Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука «р»
Цели
занятия:
Развитие артикуляционной моторики
Развитие фонематического восприятия
Активизация словаря прилагательных
Развитие зрительно пространственных представлений
Развитие умения контролировать темп и ритм речи, силу голоса.
Развитие мелкой моторики
Оборудование:
Зеркало
Тетрадь в клетку, карандаш
Ход
занятия:
Организационный момент
Сообщение темы и цели занятия:
Послушай внимательно стихотворение которое я прочитаю.
Ранним утром кое-как
Роет нору хмурый рак.
Рак бы рад её не рыть,
Но ведь где-то надо жить.
Работать раку неохота,
Не радует его работа.
Скажи пожалуйста, какой звук я произносила чаще?
Звук [Р].
Правильно, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука [Р].
Разбор
артикуляции по плану:
Губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к бугоркам (альвеолам),
сильная воздушная струя заставляет кончик языка вибрировать, голос работает.
2. Характеристика звука «Р».
Звук «Р»- согласный, глухой, твердый- мягкий.
3. Связь звука и буквы.
Звуки мы слышим и произносим.
Буквы мы пишем и читаем.
Выкладывание буквы «Р» из шнурка.
Артикуляционная
гимнастика:
Упражнение «чистим зубы»
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание. Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с
внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
Маляр.
Цель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание. Улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая
языком движения вперед-назад.
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.
Вкусное варенье.
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение
языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих
звуков.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать
верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она
должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
Индюк.
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить
движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь
не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные
движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как
индюк болбочет).
1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Барабанщики.
Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и
умение делать кончик языка напряженным.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним
альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук д.Сначала звук следует
произносить медленно, постепенно убыстрять темп.
1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть
неподвижна; работает только язык.
2. Следить, чтобы звук д носил характер четкого удара – не был хлюпающим.
3. Кончик яыка не должен подворачиваться.
4. Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
Развитие фонематического восприятия:
Повтори за мной слоги:
Ша-ша-жа
Зу-су-зу
Ты-ды-ты
Ка-ка-ка
Жи-ши-жи
Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «р»
Изолированно: Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р
В слогах: РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР
В словах: Морковь, заяц, трудный, яблоко, крот, карандаш, арбуз, ёж, стол,
телевизор.
Логопед отстукивает на парте ритмический рисунок, ребёнок его
воспроизводит:
Та-та-татата, тата-та-та-тата-та
Графический диктант:
Ребёнок рисует линии, в тетради в клетку, под диктовку логопеда:
3 клетки влево, 2 вверх, 3вправо, 2 вверх, 6 вправо, 2 вниз, 3 вправо, 2
вниз, 3 влево.
Что получается? Машина. Дорисуем колёса.
Какая бывает машина? Быстрая, грязная, новая, красная, красивая, большая,
грузовая.
Домашнее задание:
Сегодня ты отлично позанимался, давай вспомним, какие упражнения мы делали. Дома повтори их перед зеркалом.
Конспект индивидуального занятия постановка звука [р]
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить умение подбирать слова-антонимы;
- закрепление кинестетического образа звука [р];
Коррекционно-развивающие:
- выполнять артикуляционные упражнения для постановки звука;
- формировать направленную воздушную струю;
- учить правильно произносить звук [р], опираясь на слуховой и зрительный контроль;
- учить выделять звук в слове из потока других звуков;
- развивать фонематическое восприятие и фонематический слух;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям через игровые приемы;
Оборудование: зеркало, форма шарика для дыхательного упражнения, картинка Незнайки, карточка с буквой Р, предметные картинки: рука, радуга, ракета, рак, пожар, комар, костер, помидор.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: Какое у тебя настроение? Хорошее? Давай улыбнемся и передадим свое хорошее настроение друг другу. Молодец!
Я сейчас прочитаю тебе стихотворение, а ты обрати внимание, какой звук я пропускаю в словах:
КО… АБЛИК
Мат… оская шапка,
Ве… евка в … уке,
Тяну я ко… аблик
По быст… ой … еке.
И скачут лягушки
За мной по пятам,
И п… осят меня:
П… окати капитан!
Логопед: Правильно, я пропускаю звуки [р], [р’]. Сегодня мы закрепим произношение этих звуков.
К нам на занятие пришел гость. Но ты узнаешь об этом позже.
Сначала нужно хорошо размяться, сделать гимнастику. Сделаем упражнения «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка».
дыхательная гимнастика:
- давай подуем на шарик.
Логопед: А теперь давай посмотрим, кто к нам пришел?
- Незнайка.
- Давай покажем ему, как мы любим и умеем заниматься.
Повтори слоги столько раз, какую цифру ты видишь.
Ра – 2 ро – 3 ру – 2 ры – 3
Ра – 3 ро – 2 ру – 3 ры – 2
Логопед: Сейчас я назову слова, а ты должен сказать, на какой звук начинаются эти слова.
-рука, радуга, ракета, рак;
Правильно звук[р];
Давай вместе с Незнайкой попробуем услышать этот звук среди других звуков?
Я называю звуки, а ты, если услышишь звук [р], подними карточку с буквой Р: П, Р, Н, К, Р, П, Р, Р;
В слогах: на, ор, пы, ро, ур, пу;
В словах: рыжий, полка, топор, мухомор, сумка, крот;
Физкультминутка:
Раз – мы руки вверх подняли,
Два – их дружно опустили.
А потом потопали,
А потом похлопали.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем все опять.
Игра «Четвертый лишний»
Рука, радуга, ракета, комар
Пожар, рак, костер, помидор
Игра «Наоборот»
Высокий – низкий; широкий – узкий; длинный – короткий
Логопед: А сейчас мы попробуем написать букву «Р» в воздухе. Сначала напишем ее плечом, потом локтем, потом кистью, потом пальцем.
Развитие звукового анализа.
- Определи место звука в слове
Ромашка, костер, комары
Логопед: повтори за мной слова- мир, пир, костер
Итог занятия:
- Тебе понравилось заниматься с Незнайкой?
- Какой звук ты учился сегодня произносить?
