Макеевская общеобразовательная школа I-III ступеней №34
ИНДИВИДУАЛЬНО-
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ
ПОДХОД
К
УЧАЩИМСЯ
Учитель
музыкального искусства
Чигрина В.В.
2011 г.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
Е.Евтушенко
Любить детей - этого мало,
Надо знать их.
Проф. М.Н.Гернет
Ещё Ушинский писал, что ребёнок от природы не имеет душевной лености, он любит деятельность, хочет всё делать сам. Нет детей, ни к чему не способных. Способности можно развить, не развить или пригасить. Можно целенаправленно способствовать развитию всех детей и индивидуально каждого, и одним из наиболее эффективных способов является дифференцированное обучение, которое также способствует процессу адаптации к новым условиям обучения.
Одна из первых попыток изменить систему обучения в целях повышения его развивающего эффекта для каждого ученика была предпринята под руководством Л.В. Занкова (1963). На Западе этим вопросом начали заниматься еще в 20-х годах прошлого века.
Под влиянием возрастающих требований жизни увеличивается объем и усложняется содержание знаний, подлежащих усвоению в школе. Чем глубже развивается этот процесс, тем более четко выступают индивидуальные различия в обучаемости школьников.
Не секрет, что подгонка знаний учащихся к формальным одинаковым требованиям тормозит умственное развитие школьников, снижает их учебную активность. При ориентации на "среднего школьника” в процессе обучения дети, как правило, перегружены учебной работой и в то же время интеллектуально недогружены.
Что же такое дифференциация? (слайд №4)
« Дифференциация» в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы ступени.
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких – либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа).
Основой дифференцированного обучения является хорошее знание уровня подготовки и развития каждого ученика, изучение его индивидуальных особенностей. Эту работу я провожу постоянно. На основе выполнения кратковременных диагностических работ, наблюдений объединяю детей в подвижные группы. Особенность этих групп состоит в том, что один и тот же ученик по разным учебным предметам может находиться в различных группах; более того, в пределах изучения одной темы его положение в группе тоже может меняться.(слайд №5)
В современной школе принято выделять два основных вида дифференциации обучения школьников:
I. Внешняя дифференциация, предполагающая создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются дети с определенными индивидуальными особенностями.
II. Внутренняя дифференциация, предполагающая организацию работы внутри класса группам учащихся, с одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями.
При разделении учащихся на уровни, необходимо учитывать желание самих учеников учиться на том или ином уровне. Для того, чтобы такое желание не расходилось с возможностями ученика, надо дать учащимся шанс проявить себя, оценить свои силы и возможности.
Разным ученикам требуется разное время, разный объём, разные формы и виды работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Дифференцированный подход состоит в том, чтобы учитывать тем или иным образом эту разницу.
Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение.(слайд№6)
Цель индивидуально- дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Цель дифференциации — адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся. Целью индивидуального подхода к обучению является всемирное способствование тому, чтобы подметить в каждом ученике его самую сильную сторону, помочь этой «живинке» претвориться и развиться в деятельность так, чтобы в ребенке засверкала его человеческая индивидуальность, поддержать веру в свои силы, укрепляя его бодрость и волю, помочь достичь свой «потолок»витии, до которого позволяет ему подняться полный расцвет его способностей.(слайд №7)
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
· Важным аспектом в развитии личности является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.
Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по определенному предмету, что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта.
Дети всегда приступали, и будут приступать к изучению школьной программы с разными исходными предпосылками. В количественном отношении это выглядит так: большинство учащихся (около 65%) поступают в школу с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он и принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают.(слайд №8)
Осуществляя дифференцированный подход, учителю следует руководствоваться следующими требованиями:
☼ создание атмосферы, благоприятной для учащихся;
☼ активно общаться с учащимися для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;
☼ предупредить, а не наказать за незнание.
☼ прежняя психологическая установка учителя: «ученик обязан выучить всё, что даёт ему учитель»; новая психологическая установка для учащегося: «возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».(слайд №9)
На уроках музыкального искусства адаптация пятиклассников протекает безболезненно, так как им все знакомо и понятно. Однако материал усложняется, появляются новые задания. Уже хорошо зная индивидуальные особенности детей, я стараюсь применять индивидуально- дифференцированный подход к обучению.
Моя работа направлена на то, чтобы рекомендуемые программой музыкальные произведения учащиеся воспринимали ярко, эмоционально и хорошо их запоминали. Дети учатся «погружаться» в музыку, воспринимать красоту ее звучания, что служит хорошей основой для развития у них художественного вкуса.
В основе работы учителя лежат методы как словесного показа, пояснения материала, так и непосредственного участия детей в музыкальной деятельности.(слайд №10)
Индивидуально- дифференцированный методы и приемы обучения на уроках музыкального искусства.
