Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.
Оценка 4.7

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русский язык +1
8 кл
17.02.2018
Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.
Рабочая программа составлена на основе Программ обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. – Санкт-Петербург, 2011 г. и изд. Екатеринбург: центр «Учебная книга», 2004. Программа построена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, в том числе и для не говорящих детей.Рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.
Индивидуальная программа 8 кл. 2017 г..docx
Пояснительная записка  к индивидуальной программе  для учащихся 8 класса  Рабочая программа составлена на основе: ­   нормативно­правовых   документов,   указанных   в   школьном   Положении   по разработке рабочих программ педагогов;  ­   программы обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. – Санкт­Петербург, 2011;  ­   программы   обучения   детей   с   умеренной   и   тяжёлой   умственной   отсталостью (подготовительный, I – X классы). – Екатеринбург: центр «Учебная книга», 2004; Актуальность курсов «Графика и письмо», «Альтернативное чтение» Обучение     чтению   и   письму   направлено   на   решение   практических   задач. Учащиеся должны научиться «читать» и понимать несложные короткие тексты, картины, инструкции,   выполнять   необходимые   действия   в   определённой последовательности, отвечать на заданные вопросы.  Они должны научиться ставить свою подпись, писать полностью свою фамилию, инициалы или полное имя.    вывески, Анализ уровня сформированности по письму и чтению  за 2016­2017 учебный год Лиза В.     Программу по письму усваивает удовлетворительно. Есть незначительная динамика. Изученные буквы узнаёт по картинке и среди других букв, иногда путает. Может выделить первый звук и букву в слове на фоне протяжного выделения её голосом.   Пишет   по   образцу   буквы,   слоги,   слова,   предложения   из   2­х   слов   и списывает с учебника, доски с письменного текста. Допускает иногда ошибки при списывании   с   доски   (пропуски   букв).   В   конце   учебного   года   начала   пробовать списывать короткие слова с печатного текста. Самостоятельно пишет свои ФИО, имена родителей,  название своего села, с ошибками – месяц и год рождения, своё полное имя.  Наблюдается незначительная динамика в развитии мелкой моторики: рука стала увереннее. Ведущая ­ левая рука.          По чтению динамика стабильная. Изученные буквы путает (д б г е й я), но помогают картинки. Слогослияние только на стадии формирования, обратные слоги получаются лучше. В конце учебного года прочитала способом «буква+слог» 6 слов с ошибками. Слушает короткий текст и пытается ответить на простой вопрос фразой или отдельным словом, опирается и на картинки.  Нравится заучивать стихи, часто повторяет фразы за учащимися. Роза Х.  Программу по письму усваивает удовлетворительно. Правильно списывает с образца буквы, слоги, слова. С доски списывает с ошибками.  Изученные буквы  (д   б   г   й  е   я)   путает.  Произносить   затрудняется.  Задание  «найди   такую   же букву»   выполняет,   а   по   произношению   звука   –   чаще   затрудняется.   К   концу   года запомнила написание своей фамилии и полного имени. Вставляет пропущенную букву в знакомых словах: дом, окно, брат, имена родителей, некоторые названия одежды.   «Чтение» букв, слогов не получается. Может показать на картинке требуемые буквы, но с ошибками. Короткие тексты слушает, показывает на картинке нужные предметы и действия.               Экспрессивной речью не владеет.   Губы и язык толстые, напряжённые; уздечка укороченная. Артикуляционная моторика скованная, малоподвижная; тонус понижен, повышенная саливация.   Прикус открытый боковой односторонний. Фонематический слух   грубо  нарушен.   Пользуется  жестами, когда  пытается  выразить   свою  просьбу. Голос маломодулированный. Произносит  смазанно  отдельные слова: «мама», «баба», «да», «папа». Активный словарный запас ограничен данными словами.   По картинке показывает   требуемые   изображения   (животные   домашние,   посуда,   одежда). Обращенную речь понимает. Пользуется жестами. Действия по инструкции выполняет не всегда целенаправленно. Сопряженно проговаривать звуки, слоги, короткие слова чаще затрудняется. Андрей С. Программу по письму усваивает удовлетворительно. В течение года были пропуски уроков по уважительной причине. Динамика стабильная. Изученные буквы  путает (д б г й е я), пользуется картинным материалом. Списывает  буквы, слоги,   слова   с   письменного   текста,   допускает   ошибки   (лишний   элемент,   пропуск буквы), размер букв не всегда одинаковый. Запомнил и пишет по памяти своё имя, фамилию­   с   помощью   (проговаривание   педагога),   вставляет   пропущенную   букву   в имени мамы, бабушки, брата. В основном правильно произносит изученные звуки в изолированной позиции. Находит из предложенных букв изученные, иногда допуская ошибки. С помощью выделяет первый звук в слове в протяжном его звучании.            По чтению динамика стабильная: самостоятельно не справляется, т. к. речь на уровне   подражания,   читает   слоги   и   1­2х   сложные   слова   с   помощью.   Речь   не разборчивая, но мальчик старается повторять за учителем отдельные слова. Находит по просьбе изученные буквы среди предъявленных. Собирает из букв разрезной азбуки слова  по  образцу.  Слияние  слогов идёт в основном  сопряженно.  Короткие  тексты слушает,   может   ответить   на   вопрос   показом   на   картинке   предмета   или   действия. Буквы запомнил, но некоторые путает. Цель обучения письму в 8 классе: Создание   условий   для   развития   двигательных   стереотипов,   графических способностей   и   навыков   письма   посредством   практических   упражнений   и   речевой активности обучающихся.  Задачи: 1. развивать   графические   навыки   и   навыки   списывания   строчных   и   букв,   слогов,   слов   с   букваря   и   доски   посредством   прописных   многократных практических упражнений; 2. коррегировать нарушения   зрительно­слуховой и двигательной памяти с использованием   пиктограмм,   жестов   и   речи   через   выполнение практических заданий и тренировочных упражнений; 3. воспитывать   аккуратность,   точность   и   умение   доводить   выполнение задания до конца через создание ситуации успеха;  воспитывать   стремление   к   речевой   активности   с   педагогом   и сверстниками.  Реализация задач будет осуществляться через следующие методы и приёмы:    показ способа действий;  объяснение;  практические и письменные упражнения;  упражнения с картинками, пиктограммами;  упражнения подражательного характера;  метод «глобального чтения» Используются здоровьесберегающие и игровые технологии.  Содержание курса  Письмо (102 ч., 3 ч. в неделю) Программа   по   письму   и   чтению   имеет   чётко   выраженную   практическую направленность на приобретение адаптивных знаний, умений и навыков. Обучение письму требует от учащегося усвоения только элементарных правил правописания. Письмо букв идёт   параллельно   с   прохождением   алфавита,   практикуются   зрительные   и   слуховые диктанты отдельных букв, слогов и по возможности предложений. Во все годы обучения осуществляется работа с буквами разрезной азбуки и различными таблицами. Учащиеся на   уроках   будет   овладевать   элементарными   графомоторными   навыками, пространственными   представлениями.   Работа   осуществляется   на   основе   предметно­ практической   деятельности   с   использованием   всех   анализаторов.   