Программа элективного курса «Школа Пифагора в истории культуры».
Оценка 4.6

Программа элективного курса «Школа Пифагора в истории культуры».

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
математика
9 кл—11 кл
30.06.2018
Программа элективного курса  «Школа Пифагора в истории культуры».
Программа элективного курса «Школа Пифагора в истории культуры» ориентирован на учащихся гуманитарного профильного класса, может быть использована как программа математического кружка для всех учащихся. Программа курса включает вопросы, связанные с учением о числе в школе Пифагора, связывает философию с математикой.
Пифагорейская школа.doc
Программа элективного курса  «Школа Пифагора в истории культуры» Аннотация Элективный курс «Школа Пифагора в истории культуры» носит интеграционный, междисциплинарный   характер   и   ориентирован   на   учащихся   гуманитарного   и   частично физико­математического профилей старших классов общеобразовательной школы. В   классах   гуманитарного   профиля,   учащиеся   которых   ориентированы   на углубленное   изучение   истории,   литературы,   языков,   искусства   и   других   областей гуманитарного   знания,   в   своем   большинстве   имеют   недостаточный   уровень   интереса   и мотивации   к   изучению   математики.   Поэтому   главной   причиной   создания «математического» курса для гуманитариев является желание изменить отношение этих учащихся   к   математике   путем   показа   ее   с   неожиданной   стороны,   например,   о проникновении математики в искусство. Учащиеся классов  физико­математического профиля, которые ориентированы на углубленное   изучение   предметов   физико­математического   знания,   в   абсолютном большинстве   имеют   высокий   уровень   интереса   и   мотивации   к   изучению   математики. Поэтому этот элективный курс позволяет создать дополнительные условия поддержания этого   интереса   к   математике   путем   раскрытия   вопроса   об   истории   теснейшего взаимодействия науки и искусства. Данный   элективный   курс   поможет   разбудить   интерес   к   математике   у   учащихся гуманитарного профиля и поддержать его у учащихся физико­математического профиля, так как:    показываются парадоксальные связи столь далеких областей знаний; разговор об истории культуры находится в сфере познавательных интересов; содержание курса расширяет общий кругозор. Таким образом, элективный курс «Школа Пифагора в истории культуры» полезен для развития личности и мировоззрения, что является реальной основой гуманизации и гуманитарности содержания математического образования. Пояснительная записка Предлагаемый элективный курс предназначен для реализации  в старших классах гуманитарного и частично физико­математического профилей. В нем математика (через раскрытие основных идей, сущности и достижений Пифагорейской школы) подается как элемент   общей   культуры   человечества   и   отдельного   человека,   позволяющий   понять внутренние   законы   гармонии   и   красоты.   Этот   факт   отмечал   известный   итальянский писатель Джанни Родари: «Воображение и математика, фантазия и наука – не соперники, не враги, а союзники, руки и ноги одного тела, дочки и матери одного интеллекта». Курс   рассчитан   на   владение   базовым   уровнем   математического   образования   и соответствует современным целям общего образования и основным положениям концепции профильной школы. Цели:   1. расширить   представления   учащихся   о   сферах   применения   математики   (этика, музыка, астрономия, философия, искусство, архитектура, биология); 2. расширить   сферу   математических   знаний   учащихся   (учение   о   числе,   числовые пропорции, аналитическое и геометрическое представление о золотой пропорции); 3. сформировать   представление   учащихся   об   объективности   математических отношений как одной из форм отражения реальной действительности; 4. сформировать   представление   учащихся   о   возможности   описания   основных принципов мировоззрения на языке математики. Реализация поставленных целей станет дополнительным стимулом формирования положительной мотивации в изучении математики для учащихся гуманитарного профиля. Для   учащихся   физико­математического   профиля   она   даст   в   прагматическом   смысле меньше, но в отношении развития личности и мировоззрения будет полезной. При изучении данного курса у учащихся формируются:    понимание философского постулата о единстве мира; осознание положения об универсальности математических знаний; представление о возможности описания проблемы окружающего мира и ее решения на языке математики. На изучение курса целесообразно отвести 9 часов, распределив нагрузку по темам следующим образом: 1. Пифагорейская школа: от мифологии через философию к науке – 4 часа; 2. Математика и религия – 3 часа; 3. Защита проектов – 2 часа. Целесообразно проводить интегрированные занятия. Методика обучения на элективных курсах должна развивать у учащихся навыки организации   умственного  труда   и   самообразования:   умение   воспринимать   объясняемый материал, достаточно быстро его конспектировать; умение работать с учебниками, научно­ популярной и иной литературой. Доминирующей   формой   обучения   является   поисково­исследовательская деятельность   учащихся   (самостоятельный   поиск   информации   для   подтверждения   или опровержения фактов; получение дополнительной информации из справочных материалов, учебных  CD­дисков,   глобальной   сети   Интернет;   индивидуальное   и   групповое исследование). Целью аттестации по данному элективному курсу является: 1. Констатация личных достижений учащихся по освоению содержания; 2. Качественная   оценка   самостоятельных   исследовательских   проектов, выполняемых индивидуально или коллективно. В ходе самостоятельной деятельности по избранному проекту учащимся предстоит осуществить: 1. поиск необходимой информации; 2. отбор информации, выделение в ней главного и второстепенного; 3. представление   результатов   исследования   (тестовое   или   компьютерное)   с использованием   наглядной   информации   (фотографии,   иллюстрации,   чертежи, математические выкладки и др.). Обсуждение   результатов   выполнения   проекта   проводится   во   время   публичной защиты.  