Программа элективного курса «Школа Пифагора в истории культуры».
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
математика
9 кл—11 кл
30.06.2018
Программа элективного курса «Школа Пифагора в истории культуры» ориентирован на учащихся гуманитарного профильного класса, может быть использована как программа математического кружка для всех учащихся. Программа курса включает вопросы, связанные с учением о числе в школе Пифагора, связывает философию с математикой.
Пифагорейская школа.doc
Программа элективного курса
«Школа Пифагора в истории культуры»
Аннотация
Элективный курс «Школа Пифагора в истории культуры» носит интеграционный,
междисциплинарный характер и ориентирован на учащихся гуманитарного и частично
физикоматематического профилей старших классов общеобразовательной школы.
В классах гуманитарного профиля, учащиеся которых ориентированы на
углубленное изучение истории, литературы, языков, искусства и других областей
гуманитарного знания, в своем большинстве имеют недостаточный уровень интереса и
мотивации к изучению математики.
Поэтому главной причиной создания
«математического» курса для гуманитариев является желание изменить отношение этих
учащихся к математике путем показа ее с неожиданной стороны, например, о
проникновении математики в искусство.
Учащиеся классов физикоматематического профиля, которые ориентированы на
углубленное изучение предметов физикоматематического знания, в абсолютном
большинстве имеют высокий уровень интереса и мотивации к изучению математики.
Поэтому этот элективный курс позволяет создать дополнительные условия поддержания
этого интереса к математике путем раскрытия вопроса об истории теснейшего
взаимодействия науки и искусства.
Данный элективный курс поможет разбудить интерес к математике у учащихся
гуманитарного профиля и поддержать его у учащихся физикоматематического профиля,
так как:
показываются парадоксальные связи столь далеких областей знаний;
разговор об истории культуры находится в сфере познавательных интересов;
содержание курса расширяет общий кругозор.
Таким образом, элективный курс «Школа Пифагора в истории культуры» полезен
для развития личности и мировоззрения, что является реальной основой гуманизации и
гуманитарности содержания математического образования.
Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс предназначен для реализации в старших классах
гуманитарного и частично физикоматематического профилей. В нем математика (через
раскрытие основных идей, сущности и достижений Пифагорейской школы) подается как
элемент общей культуры человечества и отдельного человека, позволяющий понять
внутренние законы гармонии и красоты. Этот факт отмечал известный итальянский
писатель Джанни Родари: «Воображение и математика, фантазия и наука – не соперники,
не враги, а союзники, руки и ноги одного тела, дочки и матери одного интеллекта».
Курс рассчитан на владение базовым уровнем математического образования и
соответствует современным целям общего образования и основным положениям концепции
профильной школы.
Цели:
1. расширить представления учащихся о сферах применения математики (этика,
музыка, астрономия, философия, искусство, архитектура, биология);
2. расширить сферу математических знаний учащихся (учение о числе, числовые
пропорции, аналитическое и геометрическое представление о золотой пропорции); 3. сформировать представление учащихся об объективности математических
отношений как одной из форм отражения реальной действительности;
4. сформировать представление учащихся о возможности описания основных
принципов мировоззрения на языке математики.
Реализация поставленных целей станет дополнительным стимулом формирования
положительной мотивации в изучении математики для учащихся гуманитарного профиля.
Для учащихся физикоматематического профиля она даст в прагматическом смысле
меньше, но в отношении развития личности и мировоззрения будет полезной.
При изучении данного курса у учащихся формируются:
понимание философского постулата о единстве мира;
осознание положения об универсальности математических знаний;
представление о возможности описания проблемы окружающего мира и ее
решения на языке математики.
На изучение курса целесообразно отвести 9 часов, распределив нагрузку по темам
следующим образом:
1. Пифагорейская школа: от мифологии через философию к науке – 4 часа;
2. Математика и религия – 3 часа;
3. Защита проектов – 2 часа.
Целесообразно проводить интегрированные занятия.
Методика обучения на элективных курсах должна развивать у учащихся навыки
организации умственного труда и самообразования: умение воспринимать объясняемый
материал, достаточно быстро его конспектировать; умение работать с учебниками, научно
популярной и иной литературой.
Доминирующей формой обучения является поисковоисследовательская
деятельность учащихся (самостоятельный поиск информации для подтверждения или
опровержения фактов; получение дополнительной информации из справочных материалов,
учебных CDдисков, глобальной сети Интернет; индивидуальное и групповое
исследование).
Целью аттестации по данному элективному курсу является:
1. Констатация личных достижений учащихся по освоению содержания;
2. Качественная оценка самостоятельных исследовательских проектов,
выполняемых индивидуально или коллективно.
В ходе самостоятельной деятельности по избранному проекту учащимся предстоит
осуществить:
1. поиск необходимой информации;
2. отбор информации, выделение в ней главного и второстепенного;
3. представление результатов исследования (тестовое или компьютерное) с
использованием наглядной информации (фотографии, иллюстрации, чертежи,
математические выкладки и др.).
Обсуждение результатов выполнения проекта проводится во время публичной
защиты.
