Опыт работы по созданию учебного проекта по математике
Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
математика
9 кл—11 кл
12.03.2019
В данной статье раскрывается опыт использования учебных проектов в урочной и внеурочной деятельности, а также приводится примерный план по созданию учебного проекта по математике по теме "Математические софизмы". Польза учебных проектов состоит в повышении заинтересованности учеников в поиске учебной информации и укреплении таким образом знаний
Опыт работы по созданию учебного проекта по математике.doc
Сазонова Г.В., учитель математики
МБОУ «Началовская СОШ»
ОПЫТ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
ПО МАТЕМАТИКЕ
Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить.
А. Дистервег
На сегодняшний день в нашей стране не так много информации об использовании
метода проектов в обучении математике. Наверно это связано с тем, что сложность самой
математики часто служит оправданием для традиционной позиции учителя, ведь проще
подробно объяснить и «нарешать» определенное количество стандартных примеров, чем
создать детям условия для самостоятельного изучения нового, да и просто не хватает
времени на всю эту работу при нашейто занятости.
На своих уроках я поняла, что математика начинается вовсе не со счета, что кажется
очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление,
необходимо чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в
познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в
мир творчества.
Необходимость прогрессивных образовательных технологий — это объективное
требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем их вырабатывает. И здесь
можно пойти двумя путями:
1) создать собственную технологию;
2) перенять то, что открыто другими и адаптировать для себя и своих учеников.
Для меня больше подходит второй путь — то, что открыто другими, и поэтому я
изучаю методику создания проектов и применяю ее в своей практике.
Созданием проектов я занимаюсь не первый год и применяю их в урочной и во
внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования.
Началось с того, что на уроках математики в 5 классе у многих детей возникали
трудности, связанные с вычислительными навыками, с незнанием таблицы умножения. И
когда я сказала детям, что существует много способов запоминания таблицы умножения и
показала некоторые из них, то часть детей заинтересовалась, и через 23 дня дети стали сами
предлагать найденные способы запоминания таблицы умножения.
Поиск этих способов, зажег в ребятах огонь исследований, заставил их искать нужный
материал в различных источниках (тогда интернетом мы еще не пользовались).
Заинтересовались этим не только «хорошисты», но и слабые детки и родители тоже проявили
интерес.
Мы с ребятами работали над проектами:
«Ох, уж эта таблица умножения»
«Мода в геометрии» «Какое число счастливее 7 или 13?»
«Математические узоры»
«Влияние учебной нагрузки на здоровье учеников»
«Математические софизмы».
В этом году планируем работать над проектом «Выпуклые и невыпуклые
многогранники».
История создания проекта «Математические софизмы» такова. В 10 класс ко мне
пришли дети из трех 9 классов, да еще и дети из других школ. Может быть, они хотели меня
проверить, а может быть, найти общую тему для общения, но на переменах ребята разбирали
занимательные задачи и софизмы, и очень часто обращались ко мне за помощью. При решении
арифметических софизмов спрашивали: «В чем здесь ошибка?». И этих софизмов было много.
Некоторые софизмы мы вместе решали сразу, а некоторые приходилось разбирать и не один
раз, а решение некоторых искали в интернете разбирали ошибки. Больше всех тогда
софизмами заинтересовалась одна из моих учениц, и мы с ней решили заняться этим вопросом
серьезно.
Методика создания учебного проекта – не догма – «шаг влево, шаг вправо»
допускается, но выполнение последовательности этапов необходимо соблюдать.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
СОФИЗМЫ»
Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы
— нет деятельности. Поэтому первое, что мы сделали это:
1. Сформулировали проблемный вопрос «Математический софизм: вредная ошибка
или зарядка для ума?»
2. Определили актуальность данной темы.
3. Сформулировали цели и задачи.
4. Выдвинули гипотезу.
5.
Выработали план действий (определили источники информации, запланировали
самостоятельную работу в 10 классе, выступление с презентацией, повторную
самостоятельную работу в 10 классе, анализ полученных результатов).
6. Практический этап (исследовательская деятельность: сбор информации, изучение
исторического материала, полученный результат оформить в виде диаграммы,
сделать вывод, подтвердить выдвинутую гипотезу).
7. Презентационный этап, защита проекта (выступление на школьной научно
практической конференции)
8. Оценивание (жюри).
Я же за каждый проект ставлю оценку «5» в журнал. Эта «5» особо картины не изменит, а вот
положительные эмоции и успех учеников рождают желание работать дальше.
Думаю, что метод проектов заинтересует учащихся, повысится интерес к математике,
ведь кроме обычных занятий, здесь есть где разгуляться фантазии, это отличный способ для
реализации собственных идей. Во время работы над проектом и после меняется мотивация обучения учащихся
(данные анкетирования):
повышается интерес к предмету;
к практическому материалу;
к области знаний (шире школьного курса);
возрастает желание общаться с педагогом по предмету.
Еще Л.Н.Толстой в “Общих замечаниях учителю” писал: “Для того, чтобы ученик
учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно:
1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно;
2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях”.
Думаю, что эти условия выполнимы при применении метода проектов в своей работе.
Опыт работы по созданию учебного проекта по математике
Опыт работы по созданию учебного проекта по математике
Опыт работы по созданию учебного проекта по математике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.