«Иммунитет»
Оценка 4.7

«Иммунитет»

Оценка 4.7
docx
биология
8 кл
01.05.2020
«Иммунитет»
14.docx

Дата

 

 

Завуч по УР    

Класс

____________З.И.Яндиева

Урок

«Иммунитет»,

Цель урока: сформировать представление об иммунитете как защитном механизме организма человека.

Задачи:

- подчеркнуть защитную роль крови и значение постоянства внутренней среды;

- дать определение иммунитета, показать органы иммунной системы, познакомить с видами иммунитета;

- показать роль антител в обезвреживании антигенов, рассказать об открытии Луи Пастера;

- развивать навыки самостоятельного формирования выводов, определений;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, гражданственность, умения оценивать самого себя.

 

Ход урока

I.  Организация класса.

Проверка знаний по теме «Состав крови».

1.      Красные кровяные клетки. (Эритроциты.)

2.      Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами. (Фагоцитоз.)

3.      Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертывания крови. (Гемофилия.)

4.      Белые кровяные клетки. (Лейкоциты.)

5.      Вещество, входящее в состав эритроцитов. (Гемоглобин.)

6.      Жидкая часть крови. (Плазма.)

7. Белые клетки крови. (Лейкоциты)

8.      Кровяные пластинки. (Тромбоциты)

9.      Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют… (внутреннюю среду организма.)

10.  Нерастворимый белок крови…    (фибрин.) 

11.  Растворимый белок крови. (фибриноген).

 

1.      Эритроциты.

Эритроциты – красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 ммих 10 млн. (5 млн.). Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют ядер).Это клетки шаровидной двояковогнутая лепешка) формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди (железа). Эритроциты зарождаются в селезенке (в красном костном мозге), а разрушаются в красном костном мозге (селезенке). Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ (газов). Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом (малокровием).

2.      Лейкоциты

Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они мельче (крупнее) эритроцитов, имеют нитевидное (амебоидное) тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс. (6-9 тыс.) Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться (способны активно передвигаться). Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом (фагоцитоз). Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела – особые клетки (вещества), способные нейтрализовать любую (специфическую) инфекцию. Изучением защитных свойств крови занимался И.П. Павлов (И.И. Мечников).

2. Актуализация знаний.

Отрывок из произведения А.С. Пушкина «Пир во время чумы»:

Ныне церковь опустела;

Школа глухо заперта;

Нива праздно перезрела;

Роща тёмная пуста;

И селенье, как жилище

Погорелое, стоит, -

Тихо всё. Одно кладбище

Не пустеет, не молчит.

Поминутно мёртвых носят,

И стенания живых

Боязливо Бога просят

Успокоить души их!

Поминутно места надо,

И могилы меж собой,

Как испуганное стадо,

Жмутся тесной чередой.

О чём идёт речь в данном отрывке?

Чума известна с глубокой древности. В 6 веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек. В 6 веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения — 10 млн человек. Чуму называли чёрной смертью.

Не менее опасна была и оспа. В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось «Знаков оспы не имеет».

Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних и проходили без особых последствий для других?

3.      Изучение нового материала.

Ежедневно, ежеминутно в любом организме на страже человека стоит целая армия клеток и механизмов, которая способна отразить любую инфекционную агрессию. Есть и милиция, готовая в случае необходимости подавить внутреннюю агрессию. И все это делает иммунная система -специальные органы, где формируются клетки крови, участвующие в иммунной реакции

hello_html_m2a71626e.png

 Центральные органы: 

-        тимус (вилочковая железа) - здесь формируются Т-лимфоциты,   красный костный мозг.

 Периферические органы: 

-        - миндалины 

-        - селезенка 

-        - лимфатические узлы здесь формируются В-лимфоциты.     

Существуют несколько видов лейкоцитов: это фагоциты - участвуют в фагоцитозе, лимфоциты: Т-лимфоциты – распознают микробные  и другие антигены и расшифровывают их химическую структуру.  В-лимфоциты - получают информацию об антигене  от Т-лимфоцитов, начинают стремительно размножаться и выделять в кровь антитела. 

Для того чтобы обеспечить внутреннюю безопасность, эти специальные клетки «курсируют» по организму, и проверяют у каждого «молекулярный паспорт». Потому что, к нам в организм ежеминутно с пищей и воздухом, через микротрещины на коже проникают разнообразные микроорганизмы.

Давно было подмечено, что человек, который перенес опасную заразную болезнь, второй раз обычно ею не заболевает. Люди пытались использовать эти наблюдения с целью обезопасить себя от инфекций.

Как вы думаете, какие же механизмы, формы и способы защиты имеет наш организм?

Невосприимчивость к повторному заражению одной и той же инфекцией обусловлена иммунитетом. Термин "иммунитет" происходит от латинского слова "immunis". Так в Древнем Риме называли гражданина, свободного от некоторых государственных повинностей.

Иммунитет - это  способность организма противостоять изменению его нормального функционирования под воздействием внешних факторов, то есть  комплекс реакций, направленных на поддержание гомеостаза при встрече организма с агентами, которые расцениваются как чужеродные, независимо от того, образуются ли они в самом организме или поступают в него извне.

Вообще наш организм, как неплохой сейф, имеет 2 защитных барьера:

 

 

 

Кожа и слизистые оболочки.

Кровь, лимфа, тканевая жидкость.

Существует две формы иммунитета

Неспецифический - осуществляется лейкоцитами (фагоцитами), действующими на все микроорганизмы, независимо от их природы.

Специфический - способность организма распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей (антигены) и уничтожать только эти чужеродные клетки. Чужеродные вещества называют – антигенами.

Различают также два механизма иммунитета: клеточный и гуморальный.

Клеточный - чужеродные тела уничтожают фагоциты             

Гуморальный  - антигены удаляются с помощью антител - хим. в-в, доставляемых кровью (лимфоциты).

 



5.Подведение итогов.

Что же такое иммунитет?

Какие виды иммунитета вы можете назвать?

Как вы думаете, существуют ли в мире такие болезни, против которых наш организм не имеет иммунитета?

VI. Д/з: изучить §15, выучить все определения, ответить на вопросы после параграфа.

Оценки за урок


 

Дата Завуч по

Дата Завуч по

Ныне церковь опустела; Школа глухо заперта;

Ныне церковь опустела; Школа глухо заперта;

Существуют несколько видов лейкоцитов: это фагоциты - участвуют в фагоцитозе, лимфоциты:

Существуют несколько видов лейкоцитов: это фагоциты - участвуют в фагоцитозе, лимфоциты:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2020