МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАРДАИЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРОЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол №________ от «____» __________ 2019 г. Руководитель МО ______________
|
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР ____________ (Тюмикова С.А.)
«___»______2019 г. |
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Кардаиловская СОШ _______ (Худякова О.В.) Приказ № _______ от «___»__________2019г. |
Индивидуальная
программа коррекционно-развивающих логопедических занятий
для обучающихся с ЗПР, 2-7 КЛАСС
Разработчики: учитель-логопед Тарасенко Алёна Сергеевна
Категория: I квалификационная категория
Стаж: 4 года
2019 г.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР
Психологическая характеристика
У
обучающегося отмечают характерные для детей с ЗПР слабость регуляторных
процессов, эмоциональная неустойчивость, импульсивность: отмечается ослабление направленного внимания,
снижение концентрации
и сосредоточенности, повышение неустойчивости и отвлекаемости внимания с
изменениями поведения, двигательной расторможенностью, нескоординированностью
процессов возбуждения и торможения. Для обучающегося характерна также
незрелость психомоторики, проявляющаяся в несформированности тонких движений.
Не смотря на способность
к продуктивному взаимодействию со взрослыми и сверстниками, отношения
отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт
детскости в деятельности и поведении, также отмечается некоторая
нескоординированность эмоциональных процессов. Отмечается недостаточная
сформированность мотивационной сферы: преобладание игровых мотивов, стремление
к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов.
Логопедическая характеристика
У обучающегося отмечается незаконченность процессов формирования восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Это выражается в понижении способности к дифференциации звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава русского языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом. Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи, а именно звукослоговой структуры слова. У обучающегося обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающийся плохо справляется с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением. Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. В грамматическом оформлении речи встречается много ошибок в употреблении грамматических форм слова. Наряду с расстройствами устной речи у обучающегося имеются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, разноплановых ошибках при чтении и на письме.
Дефектологическая характеристика
У обучащегося наблюдаются трудности в усвоении общеобразовательной программы по всем предметам. Сложности в установлении причинно-следственных связей. Низкая способность к обобщению материала, слабость регулирующей функции мышления, низкая сформированность основных мыслительных операций анализа и синтеза. Сложность создания из частей и выведения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами. Снижение способности к творческому созданию новых образов. Восприятие поверхностное, часто упускает существенные характеристики вещей и предметов. Замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки слухо-зрительно-моторной координации. Недостаточно сформированы пространственно-временные представления. Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Недостатки в развитии произвольной памяти проявляются в замедленном запоминании, быстроте забывания, неточности воспроизведения, плохой переработке воспринимаемого материала.
Особые образовательные потребности:
- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной психолого-педагогической работы;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамических и психических процессов обучающихся с ЗПР (слабость регуляторных процессов, эмоциональная неустойчивость, импульсивность);
- организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением;
- применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями;
-
организация
процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков
обучающегося
с учетом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении материала, дозированной
помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств,
способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации
индивидуальных недостатков развития);
- учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
-
постоянная
помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении
и совершенствовании освоенных умений; специальное обучение «переносу»
сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с
действительностью;
-
постоянное
стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,
окружающему предметному и социальному миру; постоянная помощь в осмыслении и
расширении контекста усваиваемых знаний,
в закреплении и совершенствовании освоенных умений; специальное обучение
«переносу» сформированных знаний
и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- упрощение много звеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
- в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
- увеличение времени на выполнение заданий.
Цель: Создание специальных условий для коррекции речевых и коммуникативных компетенций, способствующих освоению основной образовательной программы.
Основное направление работы: Коррекция нарушений письменной речи.
Задачи программы:
1.
Коррекция
письма и чтения специальными методами на основе исправленного произношения
и полноценного фонематического восприятия;
2. Развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и их сочетаний в предложении;
3.
Обогащение
словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования,
к лексическому значению слов;
4. Воспитание умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение, употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
Формы организации коррекционно-развивающей деятельности
- Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия 45 минут 1 раз в неделю.
Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы:
В результате коррекционно-развивающей работы обучающийся овладеет умением использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач, а также способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, будет иметь представление о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических)
- На уроках проявит умение применять орфографические правила (в объеме изученного);
- Научится контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Учебно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование состоит из 3 блоков: коррекционная работа на фонетическом уровне; коррекционная работа на лексическом уровне; коррекционная работа на синтаксическом уровне. Всего 36 занятий.