Домашнее задание:
Артикуляционная гимнастика.
Припоминание слов со звуком [
Тема: Автоматизация звука [Р].
Оборудование: герой Буратино, картинки для выкладывания предметов по образцу, предметные картинки со звуком [Р], домик для определения места звука в слове, мяч спички.
Программное содержание:
Задачи:
а) образовательная: способствовать обогащению словарного запаса; продолжать
учить определять место звука [Р] в слове, образовывать уменьшительно-
ласкательную форму существительных, согласовывать числительное с
существительным, подбирать правильно рифмующие слова в предложения;
б) коррекционная: развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звук
[Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; определять
положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р]; фонематическое
восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, моторику;
в) воспитательная: воспитывать желание и стремление помочь другу; интерес
достижения результата от выполненной работы.
Предварительная работа: проводилась артикуляционная гимнастика, постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях; работа по определению позиции звука в словах, усвоению уменьшительно-ласкательной формы существительных, согласованию числительных с существительными.
План занятия:
I. Оргмомент. Установка на занятие.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Повторение артикуляции звука [Р].
3. Развитие мелкой моторики.
4. Повторение чистоговорок.
5. Работа с предметными картинками:
а) «Назови слово и определи место звука»;
б) «Назови ласково»;
в) «Посчитай».
6. Физкультминутка.
7. Игра с мячом «Закончи слово».
8. Игра «Путаница».
III. Подведение итогов.
Ход занятия:
I. Оргмомент. Установка на занятие.
Тарарам, тарарам,
Кто спешит в гости к нам?
Этот мальчик- друг ребят,
С ним встрече каждый будет рад!
-Вот наш гость- Буратино. Он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо
разговаривать, произносить четко звуки. А Буратино еще не научился произносить
звук [Р]. Ты сможешь помочь нашему гостю? Ведь ты уже научился правильно
выговаривать этот звук. А для этого ты очень старался и долго тренировался.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
- Для того, чтобы быстрее научиться произносить звук [Р], нужно запомнить и
правильно выполнять следующие упражнения:
- «Чашечка»- 5 сек.
- «Грибок»- 5 сек.
- «Маляр»- 5 раз.
- «Вкусное варенье»- 5 раз.
- «Лошадка»- 5 раз.
- «Мотор»- 5-7 раз.
- «Барабанщики»- 5-7 раз.
2. Повторение артикуляции звука [Р]:
- Передай рычание злой собаки, карканье вороны, звучание трубы.
- Расскажи Буратино о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука
[Р].
(Положение органов речи: губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка
прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и
вибрирует).
3. Развитие мелкой моторики.
Упражнение «Выложи по образцу».
- Буратино принес картинки. Посмотри и назови предметы, которые на них
нарисованы. Выложи из спичек по образцу.
(Картинки: оранжевая морковь, красный забор, черная ракета).
4. Повторение чистоговорок.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Чистоговорки внятно,
Чтоб было всем понятно.
-Научим Буратино произносить чистоговорки со звуком [Р].
РА-РА-РА- РУ-РУ-РУ-
рама, рак, гора . руки, ружья, кенгуру.
РО-РО-РО- РЫ-РЫ-РЫ-
Роща, рот, перо. Рыба, рысь, ковры.
АР-АР-АР- УР-УР-УР-
Рома пошел на базар. Валера тянет шнур.
ОР-ОР-ОР- ЫР-ЫР-ЫР-
На полу лежит ковер. На кармане много дыр.
5. Работа с предметными картинками.
а) «Назови слово и определи место звука».
-Наш гость принес конверт с картинками.
-Назови слова и разложи правильно: со звуком [Р] в начале слова клади в первое
окошко (и т.д.)
(Предметные картинки: ракета, рубашка, рыба, роза, барабан, фартук, арбуз,
кровать, трамвай, светофор, помидор).
б) «Назови ласково».
-Преврати эти слова- предметы в маленькие(назови ласково). Например: ракетка,
розочка и т.д.
в) «Посчитай».
-А теперь посчитай такие предметы: ракета, барабан, рубашка (одна ракета, две
ракеты,… пять ракет и т.д.).
6. Физкультминутка.
-Посмотри, Буратино немного повеселел. Но еще одна беда - он потерял свой
золотой ключик.
-Пока мы будем искать ключик, он придумает интересную игру.
«Буратино» (Ребенок выполняет соответствующие движения).
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
7. Игра с мячом «Закончи слово».
-Вот такую игру придумал Буратино:
РА-РА-РА
Начинается игра.
Я прошу со слогом РА
Мне помочь назвать слова!
-Я начинаю слово, а ты добавь РА:
ко-ра, иг-ра, но-ра, у-ра.
РО-РО-РО
Ты закончи слогом РО:
вед-ро, доб-ро, пе-ро, сереб-ро.
А теперь договори
Ты слова со слогом РЫ:
вет-ры, го-ры, кома-ры, топо-ры.
8. Игра «Путаница».
- И еще одна игра: поправь меня, если я перепутаю слова в конце предложений.
* Расцвели на клумбе козы,
В огород забрались розы.
* Ползает у речки мак,
Расцветает в поле рак.
* На конверт наклею маску,
На лицо надену марку.
* Я возьму от сыра кошку,
Угощу я нашу корку.
III. Подведение итогов.
-Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научил Буратино. Наш гость тебе благодарен. Теперь вы оба следите за своей речью и не забывайте про звук [Р].
Постановка звука Л
Цель: научить ребенка произносить нормированный звук л.
Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука л; картинки-символы, предметные картинки.
Постановка звука л различными способами.
1. По подражанию:
- ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (летящий в небе самолет и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.
2. От артикуляционного уклада:
- ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук.
3. От опорного звука:
- «Пароход гудит» – ребенку предлагается
зажать передними зубами кончик языка и произнести звук ы-ы-ы;
- «Песенка иголочки» - ребенку предлагается произнести звук а-а-а и
одновременно кончиком языка «постучать» по альвеолам;
- ребенку предлагается произносить звук а-а-а, одновременно
открывать и закрывать рот, прикусывая кончик языка;
- ребенку предлагается произнести звук а-а-а и одновременно
кончиком языка прикоснуться к верхней губе (прием используют при смягчении
звука).
