Индивидуальная программа коррекционно-педагогической помощи ребенку с кохлеарным имплантом по развитию восприятия речи и окружающих звуков
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
дефектология
Детсад
02.06.2018
Программа для работы с ребенком имеющим одинкохлеарный имплант на. Совместно с педагогом сурдологом разработали ряд мероприятий по развитию речи у ребенка С КИ. Предполагается, что каждое занятие сопровождается презентацией. Конспекты занятий публикуются отдельно. Работа тьютора, сопровождает ребенка в образовательном процессе, помогая его социализации.работа с сопровождения ребенка с КИ
программа с ки.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад
компенсирующего вида № 49» МО г. Братск
Индивидуальная программа
коррекционнопедагогической помощи
ребенку с кохлеарнымимплантом
по развитию восприятия речи и
окружающих звуков
Ребёнок: Захаренков Никита Андреевич
Педагог-тьютор: Бусыгина А. Ф. 2018 г.
Пояснительная записка.
Развитие сурдопедагогики и технический прогресс создают условия для
совершенствования специальной коррекционнопедагогической помощи глухим
детям раннего и дошкольного возраста. Принципиальное значение для её
совершенствования имеет разработка и внедрение в практику работы системы
развития слухового восприятия и устной речи при использовании кохлеарного
имплантирования, которое является адекватной коррекцией слуха даже при
больших потерях слуха.
В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа глухих
детей, прошедших систему кохлеарной имплантации, на базе которой возможно
развитие адекватного слухового восприятия и полноценного развития устной
речи. Кохлеарный имплант (КИ) заменяет только погибшие рецепторы улитки,
которые преобразуют звуки в электрические импульсы, передаваемые
слуховому нерву, а по нему в слуховые центры мозга. Поэтому, чтобы ребенок
с КИ мог понимать речь и говорить, необходима педагогическая реабилитация.
Программа предназначена для развития слухового восприятия детей
после кохлеарной имплантации, рассчитана примерно на 23 года обучения, два
занятие сурдопедагога в неделю пятидневной рабочей недели. Возраст ребенка
примерно 36 лет.
Цель программы слухоречевого тренинга: развитие слухового восприятия с КИ
до уровня, приближенного к нормальному восприятию. Это значит научить
ребенка узнавать окружающие звуки, различать и узнавать звуки речи, слова и
предложения.
Основные задачи:
научить ребенка находить соответствие между слуховыми образами слов
и неречевых звуков, передаваемых КИ, с теми, которые хранятся в его
памяти,
научить ребенка выделять в новых образах звуков речи
дифференцированных признаков фонем «гласный — согласный»,
«звонкость — глухость», место и способ образования и др. Умение
узнавать отдельные звуки речи и делать это быстро необходимо для
хорошей разборчивости речи при восприятии на слух, а для детей это
является основой овладения новыми словами,
накопить в памяти ребенка новые слуховые образы звуков речи, слов,
фраз, звуков окружающей среды, передаваемых КИ.
Принципы тренировки слухового восприятия с кохлеарнымимплантом (по И.В.
Королевой) развитие слухового восприятия с помощью кохлеарногоимпланта (КИ)
начинается с простых заданий, переходя последовательно к более
сложным
правильный подбор уровеня сложности упражнений для тренировки (чуть
выше уровня возможности ребенка),
ребенок должен услышать звук несколько раз, чтобы успеть запомнить и
проанализировать его, поэтому каждый звук должен повторяться
педагогом несколько раз в медленном темпе,
ребенок должен сам несколько раз произнести звук, внимательно
прислушиваясь к его звучанию,
занятие всегда должно заканчиваться заданием, которое ребенок уже
хорошо выполняет.
Содержание программы
Тема
№
п/п
Часы
1
2
3
4
5
6
7
8
Обнаружение и различение неречевых и речевых звуков
Выработка УДР (условно двигательная реакция на звук).
Обнаружение звука (есть, нет)
Различение при парном сравнении:
звуки окружающей среды (дома, на улице),
звуки музыкальных игрушек,
звуки, издаваемые животными.
Узнавание звуков окружающей среды, звуков издаваемых животными
и звучаний музыкальных игрушек (выбор, 3 и более).
Различение характеристик неречевых и речевых звуков:
количество (много, 1, 2, 3,...)
долгота (долго — кратко)
слитность (слитно — прерывисто)
высота (низко — высоко)
громкость (громко — тихо)
локализация звука (сверху, снизу, справа, слева).
Различение звукоподражаний
Различение слов с разной слоговой структурой.
Различение и узнавание слов с одинаковой слоговой структурой с
сильно отличающимся фонемным составом (при парном сравнении, при выборе из 3х и более).
односложные,
двухсложные (с разным положением ударного слога),
двухсложные (с одинаковым положением ударного слога),
трехсложные (с разным положением ударного слога),
трехсложные (с одинаковым положением ударного слога),
четырехсложные (с разным положением ударного слога),
трехсложные (с одинаковым положением ударного слога).
