Открытый урок по теме «Имя прилагательное как часть речи» 5 класс
Учитель русского языка и литературы МОУ «Понинская СОШ» Глазовского района Удмуртской Республики Кельдышева Татьяна Юриевна, первая категория.
Цель урока: систематизация и повторение изученных в начальной школе сведений об имени прилагательном.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: добиться от учащихся осмысления понятия «признак» применительно к имени прилагательному, определять морфологические признаки и синтаксическую роль имени прилагательного, выявить роль прилагательных в речи.
метапредметные: владеть разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из текста, систематизировать, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения, анализировать текст с точки зрения его цели, основной мысли.
личностные: формирование навыков работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению), доброжелательное отношение к мнению другого человекаоказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и самоконтроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других, вести диалог с другими людьми, принимать решения.
Форма урока: урок – игра.
Методы и приемы: исследовательская деятельность; работа в группе, анализ прозаического текста; упражнения на развитие избирательной памяти; развивающая технология – развитие умений речетворчества.
Оборудование: проектор, раздаточный материал с текстом и различными заданиями, чёрный ящик, песочные часы, презентация.
Ход урока.
I.Оргмомент и целеполагание.
Здравствуйте, ребята, присаживайтесь! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут ваше внимание, находчивость и смекалка.
Скажите мне, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение?
А погода сегодня какая за окном? Скажите, а слова какой части речи нам помогли сейчас охарактеризовать всё это? Правильно. Это имена прилагательные. Значит, над какой темой мы с вами будем сегодня работать? Имя прилагательное как часть речи.
А теперь мы попробуем сформулировать вопросы, на которые будем искать ответы на нашем уроке. Я для вас приготовила начало вопросов, а вы их продолжите.
Что…...(обозначает имя прилагательное)?
На какие…… (вопросы отвечает)?
Как……(изменяется)?
Каким……(членом предложения является)?
Для чего……(мы их изучаем или используем в своей речи)?
II.Мотивация.
В поисках ответов на эти вопросы с вами хотят сразиться учащиеся 5 класса Понинской средней школы. Сейчас вам предстоит с ними сыграть в игру «Что? Где? Когда?». Они выступают в качестве телезрителей, а вы у нас знатоки. Понинцы приготовили для вас вопросы и задания, а ваша задача найти на них ответы с группой в течение минуты и затем их озвучить. Выберите капитана, который будет решать, кому выступать от имени группы. Но во время игры каждый должен хотя бы один раз дать ответ. Ваши ответы оцениваются баллами. За правильный ответ – 2 балла, за частичный ответ – 1 балл. Если вы даёте неправильный ответ, то балл уходит телезрителям. Ещё в конце игры мы будем оценивать самых активных знатоков. Вашу работу будет оценивать жюри.
III.Освоение новой темы.
- Итак, мы начинаем. Крутим волчок.
1. Первый раунд игры. Сектор №….
Слайд 1. Против вас играют ( Тронин Андрей и Лесников Илья)
Телезрители предлагают для вас текст, который вы должны прочитать и ответить на вопросы.
-Определите, о каком животном идёт речь?
-По каким признакам вы определили это?
-Сделайте вывод, что обозначает имя прилагательное.
Как он был хорош на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые, туго натянутые чулки.
Сначала знатоки озвучивают свой ответ, а затем сверяют по слайду.
Слайд 2. Ответ: - лось
- длинная горбоносая морда, огромные корни-рога, тяжёлый, грузный, ноги высокие, стройные, тёмно-бурый.
- имя прилагательное обозначает различные признаки предмета, характеризует предмет с разных сторон.
Учащиеся выделенные слова записывают в тетради. На какой вопрос мы нашли с вами ответ? Вопрос №1.
2. Второй раунд. Сектор №….
Слайд 3. Против вас играет (Кунаев Виктор)
Телезритель предлагает найти в данном стихотворении имена прилагательные и определить, на какие вопросы они отвечают.
Имя прилагательное, мы с тобой дружны,
Признаки предметов называешь ты.
Солнечное лето, праздничная ель,
Вкусные конфеты, Машенькин портфель.
Слайд 4. Ответ: - лето (какое?) солнечное; ель (какая?) праздничная; конфеты (какие?) вкусные; портфель (чей?) Машенькин.
- имя прилагательное отвечает на вопросы: какой? чей?
Выделенную часть записывают. На какой вопрос нашли ответ? Вопрос №2.
3. Третий раунд. Сектор №….
Слайд 5. Против вас играют (Злобина Ксения и Урсегова Елена)
Телезрительницы предлагают связать слова в словосочетания и найти ответы на вопросы:
- Как изменяются имена прилагательные?
- В чём они согласуются с именами существительными?
Лесн... царь, лесн... птица, голуб... небо, больн… деревья, по шёлков… траве.
Слайд 6. Ответ: - лесной царь (м.р, ед.ч.,И.п.), лесная птица (ж.р., ед. ч., И.п.), голубое небо (ср.р., ед.ч., И.п.), больные деревья (мн.ч., И.п.), по шёлковой траве (ж.р., ед.ч., Д.п.).
- имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам;
- с именами существительными прилагательные согласуются в одном роде, числе и падеже.
