Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кадетская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя
Советского Союза Матвея Степановича Батракова»
Утверждаю
Директор МБОУ КСОШ2
им. М.С. Батракова
_________________ Г.Н. Мерс
Приказ № 30/4 от 07.04.2021г.
Индивидуальная программа
коррекционно-развивающей работы
для обучающегося с ОВЗ
Код – Х.А. (4)
2020-2021 учебный год
Составитель:
педагог-психолог
Сальбах О.Н.
г. Рубцовск
Пояснительная записка
Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», ФГОС НОО и ФГОС ООО.
«Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов», Локалова Н.П.
Актуальность
Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого типа дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА).
Основными признаками РДА при всех его клинических вари антах являются:
– недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими.
– отгороженность от внешнего мира.
– слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада).
– неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными: когда они хватают другого ребенка за волосы или толкают его как куклу. Такие действия указывают на то, что ребенок плохо различает живой и неживой объекты.
– недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Однако на первый взгляд кажущаяся нам слабой реакция ребенка на зрительные или слуховые сигналы является ошибкой. Дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана.
– приверженность к сохранению неизменности окружающего (феномен тождества по L. Kanner). Этот феномен проявляется у детей с аутизмом очень рано, даже на первом году жизни. Родители ребенка с аутизмом рассказывали, что маленький Митя сосал импортную соску «беби-микс». Когда соска стала непригодна, отец вытащил ее изо рта спящего ребенка, выкинул в форточку и заменил обычной отечественной соской. Ребенок проснулся ночью, кричал, выплевывал новую соску. Родителям пришлось выйти на улицу и ночью искать старую соску под окнами.
– неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей-аутистов очень рано. Дети не переносят перемены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь.
– однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивнымдвижениям (вращение кистей рук перед глазами, перебирание пальцев, сгибание и разгибание плечей и предплечий, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание на носках и пр.).
– речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах РДАнаблюдается мутизм (полная утрата речи), у некоторых больных отмечается повышенный вербализм, проявляющийся в избирательном отношении к определенным словам и выражениям. Ребенок постоянно произносит понравившиеся ему слова или слоги.
У детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. По данным психометрических исследований у детей с синдромом РДА в 55–60% случаев наблюдается умственная отсталость, у 15–20% наблюдается легкая интеллектуальная недостаточность и только 15–20% имеют нормальный интеллект.
Основные направления психокоррекционной работы с аутичными детьми
заключаются в следующем:
– ориентация аутичного ребенка во внешний мир;
– обучение его простым навыкам контакта;
– обучение ребенка более сложным формам поведения;
– развитие самосознания и личности аутичного ребенка
- развитие когнитивной сферы.
- развитие моторных функций, особенно развитие мелкой моторики.
- развитие речевых функций.
- развитие познавательных процессов
Основные этапы психологической коррекции:
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешнойреализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятия. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается с помощью создания постоянной устойчивой обстановки занятий, поощрениемлюбой, даже минимальной активности ребенка. На данном этапе занятий не рекомендуются директивная игровая терапия. Психолог присутствует в качестве наблюдателя за ребенком в процессе его игр, фиксирует реакции ребенка, отмечает, что вызывает у ребенка отрицательные и положительные эмоции. Коррекционные воздействия на данном этапе должны быть направлены на реализацию ребенком собственных резервов и механизмов базальной аффективной. Это достигается с помощью разнообразных приемов, направленных на изменение аффективного состояния. Например: общая релаксация, снятие патологического напряжения, уменьшениетревожности, увеличение активности ребенка. На данном этапе очень важна роль родителей, их положительная установка на занятие и активность в его организации.
Второй этап психокоррекции детей с РДА – усиление психической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
Например, у многих детей с РДА наблюдается тяга к ритмическим раскачиваниям. Психолог должен использовать эти особенности детей в процессе выполнения специальных упражнений (танцевальные ритмические упражнения и пр.). Необходимо уловить момент аффективного подъема у ребенка и придать ему реальный игровой эмоциональный смысл.