Постановка звука Р
Цель: научить ребенка произносить нормированный звук р.
Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука р; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.
Постановка звука р различными способами.
1. По подражанию:
- ребенку предлагается образец
произношения звука в сочетании с игровыми образами (заводим мотор, тигр рычит и
т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной
артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения
- «Волк фыркает» – ФРРР;
- «Нам холодно» – БРРР;
- «Кучер» – ТРРРУУ (вибрируют губы и язык).
2. От артикуляционного уклада:
- ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук;
- ребенку предлагается при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него; в момент отрыва языка от неба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка.
3. От опорного звука:
- выработка проторного звука р:
ребенку предлагается длительно произносить звук ж с
приоткрытым ртом; губы при этом находятся в положении улыбки, широкий язык за
верхними зубами (в результате слышится звук, похожий на зж);
- выработка одноударного звука р: ребенок произносит звук ж длительно,
на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта;
- ребенку предлагается резко с сильным выдохом на кончик языка произнести
звук т, затем – д; в результате слышится трр, дрр (дунуть
на карандаш, лежащий на столе – круглый, граненый).
4. От опорного звука с механической помощью:
- ребенку предлагается произнести проторный звук р, в это время шпателем (зондом, пальцем), подложенным под кончик языка, производить частые колебательные движения из стороны в сторону (в результате слышится рокочущий звук);
- ребенку предлагается на одном выдохе многократно в быстром темпе с приоткрытым ртом проговаривать звук д с более фиксированным произношением последнего звука (напряженный, широкий язык «стучит» по альвеолам, поэтому звук д получается не четкий); в это время шпателем (зондом, пальцем), подложенным под кончик языка, производить частые колебательные движения из стороны в сторону (в результате слышится рокочущий звук);
- ребенку предлагается многократно в быстром темпе проговаривать звук д или сочетания звуков джж с приоткрытым ртом (напряженный, широкий язык «стучит» по альвеолам, поэтому звук д получается не четкий); в это время легонько потряси ребенка за плечи или предложить ему потрясти руками, согнутыми в локтях (от этого воздействия язык начинает сам дрожать);
- ребенку предлагается слегка наклонить голову вперед и длительно произносить звук ж с приоткрытым ртом; в это время логопед производит частые постукивающие движения по подъязычной нижнечелюстной ямке.
5. От артикуляционного уклада с механической помощью:
- ребенку предлагается поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку»; затем большим и указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка; срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться свободными; с силой выдохнуть воздух с включением голоса; язык «набухает», и слышится звукосочетание тж (у некоторых детей сразу получается сочетание тр (др)). Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА Р
ЦЕЛИ: закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений для постановки звука Р; продолжать формирование длительно направленной воздушной струи; учить правильно произносить звук [р] с механической помощью; продолжать учить выделять звук [р] из рада слов; продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные; упражнять в правильном употреблении падежных форм имен существительных; развивать внимание, память, мелкую моторику.
Оборудование: игрушка «Щенок»; зонд с шариком на конце (или закругленная палочка) для постановки звука [р]; предметные картинки с изображением трактора и машины; набор геометрически фигур, предметных картинок (зонт, шляпа, туфли, велосипед, глобус, телефон, утенок) с символами на обратной стороне; картинки с изображением животных «Зоопарк»; счетные палочки.
Ход занятия
Логопед. Сегодня я вас познакомлю с маленьким щенком. Он учится рычать. Вы тоже учитесь правильно произносить звук [р]. Значит, сможете друг другу помочь! Для начала нужно хорошо размять и подготовить язычок. Покажите щенку, какие упражнения для этого нужно выполнить.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику по картинкам, обозначающим названия упражнений для язычка: «Чашечка», «Индюк», «Лошадка», «Барабан» и для воздушной струи «Парус», «Жучок».
Логопед. Давайте немного погуляем вместе со щенком. Посмотрите-ка, по дороге едет трактор и громко-громко тарахтит. Покажите щенку, как работает трактор, а я помогу нашей волшебной палочкой. (Постановка звука [р] с механической помощью, помощь оказывается зондом.)
А немного дальше водитель ремонтирует машину, ищет нужные детали. Помогите ему, подайте только ту деталь, если в слове слышится звук [р]. Щенок вам покажет.
Логопед поочередно предлагает ребенку детали – геометрические фигуры и проговаривает ряд слов: корка, вилка, банка, марка, белка, пулька, парта, полка, норка, норма. Дети берут деталь, которую логопед сопровождает словом со звуком [р].
Отремонтировал водитель машину и завел. Давайте покажем щенку, как он это сделал. (Постановка звука [р] с механической помощью, помощь оказывается зондом.)
Побежал щенок за машиной по дороге. Чтобы он не заблудился, помогите ему запомнить дорогу. Для этого назовите картинку и запомните символ на обратной стороне каждой из них.
Картинки выложены в виде дорожки, после называния каждой дети переворачивают картинку и видят соответствующий символ.
Щенок оказался в зоопарке. Слышит громкое, сердитое рычание. (Постановка звука [р] с механической помощью, помощь оказывается зондом.) Помогите ему определить, кто из этих животных так рычит. Покажите и назовите это животное.
Перед детьми картинки: заяц, обезьяна, лев, олень.
Конечно, это лев рычит, потому что ему нужна новая клетка. Постройте ему новую, удобную, просторную клетку.
Дети выкладывают изображение клетки из счетных палочек.
Рад лев новой клетке и довольно рычит. (Постановка звука [р] с механической помощью, помощь оказывается зондом.)
Ходит щенок по зоопарку, рассматривает разных животных. Постоял около … (льва), посмотрел на … (лису), увидел … (зайца), остановился рядом с … (оленем), подошел к … (медведю), подумал о … (волке), посмеялся над … (обезьяной).
(Логопед выкладывает соответствующие картинки.) Посмотрите, щенка очень хвосты интересует. У него хвост собачий, а у лисы, чей хвост? У зайца? У волка? У льва? У оленя? У обезьяны?
