Индивидуальная образовательная траектория
Оценка 4.7

Индивидуальная образовательная траектория

Оценка 4.7
docx
15.12.2022
Индивидуальная образовательная траектория
ИОТ.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

 

«Индивидуальная образовательная траектория школьника:

примеры и способы  построения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

Данные методические рекомендации направлены на оказание помощи педагогам, нацеленным на повышение качества знаний своих учеников, их учебных и личностных достижений.

Материалы содержат в себе  описание принципов и методов построения индивидуальной траектории образования школьника, повышающих личную заинтересованность учащегося в учебном процессе и его результатах. В пособии описываются приемы и техники, позволяющие  работать с учеником в индивидуальном режиме, приводятся примеры индивидуальных образовательных маршрутов. Рекомендации носят универсальный метапредметный характер и могут быть использованы в работе педагогов любых предметных областей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………..    4

2. Концептуальные основы …..……………………….…………..……   5

3. Способы организации обучения по индивидуальным траекториям

развития…………………………………………………………………   9

4. Методический конструктор ………………………………………..   12

5.  Приемы и техники  учителя  в работе с  индивидуальными

образовательными  траекториями……………………………………..19

6. Литература ………………………………………………………… 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

В Концепции модернизации российского образования до 2025г. подчеркивается, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Но в условиях современной России требование готовности человека к переменам и социальным трансформациям уточняется необходимостью подготовки учащихся к жизни в информационном обществе и таких социально- экономических условиях, при которых происходит становление гражданских ценностей и умения человека самостоятельно, ответственно выстраивать свою собственную траекторию жизни, которая напрямую связана с индивидуальной траекторией развития и образования.

Идея индивидуальной траектории развития личности находит  отражение в стандартах второго поколения и, по сути, определяет  сущностные изменения современного образования, которые могут быть выражены в следующем: «задачи современного образования  так или иначе связаны с созданием  условий для становления индивидуальной траектории развития личности учащегося, как эффективного инструмента саморазвития человека. Только сознательная, самостоятельная, ответственная за свои выборы личность может быть успешна в сегодняшнем быстро меняющемся мире, и одновременно быть залогом  социально стабильного и эффективно развивающегося государства».

Концепция модернизации российского образования актуализирует «задачу организации образовательного пространства», обеспечивающего «создание условий для самостоятельного выбора учащимися форм и видов деятельности». При описании организации образовательной практики основной школы в соответствии с вышеназванными задачами в современной психолого-педагогической литературе используются понятия «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальный образовательный маршрут». Вместе с тем, выявляется целый ряд методологических, психолого-педагогических и дидактических проблем и  противоречий. Между: потребностью учащихся в становлении их индивидуальных образовательных траекторий и недостаточной разработанностью путей и условий реализации данного процесса в современной школе. Кроме того, существует дефицит дидактических разработок, проясняющих особенности формирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся; наблюдается недостаточность методических разработок и опыта в повседневной воспитательной и образовательной  практике, способствующих созданию условий для формирования индивидуальных образовательных маршрутов учащихся; дефицит методического инструментария для выявления  индивидуального запроса школьников и их родителей.

Данное пособие направлено на  оказание помощи педагогам в пути преодоления указанных противоречий.

2. Концептуальные основы вопроса

Под траекторией в классическом значении понимается «линия движения какого-нибудь тела или точки», а под маршрутом – «путь следования». Эти понятия могут быть разведены лишь тем, что линия движения образовательной траектории приобретает конкретизацию в пути (маршруте).

А.В.Хуторской рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его орг/деятельностных, познавательных, творческих и иных способностей.

Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе их образовательного движения по индивидуальным траекториям [7].

Н.Н.Суртаева трактует индивидуальные образовательные траектории как определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующую их способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемую при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями [5].

С.А.Вдовина Г.А.Климов, В.С .Мерлин рассматривают данное понятие как проявление стиля учебной деятельности каждого учащегося, зависящего от его мотивации, обучаемости и осуществляемое в сотрудничестве с педагогом.

