Индивидуальные особенности детей

  • Педсоветы
  • ppt
  • 13.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Индивидуальные особенности детей и их учет.ppt

Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста и их учет при организации образовательной деятельности

.

Индивидуальные особенности детей определяются многими факторами:
-темперамент
-физическое здоровье
-условия жизни
-принципы воспитания в семье

.

Для детей-сангвиников характерно -преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны.
На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные - не менее громким плачем
С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции.
Их движения очень выразительны, детей с этим видом темперамента отличает живая мимика.
Но чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы. Нередко они бросают начатое дело и тут же берутся за новое.
В то же время для детей-сангвиников характерна высокая работоспособность, они долго могут заниматься интересующим делом.
Дети легко переходят от сна к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке.
Они любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью.

.

У детей-холериков часто меняется настроение.
Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут.
Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы.
Такие дети очень активны, что, прежде всего, заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры.
Дети-холерики испытывают
трудности в переключении
и концентрации внимания.
Таких детей трудно
дисциплинировать. В силу
своей импульсивности
они часто нарушают хорошо
известные им правила поведения.

плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу.

Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.

Дети-флегматики отличаются - Низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. - Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. -Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например, долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. - Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. - Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы. -Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. - Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов.

.


Дети-меланхолики 
-Очень ранимы, долго помнят и
переживают обиды, нередко
подвержены страхам.
-Увидев нахмуренное лицо
взрослого, ребенок может
заплакать, отказаться от
выполнения деятельности.
-Движения и мимика у таких детей обычно вялые.
-При нарушении режима дня, в новой обстановке быстро
наступает переутомление, работоспособность снижается.
-Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для
восстановления сил.
-К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает
одиночные игры.

Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например у:

сангвиника - распыленности, разбросанности интересов;
холерика - несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия;
флегматика - безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии;
меланхолика-застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.

Воспитатель может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников.

У сангвиника следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать от ребенка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.

Энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребенка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке. В воспитании холерика особенно необходим систематический контроль за поведением и деятельностью, соблюдением правил, качеством и полнотой выполнения заданий и требований взрослого.

В совместных занятиях рекомендуются подвижные соревновательные игры, спортивные упражнения: плавание, прыжки на батуте, ритмичные танцы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, надо хорошо подумать. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических поступках и подвигах, где воля и спокойствие творят чудеса. Наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть даже через день, но не физически, а объясняя последствия его проступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Как это не кажется странным, «неутомимый» холерик, нуждается в особо щадящем режиме. Надо ограничивать все, возбуждающее нервную систему, особенно во второй половине дня!

Меланхолики требуют повышенного внимания, теплоты,
доброжелательности, такта. Важно считаться с их
ранимостью, с быстрой утомляемостью. Следует чаще
одобрять таких детей, поддерживать у них положительные
эмоции, выражать уверенность в их силах, создавать
ситуации успеха, развивать активность и смелость. В
совместной деятельности лучше
использовать рисование,
лепку, конструирование,
не соревновательные игры.

Ошибки при воспитании флегматиков: -предъявление к ребенку требований без учета его природных особенностей, проявление недовольства его нерасторопностью, неловкостью. Окрики, угрозы, подталкивания еще ни одному флегматику не помогли стать быстрым. Ребенок начинает еще больше тормозить. -стремление отстранить малыша от всего, что требует усилий, немедленно прийти ему на помощь. В таком случае ребенок никогда не станет подвижным, у него может развиться неуверенность в своих силах, стремление избегать всего того, что связано со словом «быстро». Воспитателю рекомендуется включать флегматика в такие виды деятельности, которые требуют от ребенка двигательной активности-занятия гимнастикой, коллективный труд и т.д. Но нельзя таких детей объединять в коллективном труде с теми, чей темп значительно выше. Это важно учитывать при проведении спортивных игр и упражнений. Очень хорошо, если ребенок-флегматик будет дружить с подвижным ребенком. Но надо следить, чтобы энергичный товарищ не брал инициативу в свои руки. Все это поможет превратить «тихоню»-флегматика в старательного, аккуратного, вдумчивого, трудолюбивого значимого для сверстников, любимого ими.

Агрессивный ребенок

Ситуативные проявления агрессии, злости – естественны.
Ребенок не может быть злым от природы. За агрессивным
поведением всегда стоят какие-либо причины.
-особенности ЦНС (возбудимый тип)
-эмоциональная атмосфера в семье
-примеры агрессивного поведения с ТВ
-компьютерные игры
-эмоциональные стрессы




.