Дети отвечают.
Тут обезьяна дернула щенка за хвост, и от неожиданности он зарычал. Покажите, как он это сделал. (Постановка звука [р] с механической помощью, помощь оказывается зондом.)
Обрадовался щенок, что теперь сам может рычать, и побежал домой. Помогите вспомнить ему обратную дорогу. Посмотрите на символы и назовите картинки, которые они обозначают.
Дети по символу вспоминают картинку, которую логопед тут же переворачивает, чтобы они могли проверить правильность ответа.
Щенок по дорожке вернулся домой, а наше занятие подошло к концу. Сегодня вы снова учились произносить звук [р]. Давайте еще раз посмотрим, как это у вас получается. (Постановка звука [р] с механической помощью, помощь оказывается зондом.)
Дидактические игры с дошкольниками для автоматизации звука Р
Автоматизация звука Р в прямых слогах
ПОСМОТРИ НА МЕНЯ и ЗАПОМНИ СЛОВО
Логопед предлагает детям запомнить 10 слов, используя внешний вид любого человека.
Задачи логопеда:
— сравнить внешний вид нескольких человек. Объяснить, что все люди выглядят по-разному, носят разную одежду.
— рассказать, что можно запоминать слова, привязывая их внешнему виду, одежде человека.
Примеры слов:
Ураган, радуга, пирамида, карандаш, рыбка, горох, ручей, комары, макароны, парус.
Волосы торчат, как будто во время урагана. Прическа – это ураган.
Платье разноцветное, как будто радуга. Платье – это радуга.
На платье много пуговиц, как частей у пирамиды. Пуговицы – это пирамида.
В карман можно положить карандаш. Карман – это карандаш.
На кармане вышивка, как будто плывет рыбка. Вышивка – это рыбка.
Поясок висит, как усы у гороха. Поясок – это горох.
Юбка переливается, как вода в ручье. Юбка – это ручей.
Складок на юбке очень много, как рой комаров. Складки – это комары.
Гольфы длинные, как макароны. Гольфы – это макароны.
Шнурки на туфлях, как веревки у паруса. Шнурки – это парус.
Автоматизация звука Р в обратных слогах
ПРОЩЕ ПРОСТОГО
Логопед предлагает запомнить слова, используя части тела человека.
Задачи логопеда:
— важно объяснить, что части тела надо использовать в определенной последовательности, например, сверху вниз, слева направо – для облегчения вспоминания.
— начать игру, предлагая детям пофантазировать, соединяя слово и часть тела.
Примеры слов:
Самовар, форточка, забор, шарф, мухомор, дырка, кефир, перчатки.
У самовара такой же нос, как у человека. Нос – это самовар.
Губы открываются, как форточка. Губы – это форточка.
Шея высокая, как забор. Шея – это забор.
Шарф лежит на плечах. Плечи – это шарф.
Руки рвут мухомор. Руки – это мухомор.
На спине дырка. Спина – это дырка.
В живот льется кефир. Живот – это кефир.
На ногах много пальцев, как у перчаток. Ноги – это перчатки.
Автоматизация звука Р в слогах обратных, прямых и со стечением согласных
КОТ В МЕШКЕ
Логопед предлагает детям достать предметы из волшебного мешка. Ребенок на ощупь должен определить, что лежит в мешке. Если определил правильно, достает предмет. Если ошибся, то предмет остается в мешке. Затем надо запомнить эти предметы в том порядке, в каком они доставались из мешка. Запомнить это можно, сочинив историю, в которой участвуют эти предметы в нужной последовательности. После придумывания истории все предметы вновь складываются в мешок. Дети по памяти должны восстановить рассказ и последовательность появления предметов.
Задача логопеда:
— объяснить выражение «купил кота в мешке».
— начать игру, используя на первом этапе предметы, которые легко узнать на ощупь.
Предметы в мешке: квадрат, круг, грузовик, ведро, груша, кроватка, краски, тетрадь, дракон, кружка, пружина, крышка.
Персик, помидор, морковь, картофель, терка, шерсть, картон, гармошка, веер, перчатка, топор, верблюд.
Ракетка, рукавица, карандаш, ручка, кораблик, барабан, рыбка, корова, кенгуру, горох, баран, жираф, ромашка, перо, макароны, коробка, пирамида, ракушка.
Вариант истории. Жил-был веселый Квадрат. Он решил отправиться в гости к другу Кругу. Сел в грузовик, взял ведро груш в подарок. Приехал и видит: друг лежит больной в кровати. Чтобы его развеселить, Квадрат нарисовал красками втетради дракона. Принес больному кружку воды, отремонтировал пружину на двери и закрыл крышкой кастрюлю с супом. От такой заботы друг быстро поправился.
РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ
Логопед раздает карточки с предметными картинками, расположенными попарно. Дети должны запомнить пары картинок, связав их ассоциацией. Затем первые карточки убираются, предлагаются вторые карточки, где нарисованы предметы лишь одного столбика, и набор предметных картинок второго столбика. Надо по памяти расположить предметы второго столбика рядом со своей парой. Целесообразно вначале использовать пары предметов, между которыми легко установить ассоциативную связь. Усложнить игру можно, расположив на второй карточке предметы не по порядку, а вразброс.
Примеры слов: грузовик – ведро, брусника – крыжовник, зебра – кобра, грач – страус, груша – фрукты, кровать – крыша. Трава – дрова, крыша – труба, тетрадь – цифры, груша – виноград, игрушки – краски, круг – квадрат.
Морковь – картофель, торт – самовар, забор – костер, помидор – огурцы, арбуз – сахар, шарф – куртка.
Карандаш – ручка, барабан – ракетка, горы – дорога, ворона – перо, рубашка – рукавицы, ручей – кораблик. Рыба – озеро, роза – ромашка, жираф – кенгуру, баран – корова, помидоры – горох, руки – пирожок.