Коммуникативный принцип построения уроков­занятий является ведущим. На всех уроках поддерживается и поощряется речевая активность учащихся. Основной целью обучения грамоте является воспитание   и   развитие   их   стремления   устанавливать   коммуникативные   контакты   с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства общения.  В   процессе   работы   по   предмету   необходимо   последовательное   использование следующих   упражнений:   практическая   деятельность,   упражнения   с   картинками,   с пиктограммами, «письменные» упражнения, упражнения с буквами, слогами и словами. В основе «упражнений со словами» лежит метод «глобального чтения». После того, как учащиеся научатся «писать»   печатные буквы и слоги, им предлагается писать слова. Вначале   они   выполняют   упражнения   на   переписывание   (буквы,   слоги,   слова, предложения). Главное, чтобы ученик передал образ буквы, понимал значение слова и смысл задания, мог пояснить, что  «написал».  В   8   классе   продолжится   изучение   новых   звуков   и     букв:  ё,   я,   ю,   ц,   ч,   щ,   ф.  Правильное   и   отчетливое   произнесение   их   в   изолированной   позиции.   Образование   из усвоенных   звуков   и   букв   слогов,   «чтение»   с   протяжным   произношением   с   учётом индивидуальных возможностей учащихся. Повторение за педагогом прямых и обратных слогов   по   возможности.   Усвоение   рукописного   начертания   изучаемых   печатных   и строчных букв (ё, я, ю, ц, ч, щ, ф.) по программе Новосёловой Н.А., Шлыковой А. А. (3 класс).   Письмо по обводке, по образцу, данному учителем.  «Печатание» букв, слогов, слов. Безречевые   дети   вместо   называния   слов     вопросам   учителя   показывают изображения предметов и  действия по предложенной картинке.  Рабочая программа ориентирована на использование учебника: «Букварь» для 1 класса   специальных   (коррекционных)   образовательных   учреждений   VIII   вида,   авторов В.В.Воронковой и И.В.Коломыткиной,  Москва. «Просвещение», 2006.  «Чтение» для 2 класса в 2­х частях под ред. С.Ю. Ильиной А.К. Аксёновой, М.И. Шишковой, изд.: М. «Просвещение» 2013. – 102 с.  Межпредметные связи  Предмет «Графика и письмо» интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно­развивающей области. Тема уроков­занятий находит своё логическое продолжение в содержании уроков по предметам   «Чтение»   (альтернативное),   «Математика»,   факультативные   занятия   по ОБЖ, логопедии.  Планируемый результат При реализации данной программы предполагается, что учащиеся смогут:          выделять   изученные   звуки   из   речи   с   учётом   индивидуальных возможностей; правильно произносить их в изолированной позиции (по возможности); различать их в сочетании с другими буквами; находить   из   предложенных   букв   изученные   и   называть   их   (по возможности); выделять первый звук и букву в слове;   записывать по обводке и образцу изученные буквы, слоги, слова; составлять   из   кассы   букв   подписи   под   предметными   картинками   по образцу; работать   с   деформированными   словами:   дополнение   одной пропущенной буквы в 1­2х сложных словах; списывать  буквы, слоги, слова с печатных изданий и доски;         писать свои ФИ и родителей (по возможности).    Требования к знаниям, умениям и навыкам в программе не выделены, так как при обучении учитываются индивидуальные особенности учащегося.  Раздел «Чтение» (102 ч., 3 ч. в нед.) Речь, которая  играет  основную  роль  в когнитивном   и эмоциональном   развитии ребёнка,  не   может   быть   использована   детьми   с   умеренной   умственной   отсталостью   в полной   мере.   Для   данной   категории   детей   представлена   другая   система   –   система невербальных   средств   общения,   способствующих   развитию   языковой   компетенции, расширяющих   возможности   их   общения   и   образования   –   «альтернативное   чтение».   В основе   альтернативного   чтения   –   система   формирования   навыков   коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации. Эта система предусматривает   формирование   логической   цепочки:   первоначальное   понятие   «знак» («пиктограмма»), затем обобщающее понятие, далее закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами и наконец, самостоятельная ориентировка в системе знаков.  Используются альтернативные виды чтения: слушание аудиокниг, «чтение» картин (изображений на картинках и картинах), «чтение» жестов, «чтение» видиоизображений, чтение пиктограмм, глобальное чтение; чтение букв и других знаков; чтение по складам.   Программа по чтению в 8 классе состоит из следующих разделов:  ­ «Чтение « изображений на картинках, картинах и пиктограммах; ­ «Аудиальное чтение»; ­ «Чтение букв и слов («глобальное чтение»).  Программа по обучению чтению предусматривает умения:   слушать чтение педагогом доступных для учащихся коротких текстов  (потешки, стихи, сказки, рассказы); показывать предметную картинку, где в названии предмета,  изображенного на ней, есть требуемый звук (с учётом возможностей); находить из предложенных букв изученные; составлять  из букв разрезной азбуки слоги (прямые, затем обратные),  после этого ­ на основе произношения учителем; произносить сопряжённо и отражённо звуки, слоги, слова (по  возможности ­ Роза Х.); отвечать на вопросы  с опорой на картинки, рассматривать иллюстрации и выполнять ситуационные упражнения типа «Покажи то, что я назову (спрошу)» и т.  п.; заучивать наизусть короткие стихи или отрывки (Лиза В.),  договаривание стихов  (Андрей С.).  Цель обучения чтению: Создавать   условия   для   развития   интереса   к   «чтению»   через   умение   слушать короткие тексты и «читать» картинки, пиктограммы, буквы, слова («глобальное чтение») и стремления обучающихся к урочному общению.  Задачи:  1.продолжать развивать умение в прослушивании текста и «чтении» картинок, пиктограмм, букв и слов посредством аудиальных и визуальных упражнений; 2.коррегировать   нарушения     фонематического   восприятия   и   зрительно­ слухового   внимания   на   основе   упражнений   в   запоминании,   узнавании   и воспроизведении (букв, слов, показ или выбор картинки, изображение действий, ответы на вопросы, заучивание, договаривание слов);  3.воспитывать   интерес   к   книге   и   стремление   к   межличностному   общению (педагог, сверстник).   Методы и приёмы: ­ «глобальное чтение»; ­ «чтение» изображений на картинках; ­ работа с пиктограммами; ­ объяснение; ­ упражнения по прослушанному тексту; ­ упражнения со словами; ­ договаривание (сопряженное чтение); ­ метод жестов.  При реализации программы предполагается, что учащиеся смогут: Планируемый результат  внимательно слушать чтение текста педагогом;  различать и показывать «название статьи», «текст»;  по прослушанному тексту отвечать показом предметов и действий на  картинке (Андрей С., Роза Х.)  или отвечать словом, фразой (Лиза В.);   находить изученные буквы, слоги, слова среди  предъявленных;  сопряжённо и отражённо проговаривать звуки, слоги, слова (Андрей С., Роза Х.);  договаривание стихов (сопряжённое и самостоятельное рассказывание с  доступными средствами общения).  Годовой план по чтению  ( I полугодие) № п/п  Раздел I четверть – 27 ч. Кол – во часов 1. «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах  14 ч. 2. 3. «Аудиальное чтение»  II четверть – 21 ч. Чтение букв и слов («глобальное чтение»)  13 ч. 21 ч.  Календарно­тематический  план по чтению  (102 ч., 3 ч. в нед.) I полугодие (48 ч.) №п/п Раздел, тема  Должен знать  Должен уметь  Кол­во часов I четверть  27 ч.  I  I раздел «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах (14 ч.)  Цель:  развитие зрительного ­ слухового восприятия, памяти и речи для выработки умения   слушать   тексты,   «читать»   информацию   иллюстраций,   картин,   пиктограмм посредством визуальных и аудиальных упражнений.  