В связи с тем, что индивидуально-образовательную траекторию можно рассматривать с технологической точки зрения как образовательную программу, необходимо сделать некоторые уточнения.

Определение образовательной программы как  технологии реализации индивидуальной  траектории  является ее ведущей характеристикой и позволяет представить образовательную программу своеобразной моделью путей достижения образовательного стандарта, когда выбор пути реализации стандарта зависит от индивидуальных особенностей конкретного обучающего [4].

Понятие образовательной программы отражает, прежде всего, идеи индивидуализации и дифференциации обучения. При этом под термином “индивидуализация” в педагогики понимается учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах обучения. “Дифференциация” означает учет индивидуальных особенностей в форме, предполагающей группировку учащихся на основании выделения определенных особенностей [4].

В  структуру программы  будут включены следующие компоненты:

Целевой (предполагает постановку целей и ведущих направлений в области получения образования, которые формулируются на основе государственного образовательного стандарта, основных мотивах и потребностях ученика.)

Содержательный (отражает реализуемое в рамках конкретной образовательной программы содержание образование);

Под содержанием образования, согласно точке зрения И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина [2. С.101] следует понимать:

·                   Систему знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся диалектико-материалистической картины мира, вооружает методологическим подходом к познавательной и практической деятельности.

·                   Cистему общественных, интеллектуальных и практических навыков и умений, которые являются основой конкретных деятельностей и обеспечивают способность молодого поколения к сохранению социальной культуры.

·                   Опыт творческой деятельности, накопленный человеком.

·                   Опыт эмоционально – волевого отношения к миру, обществу.

Технологический (включает используемые технологии, методы, методики, системы обучения и воспитания).

Диагностический (раскрывает систему диагностического сопровождения).

Организационно-педагогический (определяет режимные условия реализации, характеристику ученика (возраст, уровень готовности к усвоению, образовательные потребности), которому адресована образовательная программа; формы аттестации достижений и т.д.);

Результативный (описание ожидаемых результатов реализации).

Индивидуальная образовательная программа  должна быть ориентирована не на уже достигнутый учеником уровень развития, а немного забегая вперед, т.е. выводить ученика на более высокий уровень, названный Л.С.Выготским зоной ближайшего развития. [1. С. 64–68].

Однако, с точки зрения личностно-ориентированного обучения никакая внешне предлагаемая ученику информация не может быть перенесена внутрь его, если у школьника нет соответствующей мотивации и личностно значимых образовательных процессов [8].

Основная функция личностно-ориентированного содержания образования – обеспечивать и отражать становление системы личностных образовательных смыслов ученика. Личностный смысл – индивидуализированное осознаваемое отражение действительного отношения личности к объектам его деятельности (А.Н.Леонтьев) [8, С.70].

В результате взаимодействия с образовательной средой ученик приобретает опыт, рефлексивно трансформируемый им в знания. Эти знания отличаются от первичной информационной среды, в которой происходила деятельность ученика. Знания здесь сопряжены с информацией, но не отождествляются с нею. Основными отличиями “ знаниевого” продукта ученика являются усвоенные им способы деятельности, понимание смысла изучаемой среды, самоопределение относительно нее и личное информационное и “ знаниевое” приращение ученика. Общее отрефлексированное знание ученика включает в себя, таким образом, совокупность следующих компонентов:

“знаю что” (информация о содержании своего знания и незнания);

“знаю как” (информация об усвоенных действиях, относящихся к способам рождения, развития и преобразования знания);

“знаю зачем” (понимание смысла информации и деятельности по ее получению);

“знаю я” (самоопределение себя относительно данного знания и соответствующей информации).

Создаваемое учеником содержание образования входит в состав общего содержания образования наряду с внешне заданным. Внешнее содержание не опережает, а следует за внутренне конструируемым учеником содержанием образования [8, С. 76–78].

Творческая самореализация ученика как сверхзадача обучения раскрывается в трех взаимосвязанных целях: создание учеником образовательной продукции в изучаемых образовательных областях; освоение им базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами; выстраивание индивидуальной образовательной траектории в каждой из образовательных областей с опорой на свои личностные качества. Деятельность, ведущая к созданию образовательных продуктов, обнаруживает и развивает способности ученика, своеобразие которых способствует выстраиванию его индивидуальной образовательной траектории.