Узнавание слов с одинаковой слоговой структурой (трех, двух, или
односложных) с близким фонемным составом (слова отличающиеся 12
фонемами, выбор).
Различение часто используемых слов и простых фраз (закрытый выбор).
«Сказки»
«Семья»
«Части тела»
«Цвета»
«Размер и количество»
«Еда» (овощи, фрукты, продукты)
«Животные»
«Посуда»
«Игрушки»
«Транспорт»
«Глаголы»
Различение простых фраз (при парном сравнении, при закрытом выборе из
3х и более).
Узнавание предложений с хорошо и плохо предсказуемым последним
словом при выборе из 3х и более предложений.
Итого 62 часа
5
4
3
5
5
8
8
4
3
4
4
6
3
Развитие фонематического слуха
Различение и узнавание звуков речи:
сильно отличающихся по частоте ( парное сравнение, затем при выборе из 3
х и более),
сходных по частоте( парное сравнение, затем при выборе из 3 х и более)
Различение и узнавание слогов типа «согласный — гласный»,
«согласный — гласный — согласный» (при парном сравнении, при выборе
из 3х и более).
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24 25
26
27
28
Различение и узнавание слогов типа «согласный гласный», «гласный
— согласный — гласный» (при парном сравнении, при выборе из 3х и
более).
Определение наличия заданного звука в слове (гласного затем согласного)
в начале слова,
в конце,
в середине.
Узнавание слова в слитной речи при выборе (из 6 — 20).
Узнавание правильного слова среди «неправильных» вариантов этого
слова.
Определение места звука в слове.
29
30 Подбор слова на заданный звук.
31
Различение слов похожих по звучанию:
из двух,
из трех.
32
33
34
35
36
37
38
Распознавание устной речи
Расширение словарного запаса:
ответы на вопросы,
выполнение сложных поручений,
наречия,
междометия в речи.
Грамматические представления:
предлоги,
наречия,
союзы,
один и много,
время глаголов,
Тренировка понимания вопросов.
Тренировка понимания многосоставных инструкции и высказываний.
Узнавание слов и предложений, произносимых в быстром темпе,
шепотом, разной высотой голоса при выборе.
Восприятие и понимание устных текстов.
Восприятие просодической информации в речи
(вопросительная/повествовательная информация, положение ударного слога
в слове, положение смыслового ударения, эмоциональное состояние
говорящего, определение мужских, женских, детских голосов,
индивидуальных особенностей голоса). 39
40
41
42
43
44
Тренировка узнавания слов с разной слоговой структурой при выборе.
Узнавание слов с одинаковой слоговой структурой при выборе.
Восприятие слитной речи (предложения, тексты, диалоги) при выборе,
произносимых в нормальном и быстром темпе, на расстоянии,
шёпотом.
Узнавание слов с разной (одно, двух, трехсложные) и одинаковой
слоговой структурой при закрытом и открытом выборе на фоне
шума.
Восприятие слитной речи (предложения, тексты, диалоги), при
закрытом и открытом выборе в шумах.
Тренировка восприятия речи по телефону.
Литература
1. Жукова Н.С. Букварь:учебное пособие — М.: Эксмо, 2011.
2. Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия
у детей с нарушенным слухом/ Науч. ред. проф. И.В. Королева. СПб:Умная
Маша, 2010.
3. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и дети. Все самое важное для
родителей/ И.В. КоролеваСПб.:Умная Маша, 2010.
4. Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными
имплантами.4е издание, дополненное/ И.В Королева. СПб.:СПбНИИуха,
горла, носа и речи, 2006.
5. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих
детей и взрослых: Учебное пособие / И.В. Королева. СПб.: КАРО, 2009.
6. Королева И.В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного
возраста после кохлеарной имплантации: Учебное пособие / И.В. Королева —
Спб.: Спб. НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.
7.Силберг Д. 125 развивающих игр для детей от 1 до 3 / Пер с англ. Минск:
Поппури, 2003.
Индивидуальная программа коррекционно-педагогической помощи ребенку с кохлеарным имплантом по развитию восприятия речи и окружающих звуков
Индивидуальная программа коррекционно-педагогической помощи ребенку с кохлеарным имплантом по развитию восприятия речи и окружающих звуков
Индивидуальная программа коррекционно-педагогической помощи ребенку с кохлеарным имплантом по развитию восприятия речи и окружающих звуков
Индивидуальная программа коррекционно-педагогической помощи ребенку с кохлеарным имплантом по развитию восприятия речи и окружающих звуков
Индивидуальная программа коррекционно-педагогической помощи ребенку с кохлеарным имплантом по развитию восприятия речи и окружающих звуков
Индивидуальная программа коррекционно-педагогической помощи ребенку с кохлеарным имплантом по развитию восприятия речи и окружающих звуков
Индивидуальная программа коррекционно-педагогической помощи ребенку с кохлеарным имплантом по развитию восприятия речи и окружающих звуков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.