Индивидуальная консультация для родителей
«Воспитание гиперактивных детей»
Цель: Ознакомление родителей с понятием «гиперактивность».
Задачи:
- Объяснить основные аспекты формирования гиперактивности у ребенка.
- Определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания наряду с гиперактивностью.
- Проработать с родителями поведенческую программу работы с ребенком, по коррекции проявлений признаков гиперактивности у детей.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка для просмотра мультфильма «гиперактивный ребенок», буклеты, наглядные стенды на заданную тематику.
Предварительная работа: использование ИКТ, подготовка опросников для родителей, подготовка информации и наглядности, создание брошюр для родителей, индивидуальные беседы с родителями на тему «активный или гиперактивный ребенок?»
План:
1. Сообщение темы и цели консультирования.
2. Опросник для родителей.
3. Анализ полученных результатов.
4. Просмотр мультфильма.
5. Рекомендации психолога.
6. Подведение итогов.
Ход мероприятия: Педагог: здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрались с вами, чтобы обратить внимание на тему консультации: «воспитание гиперактивных детей», подробно разобраться в вопросах: что такое гиперактивность? Какие предпосылки могут быть для
проявления гиперактивности у ребенка? И что делать при проявлении этих признаков?
Актуальность данной темы сама по себе вероятна, так как каждая четвертая семья в России сталкивается тем или иным образом с проявлением гиперактивности у детей. Проблемы воспитания гиперактивного ребенка в семье, иногда возникают уже с первых месяцев его жизни. Но наиболее остро они проявляются с момента поступления ребенка в детский сад, школу, и т.д., то есть когда он резко меняет привычную среду обитания и окружения.
Давайте попробуем определить степень вашей осведомленности по проблеме гиперактивности. Перед вами лежат листы - опросники. Давайте попробуем разобраться в понятии гиперактивность, ответьте пожалуйста на эти вопросы в письменной форме.
1. Знаете ли вы, кто такие гиперактивные дети?
2. Часто ли вы сталкиваетесь с проблемой гиперактивности у ребенка?
3. Как вы думаете, в чем состоит причина возникновения гиперактивности?
4. Каким образом вы можете определить, что ребенок гиперактивен? (Укажите признаки такого проявления.)
5. Может ли гиперактивность проявляться у вполне обычного ребенка?
Анализ полученных результатов. Анализ результатов проходит в живой беседе с родителями по вопросам опросника. т.е. составляется определенный запрос для работы психолога. Вашему вниманию хочу предложить небольшой мультфильм.
Просмотр мультфильма «Гиперактивный ребенок». Педагог: итак, гиперактивность - это хроническое расстройство поведения в детском возрасте, которое характеризуется сверхподвижностью ребенка, импульсивностью поведения, легкой отвлекаемостью, рассеянностью и другими признаками. Сейчас это называют по-новому – СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности). Но бояться этого диагноза не нужно,
нужно уметь разбираться в данной проблеме. Так пик активности проявления гиперактивности у ребенка приходится на 7-8 лет, при хорошо организованной помощи ребенку в возрасте от 3 до 7-8 лет все эти проявления нормально урегулируются сами собой. При неорганизованной помощи со стороны родителей в подростковом возрасте могут проявляться в виде отклоняющегося поведения. На что нужно обратить внимание в первую очередь?
Гиперактивный ребенок:
- Находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
- Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.
- Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.
- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, пускает в ход подручные средства (палки, камни и т.д.).
Уважаемые родители, подумайте, что из вышеперечисленного применимо к поведению вашего ребенка, по каким причинам это происходит и с чем это связано? А сейчас прошу вас выслушать некоторые рекомендации психолога.
Рекомендации родителям по воспитанию детей с признаками гиперактивности.
Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребёнку взрослых людей.
• Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребёнка. Хвалите его в каждом случае, когда он того заслужил, подчёркивайте успехи, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребёнка.
• Избегайте категоричных слов и выражений, жёстких оценок, упрёков, угроз, которые могут вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати», а лучше попробуйте переключить внимание малыша и, если удастся, сделайте это, легко, с юмором.
• Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом, не унижайте ребёнка.
Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановке в семье.
• Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребёнка комнату или её часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную территорию). В оформлении желательно избегать ярких цветов. На столе и в ближайшем окружении ребёнка не должно быть отвлекающих предметов.
• Старайтесь поддерживать дома чёткий распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.
• Определите для ребёнка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением контролем, но не слишком жёстко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
• Избегайте по возможности скопления людей. Пребывания в крупных магазинах, на рынках и т. д.
Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребёнка с близким взрослым, на развитие способности, почувствовать друг друга, сблизится эмоционально. И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность игра, поскольку она близка и понятна ребёнку.
• Во время игр ограничивайте ребёнка лишь одним партнёром. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
• Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
• Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе.
• Постоянно учитывайте недостатки поведения ребёнка. Детям с синдромом дефицита внимания, присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
1. Ориентир на позитивные стороны ребенка.
2. Отказ от физического наказания!
3. Говорить «ДА», вместо «НЕТ» (научитесь переводить ситуацию в другое русло)
4. Домашняя обязанность (посильная по возрасту).
5.Заведите дневник успехов ребенка, где будут отметки явных маленьких достижений.
Предлагаем вам несколько вариантов игр в домашних условиях с гиперактивным ребенком, с целью эмоционального сближения друг с другом:
«Будь внимателен». Ребёнок выполняет по команде взрослого гимнастическое упражнение по словесной команде, например, по команде «Зайчик» - прыжки на месте; «Птицы» - взмахи руками; «Лягушки» - присесть и скакать вприсядку и так далее. Команды должны быть разнообразными и подаваться с различными интервалами.
«Час тишины и час можно». Эта игра даст возможность ребёнку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому – научиться управлять его поведением. На сигнал «Час тишины» ребёнок должен вести себя тихо, спокойно разговаривать, рисовать. А на сигнал «Можно» разрешается бегать, прыгать, кричать. Лучше заранее оговорить, какие конкретно действия разрешены, а какие запрещены.
«Клубочек». Расшалившемуся ребёнку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Скажите ему, что это не простой, а волшебный клубок. Как только он начнёт его сматывать, то сразу же успокоится.
«Археология». В таз с песком или крупой опустите кисти рук и засыпьте их. Предложите ребёнку «откопать» ваши руки. При этом нельзя дотрагиваться до кистей. Как только он закончит раскопки, поменяйтесь с ним ролями.
«Подхвати палку». Это упражнение можно выполнять стоя с гимнастической полкой или сидя за столом – с карандашом. Взрослый придерживает палку или карандаш пальцем и подаёт условленную заранее команду, одновременно отпуская палку. Ребёнок должен подхватить её пока она не упала и становится ведущим.
Педагог: наша консультация подошла к концу, и мы готовы ответить на все интересующие вас вопросы. (Родители задают вопросы, делятся впечатлениями). В ваших брошюрах вы так же можете найти некоторые полезные игры, которые использовать в общении с детьми, они направлены на развитие внимания. В них можно играть ежедневно, несколько меняя правила игры. Любая игра способствует сближению, в связи с этим, мне кажется, вы сможете найти общий язык со своим ребенком. А главное, систематическое ваше внимание, терпеливое отношение и контроль поможет Вам сблизиться и понять друг друга. Удачи Вам друзья!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.