Организация коррекционно-образовательной деятельности
Для эффективной коррекционно-развивающей работы специалистов необходимо создать благоприятную развивающую среду, которая подразумевает предметное оснащение пространства, благожелательное отношение педагогов к ребенку и грамотное речевое сопровождение повседневной жизни ребенка.
Требования к предметно-пространственной среде, обеспечивающей реализацию программы:
Специалист использует в работе следующие материально-технические средства:
1. Рабочая зона оборудована столом, стулом, в доступе специалиста есть компьютер с принтером и ксероксом.
2. Зона коррекции оборудована столом и стульями, соответствующими росту ребенка, в доступе находятся пособия, настольные игры, картинный материал, книги, зеркало.
Этапы работы по программе
I этап: 2 – 3 класс. Восполнение пробелов в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи.
II этап: 4 – 5 класс. Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматической стороны речи и фразовой речи.
III этап: 6 – 7 класс. Восполнение пробелов в развитии связной речи.
Требования к уровню подготовки обучающихся с ЗПР
I этап: 2 – 3 классы. К концу 1 этапа обучающиеся должны знать:
· артикуляцию всех звуков родного языка, все буквы алфавита;
· признаки гласных и согласных звуков;
· правило написания предложения;
· правила переноса слов;
· обобщающие понятия и словарь по основным изученным лексическим темам;
· правила правописания гласных после шипящих;
уметь:
II этап: 4 – 5 классы. К концу 2 этапа учащиеся должны знать:
уметь:
III этап: 6 – 7 классы. К концу 3 этапа учащиеся должны знать:
уметь:
Содержание программы
I этап: Восполнение пробелов в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи.
2 -3 классы.
Развитие общей и речевой моторики. Развитие ритма и речевого дыхания. Закрепление правильного дыхания в процессе речи. Работа над силой голоса. Развитие мелкой моторики. Знакомство с органами артикуляции. Профиль. Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия звуков окружающей действительности и звуков речи. Узнавание и вычленение звуков гласных и согласных в разных позициях в слове. Определение места звука в слове (начало, конец, середина). Формирование артикуляционной базы речи. Постановка нарушенных звуков. Автоматизация поставленных звуков. Уточнение произношения всех остальных звуков речи. Формирование пространственных и временных представлений. Дифференциация звуков и букв: гласных – согласных, твердых – мягких, звонких – глухих. Работа над слоговой структурой слова. Дифференциация акустически и оптически сходных звуков и букв. Знакомство с предложением, словом, слогом, звуком, буквой. Работа со схемами предложений, слогов, слов. Работа над графическими изображениями печатных, прописных и строчных букв. Употребление предлогов В, НА. Накопление словаря (по программе развития речи в классе). Индивидуальная работа (по необходимости)
Вся коррекционно-логопедическая работа на этом этапе строится с учетом прохождения букв в 1 классе и лексического материала по предмету «Развитие речи».
В конце учебного года проводится проверка эффективности коррекционно-логопедической работы (проверка техники чтения и письма).
Дальнейшая работа по развитию ручной моторики, речевого дыхания и голоса, артикуляции, слухового восприятия и внимания к звуковой стороне речи. Продолжение работы по постановке и автоматизации нарушенных звуков. Уточнение пространственных и временных представлений, определение последовательности в пространстве. Узнавание и вычленение гласных и согласных звуков в разных позициях в слове. Анализ слов с опорой на цифровой ряд.
Гласные звуки и буквы, сходство и различие. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Обозначение мягкости согласных гласными 2 ряда и буквой Ь. Слогообразующая роль гласных. Ударение. Работа со схемами слов, над слоговой структурой слова.
Дифференциация парных согласных, твердых и мягких, Р-Л. Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Дифференциация свистящих – шипящих, аффрикат. Дифференциация оптически сходных букв. Словообразование. Практическое знакомство с существительными, употребленными в разных падежах. Подбор к предмету действий и признаков. Многозначность слов, антонимы, сравнение предметов и признаков (простые случаи).
Формирование простого предложения.
Построение, составление из слов, изменяя слова по смыслу; дополнение предложений; ответы на вопросы, пользуясь словами вопроса. Накопление словаря слов, по темам, изучаемым в классе. Развитие связной речи (восстановление несложного деформированного текста; последовательное расположение предложений по смыслу; коллективное составление коротких рассказов по картинкам, опорным словам с последующей записью под руководством логопеда).
II этап: Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматической стороны речи и фразовой речи.
4-5 кассы.
