Индивидуальная программа психологического сопровождения обучающегося с ЗПР
Оценка 5

Индивидуальная программа психологического сопровождения обучающегося с ЗПР

Оценка 5
Документация
docx
психологическая работа
6 кл—9 кл
12.03.2022
Индивидуальная программа психологического сопровождения обучающегося с ЗПР
Коррекционно-развивающая программа по психологии для детей с ЗПР
индивидуальная программа психологического сопровождения обучающегося с ЗПР.docx

Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Учреждение СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

с углубленным изучение отдельных предметов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

 СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

КОД: ЗПР 13

на 2021-2022 учебный год

 

 

 

 

 

Составитель: педагог-психолог

А.С.Барсегян

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Пыть-Ях

Пояснительная записка

            Данная рабочая программа составлена для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития), в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ; Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.09.2013 № 359-п «О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ;

Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.05.2016 № 703 «Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также при реализации адаптированных общеобразовательных программ в образовательных организациях Ханты Мансийского автономного округа – Югры»;

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ (с задержкой психического развития) и  направлена на коррекцию недостатков психического развития, преодоление трудностей в освоении образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории, овладение навыками адаптации обучающихся к социуму. 

            Психолого-педагогическая коррекция на протяжении всего ее срока должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной. При этом важно учитывать неравномерность появлений познавательной активности обучающегося и опираться на те виды психической деятельности, в которых легче всего вызывается эта активность,  постепенно распространяя ее на другие виды деятельности.

Характеристика особых образовательных потребностей ребенка с задержкой психического развития.

Задержка психического развития — это частичное недоразвитие высших психических функций, которое носит временный характер и может компенсироваться при специальном обучении и воспитании в детском или подростковом возрасте. Дети с ЗПР имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки, обучаться в школе. При ЗПР не только существенно замедляется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевых процессов в целом. Дети с ЗПР имеют ряд особенностей развития познавательных процессов. Внимание неустойчиво, повышенная отвлекаемость, дети испытывают трудности с концентрацией на одном объекте. Восприятие замедленно, фрагментно, дети с ЗПР испытывают трудности в выделении отдельных частей на общем фоне, плохо ориентируются в пространстве. Память детей с ЗПР имеет много индивидуальных отличий у каждого конкретного ребенка, наблюдается низкий уровень развития опосредованного запоминания, кратковременная память развита лучше, чем долговременная. У детей с ЗПР наблюдается низкая познавательная активность, словесно-логическое мышление плохо развито, они испытывают трудности в установлении причин явлений, выделении основных качеств предметов от второстепенных.

Так же к особенностям познавательно-волевой сферы можно отнести повышенную истощаемость и в результате неё низкая работоспособность, не­брежное отношение к обучению, недостаточная критичность, завышенная самооценка.  К особенностям эмоционально-волевой сферы относятся слабость воли (неспособность сделать над собой усилие), незрелость эмо­ций, ограниченный запас общих сведений и представлений, бедный словарь, трудности звукового анализа, несформированность навыков интеллектуальной деятельности.  Эти особенности, сочетаясь с незрелой учебной мотивацией, игровым характером интересов, проявляются в чрезмерном инфантилизме и несоответствии развития возрастной норме.  Однако, способность принимать помощь взрослых, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания обнаруживает высокие потенциальные возможности их психического развития и является основой, на которую возможно опереться при организации коррекционных мероприятий.

Программа рассчитана на 2021-2022 у.г. (1 раз в неделю) по 35 мин.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса.

Данная программа позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время; извлекать необходимую информацию из текста, реалистично строить свои взаимоотношения со взрослым.

Познавательные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять; оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;

Коммуникативные – уметь ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Средствами формирования УУД служат психогимнастические упражнения, дискуссионные игры, эмоционально-символические и релаксационные методы.

Формирование этих УУД поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.

Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы: основным ограничением для участников является структура органического дефекта: умственная отсталость легкой и средней степени, отягощенная текущим психическим заболеванием (эпилептическим и шизофреническим синдромом, психопатоподобными расстройствами), для ведущего (педагога – психолога): отсутствие специального профессионального образования.

Система реализации внутреннего контроля за реализацией программы:

Контроль за реализацией программы осуществляет директор школы и заместитель директора школы по учебной части. Психолого-педагогическая программа утверждается директором образовательного учреждения. Педагог-психолог предоставляет итоговый отчет, в котором отражает количественные и качественные результаты реализации программы, выявляет проблемы и определяет перспективный план работы с участниками программы, исходя из их психофизиологических особенностей и индивидуального развития.