3. Способы организации обучения по индивидуальным траекториям развития.

Перед учителем встает вопрос: как организовать образование учеников по их собственным, но разным траекториям? На особенности построения и реализации  траектории оказывает влияние огромное количество внешних и внутренних факторов. В качестве внутренних факторов выступают особенности познавательной сферы, интересы, мотивы и потребности, эмоциональное и физическое состояние ученика. К внешним факторам можно отнести любые (в том числе и сиюминутные) влияния на ребенка со стороны окружающей среды: поведение учителя и одноклассников, обстановка в классе, особенности самой ситуации выбора и т.п)

Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии. Решать эту задачу в современной дидактике предлагается обычно двумя противоположными способами, каждый из которых именуют индивидуальным подходом.

Первый способ-дифференциация обучения, согласно которой к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности, направленности или другим параметрам. Для этого учеников обычно делят на группы по типу способные, средние, отстающие.

Второй способ предполагает, что собственный путь образования выстраивается для каждого ученика применительно к каждой изучаемой им образовательной области.

Первый подход наиболее распространен в наших школах. Второй достаточно редок, поскольку требует не просто индивидуального движения ученика на фоне общих, заданных извне целей, а одновременной разработки и реализации разных моделей обучения учеников, каждая из которых по-своему уникальна и отнесена к личностному потенциалу любого отдельно взятого ученика.

Ученик сможет продвигаться по индивидуальной траектории в том случае, если ему будут представлены следующие возможности: выбирать оптимальные формы и темпы обучения; применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.

Возможность индивидуальной траектории образования ученика предполагает, что ученик при изучении темы может, например, выбрать один из следующих подходов образное или логическое познание, углубленное или энциклопедическое изучение, ознакомительное, выборочное или расширенное усвоение темы. Сохранение логики предмета, его структуры и содержательных основ будет достигаться с помощью фиксированного объема фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними проблем, которые наряду с индивидуальной траекторией обучения обеспечат достижение учениками нормативного образовательного уровня.

Образовательные продукты учеников отличаются не только по объему, но и по содержанию. Данное отличие обусловлено индивидуальными способностями и соответствующими им видами деятельности. Учитель может и должен предлагать ученикам для усвоения различные виды деятельности, как эмоционально-образные, так и логические, но, если учитывать приоритетные виды деятельности индивидуально для каждого ребенка, следует допустить выбор детьми этих видов при изучении одних и тех же образовательных объектов. В данном случае будет обеспечиваться не одна общая образовательная траектория для всех учеников, различающаяся объемом усвоения стандартов, но индивидуальные траектории, приводящие учеников к созданию личностных образовательных продуктов, отличающихся как объемом, так и содержанием. Даже при одинаковых знаниях об изучаемых объектах образовательные продукты разных учеников различны, поскольку усвоенные ими виды деятельности и уровень их развития отличаются [8, С. 82–88].

Траектория-след от движения. Программа – ее план. Как пишет учитель математики Собиель Т.А, принцип индивидуальной образовательной траектории невозможно реализовать в рамках традиционных форм (классно-урочной системы). Надо вывести за рамки этой системы одаренных учеников (разработать для них специальные программы, дать им возможность создать собственный продукт: учебные игры, тесты, логические схемы базы знаний и т.д.), предлагать индивидуальный раздаточный материал, что поможет дать разноуровневое объяснение материала и разнотипные задания для каждого ученика. [9].

Результаты движения по образовательной траектории можно проверять, ориентируясь на созданный учениками продукт; полученные знания, которые реализуются в умениях оперировать ими в стандартной или творческой ситуации, отмечая формирование различного вида умений – мыслительных, коммуникативных, познавательных и т.д. Кроме того, необходима постоянная обратная связь, позволяющая не только корректировать движение ученика по траекториям (а иногда и саму траекторию), но и оценивать его продвижение.