Гласные 1 и 2 ряда, сходство и различие, дифференциация. Различение гласных, сходных по акустическим и оптическим признакам. Ударение, безударные гласные. Морфологический состав слова. Корень, окончание. Суффиксальный и префиксальный способы образование слов. Безударные гласные в корне. Предлоги. Различение приставок и предлогов. Парные согласные, оглушение согласных. Оптически сходные согласные. Дифференциация свистящих и шипящих, аффрикат. Формирование навыков анализа и синтеза (схемы слов, место звука, преобразование слов добавлением слогов, убавлением, заменой букв). Обогащение и уточнение словаря за счет: сравнения предметов, классификации, установления элементарных зависимостей, расширение круга имен собственных, образование родственных слов. Переносное значение слов. Синонимы, антонимы, многозначность слов. Практическое усвоение частей речи и их основных грамматических признаков, образование одной части речи от другой.
Работа над предложением. Членение речи на предложения. Составление и распространение предложений. Установление связи между словами в предложении по вопросам, установление нарушенного порядка слов в предложении.
Связная речь. Описание предметов, явлений природы с использованием слов, изученных на занятиях. Составление небольшого рассказа по картине, по серии картин, по материалам наблюдений. Восстановление несложного текста по вопросам, деформированный текст. Выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий. Разнообразные задания по формированию правильного, осознанного и выразительного чтения. Диалоговая речь.
III этап: Восполнение пробелов в формировании связной речи.
6 – 7 классы.
Устранение нарушения чтения и письма. Дифференциация смешиваемых звуков и букв. Закончить формирование сложных форм фонематического анализа. Логически-поисковые задания. Разнообразные задания по формированию навыка чтения. Дифференциация приставки и предлога. Работа над составом слова, безударными гласными, парными согласными (подбор проверочных).
Накопление словаря за счет прилагательных, глаголов и наречий.
Работа над предложением. Составление и распространение предложений. Распространение однородных членов предложения. Практическое усвоение составления сложных предложений без союзов и с союзами. Постановка вопросов к предложению, к определенному слову в предложении, к тексту с последующей записью.
Связная речь. Работа с более сложным деформированным текстом. Изложение текста с изменением числа, лица, времени. Продолжение рассказа по данному началу. Составление рассказа по опорным словам. Устные сочинения с дополнением последующих и предыдущих событий.
Планируемые результаты логопедической помощи
Требования стандарта |
Планируемые результаты |
Система оценки результатов |
Коррекционный курс "Логопедические занятия". Основные задачи реализации содержания: Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
|
1. Правильно произносить звуки в устной речи. 2. Коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения. Использование различных видов устной речи - разговорно-диалогической, -описательно-повествовательной. 3. Осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач; 4. Расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи. 5. Уместное использование этикетных речевых выражений; знание основных правил культуры речевого общения. 6. Использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач. 7. Осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач. 8. Осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи. Участие в обсуждении прочитанных произведений; умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил. 9. Овладение основами грамотного письма.
|
Нет результата: 1 - балл ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; Минимальный уровень: 2 - балла ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 3- балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; Достаточный уровень: 4 - балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; 5 - баллов ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
|
Система оценки достижения планируемых результатов
Жизненная компетенция обучающихся |
|
Личностные результаты |
Предметные результаты |
1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 6. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 9. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 12. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13. Формирование готовности к самостоятельной жизни. |
1. Правильно произносить звуки в устной речи. 2. Коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения. Использование различных видов устной речи - разговорно-диалогической, - описательно-повествовательной. 3. Осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач; 4. Расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи. 5. Уместное использование этикетных речевых выражений; знание основных правил культуры речевого общения. 6. Использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач. 7. Осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач. 8. Осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи. Участие в обсуждении прочитанных произведений; умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил. 9. Овладение основами грамотного письма.
|
Список используемых программ и методических материалов
Дидактический материал:
1.Мазанова Е.В. Учусь работать со словом: альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. Издательство «Гном и Д», 2013г.
2.Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом.
3.Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Издательство «Гном и Д», 2007г.
4.Графические схемы (демонстрационные, индивидуальные) для моделирования слов и словоформ, предложений; опорные сигналы для рассказов, схемы для составления рассказов;
5.Опорные таблицы по словообразованию и словоизменению;
6.Предметным и сюжетные картинки, серии сюжетных картин по темам занятий.
Методический материал:
1.Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологичекая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - Москва-Воронеж, 2001.
2.Лалаева Р. И. Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у детей.- СПб., 1997.
3.Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии // Развитие и коррекция. Вып. 10. М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.