Индивидуальная образовательная траектория обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ
Оценка 4.9

Индивидуальная образовательная траектория обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ

Оценка 4.9
docx
03.12.2022
Индивидуальная образовательная траектория обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ
Статья.docx

Индивидуальная образовательная траектория обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ

Ограниченная возможность здоровья у детей связана с нарушениями в их физическом и психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении и обучении. Освоение детьми с ОВЗ социального опыта требует от специалистов, занимающихся данной категорией детей, компетентных решений и действий, в том числе разработки специальных индивидуальных траекторий их образования.

Индивидуальная образовательная траектория обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ – это персональный путь каждого ученика в образовании в совместной с педагогом деятельности.

Практика показала, что несмотря на большое внимание, уделяемое совершенствованию образования и методик обучения, оснащению школьных кабинетов современными ТСО, учить всех и учить хорошо при существующей традиционной организации учебного процесса, – невозможно.

Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объёме усвоить учебную программу постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникшая на начальных этапах обучения, создаёт реальные трудности для нормального развития ребёнка, так как, не овладев основными умственными операциями и навыками, учащиеся не справляются с возрастающим объёмом знаний в средних и последующих классах, и выпадают из процесса обучения.

Для преодоления школьных трудностей у этих детей, должны быть определены специальные педагогические средства, основные направления коррекционно-развивающей и профилактической работы на основе современной диагностики и правильной квалификации особенностей психического развития ребёнка.

В ФГОС подчёркивается, что программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ОВЗ и оказании помощи детям этой категории в освоении ООП НОО.

Обучение и воспитание младших школьников, испытывающих трудности в обучении, предполагает наличие дополнительной образовательной траектории. Она должна соответствовать возможностям, способностям, мотивации, интересам ребенка и осуществляться при координирующей поддержке педагога и во взаимодействии с родителями.

Как показывают исследования, индивидуальная образовательная траектория ученика с ОВЗ может быть успешно пройдена во всех познавательных областях при наличии определённых условий.  В начальной школе осуществляется всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности, выявление возможностей и индивидуальных особенностей ученика, с целью выработки формы и методов организации образовательного процесса. Учащимся прививается интерес к получению знаний, формируются навыки учебной деятельности, самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию, коррекция нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах поведения.

Основная цель обучения – создание таких условий, в которых дети могли контактировать друг с другом, и все ученики класса были вовлечены в коллективную деятельность.

Определение варианта адаптированной образовательной программы для обучающегося с умственной отсталостью осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования.

Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута, а также разработанный способ его реализации.

Индивидуальный образовательный маршрут – это специальная индивидуальная программа развития с коррекционным уклоном, направленная на адаптацию, социализацию и обучение. В соответствии с данной программой осуществляется деятельность администрации школы, педагогов-специалистов (педагог-психолог, дефектолог, социальный педагог) и семьи ребёнка.

Образовательный маршрут постоянно изменяется с учетом актуального и ближайшего развития ребёнка и рассчитывается на определённое время обучения.

В разработку специальной индивидуальной программы развития (СИПР) или, как мы говорим, индивидуального образовательного маршрута, входит несколько этапов:

1) Выявление специалистами детей, столкнувшихся с трудностями усвоения данной им образовательной программы. Согласие родителей на комплексную диагностику.

2) Комплексная диагностика учащихся специалистами внутришкольной ПМПК. По результатам обследования составляются рекомендации по преодолению трудностей обучающегося, организация его обучения для учителей и родителей. Знакомство и информирование родителей с образовательной нагрузкой ребенка с ОВЗ. Определение варианта адаптированной образовательной программы.

3) Определение конкретных способов реализации индивидуального образовательного маршрута на основе результатов диагностики и рекомендаций, полученных от ПМПК.

4) Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ на указанный период обучения по адаптированной программе. Мониторинг коррекционной деятельности развития ребенка. Под сопровождением понимается комплексная деятельность педагогов-специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения воспитания, социализации детей.

Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями развития ребенка, его реабилитации, социализации и интеграции в общество, и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ.

В индивидуальном образовательном маршруте важно тщательно продумать средства мониторинга достижений обучающихся. Это может быть индивидуальная шкала оценок в соответствии с успехами в деятельности и затраченными усилиями ребенка.

Первоначально, важно определить уровень актуального и зоны ближайшего развития, выявить возможности ученика. Целью составления и реализации ИОМ (индивидуального образовательного маршрута) будет являться преодоление трудностей процесса обучения конкретного ребенка по образовательным программам, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей.

Разработанная программа, в первую очередь, направлена на:

- преодоление нарушений развития психофизиологических и интеллектуальных функций;

- формирование основных компонентов учебной деятельности;

- уровень учебной мотивации, заинтересованности ребенка.

Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности.

Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Индивидуальные образовательные маршруты на каждого обучающегося и коррекционно-развивающие программы специалистов, по возможности, устраняющие или корректирующие проблемы не успешности обучения, составляются на основе результатов психологического обследования.

Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направления, поскольку сущность его построения, состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса. Важно, чтобы педагог нашел вместе с учеником тот путь, по которому им вместе захочется пройти. Как выбрать этот путь, как помочь его пройти, где остановиться, оглянуться, взять новое направление? Надо просто взять и пойти!

Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности в любое время.  Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие УУД ему необходимы.

Формы контроля усвоения знаний учитель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями ребёнка. По результатам наблюдения заполняется таблица. Педагогическая диагностика дает возможность проанализировать особенности методики, оценить эффективность проводимой дифференцированной работы на уроках, она помогает увидеть негативные моменты, требующие изменений.

Таким образом, сопровождение ребёнка с трудностями в обучении осуществляется на основе сквозных диагностик обследования причин нарушений в развитии и составления индивидуального маршрута обучения, специальной индивидуальной программы комплексного развития.

Условия успешного осуществления коррекционно-развивающей работы

1. Поход к учащемуся с оптимистической гипотезой (безграничная вера в ребенка): Каждый ребенок может научиться всему. Конечно, для этого необходимо разное количество времени и усилий и со стороны ученика, и со стороны учителя, но педагог не может сомневаться в возможности достижения результата каждым учеником.

2. Путь к достижению положительного результата может быть только путем «от успеха к успеху». Для ребенка очень важно постоянно чувствовать свою успешность. Это возможно только в том случае, если уровень сложности предлагаемых учителем заданий соответствует уровню возможностей ребенка. Только помня об этом, учитель может дать возможность каждому быть успешным в процессе обучения. И еще одно, что нужно помнить: оценивая работу ребенка, прежде всего необходимо обращать его внимание на то, что уже получилось, и лишь потом высказывать конкретные пожелания по улучшению работы.

3. Создание доброжелательной атмосферы на занятиях. Психологами доказано, что развитие может идти только на положительном эмоциональном фоне. Ребенок намного быстрее добьется успеха, если будет верить в свои силы, будет чувствовать такую же уверенность в обращенных к нему словах учителя, в его действиях.

Педагогу не стоит скупиться на похвалы, стоит отмечать самый незначительный успех, обращать внимание на любой правильный ответ.

При этом педагог не должен забывать, что его оценочные суждения должны касаться только результатов работы ребенка, а не его личности (особенно это относится к отрицательной оценке). Детям младшего школьного возраста свойственно воспринимать оценку своей работы как оценку личности в целом, именно поэтому так важно постоянно

подчеркивать, что оценивается только работа. Этого разграничения легко добиться, прибегая к качественным, содержательным оценочным суждениям, подробно рассказывая ребенку, что уже получилось очень хорошо, что неплохо, а над чем нужно еще поработать.

4. Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями. Ученик не будет работать лучше и быстрее, если он постоянно слышит слова «быстрее, поторопись, ты опять последний», этими словами достигается, как правило, обратный эффект – либо ребенок начинает работать еще медленнее, либо он работает быстрее, но при этом начинает страдать качество (у ребенка появляется принцип: «пусть неправильно, зато быстро, как все»). Более целесообразной является позиция «лучше меньше, да лучше». Для ее осуществления учитель на начальных этапах подстраивается к темпу ребенка, максимально индивидуализируя процесс обучения, предлагая меньшие по объему задания. В то же время, шаг за шагом, учитель старается приближать темп каждого ученика к общему темпу работы класса.

5. Необходимо постоянно отслеживать продвижение каждого ученика. Важно знать ту «точку», в которой ученик находится в данный момент, а также перспективы его развития. Для выполнения этого условия важно точно знать последовательность этапов формирования каждого конкретного навыка. Другими словами, учитель постоянно должен знать: а) что ребенок уже может сделать самостоятельно; б) что он может сделать с помощью учителя; в) в чем эта помощь должна выражаться.

6. В обучении необходимо опираться на «сильные» стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики.

7. Содержание учебного материала для проведения коррекционных занятий должно не только предупреждать трудности обучения, но и способствовать общему развитию учащихся. Задания должны быть разнообразными, занимательными, интересно оформленными. Основными методами обучения на занятиях должны быть дидактическая игра и самостоятельная предметно-практическая работа, так как именно в этих видах деятельности ребенка происходит развитие наглядно-образного мышления, произвольности и т. п. Одним из оптимальных средств для проведения коррекционно-развивающей работы являются тетради на печатной основе, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать — штриховать, закрашивать, соединять линией, подчеркивать, дорисовывать и т. п.

9. Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться систематически и регулярно. То, чего так медленно и постепенно удается достигнуть, легко и быстро разрушается, если действия не отработаны до конца, не проконтролирован перенос действия с одного материала на другой.

В результате работы с индивидуально-образовательными маршрутами моих учеников заметна положительная динамика. Альтернативная и дополнительная коммуникация – это ключ к общению без слов, которые заменяют и дополняют устную речь постоянно или временно для людей, по различным причинам не имеющих возможность говорить. Для того, чтобы ребята научились пользоваться различными символами и поняли, как они применяются, мы используем таблицы для моделирования в нашей работе. Они могут быть как универсальными, так и тематическими. Ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление и удивление. Эти таблицы помогают приобрести уверенность в себе и своих силах, а также незаменимый опыт общения.

Альтернативная и дополнительная коммуникация способствует проявлению интереса к общению и взаимодействию у большинства, что позволяет обучать детей пользоваться невербальными средствами коммуникации – жесты, мимика, графические изображения.


 

Индивидуальная образовательная траектория обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ

Индивидуальная образовательная траектория обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ

Ограниченная возможность здоровья у детей связана с нарушениями в их физическом и психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении и обучении

Ограниченная возможность здоровья у детей связана с нарушениями в их физическом и психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении и обучении

В начальной школе осуществляется всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности, выявление возможностей и индивидуальных особенностей ученика, с целью выработки формы и методов организации образовательного процесса

В начальной школе осуществляется всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности, выявление возможностей и индивидуальных особенностей ученика, с целью выработки формы и методов организации образовательного процесса

Определение конкретных способов реализации индивидуального образовательного маршрута на основе результатов диагностики и рекомендаций, полученных от

Определение конкретных способов реализации индивидуального образовательного маршрута на основе результатов диагностики и рекомендаций, полученных от

Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направления, поскольку сущность его построения, состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики)…

Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направления, поскольку сущность его построения, состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики)…

Только помня об этом, учитель может дать возможность каждому быть успешным в процессе обучения

Только помня об этом, учитель может дать возможность каждому быть успешным в процессе обучения

В обучении необходимо опираться на «сильные» стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики

В обучении необходимо опираться на «сильные» стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2022