На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация
целенаправленного поведения аутичного ребенка. Это достигается с помощью музыкального сопровождения занятий и специальных игр, направленных на длительное положительное сосредоточение ребенка. Например, игра «Мыши тише-тише», «Море волнуется», «Глаза в глаза» и пр.
Основной коррекционный блок занятий направлен на исправление аффективных и интеллектуальных нарушений у детей с РДА.
На основе опыта многолетней работы нами были предложены следующие
направления занятий с детьми с РДА .
1. Формирование эмоционального контакта с психологом и членами группы.
2. Развитие разнообразных манипуляций с предметами в процессе группового взаимодействия.
3. Переход от манипулятивных игр к сюжетным.
Важное значение имеет формирование эмоционального контакта с психологом.
Методические требования к занятиям:
– любые задания должны предлагаться ребенку-аутисту в наглядной форме;
– объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями;
– речевые инструкции должны предъявляться голосом разной громкости, с
обращением особого внимания на тональность;
– не рекомендуется говорить с ребенком громким голосом. В процессе общения с ребенком целесообразно переходить на шепотную речь;
– занятия необходимо проводить в одно и то же время и в одном и том же месте;
– после выполнения задания психолог должен обязательно обратить внимание ребенка на его успехи. Даже минимальная активность ребенка-аутиста требует обязательного поощрения.
У детей с аутизмом наблюдается высокий уровень развития механической памяти, непроизвольного внимания и восприятия.
В процессе действий с предметами здоровый ребенок учится различать форму, величину и другие признаки предмета. У ребенка-аутиста наблюдаются стереотипные действия с предметами (подкидывание, катание, стучание и пр.). В процессе занятий психолог должен учитывать эти особенности и обучать ребенка восприятию формы в контексте этих действий.
Актуальность данной программы связана с тем, что исходя из анализарекомендаций ПМПК, у большинства учащихся младших классов, а также детей с ЗПР и умственной отсталостью слабо сформирована произвольная регуляция деятельности, которая лежит в основе учебной деятельности. Выполнение любого учебного задания включает понимание инструкции учителя, умение удерживать её, самостоятельно составлять план своих действий, контролировать результат деятельности. Несформированность данных компонентов может повлечь за собой затруднения обучения учащихся. Учащиеся младших классов затрудняются самостоятельно планировать, выполнять и контролировать свою деятельность, особенно во внутреннем плане. Многие из них не способны полностью удерживать инструкцию на протяжении всей работы.
Работа психолога по формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР и умственной отсталостью ведется в нескольких направлениях: умение ставить и удерживать цель деятельности, планировать действия, определять и сохранять способ действий, использовать самоконтроль на всех этапах деятельности, осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности, оценивать процесс и результат деятельности. Особое внимание должно уделяться пробуждению у ребенка осознанию собственных действий, причин успехов и неудач, формированию у него веры в собственные силы.
Материал программы рассчитан на отработку умения выстраивать программу своих действий и поведения. Многие упражнения, входящие в программный материал, составлен на основе движений Это вызвано необходимостью формирования у учащихся навыка контроля за двигательной активностью.
Индивидуальные особенности развития Х.А.
На основании проведенного наблюдения и анализа результатов деятельности на уроках и в свободной деятельности можно отметить следующее: школьный материал Х.А. усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена, при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса, для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной учебной помощи педагогов. Умеет осуществлять действие по образцу и заданному правилу, но не всегда сохраняет заданную цель и видит указанную ошибку, умеет исправлять ошибку по указанию взрослого, но не контролирует свою деятельность по результату. Испытывает трудности понимания сложных, многоступенчатых инструкций. Темп деятельности низкий.
Для Х.А. характерны замедленность, истощаемость психических процессов. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания (возможна на короткий срок).
