«Рассмотрена» «Согласована» «Утверждена»
Руководитель МО Заместитель директора Директор
________________ по УВР МКОУ «Лозовская СОШ» МКОУ «Лозовская СОШ»
/________________ / _____________________ _____________________
Протокол № ___ от /____________________/ /____________________/
« ___» ________ 2014 г. « ___» ___________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА
муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Лозовская средняя общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»
Пахомовой Валентины Васильевны
ИНДИВИДУАЛЬНО-КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ЗПР)
по предметам «математика», «русский язык» в 4 классе
(3 часа в неделю, всего 102 часа)
2014-2015 учебный год
Программа составлена на основе Программы коррекционно - развивающего обучения в
начальной школе для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений под редакцией С.Г. Шевченко, М. Школьная Пресса, 2012г.
Содержание
I. Пояснительная записка
1. Актуальность программы
2. Цель коррекционно-развивающей программы.
3. Задачи коррекционно – развивающей программы.
4. Принципы коррекционно-развивающей работы
5. Основные направления коррекционно-развивающей работы.
6. Методы организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности.
7. Методы по степени активности познавательной деятельности.
8. Методы организации деятельности и опыта поведения.
9. Методологическая основа рабочей коррекционно-
образовательной программы для младших школьников с ЗПР 10.
Формы проведения коррекционно-развивающих занятий по предметам
II.Содержание программы по предметам в начальной школе
1.Календарно-тематическое планирование 4 класс
III. Примерное календарно-тематическое планирование коррекционно
развивающих занятий
IV. Способы оценки качества усвоения материала в целях прослеживания
динамики развития
V. Материально-техническая база
VI. Справочная литература Пояснительная записка
1. Актуальность программы
В настоящее время возросло число учеников начальных классов, которые в силу своих индивидуальных психологических особенностей развития (ЗПР), ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не могут освоить Программу по основным предметам. Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по предметам. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении. Детям, имеющим особенности в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным стандартам. Однако, образовательная среда – необходимое условие для качественного и поступательного развития личности каждого ученика, если учебный процесс и содержание образования соответствует его индивидуальным возможностям. Нельзя переносить известные методические приемы массовой школы на процесс обучения русскому языку, математики, литературы детей с ЗПР. Потребность в разработке новой коррекционно-развивающей программы, которая будет соответствовать последним достижениям коррекционной педагогики, побудила заняться этой работой. Дети ЗПР не вполне готовы к
школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, не достает знаний программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом, чтением. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей
наивностью, непосредственностью. Он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время очень хорошо чувствует себя в игре. Не
осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности. Детям с ЗПР свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания. У многих детей наблюдаются трудности с восприятием. Это говорит о недостаточности, ограниченности фрагментарности знаний ребенка об окружающем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие неполноценно и не обеспечивает достаточной информацией. Отставание в развитии
зрительного восприятия является одной из причин трудности в обучении. Серьезный недостаток восприятия – это значительная замедленность процесса переработки информации. Недостаток восприятия затрудняет обучение чтению и письму и математики. У всех детей с ЗПР наблюдается недостаток памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного
материала, что не может не сказываться на неуспеваемости. У детей с ЗПР характерно снижена познавательная активность. Это проявляется недостаточной любознательностью. Такие дети медлительны, пассивны, с замедленной речью. Они не готовы к решению познавательных задач, т.к. нет особой сосредоточенности и собранности. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии у этих детей мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, неумение выделять существенные признаки и делать обобщения. Для этих учеников характерны - неумение организовать свою
деятельность, отсутствие самоконтроля.У младших школьников должен быть определенный уровень речевого развития: правильное звукопроизношение, способность опознать и дифференцировать акустические признаки звуков; достаточный уровень сформированности словаря и грамматического строя речи. У детей с ЗПР устная речь характеризуется незрелостью, неполноценностью, примитивностью содержания, бедностью словарного запаса. Недостаточный
уровень развития речи детей, особенно словаря, приводит к дополнительным сложностям при обучении чтению. Эти ученики с большим трудом осваивают процесс чтения, допускают много ошибок: пропуск и перестановка букв, смешение букв, а иногда и слов. В целом чтение детей характеризуется монотонностью. Невыразительностью, замедленным темпом. В письменной речи дети с ЗПР делают специфические ошибки: не соблюдают строку, элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. Дети с трудом усваивают правила выделения границ предложения. Организованы коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию
недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностнойсферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности. Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.
