Имя числительное. Теория, упражнения
Оценка 4.7

Имя числительное. Теория, упражнения

Оценка 4.7
Работа в классе +1
docx
математика +1
9 кл—11 кл
29.04.2017
Имя числительное. Теория, упражнения
Теоретический материал по теме "Имя числительное" дан в виде таблиц, также содержит упражнения. Цель: систематизировать и углубить знания обучающихся по русскому языку. Может быть использован на всех этапах урока, а также при подготовке к ГИА. Предназначен как для учителя, так и для учащихся.Теория и упражнения
Имя числительное.docx
Садомова Антонина Петровна, МБОУ г.Абакана «СОШ №25» Имя числительное Имя числительное – часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а  также порядок предметов при счёте.  По значению и грамматическим признакам ИЧ делятся на количественные (сколько?) пять, десять Целые числа сорок одиннадцать Дробные пять седьмых одна десятая  Собирательные двое четверо порядковые (какой?)  пятый  десятый простые  три  второй  сложные  пятьдесят  двухсотый  По составу составные  двадцать пять  тридцать седьмой Количественные числительные Слова ТЫСЯЧА, МИЛЛИОН, МИЛЛИАРД, БИЛЛИОН, ТРИЛЛИОН и под. многие  лингвисты относят к существительным, т.к. они обладают грамматическими свойствами сущ.  (имеют значение рода, изменяются по числам и падежам) и в словосочетаниях ведут себя как  существительные: миллион жителей — миллионы жителей, миллиона жителей, миллиону  жителей, миллионом жителей, о миллионе жителей.       Слово ОДНИ не обозначает множественности:  в сочетаниях с существительными, имеющими форму только множественного числа,  числительное ОДНИ выражает значение единичности предметов: одни часы, одни брюки,  одни сани, одни ножницы; в сочетании с существительными во множественном числе форма ОДНИ выражает  значение ограниченности предметов, являясь не числительным, а ограничительной  частицей в значении «только, лишь»: одни столы, одни друзья, одни девочки, одни  студенты.  Одинаковыми  по значению являются слова ноль и нуль, но написание их зависит от формы  слова: в И. и  В. падежах допускаются написания с о и у, в остальных  — только у: равняться  нулю, свести к нулю, держаться на нуле. Производные слова образуются от основы нул'­ :  нулевая температура, нулевой цикл, нуллифицировать, нуллификация. Только с о: ноль­ноль  (в пять ноль­ноль), ноль внимания, ноль целых (хотя слово ноль здесь в И. падеже). Отличие числительных от других частей речи Количественное значение могут иметь и другие части речи, но они имеют другие  грамматические признаки и отвечают на другие вопросы.  Имя числительное может быть записано цифрами 1. (3) три (лошади)     (7) семь (человек) Другие части речи 1. Имя существительное ­ кто? что?      тройка (лошадей) Садомова Антонина Петровна, МБОУ г.Абакана «СОШ №25»     (100) сто (казаков) 2. который?     (2­я) вторая (порция)     (3­й) третий (одеколон)     (5­й) пятый (план)     (100­й) сотый (рубль) 3. сколько?     в (2) два раза     в (3) три раза      семёрка (великолепная)      сотня (казаков) 2. Имя прилагательное ­ какой? какая? какое?  какие?      двойная (порция)      тройной (одеколон)      пятилетний (план)       сторублёвая (купюра) 3. Глагол ­ что сделать? что делать?     удвоить (усилия)     утроить (энергию) Не являются числительными неопределенно­количественные слова: мало, немало, много, немного — наречия; сколько, несколько, столько — местоимения; тьма, уйма, бездна, масса, море, океан и подобные — существительные. Эти слова, во­первых, имеют грамматические признаки своих частей речи, во­вторых, не  обладают основным свойством числительных: они не способны выражать точное количество  предметов, не имеют счётно­числового значения. Числительные от одиннадцати до двадцати и тридцать в современном русском языке являются  простыми, морфемы ­надцать и ­дцать — суффиксы: четыр­надцать — четыр­надцат­и,  три­дцать — три­дцат­и. Числительные первый, второй по отношению к числительным один, два имеют  супплетивный характер, то есть образуются от другой основы. Числительное второй в тексте может заменяться местоимением другой: первый, другой,  третий... Склонение количественных числительных И., В. Р., Д., Т., П. сорок сорока девяносто девяноста Сто Ста Падежи От 50 ­ 80 200, 300, 400 От 500 – 900 И. Р. Д. В. Т. П.    