Автоматизация звука Р в слогах со стечением согласных
ЛИШНИЕ СЛОВА
Логопед предлагает запомнить 5 слов. Для этого надо составить рассказ и представить его, как мультик на экране. Постараться, чтобы рассказ был интересным, неожиданным, веселым. Затем логопед продолжает игру. Он зачитывает 10 слов, среди которых 5 знакомых и 5 лишних. Дети должны, услышав знакомое слово, поднять правую руку, а незнакомое – левую.
Задачи логопеда:
— рассказать первую часть правил игры, провести эту часть игры, выслушать составленные рассказы.
— объяснить вторую часть правил, довести игру до конца.
— для усложнения можно увеличивать количество знакомых и лишних слов, увеличить темп чтения, изменить порядок знакомых слов и добавить к ним лишние, предложить детям вспомнить и назвать основные слова, а затем лишние.
Примеры слов: простыня, трава, грузди, грач, красавица. Вариант истории. Однажды простыня упала на траву и увидела грузди. Но тут прилетел грач, сорвал их и унес своей любимой красавице. Поиск знакомых слов -Прутик, грызуны, трава, крыша, простыня, красавица, цифра, грач, дрова, грузди.
Постановка звука Р
Задачи:
1) подготовка артикуляторного аппарата к постановке звука [Р];
2) постановка звука [Р];
3) развитие кинестетического чувства органов артикуляции;
4) развитие фонематического восприятия;
5) развитие мелкой моторики;
6) воспитание умения действовать по инструкции логопеда.
Оборудование:
· зеркало
· подборка стихов
· тетрадь, цветные карандаши
Ход занятия:
Этап |
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
I. Орг. Момент
II. Основная часть
III. Итог занятия |
Здравствуй! Садись ровно, слушай внимательно. Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить звук [Р]. Давай попробуем порычать (звукоподражание) Собака рычит: Р-Р-Р Тигр рычит: Р-Р-Р Как работает мотор самолета: Р-Р-Р
Я буду читать стихотворение. Когда услышишь звук [Р], хлопни в ладоши.
Потерялась буква «Р», Где? В трамвае, например. Или мы ее вчера Не забрали со двора? Уронили в гастрономе, Не нашли за дверью в доме? Может милиционер Приведет нам букву «Р»? Но сказала громко Маша: - Отыскалась буква наша! Посмотри: как просто это: Рыба! Рак! Рука! Ракета!
Артикуляторная гимнастика. Выполнение упражнений: ü «Вкусное варенье» ü «Маляр» ü «Лошадка» ü «Грибок» ü «Гармошка» ü «Пулемет» ü «Барабанщики» ü «Шмель»
Постановка звука [Р]. Ставится механическим способом от звука [Д]. Выдыхаем воздух, улыбаемся и произносим звук [Д].
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили, Птичек крошками кормили.
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли, Съели суп и спать легли.
Ответь на вопросы и зарисуй ответы в тетради. Вопросы: - Чем рубят дрова? - Чем мы пишем? - Чем мы раскрашиваем? - Где растут морковь, помидоры, огурцы?
Что мы делали на занятии? Что было сложное? Похвала. |
Здравствуйте!
Не получается.
Выполняет задание.
Выполняет перед зеркалом.
Произносит звук [Р].
Загибает пальцы по одному. «Идет» по столу средним и указательным пальцами. «Лепит» комочек ладонями. «Насыпает крошки» - всеми пальчиками имитирует движение. Ведет указательным пальцем правой руки по ладони левой Кладет ладони на стол то одной, то другой стороной. Отряхивает ладони. Двигает воображаемой ложкой, затем укладывает руки под щеку.
Топором Ручкой Карандашом В огороде
|
НОД в подготовительной группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи по теме: «Звук и буква Ё»
Оборудование: недописанные буквы, буквы Ё — большая и маленькая, слова для чтения, хитрые буквы Я, Ю, Е, Ё в домиках, пары гласных букв на магнитах, мяч, картинка ёжика, альбомы детские, цветные карандаши, простые карандаши, тетради.
Ход занятия: Дети приглашаются к доске, и вспоминают, какие буквы они изучили. - Здравствуйте: Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребенка, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. С-с-с… – змеиный слышен свист. Ш-ш-ш… – шуршит опавший лист. Ж-ж-ж… – шмели в саду жужжат. Р-р-р… – моторы тарахтят. - Подумайте и скажите, какие бывают звуки? (гласные и согласные). - Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произнесении проходит свободно). Каким цветом мы их обозначаем? - А согласные звуки есть двух видов, какие? (твёрдые и мягкие) Каким цветом мы их обозначаем? - Правильно, ребята. (посадить всех на стульчики) - А чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и видим). - Вы знаете, в моём научном дупле происходят чудеса. Что-то произошло с буквами. Помогите, пожалуйста, восстановить их (детям предлагаются недописанные буквы). Молодцы!