Задачи:  1. продолжать   развивать   умение   слушать   короткие   тексты   и   «читать» иллюстрации, картины, пиктограммы через практические упражнения; 2. коррегировать нарушения зрительно – слухового восприятия, памяти и речи посредством упражнений в различении, узнавании и воспроизведении;  3. воспитывать интерес к выполнению заданий, стремление к общению.  1 ­ 2  Упражнения   с   пиктограммами   по   теме «Ребёнок   и   дом»,   «Ребёнок   и   мир растений»   Узнавать  знакомые  изображения  3­ 6 Упражнения   на   узнавание   продуктов питания (по иллюстрации, по упаковке, по описанию учителя)   «Глобальное   чтение»   слов:   хлеб,   сахар, чай,   макароны,   рис,   молоко,   сыр,   масло, печенье, лук, помидор, морковь Узнавать  знакомые  изображения и  буквы 2 4 Находить и  показывать  требуемые  изображения  предметов на  картинке и  соединить их  стрелками,   «лишнее  изображение»,  показать «о чём  говорится в  предложении».  Находить,  показывать и  называть  требуемые  изображения на  картинках,  показывать по  описанию  учителя, отвечать на вопросы (по  возможности  учащихся). 7­10   Рассматривание сюжетно­бытовой картины   по   теме   «Посещение   столовой» (кафе) Глобальное   чтение»   слов:   пить,   есть, «столовая», «кафе», названия продуктов  Узнавать  знакомые  изображения  предметов и  действий  11­12 Труд людей в столовой (кафе)   «Глобальное чтение»: «варить», «мыть» и изученных слов.  Узнавать знакомые изображения, действия   буквы 13 Рассматривание   журнала   о   здоровье   (о детях» Узнавать знакомые журналы 14 «Азбука дорожного движения» Узнавать знакомые знаки  4 2 1 1 Узнавать слова и  подкладывать к  картинкам.  Понимать и  показывать  изображённые  бытовые  ситуации на  картинках по  предъявлению  педагога,  продукты  питания и  ценники к ним.  Соотносить слово с картинкой  (изображением), «читать» слова  Находить и  показывать  требуемые  и изображения и  действия, по  возможности  сопряженно и  самостоятельно  проговаривать  требуемые слова  и «читать» их.  Показывать  «название  статьи», «текст»,  «иллюстрация».  Последовательно  рассматривать  журнал и  вступать в  речевой и  неречевой  контакт с  учителем и  другими уч­ся.  Показывать и  называть (по  возможности)  информационные  и  запрещающие  знаки. «Чтение»   картинок по  безопасному  поведению на  улицах и дорогах. II.   «Аудиальное чтение» ( 13 ч.)  Цель: создание специальных образовательных ситуаций для закрепления навыка слушания,  выполнения словесных инструкций и побуждения к сопряжённой и отражённой речи  обучающихся посредством практических упражнений.  Задачи: 1. продолжать развивать умение  внимательно слушать чтение текста для умения вступать в элементарное его обсуждение через специально созданные ситуации общения; 2. коррегировать нарушения слухового восприятия  и внимания к речи посредством  выполнения словесных инструкций и использования доступных средств общения; 3. воспитывать мотивацию к общению,  15­16 Упражнения в прослушивании информации и действия по ней (в магазине, транспорте)  17­18 Прослушивание     стихотворения   «Осень пришла ­ в школу пора»  «Глобальное чтение» слов: « лето, осень, листья, школа, звонок, урок» 19­20 Слушание   и   обсуждение   стихотворения «Грибной лес», Я. Аким  «Глобальное чтение» слов: лес, грибы Отличительные признаки   лета, осени.   Узнавать деревья, грибы.  Простые правила выполнения инструкции  Узнавать знакомые изображения   и буквы 2 2 2 Внимательно  слушать  короткую  информацию,  действовать  соответственно с  ней (в магазине, в транспорте) и  повторять  информацию  вместе с  учителем.  Отработка  алгоритма  поведения уч­ся  в соответствии с  прослушанной  информацией.  Находить и  показывать  требуемые  изображения  на  картинках,  отвечать на  вопросы  Сопряжённое и  отражённое  проговаривание  слов или  договаривание.  Понимать и  показывать на  картинке  признаки времён  года, отвечать на  вопросы учителя  По возможности  сопряжено  проговаривать  требуемые слова  или договаривать. 21­22 Прослушивание   стихотворения   «Птичья школа», Б. Заходер  «Глобальное чтение» слов: школа, птицы 23­24   Слушание и беседа по тексту «Осенние подарки»,   Н.   Сладков   (с   опорой   на картинки) «Глобальное   чтение»   слов:   осень,   лес, грибы Узнавать знакомые изображения   и буквы Узнавать изображения   и буквы 2 2 1 1 Отвечать на  вопросы показом  картинки, по  возможности  сопряжено и  отражённо  проговаривать   названия  предметов.  Находить и  показывать на  картинке  требуемые  изображения,  отвечать на  вопросы.  По  возможности  сопряжено и  отражённо  проговаривать   отдельные слова  или договаривать.  Глобальное  чтение слов.  Рассматривать  иллюстрации и  отвечать на  вопросы, по  возможности  сопряжёно  проговаривать  отдельные    слоги, слова,  фразы.  Глобальное  чтение слов.   Слушание текста и ответы на  вопросы с опорой на картинку и, по возможности,  сопряжёно  проговаривать  отдельные слоги,  слова, фразы. 25   «Чтение» картинок к рассказу «Осенние подарки», Н. Сладков  Узнавать  знакомые  изображения и  буквы 26 Заучивание   стихотворения   «Падают, падают листья …», М. Ивенсен  Узнавать  знакомые  изображения и  буквы  27    «Глобальное   чтение»   знакомых   слов   с подкладыванием букв.  1  Узнавать  знакомые  предметы,  действия  и  изученные ранее  буквы «Читать»  знакомые слова.  По возможности  сопряжёно  договаривать  отдельные звуки,  слоги, слова. II четверть – 21 ч. III. Чтение букв и слов («глобальное чтение») – 21 ч.  Цель: развитие навыков «глобального чтения» для восприятия устной и письменной речи и  элементарной самостоятельной речевой активности  и навыков чтения слогов посредством  тренировочных упражнений.   Задачи:  1. развивать навыки «чтения» букв, слогов, слов на основе многократных тренировочных 2. упражнений;   коррегировать   нарушения   зрительно­слухового   восприятия   и   памяти   на   основе узнавания   и   воспроизведения   (показа)   вербального   и   наглядного   материала, произносительной стороны речи; 3. воспитывать интерес к обучению.  28   Повторение.   Упражнения   в   различении гласных букв (а, о, у, и, ы) с опорой на предъявленные картинки.  Артикуляцию  гласных звуков  и зрительный образ букв  Повторение.   Упражнения   в   различении буквы Й. Глобальное   чтение   слов:   мой,   май,   дай, пой, майка, сарай Узнавать  зрительный образ букв 29 30 Сопряжёно и  отражённо   произносить  гласные звуки  с  опорой на схему  и картинки и без  опоры. Узнавать   и соотносить с  буквой, находить  буквы среди  других и в  словах.  Образовывать  слоги и читать 1­ 2х слоговые  слова.  Находить буквы  среди других. Образовывать и  читать слоги и  слова из 1­2  слогов или  глобальное  чтение слов.  Соотнесение   карточек с  картинками.   Образовывать и  читать слоги и  слова из 1­2  слогов или  глобальное  чтение слов и  соотнесение   карточек с  картинками.  Сопряжёно и  самостоятельно  1 1 1 1 Повторение. Образование и чтение слогов и коротких слов с гласной Е. «Глобальное   чтение»   слов   (лето,   осень, лес, дождь, снег) Узнавать зрительный образ букв  31 Знакомство с буквой Ё  Артикуляцию  звука Ё 32 Образование   и   «чтение»   обратных   и прямых слогов с буквой Ё  33­34   «Глобальное»   чтение   слов   с   буквой   Ё (ёлка, ёжик, поёт, жуёт, нёс, вёл) 35 Определение буквы в слове (в начальной позиции) с опорой на картинку 36­37 Упражнение в различении букв Ё­е Артикуляцию звука Ё Узнавать  графический  образ изученных  букв  произносить звук Определять  букву среди  других букв, в  слогах, словах.  