Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Берёзовская средняя общеобразовательная школа
Выступление из опыта работы
«Индивидуальные образовательные маршруты выпускников 9,11 классов.
Роль «пробельных листов» в подготовке к ГИА»
Подготовила учитель математики
Пинчук Анна Ивановна
Декабрь 2015 год
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» система образования должна обеспечивать «…качественное образование,самоопределение личности, создавать условия для ее реализации, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества».
В настоящее время эффективность
деятельности всей системы образования напрямую связана с результатами государственной
итоговой аттестации выпускников 9,11 классов.
Не секрет, что во все времена о работе
школы и её педагогов судили по двум критериям: успеваемость и качество, в
настоящий момент появился ещё один критерий – это успешная сдача в 9 классе - ОГЭ
и в 11 классе - ЕГЭ. Педагоги прикладывают немало усилий, чтобы эти показатели
были как можно лучше, используя при этом множество форм и методов работы с
учащимися.
Надежным результативным средством подготовки к итоговой аттестации этих школьников и обеспечения им возможности успешно её пройти является работа по индивидуальным образовательным маршрутам (ИОМ). Разработка и реализация индивидуальных маршрутов является ключевой идеей.
Работая в выпускных классах убедилась,
что для достижения положительных результатов на экзаменах необходима только
индивидуальная работа с учащимися как в рамках конкретного урока, так и на
дополнительных занятиях. Для целенаправленной работы решила опробовать
индивидуальный образовательный маршрут для учащихся.
Индивидуальный
образовательный маршрут для
учащегося - это путь, следование учащегося в изучении материала, составленный в
соответствии с его индивидуальными особенностями и запросами, представляющий
собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику
позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при
осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и
самореализации.
Индивидуальный образовательный маршрут — это система, изучения, закрепления или повторения какой-либо темы, разработанная для конкретного ученика с учетом его психологических особенностей и уровня знаний. Такой маршрут может разрабатываться для слабого ученика, для сильного ученика, для часто болеющего ученика.
Логическая структура проектирования образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:
1 этап – Распределение учащихся по уровням знаний:
Ø Высокий;
Ø Средний ( «группа роста»);
Ø Низкий ( «группа риска»).
2 этап - алгоритм создания ИОМ :
– Постановка цели маршрута;
– Выбор способов реализации поставленной цели (форм и методов работы, форм и методов контроля);
– Оформление маршрутного листа.
3 этап - Подведение итогов – это диагностические работы. Если проблемы ликвидированы, маршрут закрывается, если нет – работа продолжается.
На 1 этапе - необходимо выявить причины, по которым учащиеся отнесены к «группе риска». Это может быть и наличие пробелов по математике , и низкое качество мыслительной деятельности ребенка, и отсутствие у него мотивации к учению.
Существенную помощь на этом этапе могут оказать классный руководитель, родители учащегося. Знание конкретных причин отставания позволяет сформулировать цель образовательного маршрута:
1.Так, для учащихся с низким качеством мыслительной деятельности, но положительным отношением к учению – это будет одна цель, например, работа над преодолением пробелов в знаниях и умениях и работа по развитию основных мыслительных операций;
2. для учащихся с высоким уровнем мыслительной деятельности, но отрицательным отношением к учению – другая цель, например, работа над формированием мотивации к учению и работа над преодолением пробелов в знаниях и умениях;
3.для учащегося, имеющего существенные пробелы по математике и не желающего учиться – третья цель.
Другими словами, при разработке маршрута должны учитываться уровень предметной подготовки ученика, характер образовательных запросов и интересов, состояние здоровья. Для учащихся «группы риска» маршрут должен, в первую очередь, носить компенсирующий характер, т.е. быть направлен на ликвидацию тех или иных пробелов, выявленных по результатам контрольных работ.
На 2 этапе при создании ИОМ следует придерживаться следующего алгоритма :
– постановка цели маршрута;
– выбор способов реализации поставленной цели (форм и методов работы, форм и методов контроля);
– оформление маршрутного листа.