У Х.А. низкая познавательная активность, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов, произвольное внимание не сформировано, внимание недостаточно устойчивое, организующая помощь эффективна, объем и устойчивость слухоречевой памяти не соответствует возрастной норме, зрительная память соответствует среднему уровню развития, объем механической и смысловой памяти снижен, знания пространственно-временных отношений сформированы недостаточно. Х.А. осуществляет простейшие классификации, простейшие причинно-следственные связи устанавливает не всегда. Умеет оперировать образами предметов, способна относить предметы к определенному классу понятий. Запас общих представлений соответствует возрастной норме.
Х.А. в контакт ступает легко, но он носит формальный, поверхностный характер (контакт чисто внешний, неполноценный). Приёмами и навыками эффективного межличностного бесконфликтного общения со сверстниками владеет, но инициативы в установлении контактов не проявляет.
Цель программы - формирование произвольной регуляции деятельности, оптимизация интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.
Задачи:
1. Формировать у ребенка понимание правил и условий выполнения деятельности.
2. Развивать умение координировать свои действия и выстраивать их в целостную программу.
3. Формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Развивать волевое поведение учащихся.
4. Формировать произвольное запоминание и мнестические навыки.
5.Развивать мыслительные операции.
6. Развивать произвольное внимание, его устойчивость, концентрацию, переключение, объем, распределение.
7.Развитие пространственно-временных представлений.
Занятия проводятся индивидуально, 2 раза в неделю, всего 68 часов. Продолжительность – 40 минут.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
- устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.
Увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальности.
Умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия.
Умение планировать свою деятельность по времени и содержанию.
Умение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы.
Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи.
Смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность, эмоциональная отгороженность.
Модифицирование эмоциональных отношений и переживаний ребенка, способов реагирования на отношение к нему окружающих.
Умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования и управлять ими.
Практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса.
Уменьшение ореола исключительности психологических проблем.
Умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих общие проблемы и цели.
Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.
Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. Умение получать и уточнять информацию от собеседника.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
– слушать и понимать речь других;
– договариваться в группе, совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
-умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих общие проблемы и цели.
-умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.
-умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.
-умение получать и уточнять информацию от собеседника.
Предметные универсальные учебные действия
Научится:
1) развивать адекватные представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
- в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для еѐ разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
- в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;
-в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
2) владеть социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:
-в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие;
-адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;
- в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
3) овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:
-в расширении знаний правил коммуникации; в расширении и обогащении опыта коммуникации ребѐнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
4) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
- в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;
- в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
Получит возможность научиться:
-способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;
-способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения,
-умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;
- способность к наблюдательности, умение замечать новое;
- овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
-стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности;
-умение ставить и удерживать цель деятельности;
-планировать действия; определять и сохранять способ действий;
- использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Вводное занятие (1 час)
Групповые игры, принятие правил групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта.
Раздел 2. Диагностический блок (2часа)
Тесты интеллекта, интеллектуального и личностного развития, уровень развития мотивации, обучающихся.
Раздел 3. Восприятие. Пространственные представления (5 часов)
Развитие различных видов восприятия (пространственных, осязательных, временных), развитие глазомера и зрительной моторной
Раздел 4. Развитие памяти (7 часов)
Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, моторной, опосредованной и проч. Овладение приемами осмысленного запоминания; развитие смысловой вербальной памяти.
Раздел 5. Развитие воображения (5 часа)
Развитие видов воображения: активация свойств воображения.
Раздел 6. Развитие внимания (7 часов)
Развитие произвольного внимания. Развитие устойчивости и концентрации внимания.
Раздел 7. Развитие мыслительных функций (11 часов)
Развитие наглядно-образного мышления; формирование вербально-понятийного аппарата;
Развитие сложных форм мышления (логического мышления): абстрагирование, установление закономерностей. Развитие словесно – логического мышления. Построение умозаключения по аналогии.
Раздел 8. Развитие произвольности и волевой регуляции (10 часов).
Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. Активация способностей к преодолению гиперактивности,
расторможенности, неуправляемости; развитие рефлексивной деятельности.