 

Цель программы:

1.      Коррекция и развитие познавательной сферы, развитие произвольности поведения, волевых усилий;

2.      Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания и памяти, речи, творческое воображение.

3.      Развитие процессов мышления, мыслительных операций (сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать причинно-следственные связи), развитие кругозора, связной речи, обогащение словарного запаса, развитие мелкой моторики;

4.      Сформировать позитивную мотивацию к познавательной деятельности;

5.      Развить внутренний план действий.

 

Задачи учебной программы:

1) Повысить уровень памяти;

2) Повысить уровень внимания;

3) Повысить уровень мышления;

4) Повысить уровень восприятия;

5) Развить приемы конструктивного общения.

 

Используемые методы:

1)   Беседа;

2)   Наблюдение;

3)   Тестирование, анкетирование;

4)   Коррекционные занятия (упражнения, игровые занятия, мини-тренинги).

 

Форма работы:

Индивидуальная.

 

Продолжительность занятий:  35 мин.

Этапы реализации:

1. Психодиагностический;

2. Психокоррекционный;

3. Аналитический.

 

Ожидаемые результаты:

Результатами работы по данной программе ожидается повышение уровня развития познавательных психических процессов у детей с ЗПР таких как память, внимание, мышление, восприятие, а так же их эмоционально волевых способностей. Определить результативность проведенной работы поможет сравнительный анализ результатов всех диагностик, проводимых раз в четверть. Результаты сравнительного анализа помогут сделать вывод о том, была ли достигнута поставленная  цель и были ли решены поставленные нами задачи.

Возможные трудности в организации образовательного процесса: у учащегося интереса к новому виду деятельности недостаточный; часто ленится, усидчивости недостаточно, точности и аккуратности в работе, он постоянно отвлекается и торопится; ребенок начинает нервничать если у него, что-то не получается; проявляет агрессию; ребенок не хочет заниматься, старается сократить время занятия объясняя это своей усталостью; трудность сохранения мотивации на протяжении всего занятия.

На эффект развивающей психолого – педагогической программы влияют также следующие факторы:

1.    Установка участников и социального окружения на психолого–педагогическое воздействие.

2.      Клинические особенности дефекта, психосоматические особенности ребенка с умственной отсталостью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Коррекционная педагогика. Учебное пособие. Москва, 1999

2. Тихомирова Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Москва, 2000

3. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1998.

4. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993.

5. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспекты лекций/ А.Н. Леонтьев. -  М.: МГУ, 1983. – 162 с.

6. Рубинштейн С.Л. Способности. Темперамент и характер / С.Л.Рубинштейн // Основы общей психологии. – СПб., 1999.

7. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э. Симановский. – Ярославль, 1996.

8. Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль, 1996.

9. Березин А.Ф., Березина Н.Н. Психологическая подготовка к трудным жизненным ситуациям. – Ростов-на-Дону: Изд-во РОИКиПРО, 2007.

10. Сычева В. О значении позитивного мышления.//Школьный психолог, №11,2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Учреждение СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

с углубленным изучение отдельных предметов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Код: ЗПР 13

на 2021-2022 учебный год

 

 

 

 

 

 

Составитель: педагог-психолог

А.С.Барсегян

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Пыть-Ях

 

План индивидуальной работы

 

№ п/п

Тема

Кол-во час.

Содержание, методики

Дата по плану 

Дата фактически

Примечание

1.

Первичная диагностика личностных особенностей ребенка

1

- Индивидуальная беседа с учащейся.

- Изучение мотивации к обучению. Анкета «Мотивы учения» Г.К.Селевко.

- Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания А. Р. Лурия «Заучивание 10 слов»

- Повторение цифр (Векслер)

06.09

 

 

2.

Диагностика личностных особенностей ребенка

1

- Диагностика ВПФ. «Числовые ряды», «Корректурная проба», «Аналогии», «Графический диктант», «Недостающие детали».

«Последовательные картинки» (Векслер)

13.09

 

 

3.

Формирование мыслительной операции анализа

1

1.Вставь по аналогии слово в смысловой ряд.
2. Подбери выражения, противоположные по смыслу.
3. Вставь недостающий слог, чтобы получилось слово.
4.Какой фигуры не хватает? 
5.Составь из набора букв слова.

6. Проведи аналогию. Даны три слова. Найди связь между ними. Найди четвертое слово

20.09

 

 

4.

