Предлагаемая индивидуальная программа коррекционно-логопедической работы, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - вариант 2, с учетом рекомендаций ПМПК, с учетом индивидуальных возможностей обучающегося (2 класс). Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.Предлагаемая индивидуальная программа коррекционно-логопедической работы, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - вариант 2, с учетом рекомендаций ПМПК, с учетом индивидуальных возможностей обучающегося (2 класс).
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная школа № 3»
РАССМОТРЕНО
на заседании Методического совета
Протокол от «____» ______ 2017 г. №____
Директор школы
_________________
Ж.Ю. Рюмина
Приказ от «____» ______ 2017 г. №____
«Формирование и развитие устной речи у обучающегося со сложным дефектом и умеренной степенью умственной отсталости»
Индивидуальная программа
Составитель: Пантелеева Н.В.,
учительлогопед МОУ ОШ № 3
г. ПереславльЗалесский
12017 г.
Содержание:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………………………………………………….…………………………2
2. ОБЩАЯ
КОРРЕКЦИОННОГО
ХАРАКТЕРИСТИКА
КУРСА……………………………………………………………….......................................3
3. МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ……………………………………………………………………………………….4
4. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА……………………………………………………………………………4
5. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА …………………………………………………………………………………………...……….…...5
6. КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ …………………………….……………….……………………..…..…………………..…7
7. УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ………………………………………………………….....11
8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА………………………………………………………………………………...……….……12
9. ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………………………………………...……..13
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
работы,
Программа
коррекционнологопедической
с
Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) использованием следующих методических разработок:
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. М, 2004.
Аксенова А.К., Якубовская Э.В.: Русский язык. 3 класс. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида. М, 2016.
Бакисова Л.О. Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 14 классы: рабочие программы,
индивидуальные и групповые занятия. Волгоград, 2015.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2007.
соответствии
составлена
в
Цель программы – формирование коммуникативных и речевых навыков для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей
социализации.
Основные задачи:
1. Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка.
22. Развитие понимания обращенной речи.
3. Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорнодиалогической, описательноповествовательной) на основе
обогащения знаний об окружающей действительности.
4. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова.
5. Развитие и совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи;
6. Формирование первоначальных навыков письма и чтения.
7. Формирование предпосылок к осмысленному чтению.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и
мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетикофонематического, лексического и
грамматического. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и
письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Изза плохого
понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности
речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь
невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей
используют разнообразные средства невербальной коммуникации.
Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования,
характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с
локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорнодвигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра,
эмоциональноволевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и
соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей
речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно
повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
В структуру занятия может входить:
упражнения для развития артикуляционной моторики;
упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
дыхательная гимнастика;
коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
формирование фонематических процессов;
работа со словами, звукослоговой анализ слов;
работа над предложением, текстом;
3 обогащение и активизация словарного запаса.
В программе предусмотрены следующие виды контроля: логопедическое обследование, направленное на выявление особенностей
речевого развития обучающихся; мониторинг динамики речевого развития обучающихся, их успешности в освоении АООП образования с
последующим заполнением речевых карт, карт динамики речевого развития. Для этих целей проводятся:
индивидуально организованное обследование,
сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы),
наблюдение за учениками во время учебной деятельности,
изучение работ ребенка (тетради).
Программа коррекционных занятий рассчитана на 34 занятия в год (1 раз в неделю). Продолжительность коррекционноразвивающей
работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.
3.МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
4. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР
(вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых
образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание
возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты освоения программы могут включать:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
2) социальноэмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной
частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых
правилах;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
49) развитие навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты должны отражать:
1. Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
Умение самостоятельно использовать усвоенный лексикограмматический материал в учебных и коммуникативных целях.
2. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями,
воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
3. Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
4. Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
Узнавание и различение образов графем (букв).
Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
Овладение начальными навыками чтения и письма
5. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Звуки речи (3 ч)
Формирование представлений о звуках речи. Звуковой состав слова. Звуковой анализ слова.
Слово (15 ч)
Знакомство со словом. Различение слов, сходных по звучанию. Слова, обозначающие неживые предметы. Обобщающие слова. Понятие
о словах, обозначающих живые предметы. Дифференциация слов, обозначающих живые и неживые предметы. Понятие о словах,
обозначающих действие живых предметов. Слова, обозначающие действие неживых предметов. Подбор действий к предметам.
Дифференциация словпредметов и словдействий. Понятие о словах, обозначающих признак предмета. Подбор признаков к предметам.
Дифференциация словпредметов, словдействий, словпризнаков.
Предложение (6 ч)
5Знакомство с предложением. Слово как часть предложения. Состав предложения. Связь слов в предложении. Предлоги. Составление
предложений с предлогами. Анализ предложения.
Слоговой состав слова (4 ч)
Слог как часть слова. Деление слов на слоги. Слоговой состав слова. Слоговой анализ слов.
Связная речь (6 ч)
Пересказ с опорой на серию сюжетных картин. Пересказ с опорой на сюжетную картинку. Составление рассказа по картинке с помощью
ответов на вопросы. Цепной текст. Последовательный рассказ с опорой на серию картин. Составление рассказа по сюжетной картинке.
6. КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема занятия
Характеристика деятельности обучающихся
3
1
2
3
Формирование представлений о звуках
речи
Звуковой состав слова
Звуковой анализ слова
Звуки речи
Знакомиться с органами речи, которые участвуют в образовании речи.
Наблюдать за работой органов речи, над образованием звуков речи.
Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.
Определять количество и последовательность звуков в словах.
Определять первый и последний звуки в словах.
Осуществлять контроль за ходом своей деятельности.
Предполага
емые сроки
проведения.
Дата
проведения
занятия
Сентябрь
615
Слово
4(1)
Знакомство со словом
5(2)
Различение слов, сходных по звучанию
6(3)
Слова, обозначающие неживые предметы
7(4)
Обобщающие слова
8(5)
Понятие о словах, обозначающих живые
предметы. Обобщающие слова
9(6)
Слова, обозначающие живые предметы
Определять лексическое значение слова.
Подбирать обобщающие понятия к группам предметов.
Исключать лишний предмет, не соответствующий общему признаку.
Различать слова, близкие по звучанию.
Осуществлять контроль за ходом своей деятельности.
Различать слова и звукосочетания.
Сравнивать предметы, выделять основные признаки.
Выявлять общий признак группы слов.
Определять лексическое значение слов.
Подбирать обобщающие понятия к группам предметов.
Исключать лишний предмет, не соответствующий общему признаку.
Ставить вопросы к словампредметам
10(7)
Дифференциация слов, обозначающих
живые и неживые предметы
11(8)
12(9)
Понятие о словах, обозначающих действие
живых предметов
Слова, обозначающие действие неживых
предметов
13(10) Подбор действий к предметам. Антонимы
Группировать слова по заданному признаку.
Выделять общий признак группы слов.
Различать (по значению и вопросам) одушевленные и неодушевленные имена
существительные.
Ставить вопросы к словампредметам, отвечающим на вопросы кто? что?
Исключать лишний предмет, не соответствующий общему признаку.
Знакомиться с признаками словдействий.
Группировать слова по заданному признаку (отвечают на вопрос что делает?).
Задавать вопрос к словамдействиям.
Отгадывать по действиям предмет.
Сравнивать действия, выделять основные признаки.
Осуществлять подбор действий к предметам.
Приобретать опыт в постановке вопросов к словамдействиям.
Подбирать слова, противоположные по значению.
Сентябрь
январь
714(11)
Дифференциация словпредметов и слов
действий
15(12) Понятие о словах, обозначающих признак
предмета
16(13) Слова, обозначающие признак предмета
17(14) Подбор признаков к предметам.
Антонимы
18(15) Дифференциация словпредметов, слов
действий, словпризнаков
Понимать на слух речь учителя и одноклассников, работать совместно в
Различать, сравнивать словапредметы и словадействия.
Выявлять общий признак группы слов.
Выделять из ряда слов слова по заданному признаку.
Распознавать словапредметы и словадействия в предложениях.
Составлять простое нераспространенное предложение.
Подбирать словапредметы к данным признакам, согласуя их в роде и числе.
Задавать вопросы к словампризнакам.
Определять предмет по его признакам.
Выделять из ряда слов слова по заданному признаку.
Осуществлять подбор признаков к предметам.
Приобретать опыт в постановке вопросов к словампризнакам (какой? какая? какое?
какие?).
Подбирать антонимы к словампризнакам.
Определять роль имен прилагательных в речи.
Группировать слова по заданному признаку (отвечают на вопрос что? кто? или что
делает? или какой?).
Различать словапредметы, словапризнаки, словадействия в ряду слов. Выявлять
общий признак группы слов.
Составлять предложения, используя словапредметы, словапризнаки и словадействия.
Осуществлять выбор из нескольких вариантов.
Работать совместно в группе для достижения общей цели
6
Предложение
19(1)
Знакомство с предложением
20(2)
Состав предложения
21(3)
Связь слов в предложении
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.
Приобретать опыт в составлении предложения по картинке.
Составлять предложения по картинкам.
Определять правильную последовательность слов в предложении.
Февраль
март
822(4)
Предлоги
23(5)
Составление предложений с предлогами
24(6)
Анализ предложения
4
25(1)
Слог как часть слова
26(2)
Деление слов на слоги
27(3)
Определение порядка слогов в слове
28(4)
Слоговой анализ слов
6
29(1)
Пересказ с опорой на серию сюжетных
картин
30(2)
Пересказ с опорой на сюжетную картину
31(3)
Составление рассказа по картинке с
помощью ответов на вопросы
Определять количество слов в предложении.
Употреблять предлоги в речи.
Составлять предложения с использованием предлогов.
Определять последовательность и количество слов в предложениях.
Осуществлять самооценку своих действий.
Последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать
на контроль и оценки со стороны учителялогопеда.
Слоговой состав слова
Март
апрель
Различать слово и слог.
Определять количество и последовательность в слове слогов.
Классифицировать слова по количеству в них слогов.
Анализировать слова (выделять первый, последний слог в слове).
Осуществлять самооценку своих действий.
Последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и
оценки со стороны учителялогопеда.