Образовывать и  читать обратные  и прямые слоги с  изученной буквой (по  возможности). Собирать слоги  1­2х сложные  слова из букв  разрезной азбуки. Узнавать  знакомые слова,  подкладывать  буквы в слове,  выкладывать  слова из букв  разрезной азбуки  и соотносить с  картинкой.  Выделять  знакомый слог в  слове. Глобальное  Артикуляцию чтение знакомых  звука Ё слов,  Узнавать определение  знакомый   образ и буквы первой буквы в  слове с опорой на изображений.  картинки и  выделение звука  в начальной  позиции.  Различать буквы  Ё­Е  с опорой на  картинки и без  опоры, находить  среди других  букв,  в словах.  «Чтение»  знакомых слов.    Узнавать  знакомый образ  буквы  38 Знакомство с буквой Я  Артикуляцию звука Я Сопряжённо и  самостоятельно  произносить звук  и с опорой на  графический  образ буквы и  картинки.  1 2 1  2 1 39 – 40 Образование   и   «чтение»   обратных   и прямых слогов с буквой Я  Артикуляцию звука Я 41­42  . «Глобальное» чтение слов с буквой Я Артикуляцию  звука Я 43 Определение буквы в слове (в начальной позиции) с опорой на картинку Узнавать  изученные буквы  44­45 Упражнение в различении букв Ё­Я Узнавать изученные буквы  46 Повторение.   Упражнение   в   различении буквы   Б  и  знакомых  слов  среди  других (буква, банан, рыба, булка, бык, бок) Узнавать графический образ буквы 2 2 1 2 1 Определять  букву среди  других букв, в  слогах, словах. Узнавать и  показывать  букву,  образовывать и  «читать» слоги,  1­2х слоговые  слова (по  возможности).    Узнавать знакомые   слова, подкладывать буквы   в   слове, выкладывать слова   из   букв разрезной   азбуки и   соотносить   с картинкой. Выделять   слоги из знакомых слов. Читать слоги. Глобальное  чтение знакомых  слов,  определение  первой буквы в  слове с опорой на картинки. Собирать слова  из букв разрезной азбуки.  Находить и  показывать буквы Ё­Я в слогах,  словах. Узнавать  и показывать  слова с  изученными  буквами,   различать буквы  с опорой на  картинки.  Находить и  показывать  изученные буквы  среди других  букв, различать  графический  образ букв,  сопряжено и 47 Повторение.   Упражнение   в   различении буквы   Г   и   знакомых   слов   среди   других (гуси, галка, губы, нога, игла, игра) Узнавать графический образ буквы 48 Повторение.   Упражнение   в   различении буквы  Д  и знакомых  слов  среди  других (дом, дым, душ, сад, вода, дорога). Узнавать графический образ буквы 1 1 отражённо  произносить,  читать слоги, 1­ сложные слова.  Соотносить  карточки с  картинкой. Находить и  показывать   изученные буквы  среди других  букв, различать  графический  образ букв,  сопряжено и  отражённо  произносить,  читать слоги, 1­ сложные слова.  Соотносить  карточки с  картинкой. Находить и  показывать  изученные буквы  среди других  букв, различать  графический  образ букв,  сопряжено и  отражённо  произносить,  читать слоги, 1­ сложные слова.  Узнавать слова  среди других.  собирать из букв  разрезной азбуки. Соотносить  карточки с  картинкой. Годовой план по письму и развитию речи  ( 1 полугодие)  48 час.  Раздел  Кол – во часов  № п/п 1. 2. 3. Развитие тонкой моторики рук  I четверть – 27 ч.  «Рисуночное письмо»  Письменные упражнения  Письменные упражнения  II четверть – 21 ч.  6 ч.  7 ч. 14 ч.  21 ч.  Календарно­тематическое планирование по письму и развитию речи  (102 часа, 3 часа в неделю) 1 полугодие (48 ч.)  №п/п Раздел, тема  I четверть – 27 ч.  Должен знать  Должен уметь  Кол­во часов  I . Упражнения для развития тонкой моторики рук (6 ч.) Цель:  развитие   произвольной   регуляции   моторики   рук   и   артикуляции,   зрительно­моторной координации и графических способностей для отработки навыков письма и воспроизведения артикуляторных укладов звуков речи на основе практических упражнений.  Задачи: 1. развивать произвольные движения пальцев рук и артикуляционной моторики по образцу, словесной инструкции и самостоятельно посредством выполнения упражнений; 2. коррегировать   нарушения   регуляции   мелкой   моторики   рук     и   артикуляционной моторики   через   выполнение   специальных   упражнений;   развивать   графические способности (штриховка, дорисовка, графические ряды); 3. воспитывать терпение при выполнении тренировочных упражнений.  1 Упражнения   на   развитие   произвольной регуляции   моторики рук (статические – динамические).  2 3 Упражнения на развитие конструктивного праксиса зрительно­моторной координации (пазлы, мозаика).  и       Штриховка   трафаретов   (шапка,   шарф, косынка)   и   дорисовка   предметных изображений.  Различать   знакомые  предметы Называть  (показывать)  знакомые  изображения  одежды,  Выкладывать  образцы из  мозаики и пазлов  с опорой на  картинку.   Обводить по  трафарету  изображения  и  штриховать  прямыми и  Различать  понятия   «пальцы и  кисти рук»  Выполнять  упражнения с  предметами и без  предметов по  образцу учителя  и словесной  инструкции. 1 1 1 4 5 6 Графические ряды  Артикуляционные упражнения Упражнения на связь действия и движений с предлогами  головных  уборов.   Узнавать  знакомые  изображения Узнавать  артикуляцию  знакомых  гласных звуков Различать  предлоги (к, до, над, под и др.) косыми линиями.  Дорисовывать  отдельные  недостающие  элементы  предметного  изображения.  Рисовать  графические  ряды знакомых  элементов Правильно  воспроизводить  артикуляционные уклады звуков  речи  Понимать связь   действия и  движения с  предлогом и  выполнять их,  использовать  пиктограммы,  жесты, речь.  1 1 1 II  «Рисуночное письмо» (7 ч.) Цель:  развитие   зрительно­моторной   координации   и   графических   навыков   для   вырезания деталей   и   рисования   различных   линий,   изображений   и   использование   их   в   предметно­ практической деятельности посредством выполнения практических заданий и упражнений.  Задачи: 1. упражнять в работе с ножницами и в выполнении   рисунка с помощью трафаретов и самостоятельно на основе практических упражнений; 2. коррегировать   нарушения   пространственной   ориентировки   и     зрительно­двигательной координации через практические упражнения; 3. поддерживать интерес к выполнению рисуночного письма.        7­8   Работа с ножницами (вырезание деталей) 9 Рисование дуба   Знать технику  безопасности  при работе с  ножницами,  приёмы работы  (по прямой, по  кругу).   Узнавать части  дерева 2 1 Вырезать детали  по прямой линии, по кругу.  Соблюдать  технику  безопасности с  колющими  предметами.  Передавать в  рисунке части  дерева (ствол,  ветки, листья) с  помощью  прямых,  наклонных и  закруглённых  линий.  Сопряжёно и 10 Рассматривание   и   обсуждение   картины «Натюрморт с грушами».  Рисование ««Натюрморт с грушами» Узнавать  знакомые  предметы,  изображения 11 Рассматривание   и   обсуждение   картины­ натюрморта «Цветы» Рисование натюрморта «Цветы» Узнавать  знакомые  изображения  цветов 12­13 Рисование   предмета   по   произнесённому слову   (и   написанному   на   листе   бумаги) учителем.  Знать названия  овощей самостоятельно  проговаривать  слоги, слова.  Рассматривать и  обсуждать  картину­ натюрморт  (отвечать  показом на  картине или  словом). Передавать  форму фруктов  по образцу  (трафареты)и  самостоятельно,  Сопоставлять  выполненный  рисунок с  картиной.  Сопряжёно  проговаривать  звуки, слоги,  слова (по  возможности) или договаривать.  Рассматривать и  обсуждать  картину­ натюрморт  (отвечать  показом на  картине или  словом). Передавать  форму, части  цветов по образцу (трафареты) и  самостоятельно.  Сопоставлять  выполненный  рисунок с  картиной.  