Человек и общество О б щ е с т в о з н а н и е – это наука, которая изучает, развитиечеловеческого общества и место в нём человека.Обществознание включает знание из других отраслей науки: философия,социология, право, политология, этика, история, экономика.Обществознание включает в себя следующие разделы: общество, человек,познания, духовная жизнь общества, экономика, социальные отношения, политика,право.Общественное развитие зависит от сознательной и активной деятельности людей,значит и от вашей деятельности. Знания полученные в результате изученияобществознания, помогут вам найти своё место в мире, увидеть возможностиреализации своих способностей.Функции обществознания:1) Познавательная – это познания и понимание общественной деятельности,формирование представления о развитии общества.2) Методологическая – это разработка общих подходов и методов изученияобщественных явлений.3) Образовательная – это формирование необходимых современному человекузнаний, о человеке и общества.4) Практическая – это разработка принципов и способов деятельности людейв обществе.Многообразные формы взаимодействия людей и социальный круг называют о б щ е ст в е н н ы м о т н о ш е н и е м.Все общественные отношения могут быть разделены на материальные и духовные.Материальные отношения подразделяются на производственные, экологический, иотношение по делу производства.Духовное отношения – это моральные, политические, правовые, философские,религиозные, художественные.Межличностные отношения – это особый вид общественных отношений.Межличностные отношения – это отношения, между определёнными людьми.Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе всегда. Деятельность, как способ существования общества.Р а з в и т и е о б щ е с т в а – это результат деятельности людей.Д е я т е л ь н о с т ь – это форма активности человека, направленная напреобразование окружающей среды.Человеческая деятельность основана обобщении опыта предшествующих поколений.В структуре деятельности называют субъект и объект деятельности.С у б ъ е к т – это то, кто осуществляет деятельность (человек).О б ъ е к т – это то, на что направлена деятельность человека (окружающий мир).В человеческой деятельности выделяют цель, средства, её достижения и результаты.П о в е д е н и е ч е л о в е к а – это внешнее проявление его деятельности.В поведении человека видно его отношение к обществу, людям, рассматриваемоесо стороны нравственности и право.П о с т у п к и – это сознательные действия, направленные на достижениекакой-либо цели.М о т и в ы – это побуждение к деятельности, связанные с удовлетворениемпотребности.М о т и в – это то, что движет человеком.П о т р е б н о с т ь – это сознаваемое человеком, необходимость в том, чтонужно для поддержания его организма и развития личности.Потребности человека можно разделить на три группы:1) Биологические (нужда в питании, в воде, в тепле, сохранение рода,самосохранение).2) Социальные потребность, порожденные обществом (общение,самоутверждение, общественное признание).3) Идеальные потребности (хобби, музыка, наука, искусство, спорт).Биологические, социальные, идеальные потребности у человека взаимосвязано. Культура и цивилизация.Ц и в и л и з а ц и я – это социо-культурное образование.Под цивилизацией понимают уровень развития общества, материальной и духовнойкультуры следующей за дикостью.Цивилизация характеризуется, как специфика, той или иной группы стран,народов на определённом этапе развития. Различные цивилизации, кореннымобразом отличаются друг от друга, так как основаны на разных системах,социальных и духовных ценностей.В современной теории цивилизации, есть два направления:1) Линейно-стадиальные концепции. В них цивилизация понимается, какопределённая ступень мирового развития.2) Концепции локальной цивилизации. С точки зрения локальной цивилизации,история рассматривается, как замкнутые независимые друг от друга локальныеобщества.А) Китайская цивилизация.Б) Индийская цивилизация.В) Русская цивилизация.Г) Западная цивилизация.С течением времени цивилизации меняются, но их ядро сохраняется.Локальные цивилизации делят на две группы:1) Восточные.2) Западные.Для Восточных цивилизаций, характерна зависимость людей от природы, теснаясвязь человека с его социальной группы, господство традиций и обычаев.Для Западных цивилизаций, характерна подчинение природы к человеку, ценностьправ и свобод личности и формирование правового государства.Культура представляет собой деятельность человека, отражающую взаимодействиечеловека с природой, обществом, и самим собой.К у л ь т у р н ы й п р о ц е с с – это создание орудия труда, предметов,нужных человеку и освоение умений, и знаний, необходимых для труда иобщениях.Культура делится:1) Материальную.2) Духовную.