Маршрутные листы выбрала следующей формы (форму учитель может выбирать самостоятельно, в зависимости от поставленной цели):
Лист индивидуального маршрута обучения
ФИО ____________________________________________________________________________
Ученика (цы) ______ класса
на ____________ учебный год
Цель маршрута: __________________________________________________________
№ п/п |
Тема занятий |
Результаты работы |
План работы для учащегося |
Дальнейшие действия учителя |
1. |
Решение квадратных уравнений |
Путает виды кв. уравнений, их алгоритмы решения |
1.Работа по ОК 2.Теория - зачет |
На след.уроке повторная проверка |
2. |
Построение графика кв.функции |
Ошибки при нахождении вершины параболы |
1.Выучить формулу 2.Алгоритм построения |
Доп.задание на построение графиков |
3. |
Арифметическая прогрессия |
Ошибки в вычислении разности арифметической прогрессии |
1.Повторить действия с обыкн.дробя-ми |
Индивидуальная работа -правила -устный счет -тренажер |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Очень важно, при заполнении таблицы, пояснять, какие трудности возникают у учащихся и как он самостоятельно или под руководством учителя с ними справляется, а так же следует учителю подробно прописывать дальнейшие действия по ликвидации пробелов. Проводить рефлексию своих действий по отношению к ученику.
В основном индивидуальные образовательные маршруты составляла по темам, слабо усвоенными учащимися. Маршруты могут быть короткими и длинными, в зависимости от реализуемых целей при работе с учащимся.
Для успешной работы требуется ежеурочный контроль деятельности учащихся. Причем, учет пробелов вела по кодификатору элементов содержания по следующей таблице:
Лист учета пробелов (по кодификатору)
ФИО ____________________________________________________________________________
Ученика (цы) ______ класса
Учебный год:__________
№ п/п |
Проверяемые элементы по кодификатору |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
№9 |
№10 |
Задания первой части. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Действия с числами (сложение, вычитание, умножение, деление) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Сравнение чисел |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Стандартный вид числа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Действия со степенями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Работа с графиками |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задания второй части. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31 |
Преобразование алгебраических выражений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
32 |
Решение рациональных уравнений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
33 |
Решение планиметрической задачи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
34 |
Решение задач (на движении, совместную работу и т.п.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
35 |
Площади фигур |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
36 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Можно использовать другую форму «пробельного листа»
Лист учета пробелов (по изучаемым темам )
ФИО учащегося |
Тема: Линейная функция |
|||
Построение графика |
Нахождение координат точек пересечения графика линейной функции с осями координат |
Нахождение координаты точек пересечения графиков линейных функций |
Установление соответствия между графиками функций и значением K и b |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
От учителя проведение цикла диагностических работ и необходимость дальнейшей систематической работы по устранению пробелов требуют коррекции календарно-тематического планирования, причем эти изменения вносятся в течение всего учебного года.
После каждой контрольной работы учитель должен обязательно проводить анализ результатов для каждого ребенка и класса в целом. Выявив ошибки, учитель совместно с учеником строит свою работу по их устранению, разрабатывая и заполняя ИОМ.
Нельзя забывать, что основное время работы – урок, на котором должно отрабатываться максимальное количество учебного материала. При планировании учебных занятий необходимо тщательно отбирать материал для повторения, чтобы он также не был оторван от основной темы урока.
Работа не будет продуктивной, если не просматривается обратная связь «ученик-учитель». Учителю необходимо, процесс обучения ребенка по индивидуальному маршруту постоянно держать на контроле, следить за его достижениями и неудачами. Поэтому должен проводиться точечный контроль: каждой темы, каждого умения.
Для организации эффективной работы должно быть налажено взаимодействие учителей русского языка и математики; также необходимо сотрудничество с другими специалистами (классным руководителем, педагогм-психологом и т.д.). Необходимо подчеркнуть, что работа с учащимися группы «риска» должна проходить индивидуально.
Подготовку к ОГЭ и ЕГЭ реализовывала через различные формы организации деятельности учащихся:
Учитывая психологические особенности учащихся «группы риска», реализация ИОМ должна осуществляться ежедневно на уроках и индивидуальных занятиях.
Подготовка к уроку требует от учителя:
– более глубокого анализа причин затруднений учащихся в изучении учебных предметов;
– более тщательной подготовки к урокам в части планирования повторения ранее изученного материала;
– пересмотра методики преподавания в связи с необходимостью осуществлять индивидуальный подход к учащимся.
3 этап. Подведение итогов – это диагностические работы. Если проблемы ликвидированы, маршрут закрывается, если нет – работа продолжается.