Сопряжёно  проговаривать  звуки, слоги,  слова (по  возможности) или договаривать. Рисовать на листе бумаги   самостоятельно  или с помощью  1 1 2 трафарета овощи  по  произнесённому  учителем слову,  передавая форму  и цвет предмета.  Сопоставлять  рисунок с  картинкой.  III   Письменные упражнения (34 ч.)  Цель:  развитие  навыков   письма   для   самостоятельного   выполнения   письменных   заданий   на основе упражнений.  Задачи: 1. развивать навыки рукописного начертания строчных и прописных букв, слогов, слов и работы с деформированным словом посредством тренировочных упражнений; 2. коррегировать   нарушения   зрительно­двигательной   координации   и   пространственной ориентировки   на   основе   выполнения   специальных   упражнений;   зрительной   памяти   – посредством запоминания и воспроизведения; 3. воспитывать аккуратность и точность выполнения заданий.  14   Различение   гласных Повторение. букв: а, о, у, и, ы, е Написание своего имени и фамилии.  Узнавать знакомые буквы 15 Повторение. Списывание с букваря, с печатных карточек слов из знакомых слоговых структур.  Написание своего имени и фамилии. Узнавать знакомые буквы, слоговые  структуры 16­18 Повторение.   Составление   из   букв разрезной   азбуки   подписи   под предметными картинками.  Написание   имён   родителей   по образцу. Узнавать печатные  и прописные  изученные  буквы 1 1 3  Определять  требуемые буквы. Писать  строчные и прописные буквы  (а, о, у, и , ы, е) по  образцу и  соотносить с  печатной буквой.  Списывать слоги и  слова. Писать своё  имя и фамилию по  образцу и  самостоятельно.  Самостоятельно  списывать слова с  букваря, с  печатных карточек Писать своё имя и  фамилию по  образцу и  самостоятельно. Составлять из букв разрезной азбуки  подписи под  предметные  картинки (лето,  осень, лист, лес,  грибы, птицы,  школа, дом),  списывать с  карточки  прописными  буквами по 19­21 Деформированные слова (дополнение одной   пропущенной   буквы   в изученных словах).  Написание   имён   родителей   по образцу. Узнавать знакомые буквы, слоговые  структуры, слова 22 Повторение.   Списывание   знакомых слов   по   образцу   и   соотнесение   с картинкой   и   карточкой   (лук, помидор, капуста, морковь) Узнавать знакомые буквы, слоговые  структуры, слова,  изображения 23­24     Повторение. с деформированными   словами   (лук, помидор, капуста, морковь) Работа 25­26 Повторение. Составление из букв  разрезной азбуки подписи под  картинками по образцу (утро, день,  ночь).  Узнавать  изображения,  изученные  печатные и  прописные буквы Узнавать  изображения,  изученные  печатные и  прописные буквы 27 Списывание знакомых слов с доски. Узнавать знакомые буквы, слова II четверть – 21 час  28   Повторение.   Различение   гласных букв   (а,   о,   у,   и,   ы,   е).   Списывание слогов и слов.  Узнавать печатную и письменную  букву .  образцу. Выделять  изученные  гласные буквы в словах.  Писать имена  родителей. Вставлять в  изученных словах  одну пропущенную букву по образцу и самостоятельно.  Списывать с  карточки, доски.  Писать имена  родителей.  С опорой на  картинки  сопряжёно  проговаривать  слова, списывать  слова с карточки и  соотносить с  картинкой.  Выделять гласные  буквы по образцу.  Списывать с  карточки  печатными  буквами и   прописными ­ по  образцу, дополняя  пропущенную  букву.  Составлять из букв разрезной азбуки  подписи под   картинками по  образцу. Списывать слова с  карточки.   Списывать с доски  знакомые слова,  соотносить с  картинкой.   Различать на слух  и по графическому образу букв.  Списывать с  карточки и доски  слоги и слова,  соотносить слова с 3 1 2 2 1 1 29 30 31 32­33 Повторение.   Составление   из   букв разрезной   азбуки   подписи   под картинками по образцу с изученными гласными. Узнавать печатные  и письменные  буквы   Списывание   изученными буквами.    слогов   и   слов   с Усвоение   рукописного   начертания строчной прописной буквы Я. Письмо   по   обводке   и образцу.  и     Узнавать печатные  и письменные  изученные буквы  Узнавать графический   образ буквы. Списывание слогов и слов с буквой Я. Узнавать  печатную письменную   и букву. картинкой, сверять с образцом. Составлять из букв разрезной азбуки  подписи под   картинками по  образцу. Списывать  знакомые слова с  карточки.   Списывать с  карточки знакомые слова, соотносить  с картинкой. Писать прописную  букву Я по  обводке и образцу,  соотносить с  печатной буквой.  Списывание слов.  Лепить букву из  пластилина.   Списывать  слоги и слова с буквой Я,  сверять с  образцом. 34 Дописывание элементов буквы Я.      35­36 Составление из букв разрезной азбуки подписи под картинками по образцу с буквой  Элементы буквы  Дописывать  недостающие  элементы буквы Я. Списывание слов с  буквой Я. .  Составлять из букв разрезной азбуки  подписи под   картинками по  образцу. Списывать слова с  карточки.   Узнавать изображения, букву Я. Знать   элементы буквы. 37­38 Работа с деформированными словами (ягода,   яма,   ряд,   тётя,   дядя): добавление пропущенной буквы.  Узнавать изображения, букву Я. 39­40 Различение букв Я­Ё Узнавать  печатную и письменную буквы Ё ­ Я   С опорой на  картинки  сопряжёно  проговаривать  слова, определять  пропущенную  гласную букву,  списывать слова с  карточки. Списывать с  карточки и доски  слоги и слова,  соотносить слова с 1 1 1 2 1 2 3 2 41 Усвоение   рукописного   начертания строчной   буквы   Ю . Письмо   по обводке и образцу. Узнавать  печатную и письменную   букву 42­43 Письмо   прямых   и   обратных   слогов, слов с буквой Ю.  Узнавать  печатную и письменную букву.   картинкой, сверять с образцом. Писать прописную  букву Ю по  обводке и образцу,  соотносить с  печатной буквой.  Писать слоги.  Лепить букву из  пластилина.   Списывать  слоги и слова с буквой Ю,  сверять с  образцом. 44 Дописывание элементов буквы Ю. 45­46 Составление из букв разрезной азбуки подписи под картинками по образцу с буквой Ю.  47 Работа   словами.  с   деформированными  48 Повторение   изученных   букв   (Ё,   Я, Ю).  Узнавать букву Ю. Знать   элементы буквы.  Узнавать букву Ю. Знать   элементы буквы. Элементы буквы ЮДописывать  недостающие  элементы буквы  Ю. Писать слоги и  слова, выделять  букву в слове.   Составление из  букв разрезной  азбуки подписи  под картинками по образцу с буквой  Ю.  Самостоятельное  списывание слогов  и слов с буквой Ю. С опорой на  картинки  сопряжёно  проговаривать  слова, определять  пропущенную  гласную букву,  списывать слова с  карточки. Правильно писать  элементы букв,  соотносить  прописную букву с печатной.  Самостоятельно  списывать слоги и  слова с  изученными  буквами.   Узнавать изученные буквы. Знать   элементы букв.  1 2 1 2 1 1 Годовой план по чтению  ( II полугодие) Раздел IIIчетверть – 30 ч. «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах  «Аудиальное чтение»  IV четверть – 24 ч. Чтение букв и слов («глобальное чтение»)  № п/п  1. 2. 3. Кол – во часов 12 ч. 18 ч. 24 ч.  Календарно­тематический  план по чтению  (3 ч. в нед.) II полугодие (54 ч.) №п/п Раздел, тема  Должен знать  Должен уметь  Кол­во часов III четверть  ­ 30 ч.  I  I раздел «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах (12 ч.)  1 ­ 2  Упражнения   с   пиктограммами   «Найди   соедини   их нужные   изображения, стрелками»,   «Найди   и   покажи   лишнее изображение» Узнавать  знакомые  изображения  3­ 5 Упражнения   на   узнавание   продуктов питания (по иллюстрации, по упаковке, по описанию учителя)  «Глобальное чтение» слов: молоко, кофе, сок,   чай,   вода,   колбаса,   торт,   конфета, магазин Узнавать  знакомые  изображения и  буквы 6­7   Рассматривание сюжетно­бытовой картины «Посещение магазина продуктов»   магазин, Глобальное   чтение»   слов: продавец,   покупать,   платить, названия продуктов    касса, Узнавать  знакомые  изображения  предметов и  действий  2 3 2 Находить и  показывать  требуемые  изображения  предметов на  картинке и  соединить их  стрелками,   «лишнее  изображение»,  показать «о чём  говорится в  предложении».  