Индивидуальная работа социального педагога с семьёй. Основы семейного консультирования (Научная статья).

  • docx
  • 18.01.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 18.01.22.docx

Павлов Александр Константинович, -

генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация, г. Москва – г. Санкт-Петербург –

г. Петрозаводск -  г. Мурманск), -

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАНЭБ,

Лауреат премии им. М.В. Ломоносова
Заслуженный деятель науки РФ

Индивидуальная работа социального педагога с семьёй. Основы семейного консультирования

(Научная статья)

План:

    Работа с семьёй. Консультирование. Методика социально-педагогического семейного консультирования. Технологии работы социального педагога с семьей. Методы, приемы консультирования.

Рекомендуемая литература:

1.           Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. – 608 с.

2.           Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.: ил.

3.           Лихачёв Б.Т. Педагогика: Курс лекций /Б.Т. Лихачёв. Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 647 с.

4.           Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 608 с.

5.           Подласый И.П. Педагогика: В 3-х кн. Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010 (Педагогика и воспитание).

6.           Подласый И.П. Педагогика: Учебник / И.П. Подласый .- М.: Издательство Юрайт, 2010. – 574 с.

7.           Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластёнина: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

8.           Сластёнин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский  центр  «Академия», 2010 . – 576 с.

9.           Третьяков П.И. Адаптивное управление педагогическими системами:Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 368 с.

10.   Управление образовательными системами: Учебное пособие / Под ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2010. – 464 с. (Серия «Педагогическое образование»).

11.   ШамоваТ.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 384 с.

12.   Шамова Т.И., Третьяков П.Н., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 320 с.

 

    Семья – это малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях.

    Консультирование семей  проводится специалистами по необходимым и запрашиваемым проблемам семьи и её членов по направлениям  деятельности учреждения и в пределах  ведомственной компетентности.

    Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций неразрывно связана с оказанием помощи, поддержки и заботы о семье, поэтому невозможно выделить семейное консультирование как отдельный вид их деятельности.

    Однако,  по видам и направлениям оказываемого семье консультирования можно выделить основные вопросы, разрешаемые специалистами, а именно: социальные, социально-правовые, социально-педагогические,  психологические, социально-психологические, социально-медицинские,  социально-досуговые

    По социально-педагогическим вопросам осуществляется консультирование:

 - учителями и преподавателями учебных дисциплин по организации помощи в обучении, направленное на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей и т.д.; 

- социальные педагоги дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования консультируют по вопросам педагогической и социально-психологической подготовки родителей к воспитанию будущих школьников;

социально-педагогического сопровождения детей с особыми нуждами и их семей;

вопросам взамоотношения различных поколений в семье, методах педагогического воздействия на детей, формировании позитивных отношений между детьми и взрослыми;

социально-психологическим проблемам воспитания «трудных» подростков, проблемам отрицательного влияния безнадзорности и беспризорности на психику ребёнка;

организации режима труда, учёбы, отдыха и досуга детей в семье;

подготовки детей дошкольного возраста к занятиям в школе;

наиболее распространенных ошибках родителей в воспитании детей, особенностям воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии и т.д.;

 - классными воспитателями осуществляется помощь в воспитании родителям, организации  воспитательных функций класса, группы детей и т.д.   

    Консультирование - широко распространенный сегодня и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. Консультирование включает в себя семейное консультирование по вопросам детско-родительских отношений. Наиболее широкой сферой применения психоло­гического консультирования на сегодняшний день является помощь тем, кто обращается по поводу своих семейных и личных проблем.

    Консультирование предъявляет к консультанту определенные морально-этические требования, без следования которым работа не может быть успешной. Основным нормативом работы консультанта можно назвать принцип «прежде всего - не вреди».

    Процесс консультирования:

·   Установление контакта с клиентами (установка дистанции общения, его составляющих, определение типа поведения родителей и ребенка. Получении информации об истории развития ребенка, воспитательного потенциала семьи, педагогических установок родителей)

·   Определение проблемы семьи (Клиент сам определяет проблему. Консультант сам проясняет её, обозначает реальную проблему. Достигается согласие в понимании проблемы)

·   Рабочая фаза (Новое понимание клиентом проблемы. Структурирование связи между клиентом и консультантом, создание невроза в контролируемых условиях, перенос и сопротивление клиента. Выход клиента из переноса и приобретение им суверенитета)

·   Фаза принятия решений и действий, аффективное поведение клиента в естественной ситуации (Клиент сортирует различные способы действий, выборов, наиболее приемлемого для себя варианта)

·   Обратная связь (Удовлетворение клиента процессом консультирования и его результатом.

