Урок русского языка в 6 классе
Тема. Имена существительные общего рода.
Цели урока: познакомить детей с группой существительных общего рода и научить правильно употреблять их в речи; развивать память, внимание; воспитать не только уважительное, но и критическое отношение к товарищам.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: “домики” склонений имён существительных; учебник, дидактический материал.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие. Подготовка к восприятию нового материала.
Вступительное слово учителя. Здравствуйте, дети! Запишите, пожалуйста, дату: Третье декабря.
Сегодня мы все вместе постараемся понять, что такое существительные общего рода и как пользоваться ими в речи.
Однажды на уроке я услышала от ученика ответ: “Все имена существительные изменяются по родам, числам и падежам”. Правильно ли это?
Ученики. Нет. Имена существительные по родам не изменяются. Они относятся к одному из родов: мужскому, среднему, женскому. И в зависимости от этого относятся к одному из трёх склонений.
Учитель. Действительно, в русском языке, в отличие от английского, армянского, турецкого, где нет деления по родам, каждое существительное относится к одному из трёх родов.
У меня в руках плакат, который кто-то посчитал за ненужный и оторвал часть ватмана. Но не беда. Давайте восстановим написанное.
Какие прилагательные могут не только характеризовать эти предметы, но и определить их род?
Ученики.
· незнакомая фамилия
· большая мозоль
· новый тюль
· дорогой шампунь
· мамин день рождения
· свежий кофе
Вы правы, ошибочно составленное словосочетание можно записать, но в устной речи можно говорить и “черное кофе”, т.е. пользоваться существительным среднего рода (кофе – оно, моё).
Как видите, прилагательные (и местоимения тоже) верно несут службу рядом с существительным и помогают нам не ошибиться в их роде.
II. Работа по новой теме
1. Работа с текстом.
Учитель. А сейчас прочитайте четверостишие, которое, наверно, не раз читали с родителями, когда были совсем маленькими:
Вот подходит
к детворе,
Затевает драку.
Все боятся во дворе
Так___ забияку
Как вы думаете, какого окончания не хватает у местоимения? Прочитайте.
Ученики. Такого забияку.
Учитель. А разве девочки не дерутся?
Ученики. Бывает.
Учитель. Так какого же рода существительное “забияка”? Такой забияка, такая забияка…
Существительные, которые обозначают то лиц мужского, то женского пола, называются существительными общего рода.
2. Работа с учебником.
Учитель. Давайте проверим себя по учебнику : стр. , параграф 48. Что ещё вы узнали, прочитав параграф?
Ученики. Существительные общего рода имеют окончание –а (-я). Прилагательные согласуются с ними либо в мужском, либо в женском роде.
3. Наблюдение за речью героев (сценка).
Учитель. А вот какая история произошла однажды в нашем лагере отдыха. Среди ухоженных, аккуратных детей один мальчик оказался неряхой. Старший вожатый, ученик 11-го класса, взялся его перевоспитывать, всякий раз приводя много хороших примеров.
Ученики.
– Вот видишь, ты такая большая неряха.
– Неверно. Я не большая неряха. Я мальчик.
– Ну и что, что ты мальчик, посмотри на свой костюм, на свои руки, и тебе сразу станет ясно, что ты самая большая неряха.
– Нет, я не большая неряха. Это неверно. Я не могу быть большая и даже маленькая неряха. Зачем такое говоришь?
Учитель. Вожатый, недоумевая, почему сопротивляется мальчик, пытался приводить всё новые, ещё более убедительные доказательства, но всё было напрасно. Почему сопротивлялся его маленький собеседник?
Ученики. Надо, разговаривая с мальчиком (а это лицо мужского пола), говорить “большой неряха”, “такой неряха”.
Учитель. Действительно, горе-вожатый когда-то, как и вы, учась в 6-м классе, не понял секрета существительных общего рода. А вы поняли этот секрет?
Ученики. Имена прилагательные и похожие на них местоимения должны стоять в мужском роде при существительном общего рода, если оно обозначает лицо мужского пола, и в женском, если речь идёт о девочке или женщине.
Учитель. А если о животном-забияке? Например, о коте или кошке?
Ученики. Тогда надо придерживаться такого же правила: “Васька – страшный забияка”, “Муська – страшная забияка”.