Находить,  показывать и  называть  требуемые  изображения на  картинках,  показывать по  описанию  учителя, отвечать на вопросы (по  возможности  учащихся).  Узнавать слова и  подкладывать к  картинкам.  Понимать и  показывать  изображённые  бытовые  ситуации на  картинках по  предъявлению  педагога,  продукты  питания, слова­ предметы и  действия.   Соотносить слово с картинкой  (изображением), «читать» слова 8­10 Упражнения   на   узнавание   предметов личной гигиены.  Глобальное   чтение»   слов:   мыло,   зубная щётка, полотенце, расчёска. Узнавать знакомые изображения, буквы 11­12 «Азбука дорожного движения» Узнавать знакомые знаки  II.   «Аудиальное чтение» ( 18 ч.)  Находить и  показывать  требуемые  изображения  предметов  личной гигиены  и, по  возможности,  сопряженно и  самостоятельно  проговаривать  требуемые слова  и «читать» их,  соотносить с  картинкой.  Показывать и  называть (по  возможности)  информационные  и  запрещающие  знаки. «Чтение»   картинок по  безопасному  поведению на  улицах и дорогах. 13­14 Упражнения в прослушивании информации и Простые правила выполнения инструкции  действия по ней (в магазине, транспорте)  15­16 Слушание   и   беседа   по   тексту   «Коля заболел», А. Митт   «Глобальное чтение» слов: болеет, друг Узнавать знакомые изображения   и буквы Внимательно  слушать  короткую  информацию,  действовать  соответственно с  ней (в магазине, в транспорте) и  повторять  информацию  вместе с  учителем.  Отработка  алгоритма  поведения уч­ся  в соответствии с  прослушанной  информацией.  Находить и  показывать  требуемые  изображения  на  картинках,  отвечать на  вопросы.  Сопряжённое и  3 2 2 2 17­18 Слушание   и   беседа   по   картинкам   текста «Скамейка, прыгуны­гвоздики и Алик», Э. Кисилёва «Глобальное   чтение»   слов:   ноги,   руки, молоток, гвозди, починить 19­20 Слушание и беседа по тексту «Вьюга», В. Сухомлинский  «Глобальное   чтение»   слов:   зима,   вьюга, снег, ветер, школа 21­22   Слушание и беседа по тексту «Канавка» (с опорой на картинки), В. Донникова  «Глобальное   чтение»   слов:   дождь,   глина, переход  Узнавать знакомые изображения   и буквы Узнавать изображения   и буквы 2 2 2 2 отражённое  проговаривание  слов или  договаривание.  Понимать и  показывать на  картинке  требуемые  изображения,  действия.  Отвечать на  вопросы учителя. По возможности  сопряжено  проговаривать  требуемые слова  или договаривать  их.  Отвечать на  вопросы показом  картинки, по  возможности  сопряжено и  отражённо  проговаривать   названия  предметов.  Находить и  показывать на  картинке  требуемые  изображения,  отвечать на  вопросы.  По  возможности  сопряжено и  отражённо  проговаривать   отдельные слова  или договаривать.  Глобальное  чтение слов.  Рассматривать  иллюстрации и  отвечать на  вопросы, по  возможности  сопряжёно  проговаривать  отдельные    слоги, слова,  фразы.  Глобальное  23­24   Слушание и беседа по тексту «Неряха», И. Туричин Узнавать  знакомые  изображения и  буквы 25 Рассматривание картины «Весна»  Узнавать  знакомые  изображения  26 Слушание   стихотворения   «Март»,   Я. Аким  «Глобальное чтение» слов: март, весна  Узнавать  знакомые  изображения 27­28 Слушание   и   беседа   по   тексту «Невидимка», Ю. Коваль  Узнавать первые признаки весны  29 «Чтение»   картинок   по   теме   «Праздник мам» Узнавать  знакомые  изображения и  действия  30   «Глобальное   чтение»   знакомых   слов   с подкладыванием букв.  Узнавать  знакомые  предметы,  действия  и  изученные ранее  буквы 1 1 2 1 1  чтение слов.   Слушание текста и ответы на  вопросы с опорой на картинку и, по возможности,  сопряжёно  проговаривать  отдельные слоги,  слова, фразы. Слушание текста  и ответы на  вопросы с опорой на картинку и, по возможности,  сопряжёно  проговаривать  отдельные слоги,  слова, фразы. Слушание текста  и ответы на  вопросы с опорой на картинку и, по возможности,  сопряжёно  проговаривать  отдельные слоги,  слова, фразы.  Узнавать и  показывать на  картинке первые  признаки весны.  Узнавать и  показывать на  картинках  знакомые  предметы и  действия,  обсудить  возможные  подарки для мам. Слушать стих­ие  и соотносить с  картинками.   «Читать»  знакомые слова.  По возможности  сопряжёно  договаривать  отдельные звуки, III. Чтение букв и слов («глобальное чтение») – 24 ч.  31   Повторение.   Упражнения   в   различении изученных букв (е,  ё, я, ю) с опорой на предъявленные картинки.  Артикуляцию  гласных звуков  и зрительный образ букв  32 Знакомство с буквой Ц Узнавать  зрительный образ буквы 33 Образование   и   «чтение»   обратных   и прямых слогов с буквой Ц Узнавать зрительный образ буквы  34­35 «Глобальное» чтение слов с буквой Ц Артикуляцию  звука  36 Определение буквы в слове (в начальной позиции) с опорой на картинку Артикуляцию звука Ц Узнавать  IV четверть – 24 ч. слоги, слова.   Сопряжёно и  отражённо   произносить  гласные звуки  с  опорой на схему  и картинки и без  опоры. Узнавать   и соотносить с  буквой, находить  буквы среди  других и в  словах.  Образовывать  слоги и читать 1­ 2х слоговые  слова.   Сопряжёно и  самостоятельно  произносить звук Определять  букву среди  других букв, в  слогах, словах. Образовывать и  читать обратные  и прямые слоги с  изученной буквой (по  возможности). Собирать слоги  1­2х сложные  слова из букв  разрезной азбуки.  Узнавать  знакомые слова,  подкладывать  буквы в слове,  выкладывать  слова из букв  разрезной азбуки  и соотносить с  картинкой.  Выделять  знакомый слог в  слове. Глобальное  чтение знакомых  слов,  1 1 1 2 1 знакомый образ  буквы и  изображений 37 Упражнения   в   образовании   и   чтении слогов и слов с буквой Ц Узнавать знакомые буквы  38 Знакомство с буквой Ч Артикуляцию звука Ч 39­40 Образование   и   «чтение»   обратных   и прямых слогов с буквой Ч Артикуляцию  звука Ч 41 «Глобальное» чтение слов с буквой Ч Артикуляцию звука Ч 42 Определение буквы в слове (в начальной позиции) с опорой на картинку Узнавать изученные буквы определение  первой буквы в  слове с опорой на картинки и  выделение звука  в начальной  позиции. Определять и  показывать  изученную букву. Образовывать и  читать слоги и 1­ 2 слоговые слова Сопряжённо и  самостоятельно  произносить звук  и с опорой на  графический  образ буквы и  картинки.  Определять  букву среди  других букв, в  слогах, словах. Узнавать и  показывать  букву,  образовывать и  «читать» слоги,  1­2х слоговые  слова (по  возможности).    Узнавать  знакомые слова,  подкладывать  буквы в слове,  выкладывать  слова из букв  разрезной азбуки  и соотносить с  картинкой.  Выделять слоги  из знакомых слов. Читать слоги. Глобальное  чтение знакомых  слов,  определение  первой буквы в  слове с опорой на картинки. Собирать слова  из букв разрезной 1 1  2 1 1 43 Упражнения   в   образовании   и   чтении слогов и слов с буквой Ч Узнавать  изученные буквы  44 Знакомство с буквой Щ Артикуляцию  звука Щ 47 Определение буквы в слове (в начальной позиции) с опорой на картинку Узнавать изученные буквы 48 Упражнения   в   образовании   и   чтении слогов и слов с буквой Щ Узнавать изученные буквы 45 Образование   и   «чтение»   обратных   и прямых слогов с буквой Щ 46 «Глобальное» чтение слов с буквой Щ Артикуляцию звука   Щ   и зрительный образ буквы Артикуляцию звука   Щ   и зрительный образ буквы 1 1 1 1 1 1   и азбуки. Определять показывать изученную букву. Образовывать   и читать слоги и 1­ 2 слоговые слова  Сопряжённо и  самостоятельно  произносить звук  и с опорой на  графический  образ буквы и  картинки.  