Цель программы:
- создание системы комплексной помощи детям младшего школьного возраста с задержкой психического развития в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, формированию универсальныхучебных действий, вариативности получения знаний по предметам с учетом
возможностей ребенка.
3. Задачи:
На первой ступени обучения учащиеся должны овладеть навыками чтения, письма, счёта, основными навыками и умениями учебной деятельности, элементами теоретического мышления, умениями самоконтроля учебных действий, культурой речи и поведения, основой личной гигиены. Задачи коррекционно-развивающего обучения систематизируются в зависимости от итогов предшествующего периода. Задачи эти достаточно значимы и продиктованы опытом работы с данной категорией учащихся, в целом они сводятся к такому перечню:
Обучающие коррекционно-развивающие:
1. развитие до необходимого уровня психофизических функций,
обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата,
фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной
ориентации, зрительно - моторной координации ;
2. развитие речи учащихся как средство общения и как способа коррекции
их мыслительной деятельности;
3. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и
несущественных);
4. синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное
достраивание с выполнением недостающих компонентов;
5. выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
6. подведение под понятие, выведение следствий;
7. установление причинно-следственных связей, представление цепочек
объектов и явлений;
Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида:
- умение ориентироваться в задании; -
планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с наглядным
с наглядным
образом или словесном указании педагога; -
осуществлять самоконтроль и самооценку и др.
Формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах,
явлениях окружающей действительности, которые помогут ученику
воспринимать учебный материал сознательно.
Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений
(операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки,
логической классификации, умозаключений и др.)
Повышение общего уровня развития школьников и коррекция индивидуальных
отклонений (нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к
усвоению нового учебного материала и т.д.)
Развитие личностных компонентов познавательной деятельности
(познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление
интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в
обучении.
Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня
развития ученика, его потребности в коррекции индивидуальных отклонений в
развитии (систематическое повторение ключевых вопросов изученного, учет
динамики развития и готовности к усвоению нового учебного материала).
Формирование учебной мотивации.
Формирование ИКТ компетенции.
Воспитывающие:
1. Формирование социально-нравственного поведения:
- ответственное отношение к учебе; - соблюдение правил поведения на
занятиях, правил общения; - осознание собственных недостатков (неумение
общаться, неумение строить межличностные отношения, пассивность и др.); -
осознание необходимости самоконтроля;
2. Эстетическое и экологическое воспитание.
4. Принципы коррекционно-развивающей работы:
* принцип соблюдения интересов ребенка. Педагог работает с максимальной
пользой и в интересах ученика;
* принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенносттей развития и коррекции
нарушений учеников с разными возможностями здоровья, нарушением
интеллекта, а также многоуровневый подход специалистов различного профиля,
взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ученика,
участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;
* принцип деятельного подхода предусматривает формирование различных
функций в процессе организации совместной деятельности;
* принцип усложнения заданий, упражнений;
* принцип развивающей направленности обучения;
*принцип наглядности и занимательности обучения;
* принцип доступности обучения;
* принцип игровой деятельности, использование дидактического материала,
применение скороговорок, считалок, заучивание стихов;
*принцип вариативности;
*принцип последовательности: каждое последующее занятие включает в себя
задачи предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя
знания, умения и навыки, приобретенные детьми.