4. Устная лексическая работа.
Учитель. Но продолжим разговор о людях! Ребята с какими недостатками ещё могут оказаться рядом с вами в лагере? Приведите примеры существительных общего рода.
Ученики. Подлиза, растяпа, растрёпа, рёва, плакса, соня, хвастунишка.
Учитель. Почему и нам хочется иногда, проверяя род, сказать: плакса – она, моя, соня – она, моя.
Ученики. Виной окончание –а (-я), как у существительных женского рода 1-го склонения.
5. Тренировочные упражнения.
Учитель. Но я думаю, что вы без труда справитесь с заданием упражнения 229 на странице 91. Давайте прочитаем задание и выполним упражнение устно, чтобы все слышали.
Ученики.
· Серёжа – круглый сирота.
· Маша – круглая сирота.
· Миша – большой забияка.
· Марина – удивительная забияка.
· “Какой ты зазнайка, Петя!” – удивилась мама.
· “Какая ты зазнайка, Люба!” – удивилась мама.
Учитель. Запишите первое и последнее предложения. Все ли существительные общего рода в этих предложениях характеризуют человека с отрицательной стороны?
Ученики. “Забияка” и “зазнайка” – с отрицательной, а сирота – нет.
Учитель. Конечно, быть сиротой, т.е. потерять родителей – это большая беда. Слово “сирота” не даёт отрицательной оценки человеку. А каким членом предложения являются выделенные слова?
Ученики. Сказуемыми.
Учитель. Объясните знаки препинания в записанных предложениях.
Ученики. В первом предложении ставится тире между подлежащим и сказуемым, т.к. они выражены именами существительными в именительном падеже. Последнее предложение с прямой речью, которая стоит в начале предложения и заключена в кавычки. Сама прямая речь осложнена обращением “Петя”, которое надо отделить запятой, а в конце прямой речи ставится восклицательный знак.
Учитель. Заметили ли вы, ребята, с какой стороны чаще всего характеризуют людей существительные общего рода?
Ученики. С отрицательной.
Учитель. Убедиться в этом вы можете, работая над упражнением 230.
(Ученики читают предложения).
Учитель. А почему слова “непоседа”, “егоза”, “юла”, которыми часто характеризуют детей, помещены в одной рамочке?
Ученики. Это слова – синонимы.
Учитель. А какие слова могут быть антонимами к ним?
Ученики. “Соня”, “лежебока”.
Учитель. Что вы можете сказать о таких детях?
Ученики. Спать меньше надо!
Учитель. Я согласна с вами. А в чём отличие между невежей и невеждой? Слышали такие слова? Давайте попросим уточнить лексическое значение этих существительных дежурного по словарю.
А пока он работает, мы, думаю, без труда объясним лексическое значение других слов (слова заранее написаны на доске):
· тихоня – тихий, смирный человек
· хвастунишка – хвастливый человек
· растяпа – тот, кто постоянно всё теряет, забывает
· подлиза – тот, кто подлизывается к кому-нибудь
· выскочка – человек, который выдвигая себя, стремится выслужиться
· ябеда – человек, который наушничает
6. Слово учителя об использовании существительных общего рода в устном народном творчестве.
Учитель. Нравятся вам люди такого сорта?
Ученики. Нет.
Учитель. И мне не нравятся. Вот почему про них люди придумали дразнилки и корилки (слова написаны на доске). Давайте послушаем.
Ученики.
Плакса,
вакса, гуталин,
На носу горячий блин.
Плакать не годится,
Можно простудиться.
Учитель. Но особенно в старину не любили жадных людей.
Ученики.
Жадина-говядина,
Три копейки дадено,
На четвертую копейку
Расшибётся об скамейку.
Учитель. А эту корилку (от корить, ругать) вы закончите сами:
Что за шум,
что за рёв?
Тут не стадо ли коров?
Нет, это не коровушка,
Это Таня …
Ученики. … рёвушка..
Учитель. А сейчас проверим вашу внимательность. Запишите в тетрадь, какие существительные общего рода прозвучали в произведениях устного народного творчества: “плакса”, “жадина”, “рёвушка”.
7. Работа со словарём.
Учитель. Слово дежурному по словарю.
Дежурный по словарю. Невежа – м. и ж., грубый, невоспитанный человек. Невежда – м. и ж., малообразованный, малосведущий человек. Полный невежда в музыке.