Формирование мыслительной операции сравнения

1

1.Найди схожие признаки предметов.
2. Найди сходства и различия предложенных предметов.
3. Назови группы предметов одним словом.
4.Какое слово лишнее?.
5.Найди антонимы.

27.09

 

 

5.

Формирование мыслительной операции выделения существенных признаков предметов и явлений

1

1.Выбери два главных слова для слова перед скобками. Например: уравнение (корень, равенство, сумма, неизвестное, произведение)

2.Найди в классе предметы по заданным признакам.

3. Подумай, какая фигура пропущена? Впиши ее номер.

4.Чем похожи? Найди общие признаки предметов.

5.Восстанови слова (анаграммы)

04.10

 

 

6.

Формирование мыслительной операции выявления закономерностей

1

1.Найди закономерность и продолжи числовой ряд.
2.Продолжи рисунок. Какой фигуры не хватает?
3. Вставь окончания слов.
5. Соедини начало пословицы и ее окончание.

11.10

 

 

7.

Устойчивость внимания 

1

1.Найди фигуру, которой не хватает. Запиши ее номер.
2.Опиши дорогу, по которой ты ходишь в школу.
3. Опиши друга (учителя) не глядя на него (цвет глаз, волос, одежду).
4. «Лабиринты»
5. «Корректурная проба»

18.09

 

 

8.

Развитие уровня волевой сферы

1

- Игра «Да-нет»

- Упражнение «Тренировка волевой сферы»

25.09

 

 

9.

Концентрация внимания 

1

1.Упр. «Найди ошибку»
2. Сравниваем картины.
3. Найди ошибки в словах.
4. Таблицы Шульте. Отыскивание чисел
5. «Корректурная проба»
6. «Путанные линии».

 

 

 

10.

Развитие произвольной памяти и внимания, логического мышления, воли, умения действовать согласно правилу

1

Тест «Корректурная проба», «Определи понятия», Игры «Найди путь», «Составь план (класса, своей квартиры, комнаты)», «Найди предмет по инструкции»

08.11

 

 

11.

Переключение внимания 

1

1. Красно-черные таблицы. Цифры черного цвета отыскивать и называть в возрастающем порядке, красного цвета- в убывающем.

2. Подбери для каждой цифры букву согласно ключу и расшифруй слова.

3. «Кодировка». Расшифруй примеры и реши их.

4. Найди отличия в рисунках.

5. Найди ошибку в задаче.

15.11

 

 

12.

Промежуточная диагностика

1

Набор психодиагностических методик

 

 

22.11

 

 

13.

Расширение объема памяти

 

1.Логически не связанный текст (запомни порядковый номер и слово)

2.Числа. Запомни 20 чисел и их порядковый номер

3.Лица и имена. Запомни изображенных людей по имени. Назови их.

4. «Воспроизведение рассказа». Пересказ текста

29.11

 

 

14.

Развитие всех познавательных процессов

1

Упражнение «Способы применения предметов»

Игра «Ситуация»

Игра «Сокращение»

 

06.12

 

 

15.

Формирование навыков запоминания

1

1. Запиши как можно больше слов по темам: школа, искусство, спорт.
2.Пословицы. Найди окончание пословицы по ее началу.
4. Игра «Запоминаем, рисуя». Ведущий называет слова, после каждого слова считает до 3-х, в это время ребенок делает зарисовку к слову. Потом воспроизводит услышанные слова.
5. Назови как можно больше слов, начинающихся с одной буквы.
6. Назови как можно прилагательных к существительному.

13.12

 

 

16.

Развитие смысловой памяти

1

1.Смысловая память (зачитываются пары слов, между которыми есть смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени- лишь первое слово, ребенок называет второе) 2.Смысловая память (зачитываются 3 слова, связанных логически)
3.Методика опосредованного запоминания (А.Н. Леонтьев)
4.Логически связанный текст. Запомни 10 предложений, выделенных в тексте. Прочитай упражнение и через минуту воспроизведи предложения в заданном порядке.

20.12

 

 

17.

Развитие мышления

1

- «Составь рассказ по картинкам»;

- «Что не правильно?»;

- «Сходства и отличия».

10.01.2022

 

 

18.

Развитие всех познавательных процессов

1

- «Повтори узор»;

- «Анаграммы»;

- «Обобщение».

17.01

 

 

19.

Зрительная память

1

1.Зрительный диктант. Прочитай и повтори фразы различной длины.

2«Запомни изображения»

3. Повтори по памяти фигуры из палочек.

4.Посмотри на картину. Перечисли все изображенные на ней предметы.

