Индивидуальный образовательный маршрут
Оценка 4.9

Индивидуальный образовательный маршрут

Оценка 4.9
doc
26.02.2024
Индивидуальный образовательный маршрут
индивидуальный образовательный маршрут.doc

Индивидуальный образовательный маршрут – персональный путь развития одарённости младшего школьника

 

В настоящее время внимание многих психологов и педагогов как в нашей стране, так и за рубежом привлекает проблема детской одаренности. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Различают разные группы одаренных детей. Но хочется более подробно остановиться на одной группе, к которой относятся достаточно многочисленные дети, обучающиеся вместе с другими в массовой школе, но отличающиеся от остальных особой предрасположенностью к овладению той или иной образовательной областью, ранней психологической зрелостью, высоким уровнем социальной культуры.

Задача учителя - во-первых, увидеть способности у каждого учащегося,  благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во-вторых, умело их развивать и применять на практике. Уже на  первом этапе обучения можно заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего – неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач. Кто-то обладает большей способностью абстрагироваться, а кто-то не имеет себе равных в воображении и фантазии. Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета.

Мы работаем по образовательной системе «Перспектива». И я убеждена, что способности есть у многих ребят, независимо от того, по какой программе они обучаются. Надо только их заметить, развить и предоставить ученику возможность их проявить!

Развитие творческих способностей учащихся нужно начинать как можно раньше с учётом возможностей возраста. Поэтому, начиная с первых дней обучения, я приучаю учащихся к самостоятельной работе, к поиску нетрадиционных решений, к творческой работе. Если учитель не будет постоянно заботиться о развитии мышления, поставляя «пищу для ума», то ученики не смогут состояться как творческие личности.

В школе у меня сложилась целостная система работы, направленная на развитие одарённости. Может, эта система и не несет какой-либо новизны, но у меня есть результат, и этот фактор позволяет мне подытожить свою работу и поделиться опытом.

            Свою систему работы я представляю в виде четырех ее слагаемых.

 

 

Система работы, направленной на развитие одарённости

 

 

 


  Учебная деятельность         Внеклассная работа           Работа с родителями          Сеть ДО

 

 

 


 Реализация принципов                  1. Участие в конкурсах,                                                 ДЮСШ     личностно-ориентированного            олимпиадах.                                                                   ДШИ

образования «Перспектива»            2. Система внеклассных                                        Работа кружков

                                                               мероприятий.                                                       на базе школы

                                                           3. Работа кружка «Я –

                                                               гражданин России»

 

Остановлюсь на учебной деятельности.

Первый год учебы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Именно поэтому моя работа в данном направлении начинается с курса Г. Цукерман и А. Поливановой «Введение в школьную жизнь». Это реализация  преемственности: дошкольное образовательное учреждение – начальная школа. Обучение в первом классе я начинаю с занятий, способствующих успешной адаптации к школьной жизни. Уже здесь на первых занятиях творческие задания из этого курса позволяют учителю выявить индивидуальные способности ребенка и спланировать в дальнейшем план работы над развитием творческих способностей у детей. Опыт показывает, что уже в самом начале обучения дети способны испытывать удовлетворения от напряженной умственной деятельности, радость от решения поставленных учебных задач. Важно добиться такого положения, когда двигателем процесса познания является желание учащихся узнать новое, неизвестное.

Реализация принципов личностно-ориентированного Образования «Перспектива»

На сегодняшний день в моем 4-А классе из 26 человек - 7 отличников, а 15 человек учатся на «хорошо», причем, еще 5 человек близки к тому, чтобы стать отличниками.

В основе личностно-ориентированного обучения «Перспектива» лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. С самых первых уроков детям предлагаются задания, которые требуют от них творческого участия. Основные формы организации:

 - урок – исследование;

 - урок с элементами исследования;

 - творческие мастерские.

Все задания носят поисковый характер: придумать, найти, составить, выбрать, нарисовать. И как результат, такие задания развивают не только ум, но и волю, чувства, духовные потребности и мотивы деятельности.

Все домашние задания носят дифференцированный характер. Одни закрепляют свои знания по учебнику, другие выполняют их из «Дидактического материала» (входит в комплект учебников), а третьи и вовсе (по желанию) готовят мини-проект на предложенную тему. Так учащиеся продвигаются в своем развитии индивидуально и отслеживают свой результат не в сравнении с другими учениками, а в отношении себя самого.