1. «Сочини сам – помоги другому»
Ученик сочинивший первым синквейн, подсаживается к более слабому ученику.(слайд №11)
2. «Слышу-вижу-чувствую»
После прослушивания музыкального произведения, одна группа пишет , что она слышала, другая рисует, что она видела, третья пишет, что она чувствовала, когда слушала музыку.( слайд №12)
3. Проекты(слайд №13)
4. КластерДается ключевое слово ( романтизм). Одна группа – художники, рисуют ассоциативную картинку, вторая группа – декораторы, выбирают из предложенного набора картинок, нужные и составляют коллаж, третья група – умники, пишут вокрег ключевого слова все слова ассоциации. (слайд №14)
5. Модель музыкального произведения
Более слабые выполняют работу, пользуясь схемой-подсказкой. Сильные – самостоятельно.(слайд №15)
6. Ключевые термины
В конце первого семестра 5 класса после изучения понятия «опера» пишем и разыгрываем сказки, используя в главных ролях ключевые термины. Дети в группах распределяют роли, согласно индивидуальным особенностям.(слайд №16)
7. Литературно-музыкальная палитра
В процессе слушания музыкального произведения, одни ученики подбирают эмоциональные характеристики, другие – к каждому слову свой цвет, а потом все вместе рисуют музыкальное облако.(слайд №17)
Учителю нужно хорошо знать своих учеников, особенности музыкального развития каждого. Во время работы над песней или упражнением я хожу по рядам, внимательно вслушиваясь в пение учащихся, выявляю неверно поющих, а также детей с точной, устойчивой интонацией.
Необходимо продумать, как рассадить учащихся на уроке. Неточно интонирующих школьников сажаю в первые ряды, поближе к учителю или рядом с хорошо интонирующими детьми.
Нужно заботиться о том, чтобы учащиеся с недостаточно развитым музыкальным слухом поняли, что они постепенно научатся петь правильно. Следует стимулировать развитие их слуха, поощрять каждый успех.
Класс можно поделить на интонационные группы соответственно уровню развития музыкального слуха учащихся.
В 1 группу определяются учащиеся, способные исполнить всю песню без поддержки музыкального инструмента.
Во 2 группу входят дети, поющие правильно, но с помощью музыкального инструмента или голоса учителя.
3 группа составляется из тех, кто мог спеть лишь отдельные фразы в песне.
В 4 группу определюятся дети, правильно интонирующие отдельные звуки.
Наконец, в 5 группе находятсяучащиеся, которые не поддаются настройке в процессе классной работы.
Разучивая определённую песню на уроке, я предлагаю задания:
1 и 2 группы поют всю песню, 3 и 4 группы соответственно включаются в пение на определённых музыкальных фразах или звуках. 5 группа следит за процессом работы, отмечая ритмический рисунок песни.
В соответствии с результатами работы в конце каждой четверти учащиеся переводились из одной группы в другую (из 5- в 4, из 3- во 2). Переход в другую группу являлся поощрением, стимулом на занятиях.(слайд №18)
Л.Н. Толстой сказал:
“Люди - как реки: вода во всех одинаковая… но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая…”
На уроках учитель может, для лучшей адаптации, создавать ситуации успеха именно для тех учащихся, которых преследуют неудачи на других уроках, воздействуя на чувства, а через них на поведение трудных подростков.
Если цель учителя не в демонстрации умственного убожества ученика, а в обучении его и в личностном развитии, то он задаст вопрос, на который ученик сможет ответить. Например, Сасину В. могу задать вопрос сложный, а Штефану В. задам вопрос направленный и проще, и в эмоциональном плане оба ученика будут испытывать удовлетворённость. Например:
1. Какими музыкальными выразительными средствами передал композитор состояние человека (природы)?
2. Как прозвучала музыка?
Всё это называется планированием вопросов. Задаётся вопрос, нетребующий размышления, суждения, логического заключения, вариативности ответа, а вопрос дающий лишь воспроизведение ответа порой односложный, содержащий ответ, или выбор из двух ответов. Каким бы ни был ответ, необходимо найти способ похвалить ученика, подчеркнуть достоинства. Тогда между трудным учеником и учителем начнут формироваться те отношения доверия и взаимопонимания, которые помогут ему в дальнейшей его жизни.
Приемы подачи домашнего задания
Прием 1. Три уровня домашнего задания.
Учитель одновременно задает домашнее задание трех уровней .
Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.
Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. Эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.
Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк:
· частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам и т.п.;
· чайнворды, сканворды, кроссворды и т.п.;
· учебные комиксы;
· плакаты – опорные сигналы; (слайд №19)
Пусть нашим девизом будут слова замечательного поэта Максимилиана Волошина:
Из всех насилий,
Творимых человеком над людьми,
Убийство – наименьшее,
Тягчайшее же – воспитанье.
И будем помнить, что "приемы педтехники – каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет... А в работе – совершенствуется”. (А.Гин).
Рассказ великого танцора:
“Мне ещё 14 лет не было, когда меня выгнали из школы за неуспеваемость. Хорошо ещё, что отец не знал русского языка, он бы меня убил. А так я ему справку показал об отчислении. Там печать, надпись. Сказал, что школу я уже окончил, теперь посоветовали учиться танцевать. Он справку положил под скатерть и, довольный, пошёл в школу. Слышит, повторяют на все лады фамилию Калеваев. Подумав, что сына хвалят. Обошлось. Это сейчас я академик трёх академий, и уже две школы открылись моего имени - одна в Петербурге, другая в Болгарии, где учат танцам народов мира. Жизнь всему научила…”
Да, людей нельзя воспитывать по шаблону, но… может быть некоторым стоит во время уйти “танцевать”?(слайд №20)
Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то он обязательно будет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Реализация данной технологии возможна при условии системного мониторинга успешности обучения учащихся, отслеживания фактического уровня сформированности практических умений, владения педагогом информацией о потенциальных познавательных возможностях каждого ученика. Мониторинг - является важным условием реализации индивидуализации и дифференциации в обучении, в результате которого осуществляется диагностика физиологических и интеллектуальных особенностей учащихся и мониторинг уровня предметных достижений.
Дифференцированный подход решает задачи эффективной педагогической помощи учащемуся в совершенствовании его личности, особенно это актуально для трудных подростков.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.