Сам ученик выбирает или вместе с учителем обдумывает способы, виды деятельности, формы контроля, т.е. программирует свою образовательную деятельность. Этого требует принцип продуктивности обучения – ведущий принцип личностно-ориентированного обучения. “Портфель достижений” служит способом демонстрации его успехов. Содержание “ портфеля” – это не только перечень занятых учеником мест, полученных грамот или призов, но и предложенные идеи, принципы решения математических задач, поделки и т.д. [9].

 

4.Методический конструктор

Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет. Способ построения ИОМ, характеризует особенности обучения  ребенка и его  развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, поскольку сущность его построения, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса. ИОМ, по мнению С.В. Воробьевой, адекватен личностно-ориентированному образовательному процессу, но в то же время, не тождественен ему, так как имеет специфические особенности. Он специально разрабатывается для конкретного  учащегося. Причем на стадии разработки ИОМ учащийся выступает как субъект выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением и как заказчик образовательных услуг, предъявляя свои образовательные потребности, познавательные и иные индивидуальные особенности. А на стадии реализации учащийся выступает как субъект осуществления образования. В этом случае личностно ориентированный образовательный процесс реализуется как ИОМ при условии использования функциональных возможностей психолого - педагогической поддержки. Содержание ИОМ определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями, интересом и возможностями учащегося (уровнем готовности к освоению программы) и его родителей в достижении необходимого образовательного результата, содержанием базовой образовательной программы.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

-                целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);

-                содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);

-                технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);

-                диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

-                организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей).

Создание ИОМ может сопровождаться наличием индивидуального образовательного плана.

Вариант индивидуального образовательного плана

1. КТО Я? КАКОЙ Я? (Мое представление о себе)

Класс

 

Дата рождения

 

Любимое занятие в свободное

время

 

Мой любимый учебный предмет

 

Мои учебные достижения

 

Мои сильные стороны

 

Мои слабые стороны

 

Мои увлечения

 

Чем отличаюсь от своих

сверстников

 

Что умею делать хорошо

 

Сфера профессиональных

интересов

 

Сфера моих жизненных интересов (какое место хочу занять в обществе)

 

Что мне в себе нравится

 

Что мне в себе не нравится

 

НА кого хочу быть похожим (ей)

 

2. Мои цели и задачи

2.1 Мои перспективные жизненные цели

1)     Кем хочу стать, какую

получить  профессию

 

2)  Каким (-ой) хочу стать (перечисляются качества, которые бы хотел иметь ученик как член общества, как труженик, гражданин,  семьянин)

 

2.2 Ближайшие цели, задачи, что надо развивать в себе в первую очередь

1).     Что хочу узнать о себе (задачи на самопознание)

 

2).    Задачи в обучении

 

- По каким предметам повысить

свои достижения

 

- Какие дополнительные области

знаний изучать

 

- Какие учебные умения и навыки

развивать

 

3).    Задачи в практической

деятельности

 

4) Задачи по формированию конкретных качеств, необходимых для достижения перспективной  цели

 

3. Мои планы

3.1 Предполагаемое направление

(профиль) образования в старшей   Школе

 

3.2.  Планируемый уровень

профессионального образования после окончания школы

 

3.3.  Профессия, которая меня

интересует

 

3.4.  Предполагаемое учебное

заведение после окончания школы

 

     4. Моя программа действий

    4.1 Самопознание своих возможностей и склонностей

1).  В чем (где, в каких сферах себя

попробую)

 

2). С кем, где проконсультируюсь

 

3).  К кому обращусь за советом

 

  4.2. Обучение

1).  Изучению каких предметов

уделить больше внимания

 

2) Какие предметы изучать на

углубленном уровне

 

3) Какие элективные курсы

посещать

 

  4.3. Дополнительное образование

1) По каким дополнительным образовательным программам

буду заниматься

 

2) Какую дополнительную

литературу буду изучать

 

3) В каких проектах буду

участвовать

 

4) В каких олимпиадах и

конкурсах буду участвовать

 

4.4. Участие в общественной деятельности

1) В каких делах буду участвовать

в школе и классе

 

2) В каких буду участвовать вне

школы

 

4.5. Как буду развивать необходимые для реализации моих жизненных  планов качества:

1) На учебных занятиях

 

2) Во внеучебное время

 

3) В семье

 

4).  в общении с учащимися

 

5).  в практической деятельности,

 

6).  в общественных делах

 

4.6. Кто и в чем мне может помочь

1) Учителя

 

2) Родители

 

3) Друзья

 

4) Специалисты

 

 

 

 

 

Примерные варианты документального представления ИОМ.