Определяющим успех младшего школьника является уровень развития его мотивации. Представление младших школьников о своих высоких способностях — вот то, что обеспечивает мотивацию обучения в гораздо большей степени, чем истинный уровень этих способностей. Он может быть высоким, как и отметки, но он не мотивирует к успехам в учебе. Уровень интеллекта может быть невысоким, но если при этом уровень «Я могу» высок, ученик будет учиться с удовольствием. Его ощущение успеха будет не только формальным (по оценкам), но и эмоциональным. Такие ученики хорошо чувствуют себя в школе, так как они чувствуют себя успешными.

Траектория индивидуального развития школьника

«Ступеньки роста»

пример индивидуальной траектории развития одного учащегося с признаками одарённости по математике рассчитанной на 4 года

Индивидуальная траектория развития младшего школьника - это персональный путь реализации личностного потенциала одарённого ученика в образовательном процессе.

Этот маршрут может быть оформлен в тетради, альбоме, на отдельных листах. Его может вести сам ученик или совместно с учителем, или родителями. Этой траекторией может пользоваться каждый ученик для саморазвития и самосовершенствования.

1 ступенька – «Кто я» - представляет собой стартовые возможности ребёнка, его личностные особенности и диагностику, с помощью которой  их  можно определить и выявить. Здесь представлены рисунки ребёнка, опросники и анкеты.

2 ступенька - «Проба сил» - отражает участие ребенка в различных олимпиадах, конкурсах и представляет собой таблицу, в которую  все записывается. В течение 4 лет обучения учащийся совместно с педагогом заполняет таблицу, цветом показывая участие в олимпиадах и результат.

3 ступенька – «К чему я стремлюсь» - фиксирует цели деятельности  ребенка, его  выбор на определенных этапах обучения. Цветом он показывает наиболее значимые для него в данный период и добавляет свои.

4 ступенька - «Мой путь» - отражает содержание образовательного маршрута ученика и разрабатывается  совместно с учителем. Итогом работы является выход на создание  проекта.

5 ступенька  - « Мой проект» - отражает  план работы над проектом и его осуществление. Учитель консультирует и помогает составить план работы над проектом, поддерживает при его реализации.

6 ступенька - «Мои достижения» - отражает уровень достигнутого и представляет собой таблицу, в которой учащийся отмечает знаком (+,-,v..) свои достижения. Таблицу достижений можно составлять на год, полугодие, вносить изменения, дополнять.

7 ступенька  - «Как я изменился» - осознание пройденного и достигнутого, своих усилий, затраченных на образовательном маршруте. Представляет собой диаграммы, на которых учащийся отмечает значком (+,-,v…)  результаты. На свободных диаграммах он может вписать свои успехи.

Кто «Я»

1. рисунок « Моя семья»;

2. рисунок «Мой класс»;

3. рисунок «Мои друзья»;

4. рисунок «Моё любимое занятие»;

5. опросник для детей младшего школьного возраста;

6. анкета «Познавательные и творческие интересы родителей»;

7. анкета «Свободно ли «свободное время»?»;

8. анкета «Выбор любимых занятий на уроке».

Проба сил

Отмечаю разным цветом в таблице участие, успех и победу

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

 

 

 

 

 

 

1. участие в школьной олимпиаде по математике

2. участие в математической игре «Кенгуру»

3. Осенняя интернет-олимпиада по математике (МетаШкола)

4. Математический конкурс по игре «Крестики-нолики» (МетаШкола)

5. Математический конкурс по игре «Быки и коровы» (МетаШкола)

6. Зимняя интернет-олимпиада по математике (МетаШкола)

7. Математический интернет-конкурс «Пятнашки»

8. Математический интернет-конкурс «Война вирусов»

 

 

 

 

 

 

 

1. Открытый интернет-конкурс для школьников «Устный счёт» (МетаШкола)

2. участие в математической игре «Кенгуру»

3. участие во Всероссийском конкурсе КИТ  - компьютеры, информатика, технологии».

4. Зимняя интернет-олимпиада по математике (МетаШкола)

5. подготовка устного счёта к уроку математике

9. участие в школьной научно – практической конференции учащихся начальной школы «Юные исследователи – будущее Севера»

10.работа консультантом в классе

 

 

 

 

 

 

 

 

1. участие во Всероссийском конкурсе КИТ  - компьютеры, информатика, технологии».

