используют проектор,   дают   задание   учащимся   по   поиску   информации   в   Интернете, рассылают информацию родителям по электронной почте и т.д. При   формировании   стратегии   развития   ИКТ­компетентностей   надо учитывать, что современные условия непрерывного обучения на протяжении всей   профессиональной   деятельности,   предполагают   новые   способы социального   взаимодействия,   использование   виртуальных   площадок, созданных   на   основе   сетевых   сервисов   (Web  2.0),   которые   позволяют обмениваться   дидактическими   методами   и   идеями,   самостоятельно формировать, контролировать и даже создавать медиа поток. Также   важно   для   развития   ИКТ­компетентностей   учителя   применение   программного   обеспечения, современных   средств   информатизации, налаживание   эффективной   системы   коммуникаций   (во   ФГОС   это   ­ требования к условиям реализации основной образовательной программы). Активное   применение   разных   форм   деятельности   в   образовательном процессе,   таких   как   проектные,   дистанционные   технологии   позволяют развиваться педагогу в области информатизации. Для того, чтобы учитель мог выполнять все вышеперечисленное, в нашем районе   создается   и   развивается  методическая,   организационная, техническая   и   мотивационная   поддержка.  Во   всех   школах   есть компьютеры, с подключением к Интернету, интерактивные доски. Большая часть   преподавателей   создают   дидактические   материалы   в  Word/Excel (контрольные,   самостоятельные   работы,   тестовые   задания).   Широко практикуется   создание   презентаций   для   творческого   представления учащимися   своего   интеллектуального   продукта   (домашняя   работа, сообщения, реферата, доклад и т. д.). Табличные   процессоры   или   электронные   таблицы   предназначены   в основном   для   обработки   числовых   данных.   С   помощью   этого   офисного приложения   учителями   обрабатываются   статистические   данные   по успеваемости и качеству образования. Среда информационных приложений открывает принципиально новые воз­ можности для деятельности. Они связаны как с поиском в сети информации, так   и   с   созданием   и   редактированием   собственных   цифровых   объектов   ­ текстов, фотографий, программ, музыкальных записей, видеофрагментов. Для   современного   человека   характерно   стремление   к   визуальному восприятию информации. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий способствует воздействию на память и воображение. Облегчают процесс   запоминания,   позволяют   сделать   урок   интересным   и   динамичным, «погрузить»   ученика   в   обстановку   какой­либо   исторической   эпохи, приблизить   литературного   героя, сопереживания.   создать   иллюзию   соприсутствия, Использование   ИКТ   на   уроке  позволяет:   активизировать   познавательную деятельность   учащихся,   обеспечить   высокую   степень   дифференциации обучения при лично­ориентированном подходе, повысить объем выполняемой работы   на   занятии,   улучшить   контроль   знаний,   сформировать   навыки исследовательской   деятельности,   обеспечить   доступ   к   справочным материалам, электронным библиотекам и другим информационным ресурсам. Использование   информационных   методов   в   образовательном   процессе позволяет учащимся не только более глубоко изучать школьные предметы, но и является необходимым элементом формирования знаний, умений и навыков. Безусловно,   стратегически   важно   иметь   возможность   обмена   опытом   и методическую поддержку со стороны вышестоящих органов. ИКТ­компетентность   педагога   требует   активного   развития   и   является одной   из   ключевых   в   структуре   профессиональных   компетентностей. Активное,   целенаправленное   использование   на   уроке   и   во   внеурочной деятельности ИКТ позволит непрерывно развивать компетентность педагога.

ИКТ-комптентность педагога: содержание, формирование, развитие. Поиск решения проблемы

ИКТ-комптентность педагога: содержание, формирование, развитие. Поиск решения проблемы

ИКТ-комптентность педагога: содержание, формирование, развитие. Поиск решения проблемы

ИКТ-комптентность педагога: содержание, формирование, развитие. Поиск решения проблемы

ИКТ-комптентность педагога: содержание, формирование, развитие. Поиск решения проблемы

ИКТ-комптентность педагога: содержание, формирование, развитие. Поиск решения проблемы

ИКТ-комптентность педагога: содержание, формирование, развитие. Поиск решения проблемы

ИКТ-комптентность педагога: содержание, формирование, развитие. Поиск решения проблемы

ИКТ-комптентность педагога: содержание, формирование, развитие. Поиск решения проблемы

ИКТ-комптентность педагога: содержание, формирование, развитие. Поиск решения проблемы

ИКТ-комптентность педагога: содержание, формирование, развитие. Поиск решения проблемы

ИКТ-комптентность педагога: содержание, формирование, развитие. Поиск решения проблемы

ИКТ-комптентность педагога: содержание, формирование, развитие. Поиск решения проблемы

ИКТ-комптентность педагога: содержание, формирование, развитие. Поиск решения проблемы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2017