Культура создаётся для благо людей, а процесс передачи культуры раскрываетпреемственность культурных традиций.Современная концепция общего дома рассматривает жизнь современного человека вобщемировых масштабах, а множество культур с позиции единой мировойцивилизации. Проблемы общественного прогресса и его критерии.Общество всегда находится в состоянии непрерывного развития и изменения.П р о г р е с с – это поступательное движение общества от низких и простыхформ более к сложным.Р е г р е с с – это обратное движение общества, от высшего к низшему(деградация).В современной науке, прогресс связывают с процессом модернизаций, т.е. спереходом от аграрного общества, к индустриальному, а затем кпостиндустриальному.Критерии, оценки общественного прогресса:1) Повышение экономической эффективности общества.2) Степень свободы граждан.3) Согласованность различных сфер общественной жизни.Прогрессивное развитие общества не исключает цивилизационных тупиков и срывов.Прогресс в одной сфере общественных отношений, может быть причиной регрессовв другой.Разные учёные выдвинули свои критерии прогресса:1) По состоянию общественной нравственности (Сен-Симон).2) По степени сознания свободы (Геккель).3) По уровню развития производительных сил (К. Маркс).Степень прогрессивности общественного строя нужно оценивать по созданным внём условиям, удовлетворениям потребности личности и свободного развитиячеловека.Различают две формы социального прогресса:1) Революция.2) Реформа.Р е в о л ю ц и я – это изменение всех или большинства сторон общественнойжизни затрагивающие основы строя.Р е в о л ю ц и я – это активное действие народных масс, с целью переходаруководства общества, в руки нового класса.Причиной революции является конфликт, между растущими производительнымисилами и сложившейся системой социальных отношений.Р е ф о р м а – это преобразование какой-либо стороны общественной жизни,оставляющая власть в руках правящего класса.Реформа, как правило проводятся сверху для решения общественных проблем.Реформа и революция, лечат уже запущенную болезнь общества, в то время какнеобходимо своевременное, планомерное преобразование общества. В современномобществознании, обществу предлагается проводить инновации.И н н о в а ц и я – это однократное улучшение, которое адаптирует общество вданных условиях. Мировоззрение.Каждый человек имеет собственные, не совпадающими с другими представлениями омире и жизненные программы. Факторы которые влияют на формированиемировоззрения человека:1) Индивидуальные особенности.2) Место жительства.3) Эпоха в которую живёт человек.4) Национальные.5) Возраст.6) Образование.7) Воспитание.8) Семья.9) Профессия.10) Средства массовой информации.11) Материальное положение.Виды мировоззрения:1) Мифологическая.2) Религиозная.3) Жизненно-практическая.4) Философская. Познания мира.Знания являются результатом особого процесса познавательной деятельности.П р о ц е с с п о з н а н и я – это наблюдения, приобретения полезныхсведений узнавание свойств предметов и явлений окружающего мира.Цель познания:Описать объекты такими, какие они есть на самом деле, независимо от человека.Познание предполагает наличие двух сторон: познающий человек (субъект) ипознаваемый предмет (объект познания).Получение необходимой информации о внешнем мире, дают зрения, осязание, слух,вкус, обоняние. Через органы чувств, информация поступает в мозг, где черезмышления формируется умозаключение теории, взгляды.И с т и н а – это соответствие наших знаний о мире, самому миру.А б с о л ю т н а я и с т и н а – это полные объективные знания о предметахи явлениях.О т н о с и т е л ь н а я и с т и н а – это не полные знания. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИСоциальное и биологическое начало объединены в человеке.Прямая похожа строению мозга, форма руки – это результат измененийпроисходившее миллионы лет, под воздействием коллективного труда.Определяющим условием превращение животного предка в человека, был ТРУД.Способность мыслить и разговаривать реализуется только в обществе людей.Способности и дарование человека проявляются и развиваются в процесседеятельности.Действовать успешно человеку поможет знание своих способностей.С п о с о б н о с т ь – это индивидуальные особенности личности помогающиеей, успешно заниматься определённой деятельности.Г е н и а л ь н о с т ь – это высшая ступень развития таланта связанная соткрытием раннее неизвестных путей творчества.Х а р а к т е р – это определённые черты человека. Характер формируется подвоздействием наследственности общественной среды и самовоспитания. Характерпоявляется в привычках, в манерах поведения, отношений к людям. Характер этоокончательно сформировавшиеся воля.В о л я – это напряжение сил при встрече с препятствием.