 

Лист индивидуального образовательного маршрута

(заполняется учеником)

 

ФИО                                                                                                                    

 

Ученика (цы)                класса

 

на                 /              учебный год

 

 Предметы

     ФИО

   педагога

     Кол- во

      часов

Результаты

Подпись преподавателя

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 


Формы работы (заполняется учеником)

Деятельность

Срок

Форма представления результата

Общение с преподавателем с использованием электронных средств

связи

 

 

Самообразование (работа с учебной

литературой)

 

 

Самообразование (работа с дополнительной

литературой)

 

 

Научно- исследовательская деятельность

 

 

Олимпиады

 

 

Конкурсы

 

 

Конференции

 

 

 

Расписание на месяц (заполняется учеником)

 

Время

Деятельность

Месяц – сентябрь 2012

 

Пн – сб.

Обязательное посещение уроков.

Вт.

Элективы 14.00-15.00.

Ср

Самообразование (работа с учебной литературой)

Чт.15.09.

Участие в городской  олимпиаде и т.д

 

Портфолио (заполняется учеником)

 

Деятельность

Форма представления результата

Период

Документы

Дипломы, грамоты,

свидетельства и т.д.

 

Виды работ

Зачетная или творческая книжка, видеозаписи, отчеты,

модели проектов и т.д.

 

Отзывы и рецензии

Тексты заключений, рецензии,

эссе, резюме, характеристики

 


Индивидуальный план исследовательской деятельности ученика по предмету (заполняется учителем-предметником)

Этапы работы

Форма отчёта / демонстрации результатов

Сроки

1. Формулирование проблемы, целеполагание

Собеседование с учителем

 

2. Изучение методов, приёмов, способов деятельности, необходимых для работы над решением проблемы, в том числе освоение приёмов работы с научной литературой (конспектирование, реферирование, составление картотеки, создание плана – тезисного, цитатного) и приёмов оформления собственного продукта деятельности

Консультирование одноклассников,       проведение урока    или     его     этапа     в роли учителя,  выполнение индивидуальных           заданий   с использованием            освоенных приёмов и т.п.

 

3. Изучение истории вопроса, теоретических источников по проблеме исследования

Выступление с сообщениями, докладами по проблеме исследования

 

4. Выявление возможных путей решения проблемы, в т.ч. выдвижение гипотез.

Собеседование с учителем

 

5. Работа с фактическим материалом (наблюдение, отбор, сравнение, эксперимент и др.)

Промежуточные отчёты в форме докладов с их последующим обсуждением на конференции, заседании научного общества и т.п.

 

6. Анализ, классификация и систематизация данных, полученных в ходе работы с фактическим материалом

 

 

7. Обобщение, выводы

 

 

8. Предъявление и/или защита продукта исследовательской деятельности

 

 

5. Приемы и техники  учителя в  работе с  индивидуальными  траекториями развития

Модель GROW

Это модель, по которой выстраивается как урок, так и личная беседа с учащимся. Она состоит из 4 этапов:

G – goal/цель

R – reality/реальность, окружающая действительность (что имеем)

O – opportunity/имеющиеся возможности (ресурсы)

W – what to do/действия (что готов сделать и как)

Беседа посредством открытых и «сильных» вопросов.

 Одним из основных инструментов педагога наставника является вопрос. 

Сила вопросов заключается в том, что они побуждают к ответу. Правильно выбранные вопросы стимулируют творческое обсуждение проблемы. Существуют три основных фактора, увеличивающих  активность опрашиваемого и соответственно эффективность ваших вопросов:

выбор правильного типа вопроса;

подчеркивание вопроса;

естественность вашего поведения.

