«Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных».
Оценка 5

«Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных».

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
23.10.2017
«Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных».
Автор УМК: Р.Н.Бунеев Тема урока: «Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных». Тип урока: Урок повторения, углубления и обобщения изученного. Цель урока: Создать условия для формирования умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имен существительных и роли существительных в предложении и тексте.
Имя существительное.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. НОВАЯ ПОРУБЕЖКА ПУГАЧЕВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» Тема открытого урока: «Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных». (4 класс) Учитель: Латыпова Л.Ш. «Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных». Предмет: русский язык     Класс:       4 класс Автор УМК:  Р.Н.Бунеев Тема урока:  «Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен                          существительных». Тип урока:    Урок  повторения, углубления и обобщения изученного. Цель урока:  Создать условия для формирования умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по  выявлению грамматических признаков имен существительных и роли существительных в предложении и тексте. Планируемые результаты:                         Предметные: Уметь находить в тексте имена существительные, выявлять грамматические признаки  существительных и роли  существительных в  предложении и тексте.                           Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать  последовательность действий на уроке, планировать свое действие соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые  коррективы в действие после его   завершения     на основе его оценки, высказывать свое предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме,  слушать и понимать речь других, использовать средства языка и  речи,  получения    и передачи информации,   участвовать в продуктивном диалоге (Коммуникативные УУД). Уметь самостоятельно и в группах извлекать информацию из текста, обобщать и делать выводы на основе ее анализа, сжимать  информацию до плана и ключевых слов. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.                          Личностные:  Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Основные понятия: имя существительное, род, число, одушевленные имена существительные, имена существительные  собственные и нарицательные, синтаксическая функция существительных. Этап урока. Цель этапа. 1.Мотивация к  учебной  деятельности. Цель:  актуализиро­ вать  требования к  ученику со  стороны  учебной  деятельности; ­ создание  условий для  возникнове­ния у учеников  внутренней  потребности  включения в  учебную  деятельность. 2.Актуализа­ ция знаний. Цель:  Организовать  актуализацию  Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД (слайд 1) ­Соберите в ладони свое тепло, пусть его будет много. Почувствуйте это тепло, поделитесь теплом друг с другом. (возьмитесь за руки)      — Почувствуйте, как вам стало тепло.  — Подарите улыбку друг другу. Встало солнце рано­рано. Добрый день! Пляшут волны океана. Добрый день! Поднимается пшеница. Добрый день! И поют задорно птицы. Добрый день! (слайд 2) ­Ребята, приобрести позитивный настрой и повторить правила  работы на уроке помогут нам ещё и ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.  (устойчивые сочетания слов). Положительный настрой на работу,  уважение друг к другу, взаимопомощь. Уметь совместно  договариваться о  правилах поведения и  общения в школе и  следовать им  (коммуникатив­ные  УУД). ­Дайте толкование фразеологизмам:  «чувство локтя», «ушки на макушке», «стоять горой». ­ чувство взаимной поддержки и  помощи во всех делах; ­ внимательно слушать; ­ всеми средствами защищать,  отстаивать кого­либо, что­либо. знаний об  имени  существительн ом, признаках  имен  существительн ых. ­Вывод: На уроке внимательно слушаем,  помогаем друг другу, сотрудничаем,  отстаиваем собственное мнение. Чистописание Напишите красиво, покажите соединения этих букв. • Теперь попробуйте собрать все эти буквы, что получилось... СЛОВО. Запишите, соблюдая о с о в л каллиграфию. (слайд 3) ­Ребята, как вы думаете, чем является слово в языке?  «главным работником»? Послушайте отрывок из стихотворения Александра Шибаева. (читают дети) В О Л С СЛОВО Высказывают предположения. Всему название дано –  И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным ­ полно, А безымянных – нету! И все, что может видеть глаз­    Над нами и под нами,­ И все, что в памяти у нас,­ Означено словами. ­ О словах. Уметь анализиро­ вать объекты с целью  выделения признаков  (познавательные УУД). ­ О чём это стихотворение? ­ Слова главные работники в языке. С их помощью мы  называем предметы, признаки, действия, состояния. А разве  могли бы мы без слов сформулировать свои мысли? ­ На какие группы вы могли бы разделить слова русского  языка? Слова русского языка можно разделить на части речи: имя существительное,  имя прилагательное, глагол, наречие,  местоимение. ­ Как вы думаете, какая группа самая многочисленная? ­ Да, действительно, почти каждое второе слово в нашей речи  – имя существительное. ­ Попробуйте вспомнить, что такое имя существительное и  сравнить ваши предположения с тем, как определял имя  существительное Митрофанушка Простаков, незадачливый  герой комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль».  Митрофанушка очень не любил учиться и всячески отлынивал от занятий. И вот однажды ему устроили экзамен: ­ Правильно ли ответил Митрофанушка Простаков? _ А какое определение имени существительному дадите вы? ­ Предметность ­ понятие грамматическое, оно включает в  себя: (слайд 4) ­Перед вами группа слов, вставьте в них пропущенные буквы,  найдите лишнее слово, назовите его  признак: ­ Ч.л.век, к.питан, .лмаз, учит.ль; ­ Имя существительное. Двое учеников разыгрывают заранее  подготовленную сценку.  Правдин (взяв книгу): Это  грамматика. Что же вы в ней знаете? Митрофан: Много. Существительна  да прилагательна… Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан: Дверь? Котора дверь? Правдин: Котора дверь? Вот эта!!! Митрофан: Эта? Прилагательна. Правдин: Почему же? Митрофан: Потому что она  приложена к своему месту. Вон у  чулана шеста неделя дверь стоит ещё  не навешена: так та покамест  существительна.   Имя существительное самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что? и обозначает предмет. ­лица,  ­ погодные явления, ­ ощущения и чувства,  ­ состояния, ­ отношения, ­ вещества Т.тради, линейка, п.налы, к.р.ндаши; ­ Россия, Дон, гор.д, М.сква;  Небо, солнце, туча, обл.ко. (Работа проводится устно, по цепочке). ­Услышали ли вы сейчас какое­то новое определение? ­ Сегодня весь урок мы будем работать с этими понятиями :  род, число, имя собственное­нарицательное, сущ.  одушевленное­неодушевленное. ­ Какова же будет тема нашего урока? (слайд 5) Ребята, я попрошу вас оставить одну свободную строчку,  чтобы дополнить тему урока. ­ А зачем нам повторять изученное? Давайте имена существительные отправим в домик, чтобы вам  было интереснее удобнее повторить       тему. 1.Одушевленность имени существительного. ­ Как вы думаете, что надо сделать, чтобы определить  одушевленным или неодушевленным является имя  существительное? Дифференцированное задание: (1уровень слайд 6)   самостоятельная работа ­Из данной группы слов выпишите в два столбика  одушевленные и неодушевленные имена существительные: Фронтальная работа. ­ одушевленный­ неодушевлённый; ­ число; ­ имя собственное или нарицательное; ­ род. ­ Нет.  Повторение и обобщение знаний об  имени существительном. ­ Чтобы на основе этих знаний  приступить к изучению нового  материала. Одушевлённые имена существительные  служат названиями людей, животных и  отвечают на вопрос кто?   Неодушевлённые имена существительные служат названиями неживых предметов, а  также предметов растительного мира и  отвечают на вопрос что?   хозяин      вода гость         зелень рыбка         сердце 3.Постановка  темы и цели  урока. Цель:  организовать  постановку  цели урока,  определить  средства  достижения. 4.