С о ц и а л ь н ы й с т а с у с л и ч н о с т и – это положения человекав обществе в соответствии с возрастом, происхождением профессии, семейнымположением.П р е с т и ж – это оценка обществом или социальной группы общественнойзначимости, позиции занимаемых людьми.А в т о р и т е т л и ч н о с т и – отражает степень влияние личности, всоциальной группе или обществе.С о ц и а л и з а ц и я – это усвоение личностью, социальных ролей икультуры. Личность не сводится к социальным ролям, а предполагаетиндивидуальность избирательно относящуюся к навязываемым ролям. Социализация имеет 3-ри периода:1) Первичная социализация (социализация ребёнка).2) Промежуточная социализация (социализация подростка).3) Устойчивая социализация (социализация взрослого человека). ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ИХ ОТКЛОНЕНИЯ. Виды деятельности:1) Практическая – это преобразование природы и общества.2) Духовное – связано с изменением сознания людей (наука, искусство,религия, мифология).3) Созидательная – несёт в себе положительный результат, что нужно иполезно человеку.4) Разрушительная – это отрицательный результат (войны, революции,терроризм).5) Творческая – поражающая нечто новое, никогда не существовавшие.6) Игровая – это моделирование какой-либо деятельности, через игру.7) Трудовая – направлена на достижение результата для удовлетворенияпотребности. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ. МНОГООБРАЗИЯ ПУТЕЙ ПОЗНАНИЯ И ФОРМ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.Общение и деятельность, самостоятельные равноправные явления.Общение происходит, при взаимодействии, человека с человеком и предполагаетобмен информации.К о м м у н и к а ц и я – это передача информации.Формы общения: диалог, монолог, реплика, обряды, игры, дискуссии, переговоры.С о ц и а л ь н ы е н о р м ы – это результат исторического развитияобщества, система правил и требований, для обязательного исполнения всемичленами общества.Нормы направляют поведения, позволяют его контролировать, регулировать иоценивать.Социальные нормы регулируют отношения междк людьми, группами людей иорганизаиями. Социальные нормы:1) Обычаи и традиции – это первичные образцы поведения.2) Правовые нормы (закрепляются в законах).3) Моральные нормы (плохо, хорошо; справедливо, не справедливо).4) Эстетические нормы – это представления о красивом и не красивом.5) Политические нормы (регулируют политическую деятельность).6) Религиозные нормы (поддерживаются сознаниями верующих людей).Поведение, которое не согласуется с нормами, что ждёт от человека обществоназывается о т к л о н я ю щ и м с я п о в е д е н и е м.Слабые нормы отклоняющегося поведения – это обман, грубость, халатность.П р е с т у п л е н и е – это опасное проявление отклоняющегося поведения,наносящие ущерб обществу. МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ. Д у х о в н ы й м и р л и ч н о с т и – это стремление к своим идеаламопределяющим направление деятельности.Д у х о в н о с т ь – включает в себя, душевность, дружелюбия, волю и разум.К духовной жизни относят: знания, веру, чувство, потребности, способности,стремления и цели людей.Духовная жизнь личности невозможно без переживаний, радости, оптимизма,уныния, разочарования, веры.Успешные или неуспешные действия человека дают пищу для раздумий и оценки.Огромный объём духовной культуры, накопленной человечеством, даёт человекунеограниченную возможность выбора духовной ценности.Сохранить свою неповторимость, остаться самим собой, даже в сложных условиях,человек может, если он сформировался, как личность.Быть личностью, значит иметь способность ориентироваться в многообразныхситуациях, и нести ответственность за свой выбор, уметь противостоятьотрицательным воздействиям.П р и з н а к д у х о в н о й к у л ь т у р ы л и ч н о с т и – этоготовность к самоотдаче и саморазвитию.М и р о в о з з р е н и е – это представление о мире и человеке. НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ ЧЕЛОВЕКА.Всю жизнь идёт процесс изучения социального опыта, прошлых и современныхпоколений. Процесс получения знаний осуществляются 2-мя путями:1) В ходе стихийного влияния на человека обстоятельств жизни.2) В результате целенаправленного воздействия через систему образования,которые сложились в обществе. ЗАДАЧА НАУКИ.З а д а ч и н а у к и – наращивать объективные знания о мире.К критериям познания истины, является практика. К практике относят:наблюдение, исследование, эксперимент, моделирование.Знания об окружающем мире и о самом себе, необходимы человеку во всех видовдеятельности. Человек за свою жизнь усваивает небольшую часть знаний,накопленных за тысячелетие истории человеческого общества. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ.Н а у ч н о е п о з н а н и е – это изучение мира, таким какой он есть внечеловека и независимо от него.Результат познания не должен зависеть от частных мнений, пристрастий иавторитетов. Средства и методы познавательной деятельности в науке: наблюдения,классификация, описание, экспериментальные исследования и теоретическиеобъяснения. КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.Культура является существенной характеристикой в жизни общества и неотделимоот человека.Ч е л о в е ч е с к и е к а ч е с т в а л и ч н о с т и – это результатусвоения языка, ценностей, традиций, овладение приемами и навыкамидеятельности.Д у х о в н а я к у л ь т у р а – это объединение искусства, науки,нравственности, религии.К у л ь т у р н ы е т р а д и ц и и – это элементы социального икультурного наследия, которые передаются от поколения к поколению (ценности,идеи, обычаи, обряды).Формирование культуры, предполагает сохранение лучших элементов старого исоздания нового, увеличивая культурные богатства в процессе творчества.Каждая культурная ценность неповторимое (художественные произведения,изобретения, научные открытие).Р а с п р о с т а н е н и е к у л ь т у р ы – это тиражирование в той илииной форме уже известного. В духовной культуре называют два одинаково реальных облика:1) Облик устойчивости, гармонии, единодушия.2) Облик перемен, конфликтов, не решённых проблем.Уровень развития духовных ценностей культуры измеряется объёмом создаваемыхдуховных ценностей в обществе и освоение их каждым человеком.Ц е л ь к у л ь т у р ы – формировать способность каждого человека ктворчеству, его восприимчивость к достижениям культуры.Важным условием культурного развития, является наличие условий для развитияспособностей и талантов человека (музыкальные и художественные школы).Кризисная ситуация сложившиеся в России изменила духовную жизнь общества. Для современной Росси характерна:1) Низкая материально-техническая обеспечение культуры.2) Закрытие многих детских студий, клубов, дворцов культуры.3) Засорение русского языка (брань, жаргон).4) Бедственное положение науки и образования.5) Коммерциализация культуры.6) Выезд за границу и уход в другие отрасли деятелей культуры.Всё это привело к падению культурного уровня и массовому бескультурью в России. СУЩНОСТЬ МОРАЛИ.М о р а л ь – это форма норм и оценок в поведении и духовной жизни общества.М о р а л ь – это нормы сознания.Н р а в с т в е н н о с т ь – это реализация моральных норм в поведении людей.Учение о нравственности и морали является этика.М о р а л ь н а я (нравственная) о ц е н к а – это одобрение или осуждениедеятельности человека с позиции морального сознания общества.Все моральные оценки опираются на вопрос: «Что такое добро?», и «Что такоезло?».Нравственной деятельности человека является то, что оценка, как добро, абезнравственным как зло.М о р а л ь н а я с а м о о ц е н к а – выражена в таких понятиях, каксовесть, гордость, стыд и раскаяние.С о в е с т ь – это способность личности, познавать этические ценности,формировать свои нравственные обязанности и осуществлять самоконтроль.Ч е с т ь – это достойные уважения моральные качества личности проявляющиесяв деятельности.Ч е с т н ы й ч е л о в е к – это добросовестный, ответственный и искреннийчеловек.Искренность, добропорядочность важны в сложных переходных периодах, когдасильно проявляются в отрицательных качествах.Моральное начало не заложены в человеке от рождения, они формируются в семье,на основе примера родителей.О с о б ы е н р а в с т в е н н ы е к а ч е с т в а ж и з н и –способность делать добро, распознавать зло, быть стойким к непремеримым кнему.С а м о в о с п и т а н и е в с ф р е р е н р а в с т в е н н о с т и –это самоконтроль и предъявление высоких требований к самому себе. «ЗоЛоТоЕ пРаВиЛо» нравственности:«Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел чтобы другие поступалипо отношению к тебе». ЭКОНОМИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.Э к о н о м и ч е с к а я т е о р и я – это наука изучающие хозяйственныеосновы и экономические отношения в обществе. Экономическая теория ориентируется на подлинные социальные ценности:1) Экономическую свободу личности.2) Право собственности.3) Право на предпринимательство. Экономическая теория делится на два раздела:1) Микроэкономика – изучает малые экономические единицы (потребителей,семейные хозяйства, фирмы) и их взаимодействие.2) Макроэкономика – изучает хозяйственные системы в целом, национальныехозяйства, мировую экономику и общие экономические показатели. ПРИНЦИПЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ:1) Взаимодействие теории и практики, использование теоретического знанияв практической деятельности.2) Единства микро- и макро- анализа, для создания единой экономическойкартины общества.3) Принцип реального историзма – предполагает построения экономическихпостроений с учётом исторической ситуации.