имя существительное открытый урок во 2 классе

  • docx
  • 28.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОТКРЫТЫЙ УРОК.docx

МБОУ «Многопрофильный лицей № 30»

 

 

 

 

Открытый урок

по русскому языку во 2 «в» классе

«Имя существительное как часть речи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель Гусенбекова Д.Г.

 

 

2021г.

 

Тема урока: «Имя существительное как часть речи».

Цели: создать условия для формирования грамматического понятия «имя существительное»; ознакомление с обобщённым лексическим значением.

       Тип урока: объяснение нового материала

       Цели урока направлены на достижение учащимися УУД:

Личностных результатов:

       - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла

          учения;

       - навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить

          выходы из спорных ситуаций;

       - установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметных результатов:

       - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    -  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

    -  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    -  активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

    -  логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

    -   готовность слушать собеседника и вести диалог;  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно

       взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

    -  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.

Предметных результатов:

    - первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

    - находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи;

    - определять у имени существительного значение (конкретное или отвлечённое), опознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные  существительные;

- находить  признаки существительных;

- объединять имена существительные по лексическому значению

- знакомится с ролью существительных в предложении.

Ход урока

1. Приветствие гостей

-Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Мы начинаем наш урок.

- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости.

- Поздоровайтесь с гостями,  ребята (учащиеся поворачиваются к гостям лицом и приветствуют гостей)

Будем отвечать активно,                                                                                                                                  Хорошо себя вести,                                                                                                                                                Чтобы гости дорогие,                                                                                                                                                                                                                                Захотели вновь прийти.

2. Коррекция настроения

Погладьте себя по голове

Пожмите соседу руку

Улыбнитесь друг другу

-Надеюсь, ваше настроение улучшилось?

 -Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.

2. Актуализация опорных знаний.

1) Психологический настрой.

-Девизом нашего урока сегодня будет следующая пословица. Начнём с её проговаривания: Дерево держится корнями, а человек друзьями.

- Ребята, а как вы понимаете эту пословицу?

-  Нам предстоит много работать на уроке.  Работать вы будете в паре и в группе. И без дружбы и взаимопомощи, конечно, не обойтись. Поэтому вам....

1.Нужно иметь зоркий глаз

2. Уметь слушать и слышать друг друга.

2) Минутка чистописания

-Начнём мы наш урок с минутки чистописания.

- Отгадайте букву, которую мы сегодня будем писать. Ключ к отгадке зашифрован в задании.  Прочитай слова и подбери к ним слова противоположные по смыслу.

короткий - ....(длинный)

враг - ...(друг)

ночь - ...(день)

злая - ....(добрая)

-Какую букву мы будем писать? Объясните свой выбор.

-Верно! Сегодня мы будем писать заглавную и строчную букву Дд. (показ на доске)

-Поставьте точку под той буква, которая у вас получилась лучше всего. (самооценка).

Вторая строка:

Доро..жка  девоч..ка друж..ть д..лина

--Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание пропущенных букв.

3) Словарная работа.

-Какие звуки обозначает эта буква? Какие они?

-Я подобрала несколько слов, которые начинаются на эту букву

Девочка, дружные, деревня, дятел, дорога,

-Прочитайте их и найдите лишнее слово. Почему оно лишнее? (дружные - обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какие?).

-Что мы можем сказать об оставшихся словах?

-Выписываем все остальные слова, ставим ударение и подчёркиваем  непроверяемые безударные гласные.

Самопроверка.

 

4) Постановка учебной задачи и критериев успеха

Ребята и идя сегодня к вам на урок, я встретила почтальона, который передал вот это письмо.

Давайте его прочитаем.( один из учащихся читает).

-Внимание! Внимание!

Потерялась часть речи!

Просим помощи!

Царство Морфологии.

-Ребята, морфология –это наука о частях речи.

- Что будем  делать?( искать)

- С чего начнём поиск? ( со сбора информации)

-Какую информацию нам необходимо выяснить?

1. Как называется часть речи ?

2. На какие вопросы отвечает?

3. Что обозначает?

4.Какие имеет постоянные признаки ?

5.  Как изменятся? Непостоянные признаки.

5) Постановка учебной  цели

-Какова же наша конечная цель? (ответы детей)

- Наша цель: найти часть речи и собрать информацию о ней.

6) Введение в замысел урока

-А как называют тех людей, которые ищут, какой либо предмет  или кого-то, добывая информацию? (ответы учащихся)

-Мы будем сегодня следопытами. А кто такие следопыты?

- Я попросила ученицу нашего класса заглянуть в толковый словарь и узнать значение этого слова

 "Словарь Ожегова говорит о том, что слово следопыт имеет два значения:

1.Следопыт — охотник, выслеживающий зверя по следам 

2. Следопыт — человек, который собирает материалы о былых исторических событиях, об исторических лицах 

-Как вы думаете, какое значение слово больше подходит нам?

- Ну, полученную информацию нужно куда, то записывать!

- У вас  на партах лежат Листы по сбору информации в виде таблицы. В эту таблицу вы и будете записать полученную информацию об этой части речи.