- А сегодня я хочу познакомить вас новой буквой. Эту букву тоже называют хитрой, так как она может обозначать два звука. Произносим мы два звука, Но одну лишь пишем букву! [й] да [о], а вместе Ё. Не забыть бы про неё! - Буква Ё бывает большой и маленькой (показ букв). На что похожа буква Ё? - Ребята, открою вам ещё один секрет: на букву Ё всегда всегда падает ударение! А что такое ударение? Её называют УДАРНОЙ! А хотите узнать, почему её называют ударной? Послушайте сказку: Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё вверху две шишки — ой, нет! — две точки. - Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву — букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная. Хотите проверить? (чтение) • ЁЛКА • ТВОЁ • ЁЖИК • ПЕНЁК • КОТЁНОК • ВЕСЁЛЫЙ Отхлопать каждое слово и определить, на какой слог падает ударение. - А как узнать, сколько слогов в слове? (сколько гласных звуков, столько и слогов) - А какие ещё хитрые буквы вы знаете? (Ю, Я, Е). Мы уже знаем о наличии следующих пар гласных: А — Я, Э — Е, У — Ю, Ы — И, О-Ё. Логопед объясняет правило: гласные А, О, У, Ы, Э обозначают твердость предыдущего согласного звука, а гласные Я, Е, Ю, И, Ё обозначают мягкость предыдущего согласного звука. - А теперь давайте поиграем: скажите с [йо] в начале или в конце слова (с мячом): …жик, бель…, тво…, …лка, мо…, е…, …рш. - А теперь скажите слово без [йо]: бытьё, житьё, мытьё, шитьё, литьё, нытьё, зверьё. –
Дидактическая игра «Слово рассыпалось». Словарный материал: р, ш, ё — ёрш; а, ё, к, л — ёлка; и, ё, к, ж — ёжик - В моём лесу, кроме этого дерева, есть ещё и ёлочки (детям предлагается встать около стульчиков и повторить за логопедом). Елочки зеленые На ветру качаются, На ветру качаются, Низко наклоняются. Много елочек зеленых, Много сделаем наклонов. - А теперь я попрошу вас сесть за столы. Посмотрите, у вас в альбомах появилась картинка- путаница. Найдите , где спряталась буква Ё, обведите её красным карандашом, так как она гласная. И найдите, пожалуйста, маленькую букву ё в этих строчках. - Ребята, отгадайте загадку: Добродушен, деловит, Весь иголками покрыт. Слышишь, топот быстрых ножек? Это наш приятель… ЁЖИК (показ картинки ёжика). Давайте сделаем звукобуквенный анализ слова ЁЖИК. (вспомнить про ЖИ-ШИ!) Одного ребёнка — к доске. Остальные выполняют задание в альбоме. - А теперь давайте напечатаем нашу новую букву в тетрадях. Молодцы! А давайте с вами вспомним, как мы произносим звуки при помощи наших рук (произнесение звуков с руками, показ нового звука [йо]). Выходите все на ковёр. Молодцы! Итак, с какой новой буквой мы сегодня познакомились? Почему она хитрая. А в каких случаях она обозначает два звука, а в каких один?
Источник: http://logoportal.ru/konspekt-nod-zvuk-i-bukva-yo/.html
Конспект занятия по обучению грамоте «Гласная буква Ё»
Задачи:
- познакомить детей с новой буквой Ё;
- научить читать её в словах и слогах;
- привить интерес к книгам;
- Оборудование:
- изображение ёжика;
- образ буквы Ё;
- - книга И. И. Акимушкина «Жил-был ёжик» и энциклопедия о животном мире «Все о животных. От А до Я». Перевод И. Горелик. Изд. «Махаон» 2003г.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, садитесь!
А теперь давайте поздороваемся с источником жизни на земле с солнышком.
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй матушка земля!
Здравствуй Родина моя!
А сейчас проговорим скороговорку!
Та-та-та- у нас дома чистота
Тё-тё-тё- отложи свое шитьё
То-то-то-стали мы играть в лото
Ать-ать-ать-мы идем гулять
Ат-ат-ат- берем с собою самокат
Молодцы!
Итак, ребята начнем наше занятие! Отгадайте загадку!
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной;
Иголок много – много
А ниток - ни одной.
- Кто же это? (Ёжик).
Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
(Еж)
- Подумайте и скажите, какие бывают звуки? (гласные и согласные). - Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произнесении проходит свободно). Каким цветом мы их обозначаем?
Проведём слого-звуковой анализ слова ёжик.
Сколько в слове слогов? (ё-жик)
Из каких звуков состоит первый слог? (йо)
Второй слог? (жык)
На какой слог падает ударение? (на 1)
Какие звуки слышатся вначале слова ёжик? Произнесите (йо)
Ребята, эти звуки обозначаются одной буквой Ё
Давайте произнесём эту букву. Как она произносится? (тянется, значит, эта буква, какая? (гласная)
Если буква ё впереди то она обозначает 2 звука,
Вывешиваются картинки Ёжик, Ёлка, и буква Ё.
Что вы видите на картинке? На что похожа буква Ё
Чем похожи буквы Е и Ё?
Буква Е передохнула,
Как тотчас же на нее
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква Ё.
Напишите букву Ё в воздухе.
Давайте напишем четыре больших буквы Ё. Посмотрите, как я пишу букву Ё на доске. Сначала я пишу сверху вниз длинную палочку, потом, начиная с верхней, три коротких палочки слева направо. И наконец, ставлю над буквой две точки. Ребята запомните существует такое правило: Если в слове стоит буква ё то она всегда ударная а почему послушайте сказку!
Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё вверху– две точки.
Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую - букву Ё. После этого случая, буква Ё всегда бывает ударная.
- Понравилась вам сказка ёжика? Но не зря же мы часто говорим: сказка ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок. Какой урок вы извлекли из этой сказки? (Буква ё всегда ударная).
- А давайте проверим! Прочитайте эти слова хором, в них есть буква ё
(слова напечатаны на доске)
ЁЛКА
ТВОЁ
ЁЖИК
ПЕНЁК
ЗВЕРЁК
КОТЁНОК
ВЕСЁЛЫЙ
А теперь будем читать каждое слово отдельно и определять ударную гласную. (Выполняем) Ну что, убедились? Запомните: на Ё всегда падает ударение.
А теперь работаем в тетрадях. Выполняем задание. У вас на столах лежат карандаши красный, синий и зеленый. Каким цветом раскрасим квадратик? Красным почему? Потому что гласный.
Физминутка: Буратино
Знакомство с новой буквой Ё.
- Молодцы, ребята!
- Давайте произнесём его три раза и определим, гласный он или согласный?
(гласный)
- Из скольких звуков он состоит? (Из двух [Й’] и [О])
- Вот, посмотрите на него! (Показываю Ё) и он ещё обладает свойством: сделать предшествующую согласную мягкой!
А теперь посмотрим в зеркала как произносится звук Ё.
Пальчиковая гимнастика.
- А теперь будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё.
Приготовились! Начали:
ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.
Молодцы! А теперь посмотрите на картинку и назовите находится звук Ё в начале в середине и в конце Вывешивается картинка.
Вывод: Буква Ё не всегда имеет два звука, а только когда стоит вначале слов, после гласной буквы или после мягкого знака.
9. Итог.
- Вот и подходит к концу наше занятие. Давайте повторим, с какой буквой мы сегодня познакомились? («ё»)
- Из скольких звуков он состоит? ([й’], [о])
- Какая это буква, гласная или согласная? (гласная)
- Что еще интересного запомнили о букве? (делает предшествующий согласный мягким, всегда ударная).
