Индивидуальный
образовательный маршрут ребенка
Имя:
Возраст ребенка 3 года (младшая группа)
Проблема: Речевое развитие: недостаточно сформирована речь, не может сопровождать речью игровые действия, не выговаривает и не проговаривает большую часть слов, не может отвечать на простые вопросы.
Познавательное развитие: в связи с недостаточно сформированной речью, не может называть предметы ближайшего окружения.
Цель индивидуального маршрута: создание условий, способствующих позитивной социализации ребенка, его социально-личностного развития; овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи ( по возрасту ребенка); развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Задачи:
1.Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить…;
2.Развивать умение понимать речь с опорой наглядности; развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения из 2-3 фраз; использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных;
3.Обогащать словарь ребенка за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах ближайшего окружения, их действиях.
Периодичность занятий: 2 раза в неделю, октябрь - апрель
Предполагаемый результат:
К концу учебного года в результате планомерной и систематической работы должна наблюдаться положительная динамика в освоении знаний ребенком в образовательной области «Речевое развитие». Появление звукоподражательных звуков, первых слогов и легких слов. Более свободное общение со взрослыми и сверстниками, ответы на вопросы ; составление небольших рассказов по набору картинок; декламирование коротких стихотворений.
Оборудование: игрушки, материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заменители.
Перспективный план индивидуального образовательного маршрута
Месяц Неделя |
Режимные моменты, цели, задачи ООД |
Совместная деятельность |
Взаимодействие с родителями |
Октябрь 1 неделя |
Развитие слухового внимания, восприятие речевого слуха: д/и «Кто как кричит?». Развитие связной речи: Интервью «У меня игрушки есть…». |
При одевании на улицу назвать, что изображено на шкафчике. Пальчиковая игра «Прятки». |
Рекомендации по подбору игр для развития речи ребенка. |
2 неделя |
Освоение речевых умении и навыков: д/и «Кто поет?» Коммуникационная игра «Кот по имени Щекот». |
Д/и «Кто у кого есть?» |
Пальчиковая гимнастика «Моя семья» (для проведения дома). |
3 неделя |
Освоение правильного употребления названия взрослых и детенышей животных: д/и «Кто есть у кого?», презентация о животных «Кто есть кто». |
Рассматривание картинок «Мамы и малыши» |
Домашнее задание: «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем». |
4 неделя |
Освоение связной речи при повторении текста, |
Заучивание наизусть стихотворения А.Барто «Зайку бросила хозяйка» |
Повторение разученного стихотворения. |
Ноябрь 1 неделя |
Развитие связного высказывания (сначала совместно с воспитателем, затем самостоятельно), проговаривая, что оденем на прогулку. Развитие артикуляционного аппарата: упражнение «Пузырь лопнул». |
С-р игра «Оденем куклу Катю на прогулку» |
«Консультация «Развиваем логическое мышление» |
2 неделя |
Развитие громкости, плавности речи. Игра «Ветерок». Декламирование стихотворения А. Барто «Зайку бросила хозяйка» перед всей группой. |
Беседа «Значение пальчиковых игр для детей» |
|
3 неделя |
Обогащение качественного словаря, правильное название предметов: д/и «Картинки-половинки» |
Пальчиковая игра «Пальчик-пальчик, где ты был? |
Составить зимнюю композицию дома |
4 неделя |
Подвести к составлению короткого рассказа, совместно с воспитателем, рассказ- описание об игрушке. |
Демонстрация, рассматривание, описание петушка |
Прослушивание и повторение песенки «Петя, Петя, Петушок» |
Декабрь 1 неделя |
Учимся правильно мыть руки перед едой, декламируя потешку «Водичка, водичка!» Развитие связной речи: беседа «Подарки от Деда Мороза». |
Д/и «Кто как кричит?» |
Консультация «Математика – это интересно!» |
2 неделя |
Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус). Д/и «Чудесный мешочек» |
Д/и «Картинки-половинки» |
|
3 неделя |
Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления. Драматизация сказки «Теремок». |
«Где постучали?», «Угадай, чей голосок» |
Самодиагностика «Какой вы родитель?» |
4 неделя |
Развивать мелкую моторику рук. Игра «Мозаика», сложить цветок и описать его |
Пальчиковая игра «Я и моя семья» |
|
Январь 1 неделя |
Прогулка «Что изменилось на участке?», упражнение «Покажи, как котенок лакает молоко?» |
Презентация о животных «Кто есть кто» |
