Имитационное моделирование жизненных ситуаций – условие развития мышления ученика
Оценка 4.7

Имитационное моделирование жизненных ситуаций – условие развития мышления ученика

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
география
5 кл—11 кл
02.02.2020
Имитационное моделирование жизненных ситуаций – условие развития мышления ученика
Воспитать творчески мыслящего человека можно, но для этого нужно ответить на один вопрос: «Что такое мыслящий человек?». МД-педагогика отвечает на этот вопрос так — «это человек способный владеть своей мыследеятельностью, т. е. способен в ситуации неопределенности создать такую мыслительную конструкцию, которая выступит для него средством успешного действия». Разработчики МД-педагогики считают, что овладев определенной педагогической технологией, педагог сможет обучать детей (и не только детей) мышлению. Такая технология в виде пакета мыслительных средств (такие как: анализ, рефлексия, моделирование, проектирование, планирование и т.д.) разрабатывается уже в течение ряда лет.
имитационное моделирование.doc

Из опыта работы:

«Имитационное моделирование жизненных ситуаций –

условие развития мышления ученика»

 

    Воспитать творчески мыслящего человека можно, но для этого нужно ответить на один вопрос: «Что такое мыслящий человек?». МД-педагогика отвечает на этот вопрос так — «это человек способный владеть своей мыследеятельностью, т. е. способен в ситуации неопределенности создать такую мыслительную конструкцию, которая выступит для него средством успешного действия». Разработчики МД-педагогики считают, что овладев определенной педагогической технологией, педагог сможет обучать детей (и не только детей) мышлению. Такая технология в виде пакета мыслительных средств (такие как: анализ, рефлексия, моделирование, проектирование, планирование и т.д.) разрабатывается уже в течение ряда лет.

     Имитационное моделирование – это метод, который отвечает формированию человека, «способного к мыследеятельности». Основная особенность этого метода – это решение искусственно созданной ситуации, близкой к реальной, в которой происходит полисубъектное взаимодействие.

    Дидактическая цель - моделирование различного рода отношений и условий реальной социально-экономической действительности.

    Урок – моделирование позволяет формировать набор ключевых компетентностей, отвечающих федеральным государственным стандартам второго поколения:

      Готовность делать осознанный выбор.

      Технологическая компетентность.

      Готовность к самообразованию

      Социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию).

      Коммуникативная компетентность.

      В результате активизации мыследеятельности происходит формирование универсальных учебных действий, таких как:

      Создание ситуации – социальная ориентация в пространстве (личностные)

      Работа в команде – уважение к обществу и его законам (коммуникативные)

      Моделирование – сценарий работы, планирование деятельности (регулятивные)

      Ошибки – препятствия на жизненном пути

      Нахождение выхода из моделируемой ситуации – поиск истины (регулятивные)

      Обсуждение предстоящих дел – планирование жизни (личностные)

     Типы мыследеятельностиконструирование, проектирование, исследование, управление — имеют свои нормы и принципы мышления, коммуникации, о которых необходимо договориться заранее:

         Соблюдение дисциплины – уважение общества с его нормами

         Участие в групповом деле – признание свободы личности

         Не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь

         Следить за временем

         Соблюдать технику безопасности, экономию материала и т.д.

     Одним из основоположников имитационного моделирования уроков географии и экономики является Е.Н. Травин педагог-новатор, победитель всероссийского конкурса "Учитель года". Урок-моделирование разработан на основе интегрированного  подхода географии, экономики.

 

Тема урока: Богатство страны.

Форма работы: групповая - необходимо реорганизовать пространство кабинета на рабочие сектора по количеству групп.

Материалы: подарки-пакеты с канцелярскими товарами; 4 листа ватмана; 2 ножниц; 2 линейки; 2 карандаша; транспортир; рулон скотча; коробка с канцелярскими скрепками.

Ход урока

Актуализация знаний:

Учитель. Принято считать экономику в школе новомодным и экзотическим предметом. Готова опровергнуть это мнение. Послушайте отрывок из школьной характеристики известного ученика одной из петербургских школ начала XIX века:

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть судить умел о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет...

