«Имя числительное».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок по теме «Имя числительное» в 5 классе позволит учителю подвести учащихся к «открытию» и осознанному пониманию понятия «числительное как части речи», «виды числительного»; «роль в жизни», «употребление в речи», формировать умение выделять имена числительные среди других частей речи, классифицировать и правильно употреблять в речи.
Иконка файла материала Русский язык_5 клас_Числительное.docx

Конспект урока русского языка в 5  классе

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории   Бутримова Наталья Александровна

Предмет: русский язык.

Тема урока: «Имя числительное».

Класс: 5

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Дидактическая цель: создание условий для «открытия» нового знания.

Методические задачи урока:

Предметные:

подвести  учащихся к «открытию» и  осознанному пониманию понятия  «числительное как части речи», «виды числительного»; «роль в жизни», «употребление в речи».

формировать умение выделять имена числительные среди других частей речи, классифицировать и правильно употреблять в речи;

Метапредметные.

Развивать:  УУД учащихся;

 психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции(сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь;

умение работать в паре, группе, индивидуально.

Личностные:

-формировать положительную мотивацию учения;

-развивать  уважение и интерес к русскому языку, истории страны.

Основные дидактические методы:  деятельностный,

проблемный, исследовательский, практический;

 методы и приемы технологии развития критического мышления.

Форма организации познавательной деятельности:

 индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная.

Место данного урока в системе уроков по теме:

первый урок по теме «Имя числительное».

Технологическая карта урока русского языка «Имя числительное» в 5 а классе

Этап

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Мне  хочется, чтобы наш урок был окрашен только радужными красками. Пусть девизом нашего урока станет высказывание: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение»        

 ( Б.Спиноза)

 

Организация учащихся, включение в деловой ритм. Подведение к озвучиванию темы урока.

Подготовка к восприятию нового материала.

Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД:  целеполагание.

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 

 

 

 

 

Откройте тетради, запишите число.

Орфографическая работа

Предлагаю прочитать слова.

Ночь, удачного, болеет, нормально, два, встреча,  крепкими, трое, встаю, восьмой.

-По каким грамматическим признакам  можно  разделить эти слова?

- на части речи (сущ., прилаг., глагол, наречие)

Укажите части речи.

 

Актуализация знаний учащихся: определение частей речи. Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков.

 

Выполнение задания, тренирующего отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

 

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.

Познавательные УУД.

Общеучебные универсальные действия:

смысловое чтение.

Логические универсальные действия:

анализ материала; выбор оснований для составления задания.

3. Выявление места и причины затруднения

- С какими словами возникли трудности? Почему?

-Может кто-то знает, что это за слова?

 -Это числительные.

-А  что вы о них можете  сказать?

-Мы не знакомы с этой частью речи.

-А чего вам не хватает, чтобы определить, какая эта часть речи?

-Так над чем будем работать сегодня?

-Какая тема урока? 

-Имя числительное

 -Давайте определим, какие задачи будем решать на уроке?

- Узнаем, что такое имя числительное,  на какие виды  делится  имя  числительное.

 

 

Действия постановки и решения проблем:

формулирование проблемы и нахождение пути решения проблемы.

4.Построение  проекта выхода из затруднения.

- Сколько сидит человек на этой парте? А сколько вас всех в классе? Запишем предложения.

На этой парте сидит один человек. На второй парте сидит двое.

- Где здесь числительные?

-Что вы можете о них сказать?

-Это имена числительные, они обозначают количество предметов, отвечают на вопрос – сколько.

- Как   эти имена числительные можно назвать?

-КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ

- Как называются другие  числительные?

- ПОРЯДКОВЫЕ

Создание проблемной ситуации.

Наблюдение над языковым материалом, фиксация недостатка знаний, озвучивание, уточнение темы урока.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Познавательные УУД. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение познавательной цели.

Коммуникативные УУД: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).

5. Реализация построения проекта

-Давайте обобщим наши знания

СТР. 44- 45.

Организация учащихся на исследование проблемных ситуаций.

Выполнение заданий. Углубление понятий: «Количественные и порядковые числительные».

Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль в форме сличения, коррекция.

Познавательные УУД: логические универсальные действия: решение проблемы.

Коммуникативные УУД:

 сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 - Выполнение  упр. 353стр. 44.    

- Устное проговаривание (по одному)

 

 

 

Установление осознанного восприятия. Обобщение.

Решение типового задания.

Анализ ошибок.

Коррекция.

Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные УУД: сотрудничество.

Познавательные УУД: общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 Упр. 355.

 

Организация деятельности по применению новых знаний.

Самостоятельная работа. Осуществление самопроверки (пошаговое сравнение с эталоном).

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД: самоопределение.

8.Включение в систему знаний и повторение.

 

 

 

 

 

  -Есть очень хорошая пословица – Один за всех и все за одного

-Как вы понимаете её смысл?

- Приведите свои пословицы с числительными.

 

 

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

9. Рефлексия учебной деятельности

-Достигли мы своей цели?

Ответ по плану:

- Я узнала…….

-Я хочу узнать……

- Мне понравилось….

-Мне не понравилось…. 

  Д/З

Придумайте небольшой рассказ с именами числительными

Организация рефлексии.

Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия.

Познавательные УУД: рефлексия.

Личностные УУД: смыслообразование.

 


 

Посмотрите также