В своей работе можно использовать:
В результате такой работы по индивидуальному образовательному маршруту у школьников формируются основы учебно-познавательной компетенции:
При подготовке к экзамену с учащимися вела следующую работу:
1.Систематическое повторение пройденного в режиме тестовых заданий, максимально приближенных к вариантам ОГЭ и ЕГЭ.
2.Ведение индивидуальных маршрутных листов.
3.Анализ типичных ошибок и организация индивидуальной работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях.
4.Ведение «пробельных листов».
5.Оказание психологической поддержки обучающимся при подготовке к ЕГЭ.
6.Помощь в выработке индивидуального способа деятельности в процессе выполнения экзаменационных заданий.
7.Обеспеченность пособиями по подготовке к экзаменам.
8. Онлайн-тесты.
9.Мониторинг для выявления пробелов в знаниях.
Вывод:
Индивидуальные образовательные маршруты выпускников 9,11 классов позволяют
Ø В системе отслеживать уровень подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации;
Ø Своевременно выявлять проблемные темы по учебным предметам, что позволяет точечно спланировать работу учителя-предметника по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ;
Ø Обозначить учащихся группы «риска» по отношению к результатам единого (основного) государственного экзамена на раннем этапе подготовки, что способствует более качественной работе с данной категорией выпускников.
Ø Целенаправленно готовить одаренных учащихся к выполнению усложненных заданий
Работа по индивидуальным маршрутным листам с учащимися позволяет организовать работу в нужном направлении, а индивидуальный план работы способствует тесному взаимодействию учителя с обучающимся, помогая получить не только предметные знания, но формировать личность ребенка, следовательно, эффективно решать задачи обучения, добиваясь более высоких результатов.
Результаты применения
индивидуального образовательного маршрута:
Работая с выпускниками в индивидуальном режиме в конце учебного года мы
получили улучшение состояния обученности учащихся, стойкое повышение качества
знаний, уровня подготовленности обучающихся к государственной итоговой
аттестации. В 2015 году все выпускники 9,11 классов успешно сдали ГИА.
Приложения
Приложение №1
ИОМ. Работа с учащимися «группы риска» по преодолению неуспешности.
Класс_________
ФИО учащегося ___________________________
ФИО классного руководителя______________________
Вид работы
|
Когда |
Зачем |
Что |
Как |
Работа на уроке |
При выявлении стадии развития, на которой находится ученик, определении зоны его ближайшего развития. Регулярно устанавливать, как учащийся осваивает предмет, фиксировать результаты, диагностировать. |
Для предотвращения отставания в умственном развитии, для своевременного усвоения предмета |
1.Создание микроклимата в классе. 2.Предотвращение пробелов в знаниях, связанных с пропусками. 3. Удержание интереса. 4. Формирование мотивации к обучению.
|
1. Включать в работу (фронтальный опрос) 2.Работа в группах, подготовительные консультации, уроки коррекции знаний. 3. Опорные конспекты, 4. Памятка по предметам. 5. Карточки, работа в парах. |
Индивидуально-группые занятия, консультации |
При возникновении затруднений: 1) в изучении нового материала; 2) при выявлении пробелов в знаниях |
Для: 1)предупреждения неуспеваемости; 2) ликвидации выявленных пробелов в знаниях; 3)формирования мотивации, интереса к учебе
|
Индивидуально – личностный подход в работе со слабоуспевающими учащимися |
1. Индивидуальные и групповые консультации. 2. Оказание помощи при выполнении домашнего задания ( карточки, инструкции, помощь сильных учеников) 3. Участие в предметных кружках, творческие задания |
Воспитательная работа, помощь социального педагога школы |
Регулярно, опираясь на контроль со стороны учителей-предметников. |
1.Формирование личности школьника. 2.Формирование мотивации, интереса к учебе |
1. Индивидуально-личностный подход. 2. Создание культурной среды. |
1. Вовлечение в кружки, дни самоуправления. 2. Проведение классных часов. 3. Создание предметно-пространственной среды школы, отвечающей воспитательным задачам. |
Работа с родителями |
При отставании в учебе, пропусках занятий, невыполнении домашних заданий. Работа ведется регулярно: строго отведены часы, индивидуальный график, соответствующая обстановка в классе и в семье |
Оказание профессионально-педагогической помощи родителям. Выяснение причин неуспеваемости. Установление единых требований к знаниям учащихся
|
Определение типа ученика и причин неуспеваемости. Формирование и согласованность внутренних внешних мотивов. Помощь родителям в коррекции успеваемости ребенка |
Объяснение требований родителям. Педагогическое просвещение для родителей. Индивидуальная работа. |
Рекомендовано, при разработке индивидуального маршрута с учащимися группы «риска» придерживаться данной таблицы, для улучшения работы с учащимися, которые входят в данную группу.
