Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Оценка 4.9
Документация
doc
русский язык
4 кл
17.12.2018
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юные экологи» в рамках реализации ФГОС для 4 класса составлена на основе программы «Веселая грамматика», автор: Волина В. В. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
4А_Занимательная грамматика.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Начальная общеобразовательная школа № 28»
УТВЕРЖДЕНА
приказом по МАОУ НОШ № 28
от «_____»_____________2018 г.
№____________о/д
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика»
(базовый уровень)
(общеинтеллектуальное направление)
20182019 учебный год
4 А класс
Богатова Елена Александровна
учитель начальных классов Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юные экологи» в рамках
реализации ФГОС для 4 класса составлена на основе следующих документов и материалов:
плана внеурочной деятельности муниципального автономного общеобразовательного
учреждения Городского округа Балашиха "Начальной общеобразовательной школы № 28"
на 20182019 учебный год;
программы «Веселая грамматика», автор: Волина В. В.
Общая характеристика курса
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен,
разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для
формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В
процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять,
что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной
грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому
языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных
предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность.
Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” уделяется на задания,
направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства
языка. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над
фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Цели и задачи программы
Цель программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по
русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для
запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи программы:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием
родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры
мышления;
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Планируемые результаты освоения курса программы Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим
людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться
к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Описание места курса «Занимательная грамматика» в плане внеурочной
деятельности МАОУ НОШ № 28.
На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю, при 34 учебных неделях – всего
34 часа.
Формы проведения занятий
Лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и
раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов,
кроссвордов, головоломок, сказок;
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными
словарями.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия:
самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Содержание курса
Фонетика и орфоэпия (7 часов)
Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.)
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и
представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография».
Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Тема 2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма,
с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Тема 3.
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ
Звуки не буквы! (1ч.)
учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Тема 4.
Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство
Звучащая строка. (1ч.)
с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.
Тема 5.
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением
Банты и шарфы. (1ч.)
слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами.
«Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)
Тема 6.
Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с
героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений
в словах.
Кис кис! Мяу!, или Кое что о звукоподражаниях. (1ч.)
Тема 7.
Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с
образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры
речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
Лексикология (27 часов)
Тема 8.
Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с
Имена вещей. (1ч.)
толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся.
Тема 9. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)
Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями
русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и
лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
В царстве смыслов много дорог. (1ч.)
Тема 10.
Знакомство с многозначными словами, словами омонимами. Рассматриваются способы и
у слова. Практическая работа «Отличие
причины образования нескольких значений
многозначных слов и слов омонимов».
Тема 11.
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми
Как и почему появляются новые слова? (1ч.)
словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Тема 12. Многозначность слова. (1ч.) Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового
словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми
словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 13.
«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об
истории слов. (1ч.)
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического
словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение
первоисточников слова,.
Тема 14.
Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами синонимами и
Об одном и том же разными словами. (1ч.)
правильным употреблением их в речи.
Тема 15.
Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система
Как возникают названия. (1ч.)
номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.
Слова – антиподы. (1ч.)
Тема 16.
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится
понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов
русского языка».
Тема 17. Фразеологические обороты. (1ч.)
Изучение особенностей фразеологических сочетаний.
Вводится понятие
«фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи.
Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Словари «чужих» слов. (1ч.)
Тема 18.
Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов.
Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением
значения этих слов.
Тема 19.
Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина
Капитан и капуста. (1ч.)
и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.
«Он весь свободы торжество». (1ч.)
Тема20.
Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие
в
«литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи
произведениях А. С. Пушкина.
Мы говорим его стихами. (1ч.)
Тема21.
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и
крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по обогащению словарного запаса
учащихся.
Тема22. Слова, придуманные писателями. (1ч.)
Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина.
Вводятся понятия «индивидуально авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы».
Нахождение индивидуально авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 23. Слова уходящие и слова – новички. (1ч.)
Изучение особенностей устаревших слов архаизмов. Знакомство со словами новичками.
Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды
неологизмов и виды архаизмов.
Тема 24. Словарь языка Пушкина. (1ч.)
Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с
созданием «Словаря языка Пушкина».Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.