Обощение и  Уметь выстраивать  логические цепочки  рассуждений,  анализировать  истинность утверждений  с опорой на изученное  правило (познавательные  УУД). Уметь определять и  формулировать цель на  уроке с помощью  учителя (регулятивные  УУД). систематиза­ ция изученного материала. Цель:  организовать  выполнение  обучающимися  самостоятельн ой работы на  повторение и  закрепление  изученного;  организовать  самопроверку  по эталону;  организовать  выявление  места и  причины  затруднения,  работу над  ошибками.   2 уровень (слайд   слова     7  ): добавь в каждый столбик еще по два   :(слайд 8) распределите слова в столбика в два  3 уровень   столбика: одушевленные и неодушевленные имена  существительные, поставив в начальной форме. Жила у меня на окошке, Рыбка в стеклянной банке, И очень хотелось кошке Отведать этой рыбешки. Но рыбка в броне стеклянной, Спокойно корм жевала, На хищницу окаянную, Из банки молча взирала. люди          зима ученик       боль Проверка по эталону                Рыбка        окошко                 Кошка         банка                Рыбёшка      броня                Хищница    корм Уметь выполнять работу  по предложенному плану  (регулятивные УУД). (учебник) Найдите сущ. неодушевлённые из упр. 101 с.85 ­ Постоянный признак.   –Назовите слова, отвечающие на вопрос кто?, что?  ­ Как вы считаете, это постоянный или изменяющийся признак  имен существительных?   ­ Поставим перед собой еще одну цель: ­ Распознать постоянные и  непостоянные признаки имен  существительных. Постоянные  признаки Одушевленность ­  неодушевленность Непостоянные признаки ­ Если имя существительное  обозначает один предмет, то оно стоит  Уметь выполнять работу  по предложенному плану  (регулятивные УУД). Самоконтроль в форме  сличения способа 2.Число имени существительного ­ Как определить в каком числе стоит имя существительное? в ед. числе, если несколько – во  множественном. Звено, крыло, стул, перо, лист, край,  пень, день, колос, брат. Проверка по эталону. действия и его  результата с заданным  эталоном с целью  обнаружения отклонений и отличий от эталона  (регулятивные УУД) Самостоятельная работа (слайд 9, 10). ­ образуйте существительные во множественном числе. Звено   ­ звенья    пень    ­    крыло  ­   стул ­   лист – край  день –                     Физкультминутка Работа по карточкам.  Найди ошибки и вставь в текст имена  существительные в нужном числе. Спиши текст. Обозначь  число имен существительных. Обозначь все изученные  орфограммы.  ­Некоторые имена существительные имеют только форму  единственного числа или только форму  множественного числа.  ­ Давайте определим, число – постоянный или непостоянный  Прошли осенние дождливые денёк.  Весело закружились в воздухе лёгкие  снежинка. Заискрились шишка на ветках ёлки. На лесной тропах затаилась рыси. ­ Например: железо, пламя, рожь,  молодёжь, человечество.  ­ Например: брюки, каникулы, часы,  сумерки, очки, ворота.  Постоянные  Непостоянные признак имен существительных? признаки Одушевленность­ неодушевленность признаки Число   А можете ли вы догадаться,  о каком признаке мы будем  говорить?  Средний, женский и мужской бывает. Как его, скажите, называют? 3.Род имени существительного.  ­ Сколько родов вы знаете?             ­  Как определить род имени существительного? (Слайд 11) ­ На экране записаны слова. Мне бы хотелось, чтобы они  никогда не звучали среди ребят нашего класса. Рядом с этими  словами запишите антонимы и определите их род.  Каким признаком является род имени существительного?  (Слайд 12 – ЭОР) 4. О каком признаке будем говорить? С. Новая Порубежка Ул. Набережная Тутунару Татьяна .Имена собственные и нарицательные. ­ Чтобы определить род имени  существительного надо заменить имя  существительное одним из  местоимений (он, она, оно) Работа у доски (1 ученик). Грусть­радость (ж.р.) Зло­добро (ср.р.) Трусость­героизм (м.р.),смелость (ж.р.) Безделье­трудолюбие (ср.р.) Ненависть­любовь (ж.р.) Глупость­ум (м.р.) Постоянные  признаки  Одушевленность­ неодушевленность Род Непостоянные  признаки Число  Существительное собственное — это  индивидуальное название   предмета, живого существа, которое  Самоконтроль в форме  сличения способа  действия и его  результата с заданным  эталоном с целью  обнаружения отклонений и отличий от эталона  (регулятивные УУД) отличает его от других подобных.   