5.«Что изменилось?» посмотри на две картины. Найди отличия.

24.01

 

 

20.

Развитие всех познавательных процессов

1

- «Найди существенное»;

- «Зашифрованное слово»;

- «Найди предмет по заданным признакам»;

- «Волшебный квадрат».

07.02

 

 

21.

Развитие элементов логического мышления

1

- «Объясни метафору»;

- «Собери пословицы»;

- «Что перепутал художник?».

14.02

 

 

22.

Развитие всех познавательных процессов

1

Упражнение «Способы применения предметов»

Игра «Ситуация»

Игра «Сокращение»

 

28.02

 

 

23.

Самооценка

1

1. Упр. «Самоанализ».

2. Дискуссия «Самое-самое».

3. Методика «Моя вселенная».

07.03

 

 

24.

Развитие воображения

1

Игра «Фантазия»

14.03

 

 

25.

Развитие мышления

1

- «Составь рассказ по картинкам»;

- «Что не правильно?»;

- «Сходства и отличия».

21.03

 

 

26.

Мысли и настроение. Как управлять своим настроением?

1

1.Беседа «Вспомни свое настроение вчера».
2.Составление таблицы «Такие мысли мне помогают» и «Такие мысли мне мешают».
3.Рисунок настроения, обсуждение.

4. Упр. «Как управлять своим настроением».

04.04

 

 

27.

Развитие всех познавательных процессов

1

- «Повтори узор»;

- «Анаграммы»;

- «Обобщение».

11.04

 

 

28.

Тренировка объема, концентрации внимания.

1

Игры: «Определи Игрушку», «Графический диктант», «Путаница», «Корректурная проба».

18.04

 

 

29.

Упражнения на развитие интеллектуальных способностей

1

 

- «Найди спрятанное слово»;

- «Корректурная проба»;

- «Выложи по образцу».

 

25.04

 

 

30.

Развитие элементов логического мышления

1

- «Объясни метафору»;

- «Собери пословицы»;

- «Что перепутал художник?».

02.05

 

 

31.

Развитие внимания, мышления

1

- «Графические диктанты»;

- «Сложи фигуры» (из палочек, фигур, деталей);

- «подбери слова».

09.05

 

 

32.

Развитие внимания, мышление

1

- «Корректурная проба»;

- «Выложи по образцу»;

- «Найди предмет по заданным признакам».

 

16.05

 

 

33.

Итоговая диагностика

1

Набор психодиагностических методик

23.05

 

 

34.

Итоговая диагностика

1

Набор психодиагностических методик

30.05

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка

Пояснительная записка

У детей с ЗПР наблюдается низкая познавательная активность, словесно-логическое мышление плохо развито, они испытывают трудности в установлении причин явлений, выделении основных качеств предметов от второстепенных

У детей с ЗПР наблюдается низкая познавательная активность, словесно-логическое мышление плохо развито, они испытывают трудности в установлении причин явлений, выделении основных качеств предметов от второстепенных

Цель программы: 1. Коррекция и развитие познавательной сферы, развитие произвольности поведения, волевых усилий; 2

Цель программы: 1. Коррекция и развитие познавательной сферы, развитие произвольности поведения, волевых усилий; 2

Возможные трудности в организации образовательного процесса : у учащегося интереса к новому виду деятельности недостаточный; часто ленится, усидчивости недостаточно, точности и аккуратности в работе, он…

Возможные трудности в организации образовательного процесса : у учащегося интереса к новому виду деятельности недостаточный; часто ленится, усидчивости недостаточно, точности и аккуратности в работе, он…

Список литературы: 1. Коррекционная педагогика

Список литературы: 1. Коррекционная педагогика

Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

План индивидуальной работы № п/п

План индивидуальной работы № п/п

Найди схожие признаки предметов

Найди схожие признаки предметов

Тренировка волевой сферы» 25.09 9

Тренировка волевой сферы» 25.09 9

Лица и имена. Запомни изображенных людей по имени

Лица и имена. Запомни изображенных людей по имени

А.Н. Леонтьев) 4.Логически связанный текст

А.Н. Леонтьев) 4.Логически связанный текст

Самооценка 1 1. Упр. «Самоанализ»

Самооценка 1 1. Упр. «Самоанализ»

Развитие внимания, мышление 1 - «Корректурная проба»; - «Выложи по образцу»; - «Найди предмет по заданным признакам»

Развитие внимания, мышление 1 - «Корректурная проба»; - «Выложи по образцу»; - «Найди предмет по заданным признакам»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2022