Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Учреждение СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
с углубленным изучение отдельных предметов
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
КОД: ЗПР 13
на 2021-2022 учебный год
Составитель: педагог-психолог
А.С.Барсегян
г. Пыть-Ях
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития), в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ; Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.09.2013 № 359-п «О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ;
Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.05.2016 № 703 «Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также при реализации адаптированных общеобразовательных программ в образовательных организациях Ханты Мансийского автономного округа – Югры»;
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ (с задержкой психического развития) и направлена на коррекцию недостатков психического развития, преодоление трудностей в освоении образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории, овладение навыками адаптации обучающихся к социуму.
Психолого-педагогическая коррекция на протяжении всего ее срока должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной. При этом важно учитывать неравномерность появлений познавательной активности обучающегося и опираться на те виды психической деятельности, в которых легче всего вызывается эта активность, постепенно распространяя ее на другие виды деятельности.
Характеристика особых образовательных потребностей ребенка с задержкой психического развития.
Задержка психического развития — это частичное недоразвитие высших психических функций, которое носит временный характер и может компенсироваться при специальном обучении и воспитании в детском или подростковом возрасте. Дети с ЗПР имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки, обучаться в школе. При ЗПР не только существенно замедляется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевых процессов в целом. Дети с ЗПР имеют ряд особенностей развития познавательных процессов. Внимание неустойчиво, повышенная отвлекаемость, дети испытывают трудности с концентрацией на одном объекте. Восприятие замедленно, фрагментно, дети с ЗПР испытывают трудности в выделении отдельных частей на общем фоне, плохо ориентируются в пространстве. Память детей с ЗПР имеет много индивидуальных отличий у каждого конкретного ребенка, наблюдается низкий уровень развития опосредованного запоминания, кратковременная память развита лучше, чем долговременная. У детей с ЗПР наблюдается низкая познавательная активность, словесно-логическое мышление плохо развито, они испытывают трудности в установлении причин явлений, выделении основных качеств предметов от второстепенных.
Так же к особенностям познавательно-волевой сферы можно отнести повышенную истощаемость и в результате неё низкая работоспособность, небрежное отношение к обучению, недостаточная критичность, завышенная самооценка. К особенностям эмоционально-волевой сферы относятся слабость воли (неспособность сделать над собой усилие), незрелость эмоций, ограниченный запас общих сведений и представлений, бедный словарь, трудности звукового анализа, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. Эти особенности, сочетаясь с незрелой учебной мотивацией, игровым характером интересов, проявляются в чрезмерном инфантилизме и несоответствии развития возрастной норме. Однако, способность принимать помощь взрослых, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания обнаруживает высокие потенциальные возможности их психического развития и является основой, на которую возможно опереться при организации коррекционных мероприятий.
Программа рассчитана на 2021-2022 у.г. (1 раз в неделю) по 35 мин.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса.
Данная программа позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время; извлекать необходимую информацию из текста, реалистично строить свои взаимоотношения со взрослым.
Познавательные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять; оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;
Коммуникативные – уметь ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Средствами формирования УУД служат психогимнастические упражнения, дискуссионные игры, эмоционально-символические и релаксационные методы.
Формирование этих УУД поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.
Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы: основным ограничением для участников является структура органического дефекта: умственная отсталость легкой и средней степени, отягощенная текущим психическим заболеванием (эпилептическим и шизофреническим синдромом, психопатоподобными расстройствами), для ведущего (педагога – психолога): отсутствие специального профессионального образования.
Система реализации внутреннего контроля за реализацией программы:
Контроль за реализацией программы осуществляет директор школы и заместитель директора школы по учебной части. Психолого-педагогическая программа утверждается директором образовательного учреждения. Педагог-психолог предоставляет итоговый отчет, в котором отражает количественные и качественные результаты реализации программы, выявляет проблемы и определяет перспективный план работы с участниками программы, исходя из их психофизиологических особенностей и индивидуального развития.
Цель программы:
1. Коррекция и развитие познавательной сферы, развитие произвольности поведения, волевых усилий;
2. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания и памяти, речи, творческое воображение.
3. Развитие процессов мышления, мыслительных операций (сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать причинно-следственные связи), развитие кругозора, связной речи, обогащение словарного запаса, развитие мелкой моторики;
4. Сформировать позитивную мотивацию к познавательной деятельности;
5. Развить внутренний план действий.
Задачи учебной программы:
1) Повысить уровень памяти;
2) Повысить уровень внимания;
3) Повысить уровень мышления;
4) Повысить уровень восприятия;
5) Развить приемы конструктивного общения.
Используемые методы:
1) Беседа;
2) Наблюдение;
3) Тестирование, анкетирование;
4) Коррекционные занятия (упражнения, игровые занятия, мини-тренинги).