Связная речь
Апрельмай
Осуществлять пересказ текстов с опорой на серию сюжетных картин, на сюжетную
картину.
Отвечать на вопросы по содержанию.
Отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией.
Осуществлять самооценку своих действий.
Составлять рассказ по картинке, с помощью ответов на вопросы, с опорой на серию
сюжетных картин, по одной сюжетной картинке.
932(4)
Цепной текст
33(5)
34(6)
Последовательный рассказ с опорой на
серию картин
Составление рассказа по сюжетной
картинке
Отвечать на вопросы по содержанию рассказа.
Последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать
на контроль и оценки со стороны учителялогопеда.
Осуществлять самооценку своих действий.
Работать совместно в группе для достижения общей цели.
Делиться впечатлениями об увиденном, услышанном, высказывать свою точку
зрения, логично, понятно строить суждения.
7.УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебнометодический комплекс
Для учителялогопеда:
1.
2.
3.
4.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта : программнометодические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.:
Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика).
Поваляева М. А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования: учебное пособие / М. А. Поваляева. –
Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 158с.
Современный урок в коррекционном классе / авт. – сост. Т.И. Нелипенко. – Волгоград: Учитель, 2015. – 130 с.
Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителейлогопедов с
младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2007. — 360 с.
Диагностика состояния устной и письменной речи у младших школьников
Исследование устной речи
1. Азова О.И. Диагностический комплект. Логопедическое обследование младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 98 с.
2. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 279 с.
3. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. – М.: ГНОМ и Д, 2005. – 80 с.
4. Смирнова И.А. Диагностика нарушений развития речи. – СПб.: 2007. – 192 с.
5. Смиронова И.А. Логопедическиий альбом для обследования звукопроизношения. Нагляднометодическое пособие . СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2008. – 67 с.
106. Смиронова И.А. Логопедическиий альбом для обследования фонетикофонематической системы речи. Нагляднометодическое пособие . СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2008.
– 56 с.
7. Смиронова И.А. Логопедическиий альбом для обследования лексикограмматического строя и связной речи. Нагляднометодическое пособие. СПб. : ДЕТСТВОПРЕСС,
ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2006. 52 с
8. Смиронова И.А. Логопедическиий альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения. Нагляднометодическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО
ПРЕСС, 2008. – 51 с.
9. Фотекова Т.А. Тестовая методика экспрессдиагностики устной речи младших школьников. – М., 2000.
Исследование письменной речи:
1. Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. – М., 2011.
2. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительновербальных функций. – М.: Издательский дом «Академия», 2003. – 32 с.
3. Смиронова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму. Нагляднометодическое пособие. СПб.: ТЦ Сфера, 2008. – 65 с.
1. Мазанова Е. В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной
логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. – М.: ООО «АквариумПринт», 2006. – 56с.
Для обучающегося:
Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создается и пополняется информационнометодический
фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по различным направлениям и видам деятельности учителялогопеда, наглядных
пособий, а так же:
1. Материалы для диагностики речевых нарушений;
2. Дидактические пособия для развития мелкой моторики;
3. Дидактические пособия для развития и формирования фонематических процессов;
4. Дидактические пособия для коррекции звукопроизношения;
5. Дидактические пособия для развития слоговой структуры слова;
6. Дидактические пособия для развития для развития и формирования лексикограмматического строя речи;
7. Дидактические пособия для развития и формирования связной речи;
8. Дидактические пособия по коррекции нарушений письменной речи;
9. Методическая и справочная литература.
8.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
11В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР
(вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых
образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание
возможных результатов образования данной категории обучающихся.
В ходе реализации программы обучающийся получит возможность научиться:
узнавать изученные объекты и явления окружающего мира, описывать их существенные признаки на основе предложенного плана;
обобщать слова по основным признакам, выделять общий признак группы слов;
участвовать в элементарных диалогах, соблюдая нормы речевого этикета;
рассматривать, последовательно раскладывать сюжетные картинки, определять главную идею сюжета, составлять предложения,
небольшие рассказы по предложенному материалу;
понимать на слух речь учителя при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное;
отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией;
узнавать (различать) напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия предметов, действий;
целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки
со стороны учителялогопеда;
осуществлять самооценку своих действий;
уметь осуществлять выбор из нескольких вариантов.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе
АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и
развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в
полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений,
действий/операций, внесенных в СИПР.. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках
наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный
период.
ПРИЛОЖЕНИЕ
СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ
Уровни освоения (выполнения) действий/операций
1. Пассивное участие/соучастие действие выполняется взрослым (ребёнок
12позволяет чтонибудь сделать с ним)
2. Активное участие действие выполняется ребёнком:
со значительной помощью взрослого
с частичной помощью взрослого
по последовательной инструкции (изображения или вербально)
По подражанию или по образцу
Самостоятельно с ошибками
самостоятельно
Сформированность представлений
1. Представление отсутствует
2. Не выявить наличие представлений
3. Представление на уровне:
Использования по прямой подсказке
Использования с косвенной подсказкой (изображение)
Самостоятельного использования
дд
д
дн
до
сш
с
?
пп
п
+
13