Ну, что же нам пора в путь, юные следопыты! Время не ждёт!

ІІ Работа по теме урока:

1. "Островок прошлого"

- Часть речи, которую мы сегодня должны найти появилась очень давно, поэтому чтобы  собрать информацию о ней нам нужно заглянуть в прошлое.

У вас на жёлтых карточках записаны слова в столбиках. Как вы думаете, какое слово в каждом столбике появилась у древних людей раньше, чем другие? Подчеркните его.

Карточка №1

 

рыба

рыбачить

рыбный

дружить

друзья

дружные

стреляный

стрелять

стрела

- А почему вы выбрали эти слова?

-Конечно, человек сначала придумал имя каждому предмету.

- А на какие вопросы отвечают эти слова? (кто? что?)

-Можете ли вы назвать имя этой части речи?

- Конечно это ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

- Какую же информацию мы занесем в лист сбора информации?

2. Долина "Окружающий мир».

 -Первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления.

Чтобы собрать новую информацию об имени существительном мы отправимся с вами в долину " Окружающий мир"

- Какие предметы относятся к окружающему миру?) предметы природы и предметы сделанные руками человека)

-Рассмотрите картинки представленные на доске. Распределите эти слова на два столбика и запишите в тетрадь.(Корова, тюльпан, снег, учитель, бабочка, линейка, змея, берёза).

Какие получились у вас слова в каждом столбике?

По какому признаку вы их делили? Объясните свой выбор.

Самопроверка 

Как называются слова каждой группы?

- Одушевлённые и неодушевлённые - постоянные признаки имён существительных.

-Запишите эту инфорамацию в  таблицу

3. Страна "Мультяшкино".

А теперь мы отправляемся в одну из самых любих мест всех детей в страну "Мультяшкино"

-Посмотрите сюжет из одного мультфильма.

- Как называется этот мульфильм? ( Трое из Простоквашино)

Вы помните всех его героев? Вот сейчас мы это проверим.

Возьмите оранжевую карточку. Вспомни, как звали героев этого мульфильма и найди соответствия

кот                           Шарик

пёс                            Мурка

корова                      Матроскин

почтальон                Дядя Фёдор

мальчик                    Печкин

 

-Проверим, правильно ли вы справились с заданием.

-Чем различаются по написанию слова первого и второго столбика?

- Почему слова во 2 столбике написаны с большой буквы?

- Какие ещё слова называются именами собственными? Как называются остальные слова? (нарицательными)

-Собственные и нарицательные - тоже постоянные признаки имён существительных.

- Запишите эту информацию в таблицу.

4. Тайны русского языка

-Движемся дальше мои следопыты. Следующая страница "Тайны русского языка" .

- Подбери к слову Родина однокоренные слова: родители, родня, родственники, народ. Какой у них корень?

7. Солнечный городок

-Ну а сейчас мы отправляемся на последнюю станцию нашего путешествия "Солнечный городок"

-Кто жил в Солнечном городке? Назови главного героя  этого городка, вокруг которого крутятся все события? Незнайка считал что грамотно писать можно научиться очень легко и быстро. Знайка решил его проверить, и дал ему задание: Составить предложения из слов. Вот эти слова.

Составь предложения из слов. Запиши их в тетрадь

1.Росли, в, душистые, ландыш, лесу.

2. Соловьи, звонкую, песню, пел, свою.

- Помоги Незнайке собрать предложения

- Что называется предложением?

-Какая часть слова помогает связывать слова в предложении?

-Когда будете составлять предложения, будьте внимательны! В каждом из них есть слово, в котором нужно изменить окончание - иначе предложение будет нарушена связь.

-Составление предложения. И запишите одно из них в тетрадь.

ІІІ Стадия Рефлексии

1. Возвращение к поставленной цели и критериям успеха.

-Ну, что  же, юные следопыты,  наше путешествие подошло к концу. Давайте вернёмся к поставленной цели и выясним, достигли ли мы её?

-Какова была наша цель?( наша цель: найти часть речи и собрать информацию о ней)

- Какую информацию вы собрали?

 - Что такое имя существительное?

- Какие  имена  существительные относятся к одушевленным, какие к  неодушевленным?

-  Что такое  собственные и нарицательные имена существительные?

Учащиеся озвучивают полученную информацию

2."Гора успеха"- самооценка деятельности ( на доске прикреплён  постер горы)

- Сегодня мы много потрудились, чтобы собрать информацию. Преодолевали различные трудности. Это я думаю можно сравнить с поднятием на высокую гору.

-Перед вами Гора успеха. Вам необходимо прикрепить стикеры.

Вершина горы - Всё отлично! У меня всё получилось! (на доске опора)

Склон горы -  Было нетрудно. Но есть вопросы. Нужно поработать! 

Подножия горы - Было много трудностей. Но постараюсь их преодолеть!

ІV Домашнее задание.

Задание по карточке.

Спасибо, дети за урок,

Надеюсь, он пошёл вам впрок!

Всем гостям спасибо за внимание!

До новых встреч!