Определять  букву среди  других букв, в  слогах, словах. Узнавать и  показывать  букву,  образовывать и  «читать» слоги,  1­2х слоговые  слова (по  возможности).    Узнавать  знакомые слова,  подкладывать  буквы в слове,  выкладывать  слова из букв  разрезной азбуки  и соотносить с  картинкой.  Выделять слоги  из знакомых слов. Читать слоги. Глобальное  чтение знакомых  слов,  определение  первой буквы в  слове с опорой на картинки. Собирать слова  из букв разрезной азбуки. Определять и  показывать  изученную букву. Образовывать и  читать слоги и 1­ 49 Знакомство с буквой Ф Артикуляцию звука Ф 52 Определение буквы в слове (в начальной позиции) с опорой на картинку Узнавать изученные буквы 53 54 Упражнения   в   образовании   и   чтении слогов и слов с буквой Ф Узнавать изученные буквы Повторение.   Упражнения   в   различении изученных букв и знакомых слов. Узнавать графический образ буквы 50 Образование   и   «чтение»   обратных   и прямых слогов с буквой Ф 51 Глобальное» чтение слов с буквой Ф Артикуляцию   Ф   и звука зрительный образ буквы Артикуляцию звука   Ф   и зрительный образ буквы 1 1 1 1 1 1 2 слоговые слова Сопряжённо и  самостоятельно  произносить звук  и с опорой на  графический  образ буквы и  картинки.  Определять  букву среди  других букв, в  слогах, словах. Узнавать и  показывать  букву,  образовывать и  «читать» слоги,  1­2х слоговые  слова (по  возможности).    Узнавать  знакомые слова,  подкладывать  буквы в слове,  выкладывать  слова из букв  разрезной азбуки  и соотносить с  картинкой.  Выделять слоги  из знакомых слов. Читать слоги. Глобальное  чтение знакомых  слов,  определение  первой буквы в  слове с опорой на картинки. Собирать слова  из букв разрезной азбуки. Определять и  показывать  изученную букву. Образовывать и  читать слоги и 1­ 2 слоговые слова Находить и  показывать   изученные буквы  среди других  букв, различать графический  образ букв,  сопряжено и  отражённо  произносить,  читать слоги, 1­ сложные слова.  Соотносить  карточки с  картинкой. Годовой план по письму   ( II полугодие)  54 час.  Раздел  III четверть – 30 ч.  Развитие тонкой моторики рук  «Рисуночное письмо»  Письменные упражнения  Письменные упражнения  IV четверть – 24 ч.  № п/п  1. 2. 3. Кол – во часов  6 ч.  6 ч. 18 ч.  24 ч. Календарно­тематическое планирование по письму  ( 3 часа в неделю) II полугодие 54 ч. №п/п Раздел, тема  Должен знать  Должен уметь  Кол­во часов  I . Упражнения для развития тонкой моторики рук (6 ч.)  III четверть – 30 ч.  1­2 Обводка   и   штриховка   трафаретов (женскаяи мужская одежда) и дорисовка предметных изображений. 3­4 Графические ряды Называть  (показывать)  знакомые  изображения  одежды,  головных  уборов.   Узнавать  знакомые  изображения 5­6   Упражнения   на   связь   действия   и движений с предлогами и местоимениями (пиктограммы, картинки) Различать  предлоги (к, до,  над, под и др.) II  «Рисуночное письмо» (12 ч.)         7 Рисование ели  Узнавать части  дерева 8 Рисование берёзы  Узнавать части  дерева 2 2 2 1 1 Обводить по  трафарету  изображения  и  штриховать  прямыми и  косыми линиями.  Дорисовывать  отдельные  недостающие  элементы  предметного  изображения. Рисовать  графические  ряды знакомых  элементов Понимать связь   действия и  движения с  предлогом и  выполнять их,  использовать  пиктограммы,  жесты, речь,  картинки.  Передавать в  рисунке части  дерева (ствол,  ветки, хвоя) с  помощью  прямых,  наклонных линий. Сопряжёно и  самостоятельно  проговаривать  слоги, слова. Передавать в  рисунке части  дерева (ствол,  ветки, листья) с  помощью  прямых, 9 Рисование «Деревья в снегу» Узнавать  знакомые  деревья, части  дерева 10 Рисование   многоэтажного   дома   по контурным   и самостоятельно изображениям   11­12 Рисование   орнамента   из   геометрических фигур Узнавать  геометрические  фигуры  (прямоугольник, квадрат,  треугольник) Узнавать  геометрические  фигуры наклонных и  закруглённых  линий.  Сопряжёно и  самостоятельно  проговаривать  слоги, слова.  Передавать в  рисунке части  дерева (ствол,  ветки, листья,  хвоя) с помощью  прямых,  наклонных и  закруглённых  линий. Сопряжёно  проговаривать  звуки, слоги,  слова (по  возможности) или договаривать.  Рисовать прямые  ломаные линия,  передавать  форму и высоту,  дорисовывать  элементы с  опорой на  образец. Рисовать на листе бумаги  орнамент по образцу,  передавая форму  фигур.  Сопоставлять  рисунок с  образцом. III   Письменные упражнения (42 ч.)    13 14 Узнавать знакомые  буквы Повторение изученных букв (Е). Написание своего имени и фамилии.   Определять  требуемые буквы. Писать  строчные и прописную букву  Е по образцу и  соотносить с  печатной буквой.  Списывать слоги и  слова. Писать своё  имя и фамилию по  образцу и  самостоятельно.  Повторение буквы Ё. Списывание с Узнавать знакомые  Самостоятельно  1 1 2 1 1 доски, учебника.  Написание своего имени и фамилии. буквы, слоговые  структуры 15 Повторение   буквы   Ю.   Составление из   букв   разрезной   азбуки   подписи под предметными картинками.  Написание   имён   родителей   по образцу. Узнавать печатные  и прописные  изученные  буквы 16 17­18 Повторение   буквы   Я.   Списывание слов с учебника, карточек. Написание   имён   родителей   по образцу. Повторение.   Списывание   знакомых слов   по   образцу   и   соотнесение   с картинкой   и   карточкой   (названия продуктов). Узнавать знакомые  буквы, слоговые  структуры, слова Узнавать знакомые  буквы, слоговые  структуры, слова,  изображения 19­20   Повторение. деформированными (названия продуктов). Работа     с словами Узнавать  изображения,  изученные печатные и прописные буквы 21­23 Повторение. Составление из букв  разрезной азбуки подписи под  картинками по образцу (утро, день,  ночь, зима, снег, январь, февраль).  Узнавать  изображения,  изученные печатные и прописные буквы 24 Усвоение   рукописного   начертания строчной   буквы   Ц.   Письмо   по обводке и образцу. Узнавать знакомые  буквы, слова списывать слова с  доски, учебника.  Писать своё имя и  фамилию по  образцу и  самостоятельно. Составлять из букв разрезной азбуки  подписи под  предметные  картинки с буквой  Ю, списывать с  карточек  прописными  буквами по  образцу. Писать  имена родителей. Списывать с  карточки,  учебника.  Писать  имена родителей.  С опорой на  картинки  сопряжёно  проговаривать  слова, списывать  слова с карточки и  соотносить с  картинкой.  Выделять гласные  буквы по образцу.  Списывать с  карточки  печатными  буквами и   прописными ­ по  образцу, дополняя  пропущенную  букву.  Составлять из букв разрезной азбуки  подписи под   картинками по  образцу. Списывать слова с  карточки.   Писать прописную  букву Ц по  обводке и образцу, соотносить с  печатной буквой.  Писать слоги.  Лепить букву из  1 1 2 2 3 1 25 Списывание слогов и слов с буквой Ц.  Узнавать печатные  и письменные  изученные буквы  26­27 Составление   из   букв   разрезной азбуки   подписи   под   картинками   по образцу с буквой Узнавать изображения,   букву Ц. Знать   элементы буквы.   с Работа   деформированными словами   (добавление   пропущенной буквы).  Повторение.   Списывание   слов   с карточек, учебника.  Написание   своих   ФИ   и   родителей (самостоятельно) Узнавать изображения,   букву Ц. Узнавать   знакомые буквы, слова, изображения   пластилина,  выкладывать из  нити, палочек. Списывать с  карточек знакомые слова, соотносить  с картинкой.  Списывать с  карточки знакомые слова, соотносить  с картинкой. Составлять из букв разрезной азбуки  подписи под   картинками по  образцу. Списывать слова с  карточки.   