Классификация вопросов

Зондирующие (проясняющие) вопросы – эти вопросы используются для получения информации:

Как…?

Почему…?

Где…?

Расскажи мне о …?

Что Вы понимаете под…?

Наводящие вопросы – это вопросы, которые уже предполагают ответ:

Я думаю, Вы согласитесь с тем, что…?

Как профессионал, ВЫ согласны с тем, что…?

Большинство клиентов считают, что… Что Вы об этом думаете?

Отражающие вопросы – это вопросы, в которых отражается содержание ответа.

Из Ваших слов получается, что…?

Вы действительно считаете, что…?

Вы говорите, что….?

 

Проективные вопросы. Применяются для раскрытия ключевых мотиваторов человека, то есть того, что им движет к цели. Эти вопросы «не о себе».

Что бы Вы сделали в этой ситуации, если бы…?

По каким причинам…?

Зачем…

 

Вопросы-переключатели. Эти вопросы служат для плавного направления беседы на новую или вскользь упоминавшуюся тему. Они помогают тогда, когда разговор заходит в тупик.

Вначале Вы говорили (упоминали) о том, что… Может быть стоит поговорить (вернуться)…?

Развивающие посылы. Применяются тогда, когда собеседник дает краткие ответы, которые требуют дальнейшего развития.

Пожалуйста, продолжайте. Это очень интересно…

Расскажите мне более подробно о…


SMART формула постановки цели

S - это Specific, что переводится, как «конкретный». М - Measurable, то есть «измеримый». А - это Attainable, что переводится, как «достижимый». R и Т - Relevant и Time-bound («актуальный» и «ограниченный по времени»).

Так, например, когда ученик ставит перед собой цель: спроектировать индивидуальную деятельность по достижению  результатов в математике, и когда она будет точно определена в деталях, тогда её можно обсуждать с помощью «сильных» вопросов, начав беседу с четырёх вопросов планирования:

Чего ты хочешь достичь при завершении индивидуальной траектории?

- Как ты можешь достичь цели?

- В чём конкретно заключается твоя цель? Почему это важно?

- Как ты поймёшь, что достиг цели?

Затем можно задать следующие вопросы:

- Насколько от тебя зависит достижение поставленной цели?

- Какие действия в соответствии с поставленными целями ты готов совершить сейчас? На этой неделе? и т.д.

- Что конкретно будешь делать? Какой будет самый первый шаг? Самый простой? Самый рациональный? Самый эффективный?

- Какой будет следующий шаг? А дальше? А ещё?

Здесь, как и говорилось ранее, необходимо обсуждать и содержание обучения и  полученные (желаемые )компетенции, и способы и методы деятельности в направлении к цели.

 

 

 

Шкалирование

Шкалирование позволяет непрерывно измерять степень приближения к цели. Эту технику можно использовать как в индивидуальной работе с учащимся, так и на уроке. Контекст работы может быть самый разный. Личностный рост. Конкретная  предметная тема. Отдельная предметная область и т.д.

Опишите, пожалуйста, 10 подробней (в формате конечного результата).

 

Для того, чтобы  применить технику «шкалирование» необходимо нарисовать числовой луч ( горизонтально) от 0 до 10. И далее следовать по алгоритму вопросов.

Движение снизу вверх

Что для Вас 10?(здесь уточняется контекст. Например,  учитель математики спрашивает у школьника  что для него «10» именно в математике с точки зрения знаний, умений и т.д.?)

Где Вы сейчас находитесь? Опишите, пожалуйста, подробней.

А если сдвинуться на один балл выше – в чем будет разница? Что будет по-другому?

А если еще на один балл?

И так, пока не дойдете до 10. В итоге – пошаговый план достижения 10, опираясь на текущую ситуацию.

Движение сверху вниз

Что для Вас 10?

Где Вы сейчас находитесь? Опишите, пожалуйста, подробней.

А чем 9 отличается от 10? Что уже будет на 9?

А чем 8 отличается от 9? Что уже будет на 8?

И так, пока не дойдете до исходной точки. В итоге – пошаговый план достижения 10, опираясь на желаемый результат.