Существительное нарицательное — это обобщённое название   однородных предметов, живых  существ. друг –Дружок шар – Шарик мурлыкать – Мурка белая – Белянка пёстрая – Пеструшка рыжий – Рыжик черная  ­ Чернушка умный ­ Умка Непостоянные  признаки Число Постоянные  признаки Одушевленность –  неодушевленность Род Имя собственное – имя  нарицательное (Работа по учебнику) Задание : найдите в упр 101 с.85 собственные имена  существительные. Как это можно сделать не читая текста.     (слайд 13 задание 4) работа в парах 1 уровень   ­Образуйте от слов клички животных. Над чем вели наблюдения, выполняя морфемный разбор? (самостоятельная работа по вариантам, с последующей  взаимопроверкой) ­ Как вы считаете, является ли постоянным данный признак  имени существительного? 5.Синтаксическая функция существительного.  ­ Каким членом предложения может быть имя  существительное? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю провести мини­ исследование: определите, каким членом предложения  является выделенное имя существительное. Учебное сотрудничество  со сверстниками, оценка  действий партнера  (коммуникатив­ные  УУД) Работа в парах.       5.Рефлексия. Итог урока,  оценка  деятельности. Цель: ­ зафиксиро­ вать   содержание  урока;  организовать рефлексию и  самооценку  учениками  Вывод: Какую цель ставили перед собой?  (Слайд 15). ­ Достигли ли поставленной цели? Теперь допишем тему урока. ­ Перед вами лестница знаний. У каждого из вас смайлик,  символизирующий вас. Если вы справились со всеми  1 уровень: Город тихо спит.  На  рассвете разведчики тихо вошли в  город.  2 уровень: Рыбы умеют издавать под  водой разные звуки. И звуки музыки  прекрасные лились… В предложении имя существительное  может являться и главным, и  второстепенным членом. Постоянные  признаки Одушевленность­ неодушевленность Имя собственное­ имя нарицательна Род Непостоянные  признаки Число Синтаксическая  функция Постоянными признаками имени  существительного являются: род,  одушевленность, принадлежность к  именам собственным или  нарицательным. Непостоянными признаками имен  существительных являются: число,  синтаксическая функция в  предложении.  ­ Повторить и обобщить знания об  имени существительном, распознать  постоянные и непостоянные признаки  имен существительных. Выделение и осознание  обучающимися того, что  уже усвоено и что ещё  нужно усвоить, осознание качества и уровня  усвоения; оценка  результатов работы  (регулятивные УУД). собственной  учебной  деятельности. заданиями на уроке, поставьте смайлик на вершину лесенки,  если остались вопросы – в серединку, если было очень трудно  и большую часть урока вы не поняли  – на нижнюю ступеньку. Освоение личностного  смысла учения  (личностные УУД) 6.Домашнее  задание. Оцените урок (слайд 16). Оценка деятельности учащихся. (Слайд 17) напиши сказку об имени существительном (упр.105 стр. 87)  (Слайд 18).

«Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных».

«Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных».

«Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных».

«Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных».

«Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных».

«Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных».

«Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных».

«Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных».

«Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных».

«Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных».

«Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных».

«Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных».

«Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных».

«Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных».

«Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных».

«Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных».

«Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных».

«Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных».

«Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных».

«Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных».

«Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных».

«Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных».

«Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных».

«Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2017