Имя числительное
Оценка 4.7

Имя числительное

Оценка 4.7
ppt
математика
20.04.2020
Имя числительное
Имя числительное.ppt

Подготовила преподаватель русского языка и литературы

Подготовила преподаватель русского языка и литературы

1

Подготовила преподаватель русского языка и литературы Кокоева Т.С.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

дать понятие числительного как части речи, его общее значение, на какие вопросы отвечает, каковы морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении; уметь находить имена числительные…

дать понятие числительного как части речи, его общее значение, на какие вопросы отвечает, каковы морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении; уметь находить имена числительные…

дать понятие числительного как части речи, его общее значение, на какие вопросы отвечает, каковы морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении;
уметь находить имена числительные в тексте, отличать их от других частей речи с числовым значением, различать порядковые и количественные числительные;
развивать интерес к уроку русского языка.

2

Цели:

Задание 1. Прочитайте фразеологические обороты, объясните устно их значение

Задание 1. Прочитайте фразеологические обороты, объясните устно их значение

3

Задание 1. Прочитайте фразеологические обороты, объясните устно их значение

В один голос
В два счета
Как две капли воды
Наговорить с три короба
Как свои пять пальцев

(единодушно)
(быстро)
(похожи)

(много)

(хорошо что-то знать)

Один ум хорошо, а два ума лучше

Один ум хорошо, а два ума лучше

Один ум хорошо, а два ума лучше.
Семь раз отмерь – один отрежь.
Без четырех углов изба не рубиться.
Двумя ложками кашу не едят.
Двенадцать братьев – все на одно лицо.
Пять братьев годами равные, да ростом разные.

4

Задание №2. Из поговорок и загадок выпишите словосочетания «сущ. + числ.»

Один ум Два ума Семь раз Без четырех углов

Один ум Два ума Семь раз Без четырех углов

Один ум
Два ума
Семь раз
Без четырех углов
Двумя ложками
Двенадцать братьев
Пять братьев

5

ПРОВЕРЬТЕ!

На какой вопрос отвечают слова, обозначающие число?

На какой вопрос отвечают слова, обозначающие число?

На какой вопрос отвечают слова, обозначающие число? Замените числительные из первого столбика, поставив к ним вопрос «который?».

6

Два этажа
Три ряда
Четыре листа
Пять картин

Второй этаж
Третий ряд
Четвертый лист
Пятая картина

Сколько ?

Количественные

Который?

Порядковые

Количественные Порядковые

Количественные Порядковые

Количественные Порядковые


Семь, первый, второй, третий, три, четыре, одиннадцать, два, один, седьмой, двадцать шестой, сорок, сороковой.

7

Задание 3.Самостоятельная работа. Распределите в две колонки числительные

Проверьте! Количественные

Проверьте! Количественные

Проверьте!

Количественные

Семь
Три
Четыре
Одиннадцать
Два
Один
Сорок

Порядковые

Первый
Второй
Третий
Седьмой
Двадцать шестой
Сороковой

8

Занятия начинаются в восемь часов

Занятия начинаются в восемь часов

Занятия начинаются в восемь часов.

Задание: произведите частичный синтаксический разбор предложений, какими членами предложений могут быть числительные?

9

Роль числительных в предложении

Три и два – пять.

В окне на девятом этаже погас свет.

Разделите шесть на три.

Это интересно и полезно знать!!!

Это интересно и полезно знать!!!

Это интересно и полезно знать!!!

У имени числительного есть «родственники» в других частях речи. Они имеют тоже числовое значение. А различать их нужно по вопросам.

Части речи

Вопросы

Примеры

Существительное

Кто? Что?

Двойка, двойник

Прилагательное

Какой?

Двойной

Числительное

Сколько? Который?

Два, второй

Глагол

Что делать?
Что сделать?

Удвоить

10

Имена существительные 2 группа:

Имена существительные 2 группа:

1 группа: Имена существительные

2 группа: Имена прилагательные

3 группа: Имена числительные

4 группа: Глаголы

11

Задание 4. Работа в группах. Распределите слова по частям речи

Задание 4. Тройка (за ответ) Три (товарища)

Задание 4. Тройка (за ответ) Три (товарища)

Задание 4.

Тройка (за ответ)
Три (товарища)
Трехместный (корабль)
Утроить (усилия)
Сотый (по списку)
Сто (деревьев)
Столетний (дуб)
(новенький) Пятак

(громадная) Пятерня
Пять (секунд)
Пятый (день)
Удвоить (шансы)
Раздваиваться
Удесятерить
Тройной

12

Употребление собирательных числительных

Употребление собирательных числительных

13

Употребление собирательных числительных

Собирательные числительные обозначают количество предметов как совокупность, как одно целое: трое, четверо, семеро, оба, обе

Собирательные числительные обозначают количество предметов как совокупность, как одно целое: трое, четверо, семеро, оба, обе

Собирательные числительные обозначают количество предметов как совокупность, как одно целое: трое, четверо, семеро, оба, обе.