Записываем выделенные слова и словосочетания. На какой вопрос мы нашли ответ? Вопрос №3.
4. Четвёртый раунд. Сектор №….
Слайд 7. Против вас играет (Семёнов Георгий)
Телезритель предлагает в данных предложениях подчеркнуть главные члены и второстепенные, выраженные именами прилагательными. Определить, какими членами предложения могут являться имена прилагательные?
Распускаются зелёные листочки. Шерсть у белки рыжая.
Слайд 8. Ответ: Распускаются зелёные листочки. Шерсть у белки рыжая.
========== ~~~~~~ ________ ______ =====
- имя прилагательное в предложении является определением или сказуемым.
Записываем выделенную информацию. На какой вопрос мы нашли ответ? Вопрос №4.
5. Пятый раунд. Сектор №….
Слайд 9. Против вас играет (Фёдоров Никита)
Внимание на экран! Телезритель предлагает вам, просмотрев фрагмент фильма, определить, о ком пойдёт речь в следующем задании. (Фрагмент фильма о Ю.А.Гагарине, следующий текст с заданием будет о нём).
А сейчас задание. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: Какие качества характера отметил в своём друге космонавт А.Леонов? В вашем ответе должны присутствовать имена прилагательные. Текст находится в учебнике на стр. 83 – 84, упр. 571. На это задание отводится 3 минуты.
О Гагарине написано немало. Для нас, знавших его близко, Юрий Гагарин прежде всего неутомимый труженик. Он любил повеселиться, пошутить. Все помнят знаменитую гагаринскую улыбку. Но в работе он был предельно собран и серьёзен.
Юрий стремился к знаниям. Его тетрадки с лекциями, конспектами, аккуратными чертежами служили примером. Он настойчиво учился в Военно-воздушной академии имени Жуковского, в срок сдавал зачёты и экзамены, не требовал никаких поблажек. Гагарин получил диплом с отличием.
Гагарин был простым, но отнюдь не простоватым, умным и душевно щедрым. Его отличал дар мгновенно оценить ситуацию, принять правильное решение.
Слайд 10. Ответ: - Юрий Алексеевич Гагарин – первый лётчик-космонавт.
- неутомимый, трудолюбивый, весёлый, жизнерадостный, улыбчивый,
серьёзный, собранный, любознательный, аккуратный, настойчивый,
ответственный, требовательный к себе, умный, простой, душевно щедрый,
решительный, находчивый, сообразительный.
6. Шестой раунд. Сектор №….
Слайд 11. Против вас играет (Баженова Дарина)
Телезрительница предлагает в стихотворении С.Есенина найти прилагательные и определить, какое выразительное средство за ними скрывается.
Сделайте вывод по предыдущему и по данному тексту о роли имён прилагательных в нашей речи.
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре. (С. Есенин)
Слайд12. Ответ: - душистая, золотистые, медвяная, пряная - эпитеты (образные определения)
- роль имён прилагательных в наше жизни велика: они характеризуют предмет с разных сторон, создают впечатляющие картины природы, помогают точно, ярко и образно описать чувства, настроение, душевные переживания, заключают в себе авторскую оценку, используются при создании портретных характеристик героев.
Записать, что такое эпитеты. На какой вопрос мы с вами сейчас нашли ответ? Вопрос №5
7. Седьмой раунд. С вами играет Татьяна Юриевна.
Внимание – чёрный ящик! Вам нужно отгадать, что находится в чёрном ящике, по особым приметам.
Мы круглые и сочные,
Сладкие и кислые,
Жёлтые, зелёные,
Красные и разные.
Ты отведай нас, дружок!
Не забудь лишь про урок.
IV. Обобщение по теме, контрольная проверка.
Имя прилагательное – это ……………………………………, которая обозначает …………………. ………………………………… и отвечает на вопросы………………………………………………..
Изменяется по ………………………………………………………………..В предложении является ……………………………………………………………Прилагательные в нашей речи нужны …………………………………………………………………………………………………....………..
V. Рефлексия.
- Вот и подошел к концу наш урок. Я очень рада, что вы показали себя умными, понятливыми, смышлеными, находчивыми ребятами. Вот сколько прилагательных я использовала. А теперь оцените свою работу, дополнив текст именами прилагательными.
Дополни текст именами прилагательными.
Вот и подошел к концу ___________________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени _____________________. Благодаря этим словам наша речь становится __________________________________. Мои одноклассники были __________________________. Они давали____________________ответы. Своей работой на уроке я _________________________. И сейчас у меня _______________________ настроение.
VI. Оценивание. По оценочным листам. Ребята, кому бы вы могли сегодня поставить дополнительную оценку за активную работу на уроке?
VII. Домашнее задание.
Д.з. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Наступление весны» или дайте характеристику своему однокласснику или выполните упражнение № 570
Оценочный лист
2 балла - за правильный ответ
1 балл – за частичный ответ
0 баллов – за неправильный ответ или за его отсутствие
14 -13 баллов – «5»
12 – 10 баллов – «4»
9 – 7 баллов – «3»
Раунды |
Знатоки |
Телезрители
|
Первый |
|
|
Второй |
|
|
Третий |
|
|
Четвёртый |
|
|
Пятый |
|
|
Шестой |
|
|
Седьмой |
|
|
Итого |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.