пятьдесят    пятидесяти    пятидесяти    пятьдесят    пятьюдесятью о пятидесяти    двести    двухсот    двумстам    двести    двумястами о двухстах      пятьсот    пятисот    пятистам    пятьсот    пятьюстами о пятистах Склонение числительных полтора, полтораста Падежи М., ср. род И., В., Р., Д., Т.,   полтора   полутора        Ж. род полторы полутора Для всех родов полтораста полутораста Садомова Антонина Петровна, МБОУ г.Абакана «СОШ №25» П. Склонение составных количественных числительных У составных числительных, обозначающих целые числа, склоняются все слова, из  которых они состоят:  И. Р. Д. В. Т. П. девятьсот         шестьдесят         пять девятисот         шестидесяти      пяти девятистам      шестидесяти      пяти девятьсот         шестьдесят         пять девятьюстами шестьюдесятью пятью        о   девятистах       шестидесяти       пяти Склонение дробных числительных При склонении дробных числительных изменяются обе части: числитель склоняется как целое  число, а знаменатель ­ как прилагательное во множественном числе:  И. Р. Д. В. Т. П.     три     седьмых     трех    седьмых     трем   седьмым     три      седьмых     тремя  седьмыми  о трех     седьмых Мягкий знак в числительных ПРАВИЛО «40» Меньше «40»  (5­20, 30 )                                                    пятЬ                                                                   ­­­­­­­ ­ь Больше «40»    50­900                            пятЬдесят                    ­­­­­­     ­ь    ­­­­­ Собирательные числительные Собирательные числительные обозначают несколько предметов как единое целое: двое –  десятеро; оба, обе. Садомова Антонина Петровна, МБОУ г.Абакана «СОШ №25» Некоторые учёные относят к собирательным числительным слова ОБА, ОБЕ, которые по  значению близки числительному «два». Другие считают эти слова указательными  местоимениями со значением «и тот и другой». Единства мнений по поводу этих слов нет.  Собирательные числительные образуются от целых числительных с помощью суффиксов  ­ой­, ­ер­: два — дв­[oj`­ э], пят­ер­о. Собирательные числительные сочетаются: 1) с сущ., обозначающими лиц  мужского и общего рода: пятеро мальчиков, восьмеро сирот; 2) с сущ., обозначающими названия детёнышей животных: семеро козлят, трое котят; 3) с сущ.  дети, люди: четверо детей, шестеро людей; 4) с сущ., употребляющимися только во мн. числе: двое саней, четверо суток; 5) с сущ., обозначающих парные предметы: двое перчаток, трое чулок; 6) с субстантивированными (в значении сущ.) прилагательными со значением лица: двое  дневальных, трое вахтенных, четверо смелых; 7) с местоимениями мы, вы, они: нас двоих, их трое. Собирательные числительные НЕ сочетаются с существительными ж. р. и названиями  животных: три сестры, два медведя.  Склонение собирательных имён числительных Собирательные числительные в косвенных падежах имеют окончания полных прилагательных  множественного числа:  И. Р. Д. В. Т. П. дво­е             пятер­о дво­их             пятер­ых дво­им            пятер­ым дво­их             пятер­ых дво­ими пятер­ыми (о) пятер­ых (о) дво­их Склонение собирательных числительных оба­обе Падежи М., ср. род И. Р. Д. В. Т. П.      оба      обоих      обоим      оба      обоим об обоих Ж. род      обе      обеих      обеим      обе      обеими об обеих Морфологический разбор имени числительного План разбора I. Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки: Садомова Антонина Петровна, МБОУ г.Абакана «СОШ №25» Начальная форма  (И. п.). Постоянные признаки: простое или составное, количественное или порядковое, разряд (для количественных); Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть). III. Синтаксическая роль. Письменный разбор Школьный участок занимает десять гектаров. Десять — числит. I. Гектаров (сколько?) десять. Н. ф. — десять. II. Пост.: прост., колич., целое. Непост.: в вин. пад. III. Занимает (что?) десять гектаров.                                   ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Устный разбор Десять — имя числительное. Во­первых, обозначает количество: гектаров (сколько?) десять. Начальная форма — десять. Во­вторых, имеет постоянные морфологические признаки: простое, количественное, обозначает  целое число. Непостоянные признаки: употреблено в винительном падеже. В­третьих, в предложении входит в состав дополнения: занимает (что?) десять гектаров. Сочетание количественного числительного с существительным в И. и В. падежах  является одним членом предложения: Пять учениц поступили в университет; Занятия начинаются в восемь часов; в остальных падежах — разные члены предложения: В группе не хватает трёх человек; Пожелаем удачи нашим двум командам. Порядковые числительные в сочетании с существительным — разные члены  предложения: Засверкали первые звёзды; Говорю тебе в десятый раз. В русском языке есть группа слов, которые выражают значение неопределенного  количества: много книг, мало времени, несколько человек и т.