Собирательные числительные образуют замкнутую группу слов и сочетаются не со всеми существительными. Они употребляются со следующими группами слов:

14

С существительными, обозначающими лиц женского пола, собирательные числительные не сочетаются

С существительными, обозначающими лиц женского пола, собирательные числительные не сочетаются

– с одушевленными существительными, обозначающими только лиц мужского пола: двое друзей, семеро приятелей, а также с существительными общего рода, когда они относятся к лицу мужского пола: двое сирот. С существительными, обозначающими лиц женского пола, собирательные числительные не сочетаются.

Неверно: двое подруг, трое женщин
(надо: две подруги, три женщины);

15

Но для обозначения взрослых животных используются только количественные числительные: два медведя, пять оленей

Но для обозначения взрослых животных используются только количественные числительные: два медведя, пять оленей

– с одушевленными существительными, называющими детенышей животных: семеро козлят, четверо волчат.

Но для обозначения взрослых животных используются только количественные числительные: два медведя, пять оленей.


Неправильно: двое лосей (надо: два лося).

16

Трое чулок – это три пары чулок, а три чулка – это три отдельных предмета; с личными местоимениями:

Трое чулок – это три пары чулок, а три чулка – это три отдельных предмета; с личными местоимениями:

с неодушевленными существительными, не имеющими формы единственного числа: двое саней, пятеро суток;
с существительными, обозначающими парные предметы: двое сапог, трое чулок. Трое чулок – это три пары чулок, а три чулка – это три отдельных предмета;
с личными местоимениями: Нас осталось только трое;
при употреблении числительного в роли подлежащего: Семеро одного не ждут;
с существительными дети, ребята: У Петра четверо детей.

17

Только собирательные числительные сочетаются:

Употребление количественных числительных

Употребление количественных числительных

18

Употребление количественных числительных

Количественные числительные обозначают в целых единицах отвлечённое число или определённое количество однородных предметов: один, семь, двенадцать, шестьдесят восемь

Количественные числительные обозначают в целых единицах отвлечённое число или определённое количество однородных предметов: один, семь, двенадцать, шестьдесят восемь

Количественные числительные обозначают в целых единицах отвлечённое число или определённое количество однородных предметов: один, семь, двенадцать, шестьдесят восемь.
В письменной речи количественные числительные обозначаются при помощи слов и цифр. Выбор между ними зависит от стиля речи, а также от жанра произведения.

19

Он выступил перед семистами студентами (Надо: семьюстами )

Он выступил перед семистами студентами (Надо: семьюстами )

при склонении сложных и составных числительных говорящие нередко изменяют только их последнюю часть:
Он выступил перед семистами студентами (Надо: семьюстами).

Нередки случаи, когда сложные числительные вообще не склоняют: Он выступил перед семьсот студентами.

20

В устной речи при употреблении количественных числительных часто допускаются две распространённые ошибки:

Дивизия пополнилась пятьюстами новобранцев (Следует: пятьюстами новобранцами )

Дивизия пополнилась пятьюстами новобранцев (Следует: пятьюстами новобранцами )

употребляя числительные в дательном, творительном и предложном падежах, говорящие нередко сохраняют ту же связь между числительным и существительным, что и в именительном падеже, не учитывая того, что в этих падежах числительное должно согласовываться с существительным:

Дивизия пополнилась пятьюстами новобранцев (Следует: пятьюстами новобранцами).

21

Сколько числительных пишутся с ь на конце? 2

Сколько числительных пишутся с ь на конце? 2

1 Сколько числительных пишутся с ь на конце?
2 Какие числительные пишутся с ь в середине слова?
3 Как пишутся сложные числительные, обозначающие десятки и сотни?
4 Образуйте порядковые числительные: 50, 80, 200, 300, 205, 34, 570, 500, 900.
5 Напишите количественные числительные 300, 400, 90.
6 Просклоняйте: 308 (тетрадь), 477 (яблоки), 859 (стулья).

22

Задание 5. Письменно ответьте на вопросы и выполните задания. Запишите числительные словами.

Задание 6. Согласуйте числительные с существительными

Задание 6. Согласуйте числительные с существительными

4 (брюки), 2 (перила), 43 (ножницы), 1 (куранты), 2 (часы), 22 (сутки), 3 (сани), 8 (варенье), 5 (очки).

23

Задание 6. Согласуйте числительные с существительными. Запишите словосочетания

Петербурге появился первый трамвай

Петербурге появился первый трамвай

 
22 августа 1880 года а Петербурге появился первый трамвай. Но только в 1892 году в Киеве началось трамвайное движение. Длина первой ветки была 1,6 километра. Первый в нашей стране метрополитен был открыт а Москве 15 мая 1935 года. Протяженность первой линии была 11, 6 километра, и она имела 13 станций.

24

Задание 7. Запишите текст, определите разряд числительных.

Имя числительное – самостоятельная часть речи

Имя числительное – самостоятельная часть речи

Имя числительное – самостоятельная часть речи
Обозначает: количество предметов, число, порядок предметов при счете
Отвечает на вопросы: сколько? который?
Делятся на группы: порядковые и количественные
Роль в предложении: все члены предложения

25

Итоги:

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2020