Учитель. Узнали? Какой ключевой вопрос решал герой? Напомните мне основные факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательский талант – фиксируются на доске). Вспоминаем что такое капитал – это деньги? – Нет.

     Сейчас мы станем производителями. На пакетиках есть символ государства. Найдите и скажите, что это за страны: символ Японии и России.

                                       

Учитель. Вы будете производить бумажные пирамиды. Учебная задача: построить как можно большую и крепкую пирамиду.

    Но соревноваться мы будем в реальных условиях, ибо Япония — это Япония, а Россия — это Россия. Какая из стран богаче, по вашему мнению? Почему? – ответы учащихся (суть- у России богатые природные ресурсы, а у Японии — новейшие технологии)

Учитель. Команда «россиян» получает богатейшие сырьевые ресурсы — 4 листа ватмана! Из них, пожалуй, можно построить самую высокую в мире пирамиду. Кстати, какая пирамида в Египте считается самой большой? А бедная ресурсами Япония получает только 1 лист ватмана. Перед «японцами» почти неразрешимая задача. Но в мире все в равновесии. «Япония» получает новейшие средства строительства пирамид: линейки и транспортиры, ножницы и карандаши, циркули и скотч. А «богатая» Россия только набор скрепок — орудие XIX века! Какая же страна богаче теперь? Пусть вопрос разрешит ваша работа в течение 10 минут.

 

Игра началась. Пока команды творят, стоит проконтролировать их совместную работу. Важно, чтобы из процесса строительства никто не выпадал. Если класс велик и не всем досталась работа, стоит привлечь зрителей к маленькому аукциону идей на тему: «Как использовать пирамиду».

Учитель (подходя к «японцам»). Добрый день! В эфире «Клуб путешественников». Мы находимся в Стране восходящего солнца, у подножия Фудзиямы. Местные умельцы увлечены строительством. Скажите, Саша-сан, как вам работается? Как вы думаете, кто победит в соревновании?

Учитель. Переберемся в Россию. В эфире программа «Вести». Мы — в огромном цехе огромного завода города Урюпинска. Тысячи рабочих мучаются над заданием. Работа кипит. Спросим у бригадира Ивана Иваныча, выполняет ли он план?

 

Итог: презентация пирамид «Японское чудо», «Российский долгострой»

 

Ключевой вопрос: Какая страна богаче? Почему?

 

Учитель. А какие чувства испытывали вы во время игры? Трудности?

Учитель. Вспомните всё, что мы узнали на уроке, и решите, что должны делать страны, чтобы быть богаче?

Учитель. На доске прописаны высказывания знаменитых людей. Попробуйте определить с их помощью наиболее вероятную тему урока:

 

Л.И. Брежнев «Экономика должна быть экономной!»

 

А.С. Пушкин «Как государство богатеет….»

 

Птер Буаст «Самое быстрое средство увеличить состояние – это уменьшить свои потребности»

 

Концовка урока многовариантна. Можно попросить каждого письменно подготовить докладную записку от имени министра иностранных дел «О ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИИ И ТОРГОВЛЕ С ЯПОНИЕЙ». Можно устроить дискуссию о причинах слабой торговли с Японией. Можно провести второй тур игры, в которой команды имеют возможность взаимовыгодно обменяться («российский» ватман на «японские» скотч и ножницы). Возможны другие варианты.

Главное, чтобы вывод был правилен: обмен между странами делает их богаче, а мир не только политическая, но и экономическая категория!

 

                Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами. 
Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи».

     И.Г. Песталоцци

 

Эта идея Песталоцци как нельзя лучше раскрывает задачу современного учителя и метод имитационного моделирования способствует формированию универсальных учебных действий в рамках коммуникативной творческой работы.

Цель урока достигнута.

 

 


Из опыта работы: «Имитационное моделирование жизненных ситуаций – условие развития мышления ученика»

Из опыта работы: «Имитационное моделирование жизненных ситуаций – условие развития мышления ученика»

Ход урока Актуализация знаний:

Ход урока Актуализация знаний:

Учитель. На доске прописаны высказывания знаменитых людей

Учитель. На доске прописаны высказывания знаменитых людей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2020