Форма работы:
Индивидуальная.
Продолжительность занятий: 35 мин.
Этапы реализации:
1. Психодиагностический;
2. Психокоррекционный;
3. Аналитический.
Ожидаемые результаты:
Результатами работы по данной программе ожидается повышение уровня развития познавательных психических процессов у детей с ЗПР таких как память, внимание, мышление, восприятие, а так же их эмоционально волевых способностей. Определить результативность проведенной работы поможет сравнительный анализ результатов всех диагностик, проводимых раз в четверть. Результаты сравнительного анализа помогут сделать вывод о том, была ли достигнута поставленная цель и были ли решены поставленные нами задачи.
Возможные трудности в организации образовательного процесса: у учащегося интереса к новому виду деятельности недостаточный; часто ленится, усидчивости недостаточно, точности и аккуратности в работе, он постоянно отвлекается и торопится; ребенок начинает нервничать если у него, что-то не получается; проявляет агрессию; ребенок не хочет заниматься, старается сократить время занятия объясняя это своей усталостью; трудность сохранения мотивации на протяжении всего занятия.
На эффект развивающей психолого – педагогической программы влияют также следующие факторы:
1. Установка участников и социального окружения на психолого–педагогическое воздействие.
2. Клинические особенности дефекта, психосоматические особенности ребенка с умственной отсталостью.
Список литературы:
1. Коррекционная педагогика. Учебное пособие. Москва, 1999
2. Тихомирова Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Москва, 2000
3. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1998.
4. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993.
5. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспекты лекций/ А.Н. Леонтьев. - М.: МГУ, 1983. – 162 с.
6. Рубинштейн С.Л. Способности. Темперамент и характер / С.Л.Рубинштейн // Основы общей психологии. – СПб., 1999.
7. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э. Симановский. – Ярославль, 1996.
8. Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль, 1996.
9. Березин А.Ф., Березина Н.Н. Психологическая подготовка к трудным жизненным ситуациям. – Ростов-на-Дону: Изд-во РОИКиПРО, 2007.
10. Сычева В. О значении позитивного мышления.//Школьный психолог, №11,2009.
Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Учреждение СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
с углубленным изучение отдельных предметов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Код: ЗПР 13
на 2021-2022 учебный год
Составитель: педагог-психолог
А.С.Барсегян
г. Пыть-Ях
План индивидуальной работы
№ п/п |
Тема |
Кол-во час. |
Содержание, методики |
Дата по плану |
Дата фактически |
Примечание |
1. |
Первичная диагностика личностных особенностей ребенка |
1 |
- Индивидуальная беседа с учащейся. - Изучение мотивации к обучению. Анкета «Мотивы учения» Г.К.Селевко. - Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания А. Р. Лурия «Заучивание 10 слов» - Повторение цифр (Векслер) |
06.09 |
|
|
2. |
Диагностика личностных особенностей ребенка |
1 |
- Диагностика ВПФ. «Числовые ряды», «Корректурная проба», «Аналогии», «Графический диктант», «Недостающие детали». «Последовательные картинки» (Векслер) |
13.09 |
|
|
3. |
Формирование мыслительной операции анализа |
1 |
1.Вставь по
аналогии слово в смысловой ряд. 6. Проведи аналогию. Даны три слова. Найди связь между ними. Найди четвертое слово |
20.09 |
|
|
4. |
Формирование мыслительной операции сравнения |
1 |
1.Найди схожие
признаки предметов. |
27.09 |
|
|
5. |
Формирование мыслительной операции выделения существенных признаков предметов и явлений |
1 |
1.Выбери два главных слова для слова перед скобками. Например: уравнение (корень, равенство, сумма, неизвестное, произведение) 2.Найди в классе предметы по заданным признакам. 3. Подумай, какая фигура пропущена? Впиши ее номер. 4.Чем похожи? Найди общие признаки предметов. 5.Восстанови слова (анаграммы) |
04.10 |
|
|
6. |
Формирование мыслительной операции выявления закономерностей |
1 |
1.Найди
закономерность и продолжи числовой ряд. |
11.10 |
|
|
7. |
Устойчивость внимания |
1 |
1.Найди фигуру,
которой не хватает. Запиши ее номер. |
18.09 |
|
|
8. |