В процессе обсуждения проекта целесообразно обратить внимание на следующие
моменты:
1. какие задачи (проблемы) ставили перед собой группа или отдельный учащийся и
решены ли они полностью или частично;
2. каков вклад каждого участника в работу группы;
3. качество материалов, подготовленных группой или учащимся. При оценивании проектов можно выделить такие показатели, как корректность
получения фактов, их обоснованность; логичность изложения; широта использованных
источников при проведении исследований; яркость изложения и удачное представление
проекта.
Содержание курса
1) Пифагорейская школа: от мифологии через философию к науке.
Основная цель:
– познакомить учащихся с основными идеями пифагореизма как религиозно
философского учения Древней Греции 6 –4 веков до н. э.;
– ввести понятия «космос», «философия», «гармония», «схола», «золотое
сечение», «теорема Пифагора»;
– овладеть основными идеями учения о числе, числовых пропорциях,
аналитических и геометрических представлениях о золотой пропорции;
– сформировать представление учащихся о возможности описания основных
принципов различных наук на языке математики;
овладеть программой самовоспитания по Пифагору (Пифагоровы законы и
нравственные правила);
обобщить знания учащихся о Пифагоре (математик, философ, мистик) и его
школе.
В результате изучения данного раздела учащиеся должны:
знать основные идеи пифагореизма;
понимать, что объединяющим началом всех вещей служат числовые отношения,
которые выражают гармонию и порядок природы;
уметь использовать приобретенные знания для самовоспитания (Пифагоровы
законы и нравственные правила) и изучения окружающего мира.
Пифагор, его жизнь и учение. Организация философской школы. Философия как
«любовь к мудрости». Религиозноэтические основания пифагорейского союза.
Организация занятий в пифагорейской школе. Школьный характер пифагорейских научных
исследований. Основные достижения пифагорейского союза в области математики,
астрономии, теории музыки, в биологии и этике. Введение в научную терминологию
понятий «космос», «философия», «гармония», «схола», «золотое сечение», «теорема
Пифагора». Учение о числах. Мистика чисел. Учение о космической гармонии.
2) Математика и религия.
Основная цель:
познакомить учащихся с биографией Фалеса и основными идеями его школы;
обобщить знания учащихся о религиознофилософском учении пифагореизма;
систематизировать знания учащихся о взаимном влиянии на развитие и
распространение математики и религии, начиная с древности.
В результате изучения данного раздела учащиеся должны:
понимать основные идеи философского союза математики и религии;
уметь правильно оценивать влияние чисел и связанных с ними суеверий на
повседневную жизнь человека и предсказание его судьбы;
использовать приобретенные знания и умения для формирования адекватного
отношения к окружающему миру и собственной жизни.
3) Защита проектов. Защита исследовательских проектов, основная задача которых стимулирование
требующее
поисковой и исследовательской деятельности учащихся,
самостоятельного добывания знаний.
Учитывая сложность и разнообразие задач, которые должны решать учащиеся
в ходе выполнения исследования, каждый проект целесообразно выполнять группой
учащихся, состоящей из 34 человек.
Примерные темы проектов:
1. Неопифагореизм;
2. Золотое сечение в поэзии (прозе);
3. Дроби и нравственность;
4. Формула счастья;
5. Мистика чисел в жизни человека.
Учебнотематический план
№ п/п
Тема занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Пифагор и его учение.
Организация Пифагорейской школы.
Учение Пифагора о числах.
О мистике чисел пифагорейцев.
Числовые суеверия.
Фалес и его школа.
Отношение учёных к астрологии.
Неопифагореизм.
Научнопрактическая конференция. Защита проектов.
Список литературы:
Обязательная литература:
1. Волошинов А. В. Математика и искусство. – М.: Просвещение, 2000.
2. Волошинов А. В. Пифагор. – М.: Просвещение, 1992
3. Пифагор и его школа. – М.: Наука, 1995.
4. Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа. – Л.: Наука, 1990.
5. Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. – СПб.:
Алетейя, 1994.
6. Бородин А. И. Число и мистика. 1972.
7. Белов А. В. Обвинение в ереси. – М.: Знание, 1973.
8. Малыгин К. А. Число против креста. – 1970.
Дополнительная литература:
1. Глейзер Г. И. История математики в школе. – М.: Просвещение, 1982.
2. Бородин А. И., Бугай А. С. Выдающиеся математики: Биографический словарь
справочник. – Киев: Рад. Школа, 1987.
3. Кольман Э. История математики в древности. – М.: Физматгиз, 1961.
4. Цейтен Г. Г. История математики в древности и в средние века. Перевод с нем.
– М.; Л.; ГОНТИ, 1938.
5. Юшкевич А. П. История математики в средние века. – М.: Физматгиз, 1961.
6. Математический энциклопедический словарь. 7. Большая советская энциклопедия.
Программа элективного курса «Школа Пифагора в истории культуры».
Программа элективного курса «Школа Пифагора в истории культуры».
Программа элективного курса «Школа Пифагора в истории культуры».
Программа элективного курса «Школа Пифагора в истории культуры».
Программа элективного курса «Школа Пифагора в истории культуры».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.