д. До сих пор ученые­лингвисты  не могут прийти к единому мнению относительно частеречной принадлежности этих так  называемых неопределенно­количественных слов.  Это интересно. Старинные меры длины Аршин равен 71 см;      вершок – 4,45 см;  дюйм – 2,54 см;              фут – 0,3 м;  сажень – 2,13 м               маховая сажень – 1,76 м, косая сажень – 2,48 м;  верста – 1,06 км;             пядь – 17,78 см. Садомова Антонина Петровна, МБОУ г.Абакана «СОШ №25» ПОТРЕНИРУЙСЯ 1. Определите, к какой части речи относятся следующие слова: десяток, двойной, удесятерить, десять, удваивать, пятерка, двумя, тройной, единственный,  первый, два, трое, двое, тройка, сотый, втроем, вдесятеро, десятый, вдвоем, второй, две, три,  пятеро, впятером, пятый, тройник, пятак, тройчатка, сотня. 2. Данные предложения взяты из ученических работ. Исправьте ошибки. 1) Сестер у Пети только две, и все две окончили школу с золотой медалью. 2) Четверо студенток получают повышенную стипендию. 3) Договор подписан обоими сторонами. 4) У меня есть двое попугаев. 5) Мы ехали пятеро дней. 6) Обоим спортсменкам не повезло в финале. 7) Нас семь в одной квартире – вот так и живем. 8) Пришлось довольствоваться тысячей рублей. 9) И левый, и правый глаз стали плохо видеть. 10) Продано пятьсот сорок трое санок. 3. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.  1 Все числительные по значению делятся на ... . (Количественные и порядковые.) 2 Количественные числительные обозначают отвлеченное число или... . (Количество  предметов.) 3 Среди количественных числительных выделяются ... . (Целые, собирательные и дробные.) 4 Собирательные числительные представляют собой замкнутую группу из ... слов. (Девяти.) 5 Собирательные числительные образуются при помощи суффиксов ... от ... . (При помощи  суффиксов ­ой­, ­ер­ от количественных числительных.) 6 Дробные числительные обозначают число или количество предметов, полученных в  результате дробления ... . (Единицы.) 7 Дробные числительные, кроме слов ..., составные. (Полтора/полторы.) 8 Числитель дроби представляет собой ... числительное, знаменатель – ... . (Количественное,  9 Порядковые числительные похожи на ... . (Прилагательные.) 10 Порядковые числительные, кроме слов ..., образуются от количественных. (Первый и  порядковое.) второй.) 4.Образуйте словосочетания из числительных, данных в скобках, и существительных. (Два, две, оба, обе, двое) девушка, юноша, сирота, дом, квартира, здание, сутки, ворота. (Три, трое, семеро) женщина, мужчина, люди, ребенок, сани, воз, щипцы. 1. 2. 3. Смотреть (оба, обе) глазами: держать (оба, обе) руками: приложить к (оба, обе) ушам; взять из (оба, обе) рук. 5.  Перепишите,   выбирая   нужные   числительные,   данные   в   скобках,   и   вставляя   пропущенные буквы. 1. У кузниц … стояло (два, двое) сан … и (три, трое) телег … 2. Два, двое) сут … продолжалась м…тель. Садомова Антонина Петровна, МБОУ г.Абакана «СОШ №25» 3. Четыре, четверо) друз… отправились в туристич…ский поход.  4. Шесть, шестеро) девуш … поступили на курсы комбайнеров.  5. Нас было (три, трое). Их оказалось (пять, пятеро).  6. Недоставало (три, трое) нож … и (четыре, четверо) щипц … 7. По (оба, обе) сторонам улицы устроены газоны.  8. Город ра…положен на (оба, обе) берегах реки. 9. У (оба, обе) сестер были од… наковые платья.

Имя числительное. Теория, упражнения

Имя числительное. Теория, упражнения

Имя числительное. Теория, упражнения

Имя числительное. Теория, упражнения

Имя числительное. Теория, упражнения

Имя числительное. Теория, упражнения

Имя числительное. Теория, упражнения

Имя числительное. Теория, упражнения

Имя числительное. Теория, упражнения

Имя числительное. Теория, упражнения

Имя числительное. Теория, упражнения

Имя числительное. Теория, упражнения

Имя числительное. Теория, упражнения

Имя числительное. Теория, упражнения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2017