    Консультирование помогает клиенту выяснить, осознать какие у него имеются проблемы и найти пути их решения на рациональном уровне.  Для успешной работы важным является установление положительного эмоционального контакта с клиентом и обратная связь для прояснения того, как идет ход консультирования и решается ли поставленная цель.

    Методика социально-педагогического семейного консультирования.

Семейное консультирование представляет собой оказание социально-педагогической консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах между взрослыми и детьми в семье.

В отличие от социально-психологического консультирования, в данном случае супружеские проблемы и психология семейных взаимоотношений не являются предметом анализа.

Предметом социально-педагогического консультирования являются:

в сфере жизнеобеспечения:

·                   трудоустройство,

·                   оформление льгот,

·                   субсидий,

·                   инвалидностей,

·                   материальная помощь в кризисной ситуации

В сфере организации быта:

·                   обеспечение необходимыми предметами мебели и бытовой техники,

·                   ремонт квартиры,

·                   дезинфекция,

·                   привитие навыков гигиены,

·                   организация уголка ребенка в квартире,

·                   организация свободного времени,

·                   надзора за ребенком и т.п.;

В сфере семейного здоровья:

·                   диагностика и лечение хронических болезней,

·                   острых заболеваний детей и взрослых,

·                   навыки здорового образа жизни,

·                   профилактика болезней,

·                   наркологическая помощь детям.

В сфере духовного и морального здоровья:

·                   избавление от алкогольной зависимости,

·                   традиции и устои семьи,

·                   расхождение в ценностных ориентациях членов семьи

В сфере воспитания детей:

·                   решение проблем школьной дезадаптации,

·                   диагностика и коррекция отклоняющегося поведения,

·                   организация психологической,

·                   логопедической,

·                   психотерапевтической,

·                   юридической помощи,

·                   педагогическая неинформированность,

·                   неполноценность,

·                   несостоятельность

В сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи:

·                   восстановление старых или построение новых позитивных социальных связей,

·                   содействие в разрешении конфликтов,

·                   гармонизации детско-родительских

·                   супружеских отношений.

 В отличие от индивидуального консультирования, при семейном консультировании социальный педагог работает либо с семьей в целом (членами семьи), выстраивает консультационный процесс поэтапно: от индивидуального консультирования отдельных членов семьи до проведения совместной встречи.

    Технологии работы социального педагога с семьей.

Методы, приемы консультирования:

§     беседа;

§     включенное наблюдение;

§     убеждение;

§     одобрение или осуждение — находить компромисс, осуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать;

§     прием активного слушания;

§     прием парафразирования, проверка правильности высказываний другого человека при помощи повторения его идей другими словами.

§     Может быть вопрос или пример (хорошо учится — на пятерки или хотя бы на тройки) через противоположное утверждение;

§     использование ключевых фраз клиента с целью перейти на язык клиента (кинестет, аудит);

§     приём конфронтации.

Конфронтация заключается в том, чтобы показать клиенту противоречие в его суждениях, другие точки зрения. Прием конфронтации опасен тем, что может привести к конфликту, глубокому неудовлетворению и разрыву. Но этот прием можно использовать для создания условий качественного роста клиента, вскрытия его противоречий;

§     прием Я-послания.

Это высказывание специалиста о собственном эмоциональном переживании, дискомфорте, который вызван действиями или позицией клиента. Этим Я-посланием социальный педагог пытается найти отклик у клиента: «Я чувствую себя плохо оттого, что вы стучите по столу»;

§     метод легенд — способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашел выход из подобной ситуации.

    Социальный педагог должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению. Оказывая помощь другим людям, он должен отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особым отношением к своим клиентам. С одной стороны, он должен признавать и уважать их права как личностей, а с другой — учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода.

Для установления контакта социальный педагог должен научиться смотреть на мир глазами своего клиента—с позиции клиентоцентризма.