В докладе описывается опыт организации учебного процесса по использованию ИКТ на уроках технологии.
Информационно-компьютерная грамотность является важной частью профессиональных знаний и умений учителя.
Сегодня много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и усваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным навыком. Попытаемся рассмотреть, как ИКТ помогают учителю в достижении этой цели.
ИКТ на уроках технологии.docx
Выступление на ШМО Салогуб М.И.
Компьютерные технологии на уроках технологии
Стремительное развитие общества, совершенствование технологий, вызывает
необходимость адекватного использования новых возможностей. С увеличением
количества компьютеров в школах возрастает их роль как эффективного средства
повышения результативности обучения, в том числе и по технологии. Применение
компьютера позволяет повысить интеллектуальный уровень и облегчает решение
практических задач. Он может быть использован как информационная система,
помогающая решать технологические, конструкторские, экономические, экологические
вопросы, представляя материал в более наглядном, доступном для восприятия виде.
Служит источником информации для разработки творческих проектов, а также
оперативного контроля за усвоением учащимися знаний и умений, обеспечивая
дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности
восприятия материала. Вышеназванные преимущества позволяют эффективно решить
проблему мотивации учащихся, т.к. уроки с использованием красочных иллюстраций и
различных мультимедийных объектов (звук, видео) и т.д. привлекут внимание даже самого
равнодушного ученика.
Сфера применения современных технологий очень разнообразна.
Для себя я определила несколько видов применения ИКТ технологий на своих уроках.
1. Использование мультимедийных средств на уроке технологии.
Здесь компьютер используется в качестве средства визуализации материалов урока. Для
работы на уроке учителю и ученикам достаточно уметь работать в пакете программ
Microsoft Office. На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников
с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, в последнее время к ним
добавилась интерактивная доска. Чаще всего для выступления используют Microsoft
PowerPoint в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная
презентация. В зависимости от выступления преподаватель или учащийся могут включать в
свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты,
анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение. Презентация
может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на
уроке задачи.
2. Использование тестовых оболочек.
Информационнокоммуникативные технологии играют серьезную роль в изменении
системы контроля знаний учащихся. Новые системы контроля знаний на базе ИКТ
(тестовые программы «MyTest X» «Rich Test» «Конструктор тестов» тесты в программе
PowerPoint и другие) характеризуются оперативностью, регулярностью, создают широкие
возможности для дифференциации (создание индивидуальных заданий, отличающихся
уровнем сложности, темпом выполнения), обобщения результатов и накопления
материалов, позволяющих оценивать личностную динамику ученика. Кроме того, они
позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга. Еще один важный момент связан с
возможностями смещения акцентов с внешней оценки на самооценку и самоконтроль
ученика. Система контроля знаний на базе ИКТ психологически более комфортна и для
учителя, и для ученика. Для ученика она в значительной мере является бесстрессовой,
поскольку создается возможность работы в индивидуальном режиме, наедине с
компьютером, что исключает в значительной мере фактор тревожности, связанный с
непосредственным взаимодействием с учителем. А учителя она избавляет от рутинной
работы, тем самым, экономя его силы и высвобождая время для творческой деятельности.
3. Использование современных компьютерных программ в обучении
Особенностью этого вида ИКТ является проведение уроков технологии с работой всех
учащихся на компьютерах под руководством учителя. Например, уроки домашней экономики в 8х классах эффективнее проводить с
использованием табличного редактора Microsoft Excel, при помощи которого составляется
бюджет семьи. Пакет Microsoft Office, обладающий широким спектром инструментов для
передачи, сохранения и обработки информации, дает возможность развития
коммуникативных умений учащихся. Если в 5, 6 классе используются текстовый процессор
Word, графический редактор Paint и Калькулятор, то в 79х классах используются и
другие программы: Excel, PowerPoint, Publisher. При данных видах работы формируются
такие умения и навыки, как излагать мысли в письменном виде представлять информацию
в виде графика, схемы, написать конспект, доклад, располагать рационально текст на
бумаге, отформатировать правильно текст электронного документа.
4. Самостоятельная работа обучающихся по поиску информации.
Использование ресурсов и услуг Интернета значительно расширяет возможности и учителя
и ученика во всех видах деятельности. Изучение теоретической части многих тем
образовательной области «Технология» предусматривает поиск дополнительных сведений.
Начиная с 5 класса, учащиеся получают задания по поиску дополнительной, занимательной
информации. Во время поиска формируются коммуникационные умения и навыки
самостоятельной работы с использованием средств ИКТ: искать информацию в
компьютерной базе данных, в электронном документе, в локальной сети школы, в
Интернете с использованием поисковых систем. Необходимо научить ребенка отбирать
нужную информацию, анализировать, систематизировать и применить на практике
полученный материал. Обучаясь в школе, ребенок должен научиться затрачивать
минимум времени и средств на поиск информации в сети, что в будущем благоприятно
отразится на его профессиональной деятельности и пригодится в быту.
5. Использование ИКТ в проектной деятельности.
При организации проектной деятельности учащихся, основную информацию
получают из компьютера. Оформляют работы в текстовом редакторе, осуществляют
защиту результатов в буклетах и презентациях.
Появляется возможность
сформировать компьютерный банк проектов: сведения об объектах труда и образцы уже
выполненных проектов. Что позволит оптимизировать проектную деятельность учащихся.
Планирование будущей работы.
Не хочется останавливаться на достигнутом. Существуют масса компьютерных
программ, которые позволяют спроектировать объект труда, увидеть его в трехмерном
пространстве, автоматически выполнить чертеж изделия и т.д.
Заключение.
Информационнокоммуникационные технологии создают широкие возможности для
развития современного образования, прежде всего в направлении индивидуализации,
создают условия для реализации творческого потенциала учителя и
ученика. Использование ИКТ тем более актуально в наше время, так как в школах, как
правило, отсутствуют, или морально устарели необходимые наборы: схем, таблиц,
иллюстраций, фотографий, репродукций.
ИКТ–компетентность — это общешкольное умение и ее формирование должно проходить
на всех уроках, в том числе, на уроках технологии. Внедрение ИКТ в образовательный
процесс требует разработки совершенно новой методики преподавания технологии,
которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. При этом
учитель должен уметь формировать информационнообразовательную среду, в которой
ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя.
Информационные источники.
1.
(http://wiki.kgpi.ru/mediawiki/index.php)
Компьютер на уроках Технологии.
Автор:
Мишарин Леонид 2. Компьютерные технологии на уроках технологии как средство повышения качества
образовательного процесса.
Александровна
(http://www.uchportal.ru/publ/23101549)
3. Сайт «Первое сентября»
4. Сайт «Учительский портал» (http://www.uchportal.ru/)
Печенкина
Автор:
Татьяна
ИКТ на уроках технологии
ИКТ на уроках технологии
ИКТ на уроках технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.