Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кадетская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя
Советского Союза Матвея Степановича Батракова»
Утверждаю
Директор МБОУ КСОШ2
им. М.С. Батракова
_________________ Г.Н. Мерс
Приказ № 30/4 от 07.04.2021г.
Индивидуальная программа
коррекционно-развивающей работы
для обучающегося со слабой успеваемостью
Код – С.И. (6)
2020-2021 учебный год
Составитель:
педагог-психолог
Сальбах О.Н.
г. Рубцовск
Пояснительная записка
Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Актуальность
В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление системы развивающего обучения детей, испытывающих трудности в освоении программ в адаптации к школе и социальному окружению. Вопросы формирования учебной деятельности становятся еще более актуальными, когда речь идет о детях, испытывающих определенные трудности. Эти школьники отличаются рядом особенностей, которые негативно сказываются на становлении учебной деятельности. Существенное место занимают такие особенности, как неустойчивость внимания, недостаточное развитие словесно-логической памяти, некоторых видов и операций мышления, интеллектуальная пассивность, рассогласование в личностной и социально-психологической сфере. Сказанное выше свидетельствует о необходимости создания целостной обучающе-развивающей программы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями. Мы создали такую программу и назвали ее интегрированной образовательно-развивающей программой, которая включает в себя образовательно-развивающую и коррекционно-развивающую части. Основной целью программы явилось развитие и саморазвитие ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей; предоставление каждому учащемуся, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении.
Программа нацелена на создание оптимальных возможностей и условий для развития умственной и личностной сфер; профилактику нежелательных негативных тенденций умственного и личностного развития; включает в себя совокупность психолого-педагогических воздействий, систему методов и способов коррекции уровня развития познавательных процессов и личностных свойств.
Коррекционно-развивающая программа имеет теоретическую часть, где раскрываются проблемы и причины неуспешности в учебной деятельности: педагогическая запущенность, интеллектуальная пассивность, нерациональные способы учения; общее отставание в учении в результате невыполнения требований, рассогласование в личностной сфере, раскрываются проблемы диагностики знаний учащихся.
При создании практической части коррекционно-развивающей программы мы использовали три вида организации коррекционно-психологической помощи: лекционно-просветительскую, консультативно рекомендательную и собственно-коррекционную (в форме индивидуальной и групповой коррекции).
Коррекционно-развивающая программа носит опережающий, предвосхищающий характер. Она стремится не к тренировке и совершенствованию того, что есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления его интегральной индивидуальности. На первый план выдвигается то содержание, которое обеспечивает формирование положительной мотивации учебной деятельности. Немаловажную роль играет постановка ребенком конкретных, ясных ближайших и перспективных целей. Объективные, реалистичные цели обладают большой мотивационной силой.
Собственно коррекционная часть развивающей программы включает в себя 3 этапа: ориентировочный, развивающий, познавательный. Каждый из названных этапов реализуется в течение нескольких занятий. Всего разработано и проводилось 23 занятий, в среднем каждое занятие не превышает 40 мин.
Основой коррекционно-развивающей программы является использование большого диапазона социально-психологических и психолого-педагогических методов беседы и дискуссии на темы, соответствующие целям занятий; упражнения социально-психологического тренинга, способствующие развитию необходимых качеств личности; ролевые и деловые игры, направленные на актуализацию, и закрепление определенных навыков поведения; методы моделирования с целью воссоздания определенных ситуаций в учебной деятельности; проективные методики рисуночного и вербального типов, методы сказкотерапии. В концепции этой части программы реализуются следующие основные положения: комплексность в диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работе, обеспечивающая своевременное выявление и квалификацию трудностей в обучении, а также определение комплекса мер, профилактических коррекционных и развивающих, способствующих преодолению, компенсации недостатков; своевременное выявление и квалификация тех или иных неблагоприятных вариантов развития - «предвестников» школьных трудностей.
Итак, основная цельнашей коррекционно-развивающей работы в пространстве нормального детства – было способствовать полноценному психическому и личностному развитию подростка.
Основная задача – психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии подростка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого неуспевающего подростка.
Индивидуальные особенности развития С.И.
В результате наблюдений и анализа результатов диагностики можно отметить что, у С.И. отсутствует познавательный интерес, не сформированы элементарные организационные навыки. С.И. часто пропускает уроки без уважительной причины. Пассивен на занятиях, не стремится получить знания, избегает трудностей, отвлекается в те моменты, когда идет поиск, требуется напряжение мысли.
Занятия проводятся индивидуально, 1 раз в неделю, всего 34 часа. Продолжительность – 40 минут.