Раздел 9. Развитие эмоционально-волевой сферы (10 часов)
Развитие эмоциональной сферы. Формирование рефлексии личностных качеств. Развитие самооценки, умений принять себя; развитие умений дифференциации чувств. Рефлексия собственных чувств (Я – это Я), развитие умения различать виды поведения и умения работать в команде.
Раздел 10. Развитие личностно-мотивационной сферы (8 часов)
Коррекция мотивационной сферы (потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки и т. д.)
Раздел 11. Итоговая диагностика (2 часа)
Подведение итогов, определение динамики развития детей.
Итого: 68 часов (2 занятия в неделю)
Тематическое планирование психокоррекционных занятий
№ занятия |
Примерные темы занятий |
Кол-во часов |
Примерное содержание занятий |
По плану |
По факту |
Раздел 1. Вводное занятие (1 час) |
|||||
1 |
Вводное занятие
|
1 |
Индивидуальные игры, принятие правил работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. |
05.09 |
|
Раздел 2. Диагностический блок (2 часа) |
|||||
2-3 |
Входная диагностика |
2 |
Тесты интеллекта, определение интеллектуального и личностного развития. |
07.09 12.09 |
|
Раздел 3. Восприятие. Пространственные представления (5 часов) |
|||||
4-8 |
Развитие различных видов и форм восприятия (пространственных, осязательных, временных), развитие глазомера и зрительной моторной координации; развитие ориентировки во времени и в пространстве |
5 |
Формированиепроизвольностизрительноговосприятия,дорисовываниенезаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз. Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — еще суше, влажное — мокрое), их словесное обозначение. движения; предоставление словесного отчета. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (оставление простейших схем- планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман). Определение времени по часам. |
14.09 19.09 21.09 26.09 28.09
|
|
Раздел 4. Развитие памяти (7 часов) |
|||||
9-15 |
Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, моторной, опосредованной и проч. Овладение приемами осмысленного запоминания; развитие смысловой вербальной памяти. |
7 |
Тренировка различных видов памяти, упражнения «Опиши картинку», «Инопланетяне», «Эстафета слов», «Повторяй за мной», «Запрещенное движение». Развитие словесно-логической памяти, упражнения «Группировка слов», «Свяжи пару», «Ассоциации», «Ключевые слова». Обучение мнемотехникам |
03.10 05.10 10.10 12.10 17.10 19.10 24.10 |
|
Раздел 5. Развитие воображения (5 часа) |
|||||
16-20 |
Развитие видов воображения: активация свойств воображения.
|
5 |
Развитие активного воображения с использованием арт-техник: «Чернильные пятна», «Свободное рисование», «Пальчиковое рисование», «Орнаменты», «Каракули». |
02.11 07.11 09.11 14.11 16.11 |
|
Раздел 6. Развитие внимания (7 часов) |
|||||
21-27 |
Развитие произвольного внимания. Развитие устойчивости и концентрации внимания.
|
7 |
Игры и упражнения на развитие произвольного внимания: «Корректурные пробы», «Назови, что видишь», «Корректировщик», «Шифровка», «Делай и рассказывай», «Таблицы Шульте», «Анаграммы», игра «Зоркий глаз», «Найди отличия». |
21.11 23.11 28.11 30.11 05.12 07.12 12.12 |
|
Раздел 7. Развитие мыслительных функций (11 часов) |
|||||
28-38 |
Развитие наглядно-образного мышления; формирование вербально-понятийного аппарата;
|
11
|
Упражнения на мышечную релаксацию «Штанги»; «Графический диктант»; Развитие мышления (анализ через синтез). Развитие мышления (абстрагирование). Развитие пространственных представлений. Развитие словесно – логического мышления. Построение умозаключения по аналогии. Развитие сложных форм мышления (логического мышления): абстрагирование, установление закономерностей. |
14.12 19.12 21.12 26.12 28.12 11.01 16.01 18.01 23.01 25.01 30.01 |
|
Раздел 8. Развитие произвольности и волевой регуляции (10 часов) |
|||||
39-48 |
Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции; Активация способностей к преодолению гиперактивности, расторможенности, неуправляемости; развитие рефлексивной деятельности. |
10 |
Тренинговые занятия «Разные настроения», «Учимся менять свое настроение», «Учимся искать выход из сложных ситуаций», «Избавляемся от плохих мыслей», «Живи в согласии с другими», «Как победить злость», «Прогоняем страх», «Учимся говорить «Нет» там, где это необходимо», «Саморегуляция».
