Тема: Именительный, родительный, винительный падежи одушевлённых имён существительных.
Цель: познакомить с приёмом различения одушевлённых имён существительных 2-го склонения в родительном и винительном падежах;
Задачи-1. 2.развивать умение различать имена существительные в родительном и винительном падежах с одинаковыми окончаниями.
3.воспитывать аккуратность, терпение, любознательность.
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки.
Ход урока.
1.Орг.момент.
2.Минутка чистописания. Самоопределение к деятельности.
- Проведем минутку чистописания под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь. Святки. ». Пусть буквы и соединения в ваших тетрадях будут такими же красивыми.
*Звучит музыка и дети пишут буквы и сочетания букв.
К к ко кр кл
без кружков про девушку сквозь снежки до голубки
-Списать слова, подчеркнуть орфограммы.
-На какие две группы можно разделить данные слова?
-Прочитайте слова в родительном падеже, в винительном падеже.
-Как отличить винительный падеж от родительного падежа?
(Вы)плыло (на) неб. красное солны.ко и (раз)будило землю. Ранний луч.
( по)пал (на )жаворонка.
-Списать, вставить пропущенные буквы.
*проверка
-Разобрать предложения по членам, укажите падеж и склонение имён существительных. (работа в парах)
-Как определить склонение имён существительных?
-Как определить падеж имён существительных?
*проверка
-В чём испытывали затруднение?( В определении падежей существительных)
-В чём было сомнение? (Трудно было отличить родительный падеж от винительного падежа.)
-Сформулируйте задачи урока.
3.Работа по теме.
1)Отличие именительного, родительного, винительного падежей одушевлённых имён существительных.
-Прочитайте имена существительные.
Слон, день, дождь, учитель, агроном, портфель, воробей, трамвай.
-На какие две группы можно разделить данные слова?(Одушевлённые имена существительные и неодушевлённые имена существительные.)
-Запишите эти существительные в два столбика, поставьте их в форму винительного ,а затем родительного падежа, в скобкахперед словами укажите вопросы.
*Один ученик у доски.
вижу(кого?) слона, нет (кого?)слона
вижу (кого?) учителя, нет (кого?)учителя
вижу (кого?) агронома, нет (кого?)агронома
вижу (кого?) воробья, нет (кого?)воробья
вижу(что?)день, нет (чего?)дня
вижу(что?)дождь, нет (чего?)дождя
вижу(что?)портфель, нет (чего?)портфеля
вижу(что?)трамвай, нет (чего?)трамвая
-Сравните окончания существительных в первом и во втором столбиках.
-Какую особенность вы заметили?(Окончания в первом столбике одинаковые, а во втором столбике разные.)
-Почему же так получилось?(Отвечают на вопрос кого?)
-Какая трудность может возникнуть при определении падежа одушевлённых существительных?(Трудно различить родительный и винительный падеди.)
-Заполним таблицу.
Именительный падеж |
Родительный падеж |
Винительный падеж |
|
Вопросы |
|||
Предлоги |
|||
Окончания |
|||
Роль в предложении |
-В чём сходство этих падежей?
-Чем они отличаются?
-Допишите в столбиках существительные женского рода земля, сестра.
-Что вы заметили?
-Как ещё отличить винительный падеж от родительного?
Работа по учебнику.с.138
265. Прочитайте. Запишите данные имена существительные в именительном, родительном, винительном падежах. Выделите падежные окончания.
И. п. |
Р. п. |
В. п. |
книг[и] |
книг |
книг[и] |
белк[и] |
белок |
белок |
дом[а] |
дом[ов] |
дом[а] |
волк[и] |
волк[ов] |
волк[ов] |
вещ[и] |
вещ[ей] |
вещ[и] |
мыш[и] |
мыш[ей] |
мыш[ей] |
Есть кто? что? книги белки
Нет кого? чего? дома волки
Вижу кого? что? вещи мыши
Какие имена существительные и в каких падежных формах имеют одинаковые окончания?
Одушевлённые имена
существительные имеют одинаковые окончания в родительном и винительном падеже.
Неодушевлённые имена существительные имеют одинаковые окончания в именительном
и винительном падеже.
Существительное в именительном падеже является подлежащим, в винительном — второстепенным членом предложения.
Чтобы отличить существительные в родительном и винительном падеже, можно подставить существительное 1-го склонения в единственном числе. Если окончание будет -у, -ю, то это винительный падеж, а если -ы или-и — это родительный падеж.
267. Прочитайте. Не правда ли, красивое предложение?
И. п.
1. Маленькие сосенки, держащие на ветках
белые
В. п.
В. п. В. п.
комья, напоминают играющих в снежки ребятишек.
Е. Русаков
268. Рассмотрите рисунки.
Канакина. 4 класс, учебник, 1 часть, упражнение 268
Составьте по каждому рисунку диалог, который происходит между покупателем и продавцом. Употребите имена существительные множественного числа в родительном падеже.
— Покажите нам, пожалуйста, костюмы размером меньше.
— Штанины брюк очень длинные.
— Рукава этих пиджаков свисают.
— Какой должен быть цвет рубашек?
— Взвесьте мне, пожалуйста, пять килограммов яблок, апельсинов и лимонов.
— Я Вам взвесила килограмм огурцов.
— Ещё возьму килограмм слив и груш.
Самостоятельная работа.
*работа по вариантам
-Выпишите существительные в винительном падеже.
Сижу у соседа , слушаю про дельфина, рисунок от малыша , спешу на рыбаку, книга для ученика , вступился за друга, слушаю учителя , рассказ брата , прыжок льва ,слушал ребенка.
5.Итог.
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Как различить родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных ?
-Что на уроке было труднее всего.
6.Домашнее задание.
Упр.266 стр.138, выучить .словарные слова
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.