Актуален вопрос о необходимости формирования ИКТ – компетентности на ступени начального образования. ИКТ принципиальным образом увеличивают возможности для формирования УДД. ИКТ - компетентность становится фундаментом формирования УДД в современной школе. Формирование ИКТ – компетентности учащихся реализует системно – деятельностный подход всех предметов учебного плана, входит в содержание внеурочной деятельности школьниковНа занятиях кружка «Расти здоровым» представлена технология воспитания сознательного отношения к сохранению и укрепления здоровья. Для успешного процесса формирования личности ребёнка программа кружка включает его в различные виды деятельности (познавательные, трудовые, художественно – творческие, физкультурно – оздоровительные), формирует ИКТ - компетентность.
ИКТ во внеурочной деятельности на занятиях кружка
«Расти здоровым»
В настоящее время российское образование осуществляет переход на
новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования.
Актуален вопрос о необходимости формирования ИКТ –
компетентности на ступени начального образования. Нужно учитывать тот
факт, что дети, переступившие порог школы уже знакомы на практике с
современными технологиями передачи и обработки информации. В
ближайшем будущем они станут гражданами информационного общества.
ИКТ принципиальным образом увеличивают возможности для формирования
УДД. ИКТ компетентность становится фундаментом формирования УДД в
современной школе. Формирование ИКТ – компетентности учащихся
реализует системно – деятельностный подход всех предметов учебного плана,
входит в содержание внеурочной деятельности школьников.
Идея здоровьесбережения учащихся в образовании — красная нить
национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша
новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов.
Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно
и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы,
что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни
ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Стандарт второго
поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм
поведения,
здоровья,
обеспечивающих сохранение,
укрепление
заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных
факторов риска здоровья и т.д.
Содействие здоровому образу жизни, создание условий для активизации
субъективной позиции ребенка, формирование культуры питания, готовностьподдерживать свое здоровье в оптимальном состоянии – одна из
первоочередных задач процесса воспитания.
Здоровье – необходимое условие для гармоничного развития личности.
На занятиях кружка «Расти здоровым» идёт организация внеурочных
спортивных мероприятий, обсуждение с детьми здорового образа жизни,
индивидуальный мониторинг развития здоровья школьников. Кружок «Расти
здоровым» как составляющая формирования здорового образа жизни в
значительной степени способствует улучшению здоровья школьников.
Цель программы: осознание учащимися здоровья как главной
человеческой ценности, понимание сущности здоровья и здорового образа
жизни, воспитание у детей культуры питания.
Реализации программы
предполагает решение следующих
образовательных и воспитательных задач:
формирование и развитие представления школьников о здоровье как одной из
важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и
укреплять собственное здоровье;
формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их
роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти
правила;
формирование представления о социокультурных аспектах питания как
составляющей общей культуры человека;
информирование школьников
о народных традициях, связанных со
здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа,
формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и
традициям других народов;
развитие творческих способностей и кругозора детей, их интересов и
познавательной деятельности; развитие коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать
со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.
Рабочая программа «Расти здоровым» построена в соответствии с
принципами:
научная обоснованность и практическая целесообразность;
возрастная адекватность;
необходимость и достаточность информации;
модульность программы;
практическая целесообразность;
динамическое развитие и системность;
вовлеченность семьи и реализацию программы;
культурологическая сообразность – в содержании программы отражены
исторически сложившиеся традиции, являющиеся частью культуры народов
России и других стран.
В ходе реализации программы используются разнообразные формы и
носящие
методы,
преимущественно интерактивный характер,
обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе,
стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность
проявить свои творческие способности.
Основные методы обучения:
групповой метод;
фронтальный метод;
практический метод;
познавательная игра;
ситуационный метод;
игровой метод;
соревновательный метод;
активные методы обучения.Формы обучения:
Ведущими формами деятельности предполагаются:
чтение и обсуждение;
экскурсии в школьную столовую, медицинский кабинет и др.;
встречи с интересными людьми;
практические занятия;
творческие домашние задания;
праздники урожая, спорта и т.д.;
конкурсы (проектов, презентаций, рисунков, рассказов, рецептов);
ярмарки полезных продуктов;
сюжетноролевая игра, спортивная игра, образноролевая игра;
мини – проекты;
совместная работа с родителями.
Описание ценностных ориентиров
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей
ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к
природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности
жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой
природы. Любовь к природе это бережное отношение к ней как к среде
обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты,
гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и
самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового
образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и
социальнонравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение
жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой
способности любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части
культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка
социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность
культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым
жизнеспособность российского общества
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка
социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность
культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым
жизнеспособность российского общества.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена
общества, народа, представителя страны и государства.
Программа внеурочной деятельности «Расти здоровым» представляет
собой комплексную систему работы по сохранению и укреплению здоровья и
состоит из взаимосвязанных блоков:
1 блок
Здоровое питание
2 блок
В гармонии с окружающим миром
3 блок
Законы здоровья
4 блок
Мой организм – целая планета
Культура питания и этикет, ознакомление с
витаминами и продуктами, их содержащими.
Дети расширяют свой кругозор, узнают о
глобальных проблемах современности, таких
как урбанизация, ухудшение экологической
ситуации, учатся понимать связи между
своими действиями и здоровьем своим и
окружающих, начинают осознавать
ответственность за свой образ жизни.
Ознакомление с лекарственными и
ядовитыми растениями нашего края.
Первичное ознакомление со здоровым
образом жизни, формирование потребности
в личной гигиене, понятие о микробах,
вредные привычки и их профилактика,
формирование у обучающихся чувства
ответственности за свое здоровье, культура
эмоций и чувств.
Содержание раздела нацелено на
ознакомление детей с собственным
организмом и оптимальными путями
укрепления своего здоровья. На занятияхучащиеся получают возможность расширить,
систематизировать, а главное практически
применить свои знания о том, как сохранить
и укрепить здоровье. Рациональному
поведению в различных ситуациях
школьники учатся, участвуя в имитационно
игровых ситуациях.
Даётся понятие об иммунитете, о
закаливающих процедурах,
Учащиеся изучают особенности строения
организма человека и его органов.
У учащихся развивается двигательная
активность, формируется осознанная
мотивация к занятиям физической
культурой. Знакомство с подвижными
играми. Игры на свежем воздухе Повторение
оздоровительных пауз.
5 блок
Движениеэто жизнь
Реализация программы проходит в тесном сотрудничестве учителя с
родителями, педагогом – психологом, медицинскими работниками школы.
Таким образом, на занятиях кружка «Расти здоровым» представлена
технология воспитания сознательного отношения к сохранению и укрепления
здоровья. Для успешного процесса формирования личности ребёнка
программа кружка включает его в различные виды деятельности
(познавательные, трудовые, художественно – творческие, физкультурно –
оздоровительные), формирует ИКТ компетентность.
Реализуемые комплексные мероприятия программы создают условия
для сохранения и укрепления физиологического, психологического и духовно
– нравственного здоровья детей в соответствии с современными
требованиями, предъявляемыми ФГОС к сохранению и укреплению здоровья
младших школьников.