С опорой на  картинки  сопряжёно  проговаривать  слова, определять  пропущенную  гласную и  изученную букву,  списывать слова с  карточки. Списывать с  карточки знакомые слова, соотносить  с картинкой.  Письмо своих ФИ  и родителей. 1 2 2 1 1 28­29 30 31 IV четверть – 24 час    Усвоение   рукописного   начертания строчной   буквы   Ч.   Письмо   по обводке и образцу. Написание своей ФИ.  Узнавать печатную  и письменную букву .  Писать прописную  букву Ч по  обводке и образцу, соотносить с  печатной буквой.  Писать слоги.  Лепить букву из  пластилина,  выкладывать из  нити, палочек. Списывать с  карточек знакомые слова, соотносить  с картинкой.  Письмо своей ФИ 32 Списывание слогов и слов с буквой Узнавать печатные  Списывать с  1 Ч.   Написание   своих   ФИ   и   родителей (самостоятельно) и письменные  изученные буквы  33 34 Составление   из   букв   разрезной азбуки   подписи   под   картинками   по образцу с буквой Ч.   с Работа   деформированными словами   (добавление   пропущенной буквы).  Написание   своих   ФИ   и   родителей (самостоятельно) 35­36 37 Повторение.   Списывание   слогов   и слов с карточек, учебника. Написание   своих   ФИ   и   родителей (самостоятельно) Усвоение   рукописного   начертания строчной   буквы   Щ.   Письмо   по обводке и образцу. Написание   своего   населенного пункта по образцу.     38 Списывание слогов и слов с буквой Щ.   Написание   своего   населенного пункта по образцу. Узнавать печатные  и письменные  изученные буквы  Узнавать изображения,   букву Ч. Знать   элементы буквы. Узнавать изображения,   букву Ч. Узнавать   печатную и письменную букву Узнавать   печатную и письменную букву карточки знакомые слова, соотносить  с картинкой.  Письмо своей ФИ  и родителей. Составлять из букв разрезной азбуки  подписи под   картинками по  образцу. Списывать слова с  карточки.   С опорой на  картинки  сопряжёно  проговаривать  слова, определять  пропущенную  гласную и  изученную букву,  списывать слова с  карточки. Письмо  фИ своих и  родителей.  Списывать  слоги и слова с буквой,  сверять с  образцом. Писать прописную  букву Щ по  обводке и образцу, соотносить с  печатной буквой.  Писать слоги.  Лепить букву из  пластилина,  выкладывать из  нити, палочек. Списывать с  карточек знакомые слова, соотносить  с картинкой.  Писать по образцу  название своего  населенного  пункта.  Списывать с  карточки знакомые слова, соотносить  с картинкой.  Писать по образцу  название своего  населенного  1 1 2 1 1 Узнавать изображения,   букву Щ. Знать   элементы буквы. Узнавать изображения,   букву Щ. 39 Составление   из   букв   разрезной азбуки   подписи   под   картинками   по образцу с буквой  40­41 42 43 44   с Работа   деформированными словами   (добавление   пропущенной буквы).  Написание   своего   населенного пункта по образцу. Повторение.   Списывание   слогов   и слов с карточек, учебника. Написание   своего   населенного пункта по образцу. Усвоение   рукописного   начертания строчной   буквы   Ф . Письмо   по обводке и образцу. Написание   своего   населенного пункта с  добавлением пропущенной буквы.  Письмо прямых и обратных слогов, слов с буквой Ф.  Написание   своего   населенного пункта с  добавлением пропущенной буквы. 45­46 Составление   из   букв   разрезной азбуки   подписи   под   картинками   по образцу с буквой Ф. Написание   своего   населенного пункта с  добавлением пропущенной буквы. 1 2 1 1 1 2 пункта. Составлять из букв разрезной азбуки  подписи под   картинками по  образцу. Списывать слова с  карточки.   С опорой на  картинки  сопряжёно  проговаривать  слова, определять  пропущенную  гласную и  изученную букву,  списывать слова с  карточки. Писать  по образцу  название своего  населенного  пункта. Списывать  слоги и слова с буквой,  сверять с  образцом.  Писать по образцу  название своего  населенного  пункта. Писать прописную  букву Ф по  обводке и образцу, соотносить с  печатной буквой.  Писать слоги.  Лепить букву из  пластилина.   Списывать  слоги и слова с буквой Ф,  сверять с  образцом.  Писать название  населённого  пункта. Составлять из букв разрезной азбуки  подписи под   картинками по  образцу. Списывать слова с  карточки.   Писать название  Узнавать   печатную и письменную букву Узнавать   печатную и письменную букву Узнавать   печатную и   письменную букву. Узнавать изображения,   букву Ф. Знать   элементы буквы. 47­48   с Работа   деформированными словами   (добавление   пропущенной буквы).  Написание   своего   населенного пункта по образцу. 49 Повторение.   Списывание   слогов   и слов с карточек, учебника. Написание   своего   населенного пункта по образцу.  50­51 Повторение.   Списывание   слов, обозначающих   соцобъекты   (аптека, больница,   магазин,   почта,   школа)   и соотнесение с картинкой. Узнавать   изученные буквы  52­53 Повторение.   Списывание   слов   с добавлением   пропущенной   буквы, обозначающих   названия   женской   и мужской одежды  Узнавать   изученные буквы 54 Повторение.   Списывание   слов   с добавлением   пропущенной   буквы, обозначающих названия продуктов. Узнавать   изученные буквы Узнавать изображения,   букву Ф. Узнавать   печатную и письменную букву 2 1 2 2 1 населённого  пункта.  С опорой на  картинки  сопряжёно  проговаривать  слова, определять  пропущенную  гласную и  изученную букву,  списывать слова с  карточки. Писать  по образцу  название своего  населенного  пункта. Списывать  слоги и слова с буквой,  сверять с  образцом.  Писать по образцу  название своего  населенного  пункта. С опорой на  картинки  сопряжёно  проговаривать  слова, определять  пропущенную  гласную и  изученную букву,  списывать слова с  карточки. С опорой на  картинки  сопряжёно  проговаривать  слова, определять  пропущенную  гласную и  изученную букву,  списывать слова с  карточки. С опорой на  картинки  сопряжёно  проговаривать  слова, определять  пропущенную  гласную и  изученную букву,  списывать слова с карточки. Учебно­методическое обеспечение 1. Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сб. игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М. : Книголюб, 2007. ­ 119 с. ­ (Специальная психология). 2. Программа обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. – Санкт­Петербург, 2011; 3.   Программа   обучения   детей   с   умеренной   и   тяжёлой   умственной   отсталостью (подготовительный, I – X классы). – Екатеринбург: центр «Учебная книга», 2004; 4.  Учебник   «Букварь»   для   1   класса   специальных   (коррекционных)   образовательных учреждений   VIII   вида,   авторов   В.В.Воронковой   и   И.В.Коломыткиной,   Москва. «Просвещение», 2006.  5. Учебник «Чтение» для 2 класса в 2­х частях под ред. С.Ю. Ильиной А.К. Аксёновой, М.И. Шишковой, изд.: М. «Просвещение» 2013. – 102 с.  6. Учебник «Русский язык» для 2 класса под ред. Э.в. Якубовская, Я.В. Коршунова, М.: «Просвещение», 2018.  Дидактические материалы Функционально­ориентированные   игрушки   и   пособия   (плоские   и   объёмные 1. геометрические фигуры, геометрическое лото,  пазлы и  др.)  Пособия и предметы: графическая модель «Сутки»,   «Времена года», «Дни 2. недели»,   сюжетные   и   предметные   картинки,   разрезные   картинки,     геометрические фигуры, шнуровки, мозаика мелкая и средняя, пластилин, цветные скрепки, ленточки, шаблоны, трафареты, настольные дидактические игры.  3. 4. Тетрадь для творческих работ учащихся.  Пиктограммы, карточки Пекс.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.

Индивидуальная рабочая программа по письму и чтению для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 8 кл.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2018