5. Основные направления коррекционно-развивающей работы:
Программа коррекционной работы на ступени начального образования
включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают
ее основное содержание:
5. 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
1. развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
2. развитие навыков каллиграфии;
3. развитие артикуляционной моторики
5.2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
1. развитие зрительного восприятия и узнавания;
2. развитие зрительной памяти и узнавания;
3. формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет,
форма, величина);
4. развитие пространственных представлений и ориентации;
5. развитие временных понятий;6. развитие слухового внимания и памяти;
7. развитие фонетико-фонематических представлений, формирование
звукового анализа
5.3. Развитие основных мыслительных операций:
1. формирование навыков относительно анализа;
2. развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения
основными родовыми понятиями);
3. формирование умения работать по словесной и письменной инструкции,
алгоритму;
4. формирование умения планировать свою деятельность;
5. развитие комбинаторных способностей
5.4. Развитие различных видов мышления:
1. развитие наглядно-образного мышления;
2. развитие словесно-логического мышления (умение видеть и
устанавливать логические связи между предметами, явлениями,
событиями);
5.5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по
ролям и др.).
1. Развитие речи, владение техникой речи.
2. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного
запаса.
3. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
4. Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы
соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной
деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на
формирование интеллектуальных и практических умений.
5.Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов.
Создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной
деятельности.
6. Создание учебно-методологического оснащения, необходимого для
успешного освоения детьми образовательных (коррекционных программ) в
соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям
учащихся. 6. Методы организации и осуществления учебно - познавательной
деятельности:
* словесные методы: рассказ, пересказ, беседа, объяснение;
* наглядные методы: показ образца, демонстрация, иллюстрирование;
* практические методы: копирование, упражнения, творческие задания,
списывание, диктант и др.
7. Методы по степени активности познавательной деятельности:
* репродуктивные;
8. Методы организации деятельности и опыта поведения:
* поручение;
* упражнение;
* приручение;
* оценивание;
* создание воспитывающей ситуации.
9. Рабочая коррекционно-образовательная программа для детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) составлена на
основе: «Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы»/ Под
редакцией С.Г. Шевченко, авторы-составители: Р.Д.Тригер, Ю.А. Костенкова,
И.Н. Волкова С.Г. Шевченко и др. – М.: Школьная пресса, 2012 «Программы
коррекционо-развивающего обучения в начальной школе»/ Под редакцией
Т.Г.Рамзаевой, М.: Просвещение, 2012;
Условия эффективности: постановка цели, формирование положительного отношения к деятельности и ее цели, опора на имеющиеся знания и опыт, организация деятельности на основе образца, формирование активной самостоятельной позиции, стремление к успеху с опорой на общественное мнение.
Методологическую основу Рабочей коррекционо-образовательной программы составили теоретические положения о необходимости комплексного коррекционного воздействия на психическое развитие ребенка с ЗПР, отраженные в научных трудах М.М. Кольцовой, Л.С.Выготского, А.Р. Лурия и др. и практической значимости коррекционно - развивающего обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, нарушением интеллекта, ЗПР,
социально-педагогической запущенностью.
10. Формы проведения коррекционных занятий:1. индивидуальные занятия
2. групповые занятия
Для лучшего усвоения учебного материала, закрепления знаний, умений и навыков, решения коррекционных задач занятия проводятся и в форме открытого мероприятия, занимательного часа с приглашением специалистов сопровождения, работающих с этими детьми.
Рабочая коррекционно-обучающая программа для детей младшего школьного возраста с ЗПР рассчитана на 102 часа. Индивидуально-групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. Однако указанное количество недельных часов (3 часа), отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельно обучающегося соответствующего класса, а учителя. На долю же каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленььких группах (из 2-3 обучающихся) укомплектованных на основе сходства коррегируемых недостатков. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 45 минут с 3-5 минутной релаксацией,
физминутками.
Дети с различными нарушениями в развитии должны выполнять доступные им по возможностям задания, удерживаться в рамках структуры занятия, выполнять основные требования, рекомендации в ходе различных моментов занятия.
Требования к качеству усвоения материала индивидуальны для каждого ученика.
