Элективный курс русского языка «практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» предназначен для обучающихся 8 класса.
Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
элективный курс 8 класс.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс русского языка «практикум по русскому языку.
Подготовка к ОГЭ» предназначен для обучающихся 8 класса.
Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической
компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели
программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах
основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе
и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование
способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых
знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться
различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения элективного курса:
обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде
текста;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой
практике.
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента
государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе
формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической
(языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего,
ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от
коммуникативной задачи;
извлечение необходимой информации из различных источников, в том
числе представленных в электронном виде;
анализ текста с точки зрения понимания его содержания и
проблематики;
анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между
его частями;
анализ особенностей использования лексических средств и средств
выразительности;
тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми
нормами русского языка;
создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
редактирование собственного текста; применение в практике речевого общения основных норм современного
русского языка, использование в собственной речевой практике
синонимических ресурсов русского языка;
соблюдение в практике письма основных норм языка;
использование в практике основных приёмов информационной
переработки устного и письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и
когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения
русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации
деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие
создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский
язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в
процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются
следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные,
информационные, организационные.
Курс рассчитан на 34 часа. Контроль знаний осуществляется по итогам
изучения основных разделов в виде практических работ. Системная
подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста.
Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Обучающиеся должны знать:
основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь:
точно определять круг предметов и явлений действительности,
отражаемой в тексте;
адекватно воспринимать авторский замысел;
вычленять главное в информации;
сокращать текст различными способами;
правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
находить и уместно использовать языковые средства обобщенной
передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Тема 2. Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности:
лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова,
фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и
приставки); морфологические (различные морфологические варианты);
синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных
членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные
изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы,
средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения
использования в нём средств выразительности.
Обучающиеся должны знать:
основные средства выразительности.
Обучающиеся должны уметь:
различать средства выразительности;
находить в тексте средства выразительности;
анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 3. Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой,
публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды
стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и
эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в
соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать:
основные сведения по стилистике русского языка.
Обучающиеся должны уметь:
определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
работать со стилистическими синонимами.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 4. Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание
суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые
иллюстрации орфографических норм.
Обучающиеся должны знать:
орфографические правила.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по орфографии при анализе предложенного
текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа
Тема 5. Морфемика и словообразование. Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и
словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс
как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный
анализы слова.
Основные способы образования слов.
Обучающиеся должны знать:
виды морфем;
морфемный и словообразовательный анализы слова.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе
предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 6. Морфология.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи:
общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая
роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Обучающиеся должны знать:
систему частей речи в русском языке.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по морфологии при анализе предложенного
текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное
предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки
препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в
сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и
пунктуационных норм.
Обучающиеся должны знать:
синтаксические и пунктуационные нормы.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе
предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая
работа.
Тема 8. Построение сочинения-рассуждения Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания.
Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для
обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста.
Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы,
доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление
сочинения. Речевое оформление сочинения.
Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на
лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для
обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы,
доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять
сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.
Тематическое планирование курса
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Тема занятия
Построение сжатого изложения
Структура экзаменационной работы по русскому языку в
новой форме и критерии ее оценивания.
Этапы работы над изложением. Содержательные и
языковые способы сокращения текста.
Сжатое изложение.
Редактирование изложения.
Диагностическое тестирование (тестовые задания второй
части экзаменационной работы).
Средства выразительности речи. Тропы в художественной
речи.
Стилистика русского языка.
Анализ текста.
Анализ текста.
Орфограммы в корне.
Орфограммы в приставках и суффиксах
Н – нн в различный частях речи 13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Сжатое изложение
Морфемика и словообразование. Морфемный и
словообразовательный разбор.
Морфология, морфологические признаки частей речи.
Синтаксические и пунктуационные нормы.
Словосочетание. Виды подчинительной связи
(согласование, управление, примыкание).
Этапы работы над сочинением-рассуждением
Сочинение-рассуждение
Грамматическая основа и способы выражения
подлежащего и сказуемого.
Характеристика предложений, синтаксический разбор.
Вводные слова и обращения.
Обособленные определение и приложения.
Тестовые задания второй части экзаменационной работы).
Сложные предложения. Знаки препинания в сложных
предложениях.
Сочинение-рассуждение
Способы связи в сложных грамматических конструкциях
(однородное, последовательное и параллельное
подчинение).
Сжатое изложение
Классификация грамматических и речевых ошибок.
Анализ текстов различных функциональных стилей с
грамматическим заданием.
Редактирование сочинения С2.1.
Редактирование сочинения С2.2.
Сжатое изложение
Сочинение-рассуждение
Итоговое тестирование.
Элективный курс по русскому языку 8 класс
Элективный курс по русскому языку 8 класс
Элективный курс по русскому языку 8 класс
Элективный курс по русскому языку 8 класс
Элективный курс по русскому языку 8 класс
Элективный курс по русскому языку 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.