Консультация «У меня игрушки есть, все их мне не перечесть» |
2 неделя |
Повторить имена друзей – сверстников: коммуникационная игра «Ласковое имя». Подвижная игра «Мы топаем ногами». |
Пальчиковая игра «Пальчик, пальчик, где ты был?» |
|
3 неделя |
Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата: упражнение для губ «Иголочка». Развитие монологической речи: «Расскажи про своего папу». |
Дыхательная гимнастика «Дровосек». Д/и «Повтори за мной». |
Домашнее задание «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем…» |
4 неделя |
Работать над мягкой атакой голоса. Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом. Упражнение «Ветерок» |
Пластилинография «Цветочек для мамы». |
|
Февраль 1 неделя |
Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки): д/и «Что звучит?» |
Игра «Кто как поет?» |
Консультация «Правильная речь родителей в семье, и вне дома» |
2 неделя |
Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений). Разучивание стихотворения А. Барто «Уронили Мишку на пол» |
Чтение цикла стихотворений А.Барто |
Чтение стихотворений А.Барто, привлечение ребенка к выразительному чтению. |
3 неделя |
Обогащать, расширять и активизировать словарный запас на основе представлений о предметах: «Картинки-половинки» |
Игры «Жарко - холодно», «Быстро - медленно», «Весело - грустно» |
Консультация «У меня игрушки есть, все их мне не перечесть» |
4 неделя |
Учить осуществлять подбор действий к предмету, объекту. Игра «Выбери нужную картинку» |
Игра «У кого такая картинка» |
Пальчиковая гимнастика «Моя семья» |
Март 1 неделя |
Упражнять в употреблении глаголов в неопределенной форме (сидеть, видеть и т. д.). Игра «Поздоровайся по-разному». |
Игра «Друг за другом». |
Учим дома скороговорки. |
2 неделя |
Рассматривание сюжетной картины и игры (упражнения) на обогащение и активизацию словаря: «Кто что делает?» |
Рассматривание картины «Весенний лес». |
Советы родителям «Учим детей рассказывать по картинке» |
3 неделя |
Знакомить с приемами словообразования существительных: д/и «Кто чей малыш». Игры «Назови фигуру», «Выложи медведя из геометрических фигур». |
Игра «Найди друзей». Пальчиковая гимнастика с массажным мячиком. |
Домашнее задание «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем…» |
4 неделя |
Развивать интонационную выразительность в специальных игровых упражнениях средствами театрализованной деятельности. Упражнение «Мы веселые зверушки» |
Театр « Теремок» Словесная игра «Какой, какая, какое?». |
Чтение русской народной сказки «Теремок» с привлечением ребенка. |
Апрель 1 неделя |
Формировать устойчивый интерес ребенка к литературе как к виду занятия. Разучивание стихотворения А.Барто «Лошадка» |
Чтение цикла стихотворений А.Барто. Игра «В гости к нам». |
Рекомендации для родителей «Вечерние игры». |
2 неделя |
Учить рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных: д/и «Кто чей малыш?», «Кто, кто в теремочке живет?» |
Рассматривание картины «Коза с козлятами». Дидактическая игра Артикуляционная гимнастика «Блины» «Вкусное варенье». |
Задание для родителей: создание речевого альбома «Копилка слов и звуков». |
3 неделя |
Способствовать формированию диалогической речи. Учить правильно, называть строительные детали и их цвета. «Какой предмет какого цвета?» |
Игра-инсценировка «У матрешки - новоселье» |
Порекомендовать родителям перечень логопедических игр. |
4 неделя |
Учить рассматривать сюжетную картину, помогая определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Д/и «Что изменилось?» |
Рассматривание картины «Дети играют в кубики». Создание и решение проблемных ситуаций: «Поможем мишке». |
Консультация «Как отвечать на детские вопросы?» |
Список использованной литературы:
1.Афонькина Ю. А. Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней / Ю. А. Афонькина, Е. М. Омельченко. – Волгоград: Учитель, 2018.
2.. Белова Е. С. Игровая деятельность как средство развития детей раннего возраста / Е.С. Белова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. № 1.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2015.
4. Ветрова В. В. Ладушки: Песенки, стишки, потешки, считалки, загадки для детей до трех лет. - М.: ТЦ Сфера, 2014.
5. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: АСТ, 2008.
6. Галигузова Л. Н. Педагогика детей раннего возраста: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Владос, 2018.
7. Галигузова Л. Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2018.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.