Оценивается, прежде всего, динамика развития ребенка на фоне изучаемого материала в целом, его отношение к занятиям, интерес к предъявленномуматериалу, степень самостоятельности в выполнении заданий. У учеников младших классов с ЗПР очень трудно, медленно идет формирование универсальных учебных действий.
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
Индивидуальные коррекционные занятия
№ п/п
|
Тема |
Кол- во часов |
Дата проведения
|
Корректировка |
1 |
Обследование |
1 |
|
|
2 |
Обследование |
1 |
|
|
3 |
Текст и предложение |
1 |
|
|
4 |
Устная нумерация чисел от 1-100 |
1 |
|
|
5 |
Письменная и устная речь |
1 |
|
|
6 |
Предложение и слово |
1 |
|
|
7 |
Письменная нумерация в пределах 1000 |
1 |
|
|
8 |
Устная и письменная нумерация чисел |
1 |
|
|
9 |
Слово. Слог |
1 |
|
|
10 |
Текст и предложение |
1 |
|
|
11 |
Десятичный состав чисел |
1 |
|
|
12 |
Десятичный состав чисел |
1 |
|
|
13 |
Деление слов на слоги |
1 |
|
|
14 |
Сложение многозначных чисел |
1 |
|
|
15 |
Классы и разряды, запись чисел |
1 |
|
|
16 |
Слоги и звуки |
1 |
|
|
17 |
Вычитание многозначных чисел |
1 |
|
|
18 |
Сложение многозначных чисел |
1 |
|
|
19 |
Звуко-буквенный анализ слова |
1 |
|
|
20 |
Сложение многозначных чисел |
1 |
|
|
21 |
Сложение многозначных чисел |
1 |
|
|
22 |
Гласные звуки, слогообразование |
1 |
|
|
23 |
Сложение многозначных чисел |
1 |
|
|
24 |
Согласные звуки и буквы |
1 |
|
|
25 |
Вычитание многозначных чисел |
1 |
|
|
26 |
Согласные твёрдые и мягкие |
1 |
|
|
27 |
Вычитание многозначных чисел |
1 |
|
|
28 |
Вычитание многозначных чисел |
1 |
|
|
29 |
Согласные твёрдые, мягкие |
1 |
|
|
30 |
Умножение многозначных чисел |
1 |
|
|
31 |
Звонкие и глухие согласные |
1 |
|
|
32 |
Умножение многозначных чисел |
1 |
|
|
33 |
Умножение многозначных чисел |
1 |
|
|
34 |
Дифференциация п-п` |
1 |
|
|
35 |
Деление многозначных чисел |
1 |
|
|
36 |
Деление многозначных чисел |
1 |
|
|
37 |
Дифференциация б-б` |
1 |
|
|
38 |
Упражнение в закреплении алгоритма деления |
1 |
|
|
39 |
Дифференциация б-б` |
1 |
|
|
40 |
Упражнения в дифференциации п-п`, б-б` |
1 |
|
|
41 |
Упражнения в закреплении алгоритма деления |
1 |
|
|
42 |
Деление многозначных чисел на однозначное |
1 |
|
|
43 |
Деление с проверкой |
1 |
|
|
44 |
Дифференциация т-т |
1 |
|
|
45 |
Деление многозначных чисел на однозначное |
1 |
|
|
46 |
Упражнения в совершенствовании примеров на деление
|
1 |
|
|
47 |
Нахождение существительных в лексике |
1 |
|
|
48 |
Упражнения в закреплении алгоритма деления |
1 |
|
|
49 |
Упражнения в закреплении алгоритма деления |
1 |
|
|
50 |
Определение рода и числа существительных |
1 |
|
|
51 |
Решение примеров на деление |
1 |
|
|
52 |
Решение примеров на деление |
1 |
|
|
53 |
Связь слов в предложении |
1 |
|
|
54 |
Решение примеров в несколько действий |
1 |
|
|
55 |
Определение порядка действий 1 и 2 степени |
1 |
|
|
56 |
Решение примеров на порядок действия |
1 |
|
|
57 |
Решение примеров на порядок действия |
1 |
|
|
58 |
Определение падежей существительных |
1 |
|
|
59 |