2. участие в школьной научно – практической конференции учащихся начальной школы «Юные исследователи – будущее Севера»

.3. участие в математической игре «Кенгуру»

4. подготовка классного часа «Птичья арифметика»

6. ведение рубрики «Весёлая математика» на классный час

7. работа консультантом в микрогруппе

 

 

 

 

 

1.Всероссийский

Полиатлон-мониторинг

2. Всероссийский игровой конкурс по обществознанию «Человек и природа»

3.Всероссийская олимпиада для младших школьников по окружающему миру

 

 

 

 

 

 

                                            

                                                                          

            

             победа                     выполнил успешно                      надо постараться

                                                                                          К чему я стремлюсь

Выбери из предложенного то, что считаешь важным для себя.

Допиши свои цели.

 

 

 

 

 

 


Мой путь

У меня всегда есть выбор,  что делать, и я нахожусь в поиске.

    1. Поиск книг, журналов с нестандартными задачами по математике совместно с родителями, учителем и библиотекарем.

2. Создание каталога изданий с задачами нестандартного вида.

3. Решение логических задач.

4. Знакомство с биографией выдающихся математиков.

5. Обмен заданиями с одноклассниками, учащимися других школ и городов через Интернет.

6. Создание проекта «Математический калейдоскоп».

Мой проект

Мне интересны проблемы окружающего мира, и я пытаюсь решить какие-то из них, которые мне под силу. Вместе с учителем я осваиваю проектирование – разрабатываю проект, защищаю его и, при возможности,  реализую.

Содержание деятельности

Форма демонстрации материалов

Сроки

1.Постановка цели.

2. Освоение приёмов работы с литературой и в том числе с научно-популярными изданиями.

3. Изучение приёмов оформления буклета.

4. Изучение возможностей и интересов одноклассников (интервью, мониторинг, анкетирование)

5.Предъявление учащимся класса наработанного материала.

 

 

6.Обучение способам решения логических задач одноклассников.

 

7.Анализ, классификация и отбор материала для газеты.

8. Защита проекта.

 

Оформление выставки книг и журналов

 

 

Разноуровневые задания для микрогрупп

Использование материала для организации устного счёта и классных часов

Консультации, устные журналы. Математические пятиминутки

Консультация с активом класса

Представление проекта

 

Сентябрь

В течение года

 

Еженедельно

 

Сентябрь-декабрь

Сентябрь-декабрь

 

 

Сентябрь-декабрь

 

Январь

Апрель

Мои достижения

Как ты считаешь, какого уровня ты достиг. Отметь в таблице знаком + ,- ,v...

Я умею

На общем уровне

На повышенном уровне

Считать устно

 

 

Производить письменные вычисления

 

 

Решать типовые задачи

 

 

Решать задачи повышенной трудности

 

 

Самостоятельно работать в классе

 

 

Самостоятельно готовить устный ответ на вопрос учителя

 

 

Находить информацию в справочниках или других источниках

 

 

Делать устные или письменные сообщения по теме

 

 

Работать в группе учеников, выполнять коллективные задания

 

 

Заинтересовать одноклассников математикой

 

 

 

При желании учителя увидеть и раскрыть способности и таланты учеников, при умелой организации индивидуального и дифференцированного подхода, можно добиваться хороших и даже высоких результатов. Ведь суть успехов не в том, чтобы как можно больше, быстрее усвоить учебный материал и лучше других проявить себя в конкурентной борьбе, а в самоощущении победы над собой в процессе умственного труда, в его продвижении в своём индивидуальном, заложенном природой темпе развития через преодоление трудностей.

Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми. Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для  обучающихся, но и для педагога и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно–исследовательской деятельности.

Будем  помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души.  Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому  ребенку от рождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Индивидуальный образовательный маршрут – персональный путь развития одарённости младшего школьника

Индивидуальный образовательный маршрут – персональный путь развития одарённости младшего школьника

Учебная деятельность

Учебная деятельность

Определяющим успех младшего школьника является уровень развития его мотивации

Определяющим успех младшего школьника является уровень развития его мотивации

Мои достижения» - отражает уровень достигнутого и представляет собой таблицу, в которой учащийся отмечает знаком (+,-, v

Мои достижения» - отражает уровень достигнутого и представляет собой таблицу, в которой учащийся отмечает знаком (+,-, v

Открытый интернет-конкурс для школьников «Устный счёт» (МетаШкола) 2

Открытый интернет-конкурс для школьников «Устный счёт» (МетаШкола) 2

Мой путь У меня всегда есть выбор, что делать, и я нахожусь в поиске

Мой путь У меня всегда есть выбор, что делать, и я нахожусь в поиске

Делать устные или письменные сообщения по теме

Делать устные или письменные сообщения по теме
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2024