- А кто нам помог в работе? (ёжик) Скажем ему спасибо!
- Ах, да, чуть не забыла! Ёжик на прощанье придумал последнюю загадку:
Чем заканчивается ВСЁ? Догадались? (буквой Ё)
Конспект занятия «Животные жарких стран»
Цель:
Обобщение знания детей о животный жарких стран.
Образовательная область «Познание».
Задачи:
Образовательные:
Закрепление представлений о животных жарких стран и их особенностях.
Активизация словаря по теме «Животные жарких стран».
Образование и усвоение притяжательных прилагательных.
Развивающие:
Развитие общей моторики, слухового внимания, зрительного восприятия, творческого воображения, словесно-логического мышления. Развитие умения сравнивать животных по существенным признакам. Развитие связной речи (умение составлять описание животных)
Воспитательные:
Воспитание интереса к живой природе, навыков сотрудничества, активности. Воспитание положительной мотивации к занятиям.
Оборудование: Плакат с изображением Африки, предметные картинки с изображением животных жарких стран, разрезные картинки, панамки, магнитная доска.
Предварительная работа: рассказ по теме, чтение стихов, просмотр телепередач о животных жарких стран, рисование животных жарких стран.
Проведение НОД:
Ребята вы любите путешествовать? (Ответ детей). Сегодня мы отправимся в путешествие, в далекую жаркую страну, под названием Африка. А как вы думаете, что это за страна такая? (Дети: там очень жарко, там много песка и он горячий, там мало воды и т. д.) Правильно, Молодцы!
Посмотрите, у меня в реках есть панамки. Как вы думаете, зачем они нам нужны в путешествие? (Дети: чтобы не напекло голову, не было солнечного удара.) Правильно, молодцы! Давайте мы сейчас их оденем, чтобы отправиться в наше путешествие. Ну вот мы и готовы. Но вот только на чем или на ком мы отправимся в путешествие, ведь пешком нам будет тяжело идти. (детям показывают картинку) (дети: на верблюде). Правильно. А вы знаете, что верблюд это очень выносливое животное. Он может долго обходиться без воды и питаться колючками. Еще верблюдов называют кораблями пустыни, так как движения у них плавные, как у кораблей. Давайте мы сядем выпрямив спинки и представим как мы едим на верблюде, не забывайте, что движения должны быть плавными. Молодцы. На нашем пути мы будем встречать различных животных и выполнять задания.
Задание 1 «Опиши животное»
Первое животное, которое мы встретили – это жираф. Что вы знаете о жирафе (Дети: у него длинная шея, длинные ноги, он коричневый в пятнышку и т. д.) Правильно! А еще жираф считается самое высокое животное, он ростом с двух этажный дом. Благодаря такому росту он может доставать листья деревьев с самой макушки.
Второе животное – это зебра. (Дети: зебра полосатая, похожа на лошадь, живет в стаи и т. д.) Молодцы. Но благодаря такому окрасу, зебры почти незаметны в зарослях травы. И зебры живут табунами, что бы чувствовать себя безопаснее.
Третье животное – слон. (Дети: Большое животное, у него есть большие уши, нос. Есть большие бивни, он серого цвета и т. д) У слона нос называется хобот. С помощью хобота он может достать плоды, листья и поднимать тяжелые деревья. Так же чтобы охладится, слоны принимают душ, поливая себя водой из хобота. С помощью бивней он защищается от врагов.
Четвертое животное – лев. (Дети: это царь зверей, он сильный, хищник, у него большая грива и т. д) Еще львы не живут стаями. Они живут своей небольшой семьей. Львы охотятся не поодиночке, а объединяются. Так они могут поймать больше добычи. А если охота была неудачной львы могут отобрать пищу у других животных.
Пятое животное – Бегемот. (Он большой, добрый, у него маленькие ушки, большая пасть и т. д) Молодцы. Но бегемота еще называют гиппопотам. Он может поедать большое количество травы. Бегемот является толстокожим животным.
Физкульт минутка «про зверей»:
В Африке жирафы делают вот так! (вытягиваем шею и встаем на носочки)
Цветные попугайчики крылышками бяк-бяк-бяк (машем руками вверх и вниз)
А удавы в узелок жух-жух-жух (делаем моторчик)
А слонята топают топ-топ-топ (топаем ногами)
И ушами хлопают хлоп-хлоп-хлоп (хлопаем в ладоши)
Задание 2 «Узнай, кто спрятался»
Детей делят на 3-4 команды. Им на каждый стол, для каждой команды, выдаются разрезные картинки, из которых нужно собрать одно целое изображение животного. Назвать, кто из животных спрятался и описать его.
Задание 3 «Посчитаем животных»
Теперь посчитаем животных, которых мы увидели в Африке. Сначала встретился нам:
Жираф – один жираф, два жирафа,, пять жирафов.
Зебра – одна полосатая зебра, две полосатые зебры, пять полосатых зебр.
Слон – Один огромный слон, два огромных слона, пять огромных слонов.
Лев – один хищный лев, два хищных льва, пять хищных львов.
Бегемот – один бегемот, два бегемота, пять бегемотов.
Задание 4 «Веселые загадки»
Воспитатель зачитывает загадки, дети отгадывают и показывают где это животное расположено на плакате.
Загадки:
1. Его увидишь - сразу ясно.
Царь зверей - шутить опасно.
Грозный рык и грозный вид,
Даже гривы не подстриг (лев)
2. У него большие уши,
Длинный хобот носит он.
Хоть силен, но добродушен,
Потому что это … (слон)
3. Этот зверь какой – то странный,
Шея, как стрела у крана,
Чтобы ртом достать до трав
Вдвое сложится (жираф)
4. Любит он в грязи лежать,
От огромный открывать.
Неуклюжий, толстокожий,
На свинью чуть-чуть похожий (бегемот)
5. У нее в полоску платье.
И оно ей очень кстати:
Чтоб враги не увидали.