Развитие уровня волевой сферы |
1 |
- Игра «Да-нет» - Упражнение «Тренировка волевой сферы» |
25.09 |
|
|
9. |
Концентрация внимания |
1 |
1.Упр. «Найди
ошибку» |
|
|
|
10. |
Развитие произвольной памяти и внимания, логического мышления, воли, умения действовать согласно правилу |
1 |
Тест «Корректурная проба», «Определи понятия», Игры «Найди путь», «Составь план (класса, своей квартиры, комнаты)», «Найди предмет по инструкции» |
08.11 |
|
|
11. |
Переключение внимания |
1 |
1. Красно-черные таблицы. Цифры черного цвета отыскивать и называть в возрастающем порядке, красного цвета- в убывающем. 2. Подбери для каждой цифры букву согласно ключу и расшифруй слова. 3. «Кодировка». Расшифруй примеры и реши их. 4. Найди отличия в рисунках. 5. Найди ошибку в задаче. |
15.11 |
|
|
12. |
Промежуточная диагностика |
1 |
Набор психодиагностических методик
|
22.11 |
|
|
13. |
Расширение объема памяти |
|
1.Логически не связанный текст (запомни порядковый номер и слово) 2.Числа. Запомни 20 чисел и их порядковый номер 3.Лица и имена. Запомни изображенных людей по имени. Назови их. 4. «Воспроизведение рассказа». Пересказ текста |
29.11 |
|
|
14. |
Развитие всех познавательных процессов |
1 |
Упражнение «Способы применения предметов» Игра «Ситуация» Игра «Сокращение»
|
06.12 |
|
|
15. |
Формирование навыков запоминания |
1 |
1. Запиши как
можно больше слов по темам: школа, искусство, спорт. |
13.12 |
|
|
16. |
Развитие смысловой памяти |
1 |
1.Смысловая
память (зачитываются пары слов, между которыми есть смысловая связь. Затем
через небольшой интервал времени- лишь первое слово, ребенок называет второе)
2.Смысловая память (зачитываются 3 слова, связанных логически) |
20.12 |
|
|
17. |
Развитие мышления |
1 |
- «Составь рассказ по картинкам»; - «Что не правильно?»; - «Сходства и отличия». |
10.01.2022 |
|
|
18. |
Развитие всех познавательных процессов |
1 |
- «Повтори узор»; - «Анаграммы»; - «Обобщение». |
17.01 |
|
|
19. |
Зрительная память |
1 |
1.Зрительный диктант. Прочитай и повтори фразы различной длины. 2«Запомни изображения» 3. Повтори по памяти фигуры из палочек. 4.Посмотри на картину. Перечисли все изображенные на ней предметы. 5.«Что изменилось?» посмотри на две картины. Найди отличия. |
24.01 |
|
|
20. |
Развитие всех познавательных процессов |
1 |
- «Найди существенное»; - «Зашифрованное слово»; - «Найди предмет по заданным признакам»; - «Волшебный квадрат». |
07.02 |
|
|
21. |
Развитие элементов логического мышления |
1 |
- «Объясни метафору»; - «Собери пословицы»; - «Что перепутал художник?». |
14.02 |
|
|
22. |
Развитие всех познавательных процессов |
1 |
Упражнение «Способы применения предметов» Игра «Ситуация» Игра «Сокращение»
|
28.02 |
|
|
23. |
Самооценка |
1 |
1. Упр. «Самоанализ». 2. Дискуссия «Самое-самое». 3. Методика «Моя вселенная». |
07.03 |
|
|
24. |
Развитие воображения |
1 |
Игра «Фантазия» |
14.03 |
|
|
25. |
Развитие мышления |
1 |
- «Составь рассказ по картинкам»; - «Что не правильно?»; - «Сходства и отличия». |
21.03 |
|
|
26. |
Мысли и настроение. Как управлять своим настроением? |
1 |
1.Беседа «Вспомни
свое настроение вчера». 4. Упр. «Как управлять своим настроением». |
04.04 |
|
|
27. |
Развитие всех познавательных процессов |
1 |
- «Повтори узор»; - «Анаграммы»; - «Обобщение». |
11.04 |
|
|
28. |
Тренировка объема, концентрации внимания. |
1 |
Игры: «Определи Игрушку», «Графический диктант», «Путаница», «Корректурная проба». |
18.04 |
|
|
29. |
Упражнения на развитие интеллектуальных способностей |
1 |
- «Найди спрятанное слово»; - «Корректурная проба»; - «Выложи по образцу».
|
25.04 |
|
|
30. |
Развитие элементов логического мышления |
1 |
- «Объясни метафору»; - «Собери пословицы»; - «Что перепутал художник?». |
02.05 |
|
|
31. |
Развитие внимания, мышления |
1 |
- «Графические диктанты»; - «Сложи фигуры» (из палочек, фигур, деталей); - «подбери слова». |
09.05 |
|
|
32. |
Развитие внимания, мышление |
1 |
- «Корректурная проба»; - «Выложи по образцу»; - «Найди предмет по заданным признакам».
|
16.05 |
|
|
33. |
Итоговая диагностика |
1 |
Набор психодиагностических методик |
23.05 |
|
|
34. |
Итоговая диагностика |
1 |
Набор психодиагностических методик |
30.05 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.