|
01.02 06.02 08.02 13.02 15.02 20.02 22.02 27.02 01.03 06.03
|
|
Раздел 9. Развитие эмоционально-волевой сферы (10 часов) |
|||||
49-58 |
Развитие эмоциональной сферы. Формирование рефлексии личностных качеств. Развитие самооценки, умений принять себя; развитие умений дифференциации чувств.
|
10 |
Развитие представлений детей о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения. Вера в себя. Формирование у детей конструктивных способов реагирования в конфликтной ситуации. Отработка приёмов лицевой экспрессии различных эмоциональных состояний. Игровая коррекция агрессивности, формирование и развитие внимания, доброжелательности, взаимоотношений детей в группе. Рефлексия собственных чувств (Я – это Я), развитие умения различать виды поведения и умения работать в команде.
|
08.03 13.03 15.03 20.03 03.04 05.04 10.04 12.04 17.04 19.04 |
|
Раздел 10. Развитие личностно-мотивационной сферы (8ч) |
|||||
59-66 |
Коррекция мотивационной сферы (потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки и т. д.)
|
8 |
Формирование у детей навыков самоконтроля. Формирование нравственных представлений. Арт-терапия «Остров счастья»
|
24.04 26.04 01.05 03.05 08.05 10.05 15.05 17.05 |
|
Раздел 11. Итоговая диагностика (2 часа) |
|||||
67-68 |
Итоговая диагностика |
2 |
Подведение итогов, определение динамики развития ребенка |
22.05 24.05 |
|
Список используемой литературы
1. Мамайчук И.И. «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитиии»- Спб, Речь, 2006.
2. Забрамная С.Д. «Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью/ С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева.- М, «Сфера», 2007 .
3. Мазепина Т.Б. «Развитие пространственно-временных ориентиров ребёнка в играх, тренингах, тестах», Ростов-на-Дону, Феникс, 2002
4. Ильин. Е.П. Психология воли.-СПб.:Питер,2002
5. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика
6. Н.Я.Семаго «Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста»
7. Каган В.Е. Аутизм у детей. - Л.: Медицина, 1981.
8. Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 1997
9. Иванов Е.С, Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. Направления психокоррекционной работы с аутичными детьми / В сб.: Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонением в развитии. 2001. М.: Изд-во МГУП, 2001. С. 166-167.
Материально-техническое обеспечение
Для проведения индивидуальных психокоррекционных занятий необходимо оборудованное помещение, позволяющее детям выполнять задания и за партами (столами), и в движении
Необходимы:
Ø индивидуальный раздаточный стимульный материал для индивидуальнойдиагностики (диагностические тетради, серии сюжетных картин и наборы картинок для выполнения классификации и пр.);
Ø демонстрационный материал – репродукции картин художников, дорожные знаки, макет часов со стрелками и т. п.;
Ø магнитофон и комплект аудиозаписей с музыкальными произведениями различного характера (бодрящими, успокаивающими, релаксирующими);
Ø доска с магнитными держателями;
Ø мультимедиапроектор и экран;
Ø переносные носители информации;
Ø наборы конструкторов (строительный материал разной формы и цвета);
Ø плоскостные крупные геометрические фигуры разной формы (мозаика);
Ø значительное количество расходного материала для изобразительной деятельности (гуашь, акварель, бумага форматов А3 и А4, баночки для воды, кисточки разной толщины), цветные карандаши и фломастеры;
Ø мягкие игрушки и куклы среднего размера, пальчиковые куклы;
Ø маски животных и сказочных персонажей, аксессуары для создания игрового образа;
Ø материал для лепки; защитные клеенки на столы; тетради для записей;
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.