Умножение на двузначное число |
1 |
|
|
60 |
Умножение на двузначное число |
1 |
|
|
61 |
Деление на двузначное число |
1 |
|
|
62 |
Отработка алгоритма деления |
1 |
|
|
63 |
Упражнения на определение падежей |
1 |
|
|
64 |
Деление на трёхзназчное число |
1 |
|
|
65 |
Деление на трёхзназчное число |
1 |
|
|
66 |
Склонение существительных |
1 |
|
|
67 |
Отработка алгоритма деления |
1 |
|
|
68 |
Связь слов в предложении |
1 |
|
|
69 |
Деление на двузначное и трёхзначное число |
1 |
|
|
70 |
Умножение на двузначное число |
1 |
|
|
71 |
Разбор по членам предложения |
1 |
|
|
72 |
Деление на двузначное и трёхзначное число |
1 |
|
|
73 |
Умножение на трёхзначное число |
1 |
|
|
74 |
Определение частей речи в предложении |
1 |
|
|
75 |
Умножение и деление на двузначные числа |
1 |
|
|
76 |
Разбор частей речи |
1 |
|
|
77 |
Умножение и деление на двузначные и трёхзначные числа
|
1 |
|
|
78 |
Деление на двузначное число |
1 |
|
|
79 |
Роль предлогов в предложении |
1 |
|
|
80 |
Порядок действий |
1 |
|
|
82 |
Деление на двузначное и трёхзначное число |
1 |
|
|
82 |
Роль прилагательных в речи. Синонимы |
1 |
|
|
83 |
Решение примеров на все действия |
1 |
|
|
84 |
Умножение и деление на двузначные и трёхзначные числа
|
|
|
|
85 |
Роль глаголов в речи. Антонимы |
1 |
|
|
86 |
Решение примеров на все действия |
1 |
|
|
87 |
Все случаи деления и умножения |
1 |
|
|
88 |
Все случаи деления и умножения |
1 |
|
|
89 |
Решение уравнений |
1 |
|
|
90 |
Упражнения в определении склонений прилагательных
|
1 |
|
|
91 |
Упражнения в определении склонений прилагательных
|
1 |
|
|
92 |
Родовые окончания имён прилагательных |
1 |
|
|
93 |
Правописание безударных окончаний имён прилагательных м.р. и с.р.
|
1 |
|
|
94 |
Определение падежных окончаний прилагательных
|
1 |
|
|
95 |
Решение уравнений |
1 |
|
|
96 |
Арифметические действия |
1 |
|
|
97 |
Нумерация |
1 |
|
|
98 |
Умножение и деление с 0 |
1 |
|
|
99 |
Решение задач изученных видов |
1 |
|
|
100 |
Решение задач изученных видов |
1 |
|
|
101 |
Решение задач на время, скорость, расстояние |
1 |
|
|
102 |
Правописание безударной гласной в корне слов |
1 |
|
|
III. Способы оценки качества усвоения материала в целях прослеживания
динамики развития
-Наблюдение в ходе занятий.
-Проверочные задания по итогам каждого раздела изучаемого материала
(списывание деформированного печатного текста, выборочный диктант,
слуховой диктант, перфокарты, тестовые задания, использование ИКТ)
-Диагностические работы (диктант с грамматическим заданием): первичный,
промежуточный, итоговый.
IV. Материально- техническая база:
-школьная доска, цветные мелки,
-магнитная доска, магнитные буквы,
-использование ИКТ
-учебники, сборники упражнений , печатные рабочие тетради к учебникам,
-словари, справочники,
-таблицы настенные, таблицы раздаточные,-памятки, перфокарты, лента букв, алфавит, трафареты
-словарь в картинках,
- словарь печатных слов,
-таблицы по развитию речи и другие пособия
-таблицы сложения, умножения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.