Приложение №2
План индивидуальной работы
с учащимися «группы риска» 9 класса
на каникулах 2014-2015 учебного года
Учащиеся |
Предмет |
Дата |
Тема занятий |
Учитель |
1. Выдрина Вероника 2. Бабахина Роза
|
математика |
29.12 |
Числа и вычисления |
|
30.12 |
Числа и вычисления |
|||
09.01 |
Дроби |
|||
10.01 |
Дроби |
|||
1.Гапич В. 2.Мантузова Ксения |
математика |
25.03 |
Неравенства |
|
26.03 |
Уравнения |
|||
27.03 |
Числа и вычисления |
|||
28.03 |
Решение геометрических задач |
|||
1. Выдрина Вероника 2. Бабахина Роза
|
математика |
25.03 |
Уравнения |
|
26.03 |
Уравнения |
|||
27.03 |
Неравенства |
|||
28.03 |
Неравенства |
|||
1.Гапич В. 2.Мантузова Ксения |
математика |
25.03 |
Функции |
|
26.03 |
Графики |
|||
27.03 |
Алгебраические выражения |
|||
28.03 |
Уравнения |
Приложение №3
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Результаты контроля по теме: «____________________» |
|||||
№ п/п |
Ф.И. |
Входящий |
Промежуточный |
Итоговый |
Вывод |
|
|
|
|
|
|
Приложение №4
ТЕМАТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
№ п/п |
Тема |
С/р |
Диктант |
Тест |
К/р |
Средний балл |
Процент усвоения |
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод: |
|||||||
Коррекция: |
Приложение №5
МОНИТОРИНГ УРОКА
№ п/п |
Ф.И. |
Видеть ошибку |
Задать вопрос |
Предложить ход решения |
Аргументировать |
Привести пример |
Другой способ решения |
|
|
|
|
|
|
|
|
Индивидуальный образовательный маршрут как
средство повышения качества обучения математике.
Приложение №6
Лист индивидуального маршрута обучения
ФИО ____________________________________________________________________________
Ученика (цы) ______ класса
на ____________ учебный год
Цель маршрута: __________________________________________________________
№ п/п |
Тема занятий |
Результаты работы |
План работы для учащегося |
Дальнейшие действия учителя |
1. |
Решение квадратных уравнений |
Путает виды кв. уравнений, их алгоритмы решения |
1.Работа по ОК 2.Теория - зачет |
На след.уроке повторная проверка |
2. |
Построение графика кв.функции |
Ошибки при нахождении вершины параболы |
1.Выучить формулу 2.Алгоритм построения |
Доп.задание на построение графиков |
3. |
Арифметическая прогрессия |
Ошибки в вычислении разности арифметической прогрессии |
1.Повторить действия с обыкн.дробя-ми |
Индивидуальная работа -правила -устный счет -тренажер |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение №7
Лист учета пробелов (по кодификатору)
ФИО ____________________________________________________________________________
Ученика (цы) ______ класса
Учебный год:__________
№ п/п |
Проверяемые элементы по кодификатору |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
№9 |
№10 |
Задания первой части. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Действия с числами (сложение, вычитание, умножение, деление) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Сравнение чисел |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Стандартный вид числа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Действия со степенями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Работа с графиками |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
и т.д |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задания второй части. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31 |
Преобразование алгебраических выражений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
32 |
Решение рациональных уравнений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
33 |
Решение планиметрической задачи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
34 |
Решение задач (на движении, совместную работу и т.п.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
35 |
Площади фигур |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
36 |
и т.д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение №8
Лист учета пробелов (по изучаемым темам )
ФИО ____________________________________________________________________________
Ученика (цы) ______ класса
Учебный год:__________
ФИО учащегося |
Тема: Линейная функция |
|||
Построение графика |
Нахождение координат точек пересечения графика линейной функции с осями координат |
Нахождение координаты точек пересечения графиков линейных функций |
Установление соответствия между графиками функций и значением K и b |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.