индивидуальное развитие организмов

  • Лекции
  • ppt
  • 14.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

краткая характеристика онтогенеза, эмбриональное и постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие. Даются новые понятия: гаструла, бластула, нейрула. Характеристика подросткового возраста, старость. Данный материал рассчитан для учащихся 9 и 11 классов, для подготовки к ЕГЭ, для самостоятельного изучения биологии. Доступно рассматривается сложный материал.краткая характеристика онтогенеза, эмбриональное и постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие. Даются новые понятия: гаструла, бластула, нейрула. Характеристика подросткового возраста, старость.
Иконка файла материала индивидуальное развитие. онтогенез.ppt
Индивидуальное  развитие человека,   или онтогенез
«Приход наш и уход загадочны – их  цели Все мудрецы Земли осмыслить не  сумели. Где круга этого начало, где конец? Откуда мы пришли, куда уйдем  отсель?»                                     Омар Хайям
Онтогенезом называют совокупность  преобразований, происходящих в организме  от его зарождения до смерти. Онтогенез делится на два больших периода: 1­ эмбриональный – период от образования  зиготы до рождения; 2 ­ постэмбриональный – от рождения  до  конца жизни.
Как называется наука, изучающая онтогенез? Изучением вопросов, связанных с индивидуальным  развитием организма, занимается  эмбриология (от  греч. «embryonic» ­ зародыш).   Краткая историческая справка Основателем современной  эмбриологии по  праву считается Академик Российской  Академии Карл Максимович Бэр (1792 ­1876).  В 1828 г. он опубликовал  сочинение «История  развития животных», в котором положил начало  учению о зародышевых листках и  сформулировал закон зародышевого сходства.
Карл Бэр доказал, что человек развивается по  единому плану со всеми позвоночными  животными. Благодаря работам Александра Онуфриевича  Ковалевского (1840 ­ 1901) и Ильи Ильича  Мечникова (1845 ­ 1916), а также других ученых  второй половины ХIХ в. установлены принципы  развития беспозвоночных и позвоночных  животных.
В начале ХХ в. Фриц Мюллер (1821 ­ 1897) и  Эрнст Геккель (1834 ­ 1919) сформулировали  биогенетический закон: «Индивидуальное развитие каждой особи  (онтогенез) есть краткое и быстрое  повторение исторического развития  (филогенез) вида.» Алексей Николаевич Северцов (1866 ­ 1936)  уточнил формулировку:  «Повторяются признаки не взрослых  предков, а их зародышей.»
В эмбриональный период развития организм  проходит следующие стадии: зигота – клетка, образовавшаяся в результате  оплодотворения; бластула – многоклеточный однослойный  зародыш;  гаструла – двухслойный, затем трехслойный  зародыш;  нейрула ­ зародыш с комплексом осевых  органов: нервная трубка, хорда, кишечная  трубка.
Период нашей жизни,  который мы с  легкостью  отбрасываем, называя  день своего  рождения… ? ? ? ? ? ? ? Оплодотворение и образование  зиготы происходит в  маточной трубе. В матку попадает бластула,  состоящая из 30 – 32 клеток,  и внедряется в ее слизистую  оболочку. Процесс образования гаструлы  идет одновременно с  образованием зародышевых  оболочек: амниона и  хориона. К концу 3­ей недели  завершается образование  нейрулы.
Пятинедельный зародыш  имеет зачатки всех  органов. Он уютно лежит в  амниотической сумке,  заполненной жидкостью. Через пуповину он связан с  плацентой­  лепешкообразным органом  на стенке матки. Через плаценту зародыш  получает от организма  матери кислород и  питательные вещества, а  отдает углекислый   газ и  продукты распада.
Второй месяц (6 недель):  зародыш имеет все  внутренние органы. У него  бьется сердце, работают  клетки мозга. Вес  зародыша – 30 г. Третий месяц (10 недель):  плод полностью  сформировался. Он умеет  сосать палец, чувствует  боль.
Пятый месяц (19 недель). Ребенок активно двигается и  реагирует на звуки. Седьмой месяц (28 недель). Ребенок готовится к  самостоятельной жизни. Он  засыпает и просыпается вместе  с мамой, слушает ее голос.
Типы постэмбрионального  развития • Прямое ( молодой организм имеет все  органы взрослого, но иные размеры и  пропорции тела ) • Непрямое , или развитие с метаморфозом  ( молодой организм – имаго ­ отличается  от взрослого, в нем отсутствуют  некоторые органы либо он имеет  совершенно иное строение )
Прямое развитие
НЕПРЯМОЕ РАЗВИТИЕ  Яйцо Личинка (гусеница) Куколка Взрослое насекомое
ПОСТЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД Период начинается с рождения человека, заканчивается  его смертью. Различают следующие стадии развития: ­новорожденный возраст; ­грудной возраст – до 12 месяцев; ­дошкольный возраст – до 7 лет;  ­подростковый возраст – от 10 до 18 лет; ­зрелость – от 18 до 45 лет; ­менопауза – возраст 48 – 54 лет; ­старость – самый последний период жизни человека.
РЕБЕНОК  ДО  12 МЕСЯЦЕВ Кости черепа несросшиеся – соединены  родничками, позвоночник без изгибов. Постепенно ребенок овладевает движениями.  Появляются молочные зубы.
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ Усиленно развивается  костно­мышечная  система.  Развиваются вторичные  половые признаки:   растут волосы на  лобке и в подмышках,  у мальчиков растут  половые органы, у  девочек начинается  менструация.
ЗРЕЛОСТЬ Достигнув физиологической  и эмоциональной   зрелости, юноши и  девушки могут вступать в  брак. Если половой акт произойдет  тогда, когда в организме  женщины есть зрелая  яйцеклетка, то произойдет  оплодотворение, наступит  беременность и начнет  развиваться новая жизнь.
МЕНОПАУЗА У женщины  в  яичниках  перестают  каждый месяц  созревать  яйцеклетки,  прекращается  менструация. У мужчин  замедляется обмен  веществ.
СТАРОСТЬ Обмен веществ  замедляется.  Клетки с трудом  справляются со своей  работой. Суставы становятся  менее подвижны,  поэтому старые люди  не могут двигаться  так, как в молодые  годы.
«ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ТАЙНА. ЕЕ НАДО «ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ТАЙНА. ЕЕ НАДО РАЗГАДАТЬ, И ЕЖЕЛИ БУДЕШЬ ЕЁ РАЗГАДАТЬ, И ЕЖЕЛИ БУДЕШЬ ЕЁ РАЗГАДЫВАТЬ ВСЮ ЖИЗНЬ, ТО  РАЗГАДЫВАТЬ ВСЮ ЖИЗНЬ, ТО  НЕ ГОВОРИ, ЧТО ПОТЕРЯЛ  НЕ ГОВОРИ, ЧТО ПОТЕРЯЛ  ВРЕМЯ…» ВРЕМЯ…»                         Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ                         Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