Шкалирование можно использовать в самых разных форматах.

При проектировании саморазвития ребёнка учитель использует технику «Шкала удовлетворённости продвижением к цели от 1 до 10» в желании прояснить, где ребёнок находится в настоящее время по отношению к своему запросу, а также, куда он хочет попасть в какой-то конкретный момент.  Шкала позволяет ребёнку непрерывно измерять степень приближения, например:

-На какой отметке от 1 до 10 ты сейчас находишься?

-Что ты можешь сделать сейчас, чтобы продвинуться ещё на одну цифру по Шкале?

-На какой отметке ты хочешь видеть уровень твоего удовлетворения от этого проекта через 1 месяц?

-Что именно ты будешь делать по-другому, когда будешь находиться в точке Х?

-Как ты поймёшь, что ты достиг цифры 10?

-Как окружающие тебя люди узнают, что ты достиг цифры 10?

 При  небольшой модификации вопросов они могут быть адресованы учащимся  во время  организации этапа мотивации при изучении новой темы на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Техника эффективной обратной связи

В организации обратной связи важно правильно ставить вопросы. Вот некоторые  особенности.

1.Эффективная обратная связь: описательная, а не оценочная или осуждающая.

Эффективная обратная связь включает описание чувств, которые у нас вызвали чьи-то действия. Когда мы даем описательную обратную связь, мы стремимся сообщить другим то, что мы чувствуем. Когда мы даем оценочную или осуждающую обратную связь, мы часто хотим осудить другого человека или дать оценку качеству его работы или поведения.

2. Эффективная обратная связь: более конкретная, чем общая.

3. Эффективная обратная связь учитывает потребности обоих участников процесса: как дающего ее, так и принимающего.

4. Эффективная обратная связь должна быть направлена на конкретное поведение получателя, которое он может разумно изменить

Чтобы обратная связь была полезной:

Человек должен понимать информацию.

Человек должен быть способен принять информацию.

Человек должен иметь возможность что-то сделать с этой информацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Литература

1. Аткинсон, М. Пошаговая система коучинга: Наука и искусство коучинга [Текст]: [пер. с англ.] /Мэрилин Аткинсон, Рае Т. Чойс. – К.: Изд-во Companion Group. –2009. – 256 с.

2.Баранова О. И. Коучинг-технология как способ формирования умений соуправления учением у студентов – будущих учителей начальных классов и младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 9. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95018.htm.

3. Гульчевская, В.Г. Субъективные факторы эффективности освоения педагогами образовательных технологий в процессе повышения квалификации [Текст]: Монография /В.Г.Гульчевская, Е.Е.Алимова. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2012. – 132 с.

4. Давыдов, О.И. Использование коучинг-сессий при аттестации педагогических кадров ДОУ [Текст] /О.И.Давыдов, Л.Г.Богословец //Управление ДОУ. – 2007. – № 2.

5. Парслоу, Э. Коучинг в обучении: практические методы и техники [Текст] /Э.Парслоу, М.Рэй.  – СПб.: Питер, 2003. – 204 с. (Серия «Практическая психология»).

6. Поташник, М.М. Коучинг – вершина профессионализма руководителя в работе с людьми [Текст] /М.М.Поташник //Народное образование. – 2010. – № 9. – С. 110-115.


7. Хамери, Дэвид. Как помочь ребенку добиться успеха? [Текст]: [пер. с англ.] /Дэвид Хамери (Серия «Вы и ваш ребенок»). – СПб.: Питер, 2008. – 160 с.

8. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 с.

