Изобразительное искусство
6 класс
Пояснительная записка
(1 час в неделю)
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой. – М.: «Просвещение» 2010 г. и в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.).
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребёнка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Школьный курс по изобразительному искусству направлен на продолжение решения следующих основных задач:
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности воспитанников путём систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
- развитие у воспитанников аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
- улучшение зрительно-двигательной координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
- высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- расширение и уточнение словарного запаса воспитанников за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
- развитие художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Рисование с натуры
Совершенствование умения воспитанников анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов: при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; ослабление интенсивности цвета путём добавления воды в краску.
Декоративное рисование
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).
Рисование на темы
Развитие у воспитанников умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве
Развитие у воспитанников активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение воспитанников высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображённых на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.
6 класс
1 четверть
Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4 – 6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске. Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя (раздаточный материал). Рисование с натуры ветки рябины. Рисование узора в полосе из растительных элементов (ягоды, ветки, цветы). Составление узора в квадрате из растительных форм.
Беседа по картинам на тему «Мы растём на смену старшим» (А.Пахомов. «Василий Васильевич», Л.Кербель. «Трудовые резервы»).
Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме – крышка для столика квадратной формы.
Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка).
Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).
2 четверть
Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).
Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся). Рисование с натуры игрушки-автобуса. Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона). Рисование на тему «Городской транспорт». Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате. Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).
3 четверть
Декоративное рисование панно «Снежинки».
Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело» (В.Сигорский. «Первый снег», Н.Жуков. «Дай дорогу!», С.Григорьев. «Вратарь»).
Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты). Рисование с натуры раскладной пирамидки. Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура – раздаточный материал). Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (например, подъёмный кран и т.п.). Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта. Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники). Рисование на тему «Пришла весна».
Рассматривание иллюстраций картин (И.Левитан. «Март», «Первая зелень», К.Юон. «Мартовское солнце»).
4 четверть
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев). Рисование на тему «Космические корабли в полёте». Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы – настольные, настенные, напольные и т.п.). Рисование с натуры в виде набросков (3 – 4 предмета на одном листке бумаги) столярных или слесарных инструментов. Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт и т.п.).
Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).
Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (например, цветы и бабочки).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;
- подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
- пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
- анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);
- употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;
- рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.
Литература.
1. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. « Изобразительное искусство» . 1 класс. Учебник для общеобразовательных школ. М., Дрофа, 2005
2. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство» . 1 класс. Учебник для общеобразовательных школ. М., Дрофа, 2005
3. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. «Изобразительное искусство» . 2 класс. Учебник для общеобразовательных школ. М., Дрофа, 2005
4. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство» . 2 класс. Учебник для общеобразовательных школ. М., Дрофа, 2005
5. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. «Изобразительное искусство» . 3 класс. Учебник для общеобразовательных школ. М., Дрофа, 2005
6. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство» . 3 класс. Учебник для общеобразовательных школ. М., Дрофа, 2005
7. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. «Изобразительное искусство» . 4 класс. Учебник для общеобразовательных школ. М., Дрофа, 2005
8. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство» . 4 класс. Учебник для общеобразовательных школ. М., Дрофа, 2005
№ |
Тема уроков |
Кол часов |
Планируемая |
Фактическая |
|
I четверть |
9 |
|
|
1 |
Рисование по памяти и представлению: «Вспоминая лето». |
1 |
|
|
2 |
Беседа о жанрах изобразительного искусства. |
1 |
|
|
3 |
Рисование узора в круге. |
1 |
|
|
4 |
Рисование на тему: «Вечернее небо». |
1 |
|
|
5 |
Декоративное рисование: «Открытка учителю». |
1 |
|
|
6 |
Рисование с натуры: «Осенний листопад». |
1 |
|
|
7 |
Рисование на тему: «Признаки осени». |
1 |
|
|
8 |
Беседа о превращении плоскости в объем. Элементы формообразования. Простые формы. |
1 |
|
|
9 |
Декоративное рисование. Орнамент. |
1 |
|
|
|
II четверть |
7 |
|
|
10 |
Рисование по памяти и представлению: «Герои сказки» |
1 |
|
|
11 |
Беседа о художниках маринистах с показом репродукции картин. |
1 |
|
|
12 |
Рисование узора в круге с растительными элементами. |
1 |
|
|
13 |
Рисование на тему: «Зимний вечер». |
1 |
|
|
14 |
Декоративное рисование: «Снегурочка». |
1 |
|
|
15 |
Рисование на тему: «Зимний лес». |
1 |
|
|
16 |
Рисование с натуры: «Праздничная елка». |
1 |
|
|
|
III четверть |
10 |
|
|
17 |
Рисование по памяти и представлению: «Снежная королева». |
1 |
|
|
18 |
Беседа о жанрах изобразительного искусства с показом репродукции. Тип натюрморта. |
1 |
|
|
19 |
Рисование узора в круге: «Кристалл». |
1 |
|
|
20 |
Рисование на тему: «На катке». |
1 |
|
|
21 |
Декоративное рисование: «Узоры гжели». |
1 |
|
|
22 |
Рисование с натуры объемных предметов (конус, шар). |
1 |
|
|
23 |
Рисование на тему: «Открытка маме». |
1 |
|
|
24 |
Беседа об основных характеристиках цвета, понятие колорита с показом иллюстраций картин известных художников. |
1 |
|
|
25 |
Декоративное рисование. Цветы жостовского букета. |
1 |
|
|
26 |
Составление узора в круге с применением осевых линий и использование декоративно переработанных природных форм. |
1 |
|
|
|
IV четверть |
8 |
|
|
27 |
Беседа о жанрах изобразительного искусства. Портрет. |
1 |
|
|
28 |
Рисование на тему: «Весенний пейзаж». |
1 |
|
|
29 |
Рисование узора в круге. Хохломская роспись. |
1 |
|
|
30 |
Рисование на тему: «Путешествие в космосе». |
1 |
|
|
31 |
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о Великой Отечественной войне. Рисование на тему: «Открытка ветерану». |
1 |
|
|
32 |
Рисование с натуры: «Скворцы прилетели»». |
1 |
|
|
33 |
Рисование симметричных форм насекомых по выбору. |
1 |
|
|
34 |
Декоративное рисование. Птицы в полете. |
1 |
|
|
|
Итого |
34 |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.