В процессе обсуждения проекта целесообразно обратить внимание на следующие моменты:  1. какие задачи (проблемы) ставили перед собой группа или отдельный учащийся и решены ли они полностью или частично; 2. каков вклад каждого участника в работу группы; 3. качество материалов, подготовленных группой или учащимся. При   оценивании   проектов   можно   выделить   такие   показатели,   как   корректность получения   фактов,   их   обоснованность;   логичность   изложения;   широта   использованных источников при проведении  исследований;  яркость изложения и удачное представление проекта.  Содержание курса 1) Пифагорейская школа: от мифологии через философию к науке. Основная цель: –  познакомить  учащихся   с   основными   идеями   пифагореизма   как   религиозно­ философского учения Древней Греции 6 –4 веков до н. э.; –  ввести  понятия   «космос»,   «философия»,   «гармония»,   «схола»,   «золотое сечение», «теорема Пифагора»; –  овладеть  основными   идеями   учения   о   числе,   числовых   пропорциях, аналитических и геометрических представлениях о золотой пропорции; –  сформировать  представление   учащихся   о   возможности   описания   основных принципов различных наук на языке математики;   ­  овладеть  программой   самовоспитания   по   Пифагору   (Пифагоровы   законы   и нравственные правила);   ­  обобщить  знания учащихся о Пифагоре (математик, философ, мистик) и его школе. В результате изучения данного раздела учащиеся должны: ­ знать основные идеи пифагореизма; ­ понимать, что объединяющим началом всех вещей служат числовые отношения, которые выражают гармонию и порядок природы; ­  уметь  использовать   приобретенные   знания   для   самовоспитания   (Пифагоровы законы и нравственные правила) и изучения окружающего мира. Пифагор, его жизнь и учение. Организация философской школы. Философия как «любовь   к   мудрости».   Религиозно­этические   основания   пифагорейского   союза. Организация занятий в пифагорейской школе. Школьный характер пифагорейских научных исследований.   Основные   достижения   пифагорейского   союза   в   области   математики, астрономии,   теории   музыки,   в   биологии   и   этике.   Введение   в   научную   терминологию понятий   «космос»,   «философия»,   «гармония»,   «схола»,   «золотое   сечение»,   «теорема Пифагора». Учение о числах. Мистика чисел. Учение о космической гармонии. 2) Математика и религия. Основная цель:  ­  познакомить учащихся с биографией Фалеса и основными идеями его школы; ­  обобщить знания учащихся о религиозно­философском учении пифагореизма; ­  систематизировать  знания   учащихся   о   взаимном   влиянии   на   развитие   и распространение математики и религии, начиная с древности.  В результате изучения данного раздела учащиеся должны: ­ понимать основные идеи философского союза математики и религии; ­  уметь  правильно   оценивать   влияние   чисел   и   связанных   с   ними   суеверий   на повседневную жизнь человека и предсказание его судьбы; ­  использовать  приобретенные знания и умения для формирования адекватного отношения к окружающему миру и собственной жизни. 3) Защита проектов. Защита исследовательских проектов, основная задача которых стимулирование   требующее поисковой   и   исследовательской   деятельности   учащихся, самостоятельного добывания знаний.  Учитывая сложность и разнообразие задач, которые должны решать учащиеся в ходе выполнения исследования, каждый проект целесообразно выполнять группой учащихся, состоящей из 3­4 человек. Примерные темы проектов: 1. Неопифагореизм; 2. Золотое сечение в поэзии (прозе); 3. Дроби и нравственность; 4. Формула счастья; 5. Мистика чисел в жизни человека. Учебно­тематический план № п/п Тема занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Пифагор и его учение. Организация Пифагорейской школы. Учение Пифагора о числах. О мистике чисел пифагорейцев. Числовые суеверия. Фалес и его школа. Отношение учёных к астрологии. Неопифагореизм. Научно­практическая конференция. Защита проектов. Список литературы: Обязательная литература: 1. Волошинов А. В.  Математика и искусство. – М.: Просвещение, 2000. 2. Волошинов А. В. Пифагор. – М.: Просвещение, 1992 3. Пифагор и его школа. – М.: Наука, 1995. 4. Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа. – Л.: Наука, 1990.  5. Жмудь Л. Я.  Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. – СПб.: Алетейя, 1994. 6. Бородин А. И. Число и мистика. 1972. 7. Белов А. В.  Обвинение в ереси. – М.: Знание, 1973. 8. Малыгин К. А. Число против креста. – 1970. Дополнительная литература: 1. Глейзер Г. И. История математики в школе. – М.: Просвещение, 1982. 2. Бородин А. И., Бугай А. С. Выдающиеся математики: Биографический словарь­ справочник. – Киев: Рад. Школа, 1987. 3. Кольман Э. История математики в древности. – М.: Физматгиз, 1961. 4. Цейтен Г. Г. История математики в древности и в средние века. Перевод с нем. – М.; Л.; ГОНТИ, 1938. 5. Юшкевич А. П. История математики в средние века. – М.: Физматгиз, 1961. 6. Математический энциклопедический словарь. 7. Большая советская энциклопедия.

Программа элективного курса «Школа Пифагора в истории культуры».

Программа элективного курса  «Школа Пифагора в истории культуры».

Программа элективного курса «Школа Пифагора в истории культуры».

Программа элективного курса  «Школа Пифагора в истории культуры».

Программа элективного курса «Школа Пифагора в истории культуры».

Программа элективного курса  «Школа Пифагора в истории культуры».

Программа элективного курса «Школа Пифагора в истории культуры».

Программа элективного курса  «Школа Пифагора в истории культуры».

Программа элективного курса «Школа Пифагора в истории культуры».

Программа элективного курса  «Школа Пифагора в истории культуры».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2018