Учитель. Часто и в письменной литературе художники слова говорят о недостатках своих героев. О ком это?
· “Он два раза в неделю страдал от обжорства”.
· “Он привык давать полную волю порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума”.
Ученики. Это о Троекурове – герое романа Пушкина “Дубровский”.
Учитель. А какими существительными общего рода (очень кратко) мы охарактеризовали бы Троекурова в устной (разговорной) речи.
Ученики. Он обжора и невежа.
Учитель. Видите, как точно и хлестко характеризуют человека эти маленькие словечки. Запишите их в тетрадь. А сейчас физкультминутка.
(Выходит ученица и декламирует дразнилку, показывая при этом движения). Зарядка-дразнилка: “Сони, плаксы и задиры, выше руки, ноги шире …”
Учитель. Что-то мы сегодня всё о плохом да о плохом! А разве нет среди существительных общего рода слов, которые характеризуют человека положительно?
Ученики. “Молодчина”, “умница”.
Учитель. Именно такую благодарность на уроке сегодня получают отвечающие на уроке. (Весь урок выдаются маленькие жетончики с такими словами). А я ещё знаю слово “дока”. Дежурный по словарю поможет нам узнать его значение.
Дежурный по словарю. Дока (прост.) – знаток, мастер своего дела, ловкач. Такого доку поискать. В законах он дока.
Ученики. Этим словом в XVIII веке студенты называли сокращённо своих преподавателей – докторов, людей образованных, много знающих.
Учитель. Эрудитов, интеллектуалов. Попробуйте составить предложения с этим словом о своих родителях. Не забудьте рядом с “докой” поставить прилагательные.
Ученики. Мой папа – настоящий дока в автомобильном деле. Моя мама – настоящая дока в кулинарном деле.
Учитель. И у этого существительного в словаре стоит пометка м., ж. Что это значит?
Ученики. Это существительное общего рода.
Учитель. А как вы думаете, ребята, жители какого домика примут к себе существительные с такими пометками? (На доске с начала урока висят цветные таблички – домики).
Ученики. По всем приметам – 1. Могут относиться и к мужскому, и к женскому роду; 2. имеют окончание
–а(-я) – существительные общего рода должны относиться к 1-му склонению, т.е. жить в первом домике.
Учитель. А сейчас я воспользуюсь существительными общего рода и обращусь к двум ученикам нашего класса. Но это будут слова, которые сегодня ещё не звучали. Вы не обидитесь?
– Женя, подойди, пожалуйста, ко мне.
– Саша, напиши на доске своё полное имя.
Я уже всё сказала. Вы догадались?
Ученики. Женя. Саша.
(К доске вышли мальчики – Женя и Саша).
Учитель. Женями и Сашами родители называют не только мальчиков, но и девочек. Это неофициальные (домашние) имена. И тоже существительные общего рода. Кстати сказать, Саша, Александр – одно из самых распространённых имён. Среди мальчиков-ровесников на каждую 1000 приходится 150 Александров. Наверно, потому любят это имя, что в переводе на русский оно обозначает “мужественный”. А какие ещё имена людей являются существительными общего рода?
Ученики. Валя, Валера, Паша, Шура.
Учитель. И. наверно, не только Вали, Саши и Жени, но и Наташи, Кристины, Никиты хотят получить к Новому году подарки, сюрпризы?
III. Подведение итогов
Учитель. И пора подводить ИТОГИ.
Ученики. Добрый день, дорогие телезрители! Вы смотрите информационно-познавательную передачу “ИТОГИ”. Сегодня ребята 6-го класса познакомились с необычной группой существительных – существительные общего рода. Теперь они знают, что….( такие существительные 1-го склонения с окончанием –а(-я) могут менять свой род в зависимости от лица, которое они обозначают: маленький задира, маленькая задира.
Их род могут прояснить имена прилагательные или местоимения: такой умница, такая умница. А ещё ребятам очень понравилось сочинять дружеские эпиграммы друг на друга с существительными общего рода.
IV. Домашнее задание
Всем мальчикам записать в тетрадь все воинские звания, начиная с рядового и заканчивая маршалом, а девочкам – названия профессий, которые могут выбрать и мужчины и женщины.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.