Тема 25. Смуглая Чернавка. (1ч.)
Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен,
с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение
древнерусских имен. Тема 26. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (1ч.)
Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их
образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .
Тема27. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.)
Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и
способы их образования.
Тема 28. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)
Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов» , с видами словарей паронимов.
Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной
и письменной речи.
Тема 29. Словарь грамотей. (1ч.)
Знакомство со словарной статьей орфографического словаря.Беседа о значении
орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Тема 30.
Научная этимология. (1ч.)
Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение
этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и
«запятая».Работа с этимологическим словарем.
Тема 31. Какие бывают имена? (1ч.)
Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси.
Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со
словарями.
Тема32.
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим
Древнерусские имена. (1ч.)
словарем.
Тема33.
Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой
«антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.
Отчество и фамилия. (1ч.)
Тема 34. Надо ли останавливаться перед зеброй? (1ч.)
Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении.
Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая
номинация».
Учебнотематический план
Тема
Всего
7
27
34
Фонетика и орфоэпия
Лексикология
Итого
Календарнотематическое планирование курса «Занимательная грамматика»
(за год всего – 34 часа, 1 час в неделю)
Наименования разделов и тем
Дата
проведения
занятия
Дата проведения
занятия
(корректировка)
№ п/п
1.
2.
№
п/п
1. Что такое орфоэпия?
03.09.07.09.18
Фонетика и орфоэпия (7 ч.)
2. Что такое фонография или звукозапись?
10.09.14.09.18 3.
4.
5.
6.
Звуки не буквы!
Звучащая строка.
Банты и шарфы.
«Пигмалион» учит орфоэпии.
7. Кис кис! Мяу!, или Кое что о
звукоподражаниях.
17.09.21.09.18
24.09.28.09.18
01.10.05.10.18
08.10.12.10.18
15.10.19.10.18
8. Имена вещей.
22.10.26.10.18
Лексикология (27 ч.)
9. О словарях энциклопедических и
05.11.09.11.18
лингвистических.
10. В царстве смыслов много дорог.
12.11.16.11.18
11. Как и почему появляются новые слова?
19.11.23.11.18
12. Многозначность слова.
26.11.30.11.18
13. «Откуда катится каракатица?»О словарях,
03.12.07.12.18
которые рассказывают об истории слов.
14. Об одном и том же разными словами.
15. Как возникают названия.
16. Слова – антиподы.
17. Фразеологические обороты.
18. Словари «чужих» слов.
19. Капитан и капуста.
20. «Он весь свободы торжество».
21. Мы говорим его стихами.
10.12.14.12.18
17.12.21.12.18
24.12.28.12.18
07.01.11.01.19
14.01.18.01.19
21.01.25.01.19
28.01.01.02.19
04.02.08.02.19
22. Слова, придуманные писателями.
11.02.15.02.19
23. Слова уходящие и слова – новички.
18.02.22.02.19
24. Словарь языка Пушкина.
25. Смуглая Чернавка.
25.02.01.03.19
04.03.08.03.19
26. Паронимы, или «ошибкоопасные слова».
11.03.15.03.19
27. Ошибка Колумба.
«Ложные друзья
18.03.22.03.19
переводчика». 28. Какой словарь поможет избежать ошибок?
01.04.05.04.19
29. Словарь грамотей.
30. Научная этимология.
31. Какие бывают имена?
32. Древнерусские имена.
33. Отчество и фамилия.
08.04.12.04.19
15.04.19.04.19
22.04.26.04.19
29.04.03.05.19
06.05.10.05.19
34. Надо ли останавливаться перед зеброй?
13.05.17.05.19
Материально – техническое обеспечение курса
1. Материалы для изучения азбуки на Лабиринте;
2. Материалы для изучения грамматики на Лабиринте;
3. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.;
4. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.;
5. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”,
1996;
6. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.;
7. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва
“Просвещение”, 1991 г.;
8. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”,
1997 г.;
9. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва
“Просвещение”, 1991 г.;
10. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (14) Москва “ВЛАДОС”,
2003 г.;
11. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 14 классов.
Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.;
12. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.;
13. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.;
14. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.;
15. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.;
16. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г..
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО
______________ Левина О.В.
«_____» ______________ 2018 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________ Прачик И.А.
«______» ______________ 2018 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.