Планируемые результаты
- создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих детей.
- внедрение новых образовательных технологий, которые помогут слабоуспевающим усвоить программу.
- предоставление возможности для участия слабоуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.
Тематическое планирование развивающей программы.
№ |
Наименование мероприятия |
По плану |
По факту |
1 |
Консультирование законного представителя (родителя) по направлениям работы с ребенком |
09.09 |
|
2 |
Знакомство
|
16.09 |
|
3 |
Диагностика |
23.09 |
|
4 |
Что в имени тебе моем?..
|
30.09 |
|
5 |
Развитие устойчивого внимания
|
07.10 |
|
6 |
Развитие устойчивого сосредоточенного внимания
|
14.10 |
|
7 |
Развитие переключаемости и распределения внимания.
|
21.10 |
|
8 |
Развитие зрительной, ассоциативной памяти.
|
04.11 |
|
9 |
Развитие образной памяти.
|
11.11 |
|
10 |
Развитие словесно-логической памяти.
|
18.11 |
|
11 |
Развитие продуктивности памяти.
|
25.11 |
|
12 |
Развитие непроизвольной зрительной памяти.
|
02.12 |
|
13 |
Развитие вербального и наглядно-образного мышления.
|
09.12 |
|
14 |
Развитие мышления. |
16.12 |
|
15 |
Развитие мышления. |
23.12 |
|
16 |
Развитие мышления. |
13.01 |
|
17 |
Развитие ассоциативного мышления.
|
20.01 |
|
18 |
Развитие наблюдательности. |
27.01 |
|
19 |
Развитие подвижности, лабильности мышления.
|
03.02 |
|
20 |
Мозговой штурм
|
10.02 |
|
21 |
Обобщение и ограничение понятий.
|
17.02 |
|
22 |
Сказкотерапия. «Сказка о Волшебнике».
|
24.02 |
|
23 |
Развитие абстрактно-образного мышления через восприятие пространства. |
03.03 |
|
24 |
Развитие абстрактно- образного мышления через восприятие пространства. |
10.03 |
|
25 |
Развитие абстрактно-образного мышления через восприятие пространства |
17.03 |
|
26 |
Развитие абстрактно-образного мышления через восприятие пространства |
31.03 |
|
27 |
Развитие абстрактно-образного мышления через восприятие пространства |
07.04 |
|
28 |
Развитие абстрактно-образного мышления через восприятие пространства |
14.04 |
|
29 |
Развитие абстрактно-образного мышления через восприятие пространства |
21.04 |
|
30 |
Развитие абстрактно-образного мышления через восприятие пространства |
28.04 |
|
31 |
Развитие абстрактно-образного мышления через восприятие пространства |
05.05 |
|
32 |
Развитие абстрактно-образного мышления через восприятие пространства |
12.05 |
|
33 |
Развитие абстрактно-образного пространства через восприятие пространства |
19.05 |
|
34 |
Развитие абстрактно-образного мышления через восприятие пространства |
26.05 |
|
Список литературы
1.Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии // под ред. Иващенко Ф.И. Минск: Высшая школа, 1980.
2.Актуальные психологические проблемы обучения и воспитания в школе // Сборник научных трудов под ред. Глоточкина А.Д. Тверь: из-во ТГУ, 1994.
3.Бардин, К.В. Если ваш ребёнок не хочет учиться /К.В. Бардин. – М.
4. Божович, Л.И. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников /Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина. - М.: Известия АПН РСФСР, 2001.
5. Бударный А.А. Об изучении причин неуспеваемости школьников / Ю.К. Бабанский // Советская педагогика. - 1972.
6.Волокитина М.Н.. Неуспеваемость школьников / - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004.
7. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. Статей. По. Ред. Ю. К. Бабанского. Ростов - на - Дону, 1972.
8. Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А.М. Гельмонт. - М.: Просвещение, 2004.
9. Ищеева-Филатова, М.М. Психологические факторы повышения эффективности обучения и воспитания учащихся /М.М. Ищеева-Филатова. - Нальчик: Эльбрус, 1987.
10. Калмыкова, Э.И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога /Э.И. Калмыкова. - М.: Знание, 1982.
11. Лейтис Н.С. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2009.
12. Лешли К, Панасюк Е. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником.-СПб.: Издательство «Речь», 2005.
13.Маттес, Г. О роли психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников / Г. Маттес // Вопр. Психологии. - 1984.
14. Менчинская Н.А., Калмыкова З.И. Проблемы преодоления отставания в учении // Народное образование, 1963.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.