Эту лошадь вы узнали? (Зебра)
Заключение:
Молодцы! Вы справились со всеми нашими заданиями. Вот и закончилось наше путешествие по Африке. С какими животными мы сегодня повстречались, что нового мы о них узнали.
Мне очень интересно было путешествовать с вами. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема занятия: «Доктор Айболит»
(Блок:«Дикие животные жарких
стран»).
Старшая возрастная группа (логопедическая)
Задачи:
Образовательные: Уточнить знания детей о животных жарких стран; учить детей отвечать на вопросы. Научить детей анализу и практическому распространению предложений путем использования прямого дополнения. Развивающие: Развивать чувство координации движений и ориентации в пространстве; активизировать внимание; развивать артикуляционную и речевую моторику, мимику.
Воспитательные: Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи. Воспитывать любовь к природному окружению, умение слушать ответы товарищей.
Задачи коррекционные: Продолжать учить согласовывать движения с речью. Закреплять двигательные умения и навыки; Развивать чувство ритмического рисунка, способности отражать ритм в общей и мелкой моторике; Способствовать перераспределению мышечного тонуса; Формировать просодические компоненты речи.
Интеграция образовательных областей:«Социализация», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура», «Музыка».
Материал к занятию: синтезатор, предметные картинки, сигналы-символы, листочки для рисования.
Предварительная работа: беседа с детьми об жарких странах, их обитателях, чтение и рассматривание иллюстраций к стихотворению «Доктор Айболит» К. И. Чуковского. Заучивание пальчиковой гимнастики; разучивание и пение песен; рисование животных, проведение подвижных и дидактических игр.
Ход НОД:
Здравствуйте ребята! Нам принесли письмо от Доктора Айболита. Он просит вас отправиться с ним в Африку и помочь спасти заболевших зверей. В письме он спрашивает: «Скажите, что надо делать, чтобы всегда быть здоровыми?» (Нужно делать зарядку, закаливаться, есть полезные продукты, гулять.) Не боитесь трудностей? Тогда отправляемся в дальний путь! На чем можно добраться? ( на самолете)
Развитие координации речи с движением «Самолет» (выполнение движений, соответствующих тексту).
Руки в стороны: в полет отправляем самолет. Правое крыло вперед, левое крыло вперед, Правое крыло вперед, левое крыло вперед. Полетел наш самолет. Ребята, будьте внимательны: точно выполняйте команды!
Ровным кругом друг за другом Мы идем за шагом шаг, Ну-ка, дружно, ну-ка, вместе, Сделаем вот так…
Упражнения для развития общей моторики:
Эй, веселый наш народ! Отправляемся в поход ( ходьба, марш). Мостик в стороны качался, а под ним ручей смеялся. На носочках мы пойдем На тот берег попадем ( ходьба на носках, руки в стороны). Дальше глубже в лес зашли, Налетели комары. Руки вверх - хлопок над головой, Руки вниз - хлопок другой( хлопок в ладошки над головой и внизу). Под кустом пролезть не страшно. И под елкой не опасно. Друг за другом успевайте, Только ветки не ломайте (ходьба вприсядку) Мы идем, идем, идем. Никогда не устаем, Все преграды на пути, Сможем запросто пройти. (Ходьба с высоким подниманием коленей). В джунглях часто идет дождь. Давайте прохлопаем пальчиками стихотворение о дожде.
Упражнение на развитие мелкой моторики: «Дождик» (По методике Л.З. Арутюнян) Капля-раз, капля - два, Капля медленно сперва: Капля - кап - кап- кап! А потом, потом, потом, Все бегом, бегом, бегом: Кап- кап- кап! кап - кап - кап! Солнышко выглянуло… Упражнения для регуляции мышечного тонуса: «Солнышко»: руки к солнышку тяни - в напряжении они (вытянуть напряженные кисти рук над головой - расслабить руки низ). «Радуга»: руки в сторону и в кулачок, разожмем и на бочок. «Лягушка»- «Слоник»: Свои губы прямо к ушкам мы растянем как лягушки, А теперь слоненок я, видишь хобот у меня. Вы слышите, кто-то плачет?
Упражнение на развитие дыхания, мимики и пантомимики: А в Африке, а в Африке, на черной Лимпопо. Сидит и плачет в Африке печальный Гиппопо. ( У - У- У -У !) И рыщут по дороге слоны и носороги, И говорят сердито: «Что ж нету Айболита?»( Ау - ау - ау !) А рядом бегемотики схватились за животики, У них, у бегемотиков животики болят.( Ох - ох - ох!) И тут же страусята визжат, как поросята, Ах, жалко, жалко, жалко бедных страусят!( И - И - И!) Какие животные и птицы живут в Африке? (носороги, слоны, бегемоты, крокодилы и т.д.)
Образование уменьшительно-ласкательной формы имени существительного « Назовите животных ласково»:
Слон - слоник, бегемот- бегемотик, обезьяна- обезьянка, черепаха- черепашка, дикая кошка- кошечка, попугай-попугайчик . Ребята! Вы помните, как заканчивается сказка К. И. Чуковского «Айболит»? Вылечил доктор зверей? (да) Давайте напишем заметки для газеты о том, что увидели в Африке (дети составляют предложения по указанию логопеда). Повторите, какие слова, обозначающие животных называли. Мы уже научились различать слова от предложений. Как мы договорились обозначать слова? (короткой полоской). А предложения? (длинной полоской). Сегодня мы научимся делать предложение длиннее. Из 3-х,4-х слов. Ответьте на вопросы: Как звали доктора?(Айболит).Что он сделал с животными?(вылечил).Составьте предложение из этих слов.(Айболит вылечил).Сколько слов назвали?( два). Назовите первое. Второе. Сейчас мы расскажем: кого вылечил Айболит? Назовите животных. Составьте предложение по своим картинкам. Сколько слов назвали? (Три). Запомните свои предложения. Давайте расскажем: кого, чем угостил Айболит. (Кто угостил кого и чем?) Куда отправлялись путешествовать и с кем? Кому помогали? На чем летели? Что расскажите родителям? Ребята, сфотографируйте животных на память. (Дети штрихуют фигурки животных).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.