Ребенок может проявлять агрессию если:
-его обижают и унижают;
-кто-то нарушил его личные границы;
-не хватает внимания;
-кто-то в семье скрыто или открыто агрессивен;

Как вести себя с агрессивным ребенком

-выяснить первопричину агрессивного поведения;
-понять, что в действительности агрессивное поведение- это порой лишь
попытка завоевать место под солнцем. Ребенок не знает, как другим способом можно защитить себя или привлечь к себе внимание;
-жестокое подавление агрессивности не устраняет это качество, а только
усиливает его. Если вовсе не обращать внимание на подобное поведение, ребенок
начнет считать, что такое поведение вполне допустимо, а одиночные вспышки
перерастают в привычку действовать агрессивно;
-твердо, но неагрессивно реагировать на агрессию ребенка. Осуждать поступок, а
не ребенка в целом;
-частые наказания, жесткие запреты заставляют ребенка подавлять свой гнев, а
невыраженная агрессия может перерасти в аутоагрессию;
-можно разрешать ребенку создавать рисунки с изображением агрессии в разных
формах (война, взрывы), играть с предметами (разрушать построенные башни,
бросать скомканную бумагу, рвать бумагу), бить подушки, спортивные груши и т.д.

Гиперактивный ребенок

Важно отличать гиперактивных детей от
просто активных, легковозбудимых,
демонстративных, эмоциональных.
Основные признаки гиперактивности:
-Невнимательность. Для таких детей характерна
повышенная отвлекаемость, неумение
сосредоточиться.
-Повышенная активность. Ребенок очень
подвижен, неусидчив, постоянно
находится в движении;
-Импульсивность. Ребенок не может ждать:
начинает отвечать, не дослушав вопроса,
не может дождаться своей очереди в игре,
вспыльчив.

-Ребенок не специально ведет себя так, чтобы доставить вам неприятности или разозлить. Он просто плохо управляет своим поведением и эмоциями; -не следует запрещать активные действия, особенно в категоричной форме, нельзя кричать на ребенка – от шума, громкого голоса возбуждение только усиливается; -переключать внимание ребенка на другое занятие, по возможности предложить ему активно подвигаться: пусть он что-нибудь принесет; -основная задача воспитания такого ребенка - научить его не сдерживать свои порывы и импульсы, а научить его управлять собой. Поэтому полезны игры, позволяющие чередовать возбуждение и торможение, активность и расслабление; -очень полезны активные движения на свежем воздухе, занятия с водой, песком, мелкими материалами. Управляя мелкой моторикой ребенок учится управлять собой; -воздерживайтесь от критических замечаний такого ребенка, т.к это снизит и без того невысокую самооценку и повысит его тревожность, что усилит гиперактивные симптомы. Ребенок не виноват в том, что он такой, поэтому ругать и наказывать его бесполезно!

Застенчивый ребенок

Такой ребенок послушен, ведет себя тихо.
Для него характерна низкая самооценка,
что может привести к отказу от
активности и развитию своих
способностей. Он боится всего, что ему незнакомо,
отказывается от общения со сверстниками, постоянно
краснеет, когда к нему обращаются. Не отвечает, даже
если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в
присутствии посторонних, старается найти какой-нибудь
укромный уголок, начинает сильно заикаться или безостановочно
болтать и нести чепуху. Проблема состоит в том, что страх нового,
боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие и
эмоциональной, и интеллектуальной сфер личности ребенка. У
таких детей скудная игровая деятельность, так как для них
неразрешима даже самая простая житейская задача — подойти к
ребенку, договориться о совместной игре.
Причины возникновения застенчивости: биологическая предрасположенность, стрессовые события, характер общения в семье

Как помочь застенчивому ребенку? -такому ребенку надо дать время приглядеться. Торопить его бесполезно - срабатывают защитные механизмы психики и он еще больше замыкается, уходит в себя; -нельзя настаивать на том, чего ребенок боится, например, выступать на утреннике, играть с детьми; -не следует подталкивать ребенка к новым контактам и тем более оставлять его одного в незнакомой обстановке; - для таких детей важна личная территория, возможность побыть в одиночестве; -надо давать возможность для самостоятельности в тех областях, где он может быть успешен. Например, застенчивые дети обладают большим творческим потенциалом. Занятия творчеством помогут малышу стать увереннее в себе и общительнее.

Ме

Медлительные дети
Таких детей часто называют «копуши». От своей медлительности страдают они
сами – взрослые на них раздражаются, ругают и наказывают, дети не очень
охотно принимают их в игры, да и сами они стараются остаться в стороне.
Причины медлительности лежат в своеобразии функционирования нервной
системы и связаны с низкой подвижностью нервных процессов.

Как помочь медлительным детям

-необходимо спокойно разговаривать с ребенком, помнить,
что ребенок копается не на зло вам, просто он иначе не
может;
-не торопите ребенка, спешка вызовет у него еще большее
замедление реакции;
-дошкольники могут реагировать только на одно указание,
данное за один раз;
-детям недостаточны указания на слух. Устанавливайте с
ними зрительный и тактильный контакт;
-избегайте «ярлыков» («Вечно ты копаешься», «Ты всегда
опаздываешь»);
-таким детям необходимо соблюдать четкий режим дня.

Любая индивидуальность ребенка имеет свои плюсы и минусы. Следовательно, должен быть не поиск негативных сторон индивидуальности дошкольника и не борьба с ними, а создание условий для максимального проявления положительных сторон индивидуальности и построение на ее основе всего педагогического процесса!

Спасибо за внимание!

Посмотрите также