9.Собиель Т.А. Индивидуальная образовательная траектория – образовательная программа ученика. // Открытый урок. http://открытыйурок.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Методические рекомендации «

Методические рекомендации «

Данные методические рекомендации направлены на оказание помощи педагогам, нацеленным на повышение качества знаний своих учеников, их учебных и личностных достижений

Данные методические рекомендации направлены на оказание помощи педагогам, нацеленным на повышение качества знаний своих учеников, их учебных и личностных достижений

Содержание 1. Введение ……………………………………………………………

Содержание 1. Введение ……………………………………………………………

Введение В Концепции модернизации российского образования до 2025г

Введение В Концепции модернизации российского образования до 2025г

Вместе с тем, выявляется целый ряд методологических, психолого-педагогических и дидактических проблем и противоречий

Вместе с тем, выявляется целый ряд методологических, психолого-педагогических и дидактических проблем и противоречий

С.А.Вдовина Г.А.Климов, В.С .Мерлин рассматривают данное понятие как проявление стиля учебной деятельности каждого учащегося, зависящего от его мотивации, обучаемости и осуществляемое в сотрудничестве с педагогом

С.А.Вдовина Г.А.Климов, В.С .Мерлин рассматривают данное понятие как проявление стиля учебной деятельности каждого учащегося, зависящего от его мотивации, обучаемости и осуществляемое в сотрудничестве с педагогом

Под содержанием образования, согласно точке зрения

Под содержанием образования, согласно точке зрения

А.Н.Леонтьев) [8, С.70]. В результате взаимодействия с образовательной средой ученик приобретает опыт, рефлексивно трансформируемый им в знания

А.Н.Леонтьев) [8, С.70]. В результате взаимодействия с образовательной средой ученик приобретает опыт, рефлексивно трансформируемый им в знания

Способы организации обучения по индивидуальным траекториям развития

Способы организации обучения по индивидуальным траекториям развития

Ученик сможет продвигаться по индивидуальной траектории в том случае, если ему будут представлены следующие возможности: выбирать оптимальные формы и темпы обучения; применять те способы учения,…

Ученик сможет продвигаться по индивидуальной траектории в том случае, если ему будут представлены следующие возможности: выбирать оптимальные формы и темпы обучения; применять те способы учения,…

С. 82–88]. Траектория-след от движения

С. 82–88]. Траектория-след от движения

Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, поскольку сущность его построения, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и…

Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, поскольку сущность его построения, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и…

Создание ИОМ может сопровождаться наличием индивидуального образовательного плана

Создание ИОМ может сопровождаться наличием индивидуального образовательного плана

Каким (-ой) хочу стать (перечисляются качества, которые бы хотел иметь ученик как член общества, как труженик, гражданин, семьянин) 2

Каким (-ой) хочу стать (перечисляются качества, которые бы хотел иметь ученик как член общества, как труженик, гражданин, семьянин) 2

Изучению каких предметов уделить больше внимания 2)

Изучению каких предметов уделить больше внимания 2)

Примерные варианты документального представления

Примерные варианты документального представления

Расписание на месяц (заполняется учеником)

Расписание на месяц (заполняется учеником)

Индивидуальный план исследовательской деятельности ученика по предмету (заполняется учителем-предметником)

Индивидуальный план исследовательской деятельности ученика по предмету (заполняется учителем-предметником)

Предъявление и/или защита продукта исследовательской деятельности 5

Предъявление и/или защита продукта исследовательской деятельности 5

Я думаю, Вы согласитесь с тем, что…?

Я думаю, Вы согласитесь с тем, что…?

SMART формула постановки цели

SMART формула постановки цели

Шкалирование Шкалирование позволяет непрерывно измерять степень приближения к цели

Шкалирование Шкалирование позволяет непрерывно измерять степень приближения к цели

При проектировании саморазвития ребёнка учитель использует технику «Шкала удовлетворённости продвижением к цели от 1 до 10» в желании прояснить, где ребёнок находится в настоящее время…

При проектировании саморазвития ребёнка учитель использует технику «Шкала удовлетворённости продвижением к цели от 1 до 10» в желании прояснить, где ребёнок находится в настоящее время…

Техника эффективной обратной связи

Техника эффективной обратной связи

Литература 1. Аткинсон, М. Пошаговая система коучинга:

Литература 1. Аткинсон, М. Пошаговая система коучинга:

Хамери, Дэвид. Как помочь ребенку добиться успеха? [Текст]: [пер

Хамери, Дэвид. Как помочь ребенку добиться успеха? [Текст]: [пер

Индивидуальная образовательная траектория

Индивидуальная образовательная траектория
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2022