краткая характеристика онтогенеза, эмбриональное и постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие. Даются новые понятия: гаструла, бластула, нейрула. Характеристика подросткового возраста, старость. Данный материал рассчитан для учащихся 9 и 11 классов, для подготовки к ЕГЭ, для самостоятельного изучения биологии. Доступно рассматривается сложный материал.краткая характеристика онтогенеза, эмбриональное и постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие. Даются новые понятия: гаструла, бластула, нейрула. Характеристика подросткового возраста, старость.
Индивидуальное
развитие человека,
или онтогенез
«Приход наш и уход загадочны – их
цели
Все мудрецы Земли осмыслить не
сумели.
Где круга этого начало, где конец?
Откуда мы пришли, куда уйдем
отсель?»
Омар Хайям
Онтогенезом называют совокупность
преобразований, происходящих в организме
от его зарождения до смерти.
Онтогенез делится на два больших периода:
1 эмбриональный – период от образования
зиготы до рождения;
2 постэмбриональный – от рождения до
конца жизни.
Как называется наука, изучающая онтогенез?
Изучением вопросов, связанных с индивидуальным
развитием организма, занимается эмбриология (от
греч. «embryonic» зародыш).
Краткая историческая справка
Основателем современной эмбриологии по
праву считается Академик Российской
Академии Карл Максимович Бэр (1792 1876).
В 1828 г. он опубликовал сочинение «История
развития животных», в котором положил начало
учению о зародышевых листках и
сформулировал закон зародышевого сходства.
Карл Бэр доказал, что человек развивается по
единому плану со всеми позвоночными
животными.
Благодаря работам Александра Онуфриевича
Ковалевского (1840 1901) и Ильи Ильича
Мечникова (1845 1916), а также других ученых
второй половины ХIХ в. установлены принципы
развития беспозвоночных и позвоночных
животных.
В начале ХХ в. Фриц Мюллер (1821 1897) и
Эрнст Геккель (1834 1919) сформулировали
биогенетический закон:
«Индивидуальное развитие каждой особи
(онтогенез) есть краткое и быстрое
повторение исторического развития
(филогенез) вида.»
Алексей Николаевич Северцов (1866 1936)
уточнил формулировку:
«Повторяются признаки не взрослых
предков, а их зародышей.»
В эмбриональный период развития организм
проходит следующие стадии:
зигота – клетка, образовавшаяся в результате
оплодотворения;
бластула – многоклеточный однослойный
зародыш;
гаструла – двухслойный, затем трехслойный
зародыш;
нейрула зародыш с комплексом осевых
органов: нервная трубка, хорда, кишечная
трубка.
Период нашей жизни,
который мы с
легкостью
отбрасываем, называя
день своего
рождения…
?
?
?
?
?
?
?
Оплодотворение и образование
зиготы происходит в
маточной трубе.
В матку попадает бластула,
состоящая из 30 – 32 клеток,
и внедряется в ее слизистую
оболочку.
Процесс образования гаструлы
идет одновременно с
образованием зародышевых
оболочек: амниона и
хориона.
К концу 3ей недели
завершается образование
нейрулы.
Пятинедельный зародыш
имеет зачатки всех
органов. Он уютно лежит в
амниотической сумке,
заполненной жидкостью.
Через пуповину он связан с
плацентой
лепешкообразным органом
на стенке матки.
Через плаценту зародыш
получает от организма
матери кислород и
питательные вещества, а
отдает углекислый газ и
продукты распада.
Второй месяц (6 недель):
зародыш имеет все
внутренние органы. У него
бьется сердце, работают
клетки мозга. Вес
зародыша – 30 г.
Третий месяц (10 недель):
плод полностью
сформировался. Он умеет
сосать палец, чувствует
боль.
Пятый месяц (19 недель).
Ребенок активно двигается и
реагирует на звуки.
Седьмой месяц (28 недель).
Ребенок готовится к
самостоятельной жизни. Он
засыпает и просыпается вместе
с мамой, слушает ее голос.
Типы постэмбрионального
развития
• Прямое ( молодой организм имеет все
органы взрослого, но иные размеры и
пропорции тела )
• Непрямое , или развитие с метаморфозом
( молодой организм – имаго отличается
от взрослого, в нем отсутствуют
некоторые органы либо он имеет
совершенно иное строение )
НЕПРЯМОЕ РАЗВИТИЕ
Яйцо
Личинка
(гусеница)
Куколка
Взрослое насекомое
ПОСТЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Период начинается с рождения человека, заканчивается
его смертью.
Различают следующие стадии развития:
новорожденный возраст;
грудной возраст – до 12 месяцев;
дошкольный возраст – до 7 лет;
подростковый возраст – от 10 до 18 лет;
зрелость – от 18 до 45 лет;
менопауза – возраст 48 – 54 лет;
старость – самый последний период жизни человека.
РЕБЕНОК ДО 12 МЕСЯЦЕВ
Кости черепа несросшиеся – соединены
родничками, позвоночник без изгибов.
Постепенно ребенок овладевает движениями.
Появляются молочные зубы.
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
Усиленно развивается
костномышечная
система.
Развиваются вторичные
половые признаки:
растут волосы на
лобке и в подмышках,
у мальчиков растут
половые органы, у
девочек начинается
менструация.
ЗРЕЛОСТЬ
Достигнув физиологической
и эмоциональной
зрелости, юноши и
девушки могут вступать в
брак.
Если половой акт произойдет
тогда, когда в организме
женщины есть зрелая
яйцеклетка, то произойдет
оплодотворение, наступит
беременность и начнет
развиваться новая жизнь.
МЕНОПАУЗА
У женщины в
яичниках
перестают
каждый месяц
созревать
яйцеклетки,
прекращается
менструация.
У мужчин
замедляется обмен
веществ.
СТАРОСТЬ
Обмен веществ
замедляется.
Клетки с трудом
справляются со своей
работой.
Суставы становятся
менее подвижны,
поэтому старые люди
не могут двигаться
так, как в молодые
годы.
«ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ТАЙНА. ЕЕ НАДО
«ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ТАЙНА. ЕЕ НАДО
РАЗГАДАТЬ, И ЕЖЕЛИ БУДЕШЬ ЕЁ
РАЗГАДАТЬ, И ЕЖЕЛИ БУДЕШЬ ЕЁ
РАЗГАДЫВАТЬ ВСЮ ЖИЗНЬ, ТО
РАЗГАДЫВАТЬ ВСЮ ЖИЗНЬ, ТО
НЕ ГОВОРИ, ЧТО ПОТЕРЯЛ
НЕ ГОВОРИ, ЧТО ПОТЕРЯЛ
ВРЕМЯ…»
ВРЕМЯ…»
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