Э к о н о м и к а – это одна из важнейших подсистем общества.Э к о н о м и к а – это материальная производство и отношение возникшее впроцессе производства материальных ценностей обмена и потребления.Э к с т е н с и в н ы й п у т ь р а з в и т и я э к о н о м и к и – засчёт количественного прироста уже используемых средств.Недостатки экстенсивного путей развития:1) Очень большие затраты средств.2) Техническое отставание.Экстенсивный путь развития предполагает наличие в стране большого количества,трудовых и природных ресурсов. Интенсивный путь развития экономики основывается на применении новойтехники и технологии и повышении квалификации кадров. Достоинство интенсивного пути развития:1) Всесторонняя интенсификация – это обеспечение полного объёма ресурсасбережения.2) Снимает преграды экономического роста.3) Научно техническая революция. СОБСТВЕННОСТЬ Собственник имеет полномочие:1) Владеть вещью.2) Пользоваться (производительном или личном использовать имущество всвоих целях).3) Распоряжаться (купить, продать, менять, дарить). Типы собственности:1) Частная собственность – это когда человек относится к имуществу как ик личному источнику обогащения.2) Общая долевая собственность – это общее имущество, которое находится всобственности двух или несколько лиц и определяется доля каждого.3) Общая совместная собственность – это нераздельное имущество и общийдоход принадлежащий к каждому.С о б с т в е н н о с т ь – это хозяйственное использование имущества, испособность ими распоряжаться.П р и в а т и з а ц и я – передача государственной собственности в частную.Н а ц и о н а л и з а ц и я – преобразование частной собственности в частную. Рынок, как особый институт.Р ы н о к – объединение сделок купли и продажи товаров.С д е л к а – обмен товара на деньги.Виды рынков:1) Местный (в пределах села, города, района).2) Национальный (внутренний).3) Мировой (внешний).Структура рынка:1) Рынок рабочей силы.2) Финансовый рынок.3) Рынок средств.4) Рынок услуг.5) Потребительский рынок (продукты, товары).6) Рынок технологий.7) Рынок духовных ценностей.Покупатель имеет экономическую свободу если:1) Он по желанию выбирает товар из множества.2) Выбирает продавца из тех кто лучше обслужит и продаст товар по сходнойцене.Типы рынков:1) Свободный – полная независимость продавцов и покупателей,характеризуется тремя признаками:А) Нерегулируемым предложением, производитель самостоятельно решает какиетовары и в каком количестве произвести.Б) Нерегулируемым спросом, покупатель в зависимости от наличия денег самопределяет, что приобрести.В) Нерегулируемой ценой, уравновешивающей спрос и предложение.2) Нелегальный рынок, имеет два направления:А) Теневая торговля, ведётся с нарушениями правил купли продажи.Б) Чёрный рынок, подпольная торговля вещами, которые запрещено производить ипродавать.3) Регулируемый рынок – торговля в соответствии с порядком закреплённым вправовых нормах и поддерживаемых государством.В рыночных отношениях действуют два экономических закона: закон стоимости изакон спроса и предложения.Закон стоимости – формирует уровень средних цен.Закон спроса и предложения – определяет соотношение денег и товаров на рынке.Колебания цен влияет на деятельность товаропроизводителя.Через цены, рынок регулирует производство: что производить и в какихколичествах.Рынок пробуждает его участников к снижению производственных затрат,совершенствованию техники, технологии, повышению производительности труда.Современная рыночная экономика – механизм координации деятельности товаровпроизводителей и потребителей на основе экономических законов. Государство и экономика.Г о с у д а р с т в о – система управление общества.Государство поддерживает общественный порядок, использует клеящиеся средствадля экономического развития и обеспечивает безопасность страны.Государство располагает:1) Законодательной властью (парламент).2) Наполнительной властью (правительство и министерство.3) Судебной властью (суды, налоговая полиция).Для реализации социальных и культурных программ, развитие науки иобразование, важную роль играет государственный бюджет, который формирует засчёт системы налогов.Государство устанавливает процент налога с физических и юридических лиц. Вовнешнеполитической деятельности государство исходит из интересов и защитынационального производителя.Государство воздействует на экономические отношения:1) Правовое регулирование направлено на упорядочение рыночных отношений.2) Государственные заказы (позволяют, увеличит спрос, и расширитьвнутренний рынок).3) Финансово-экономическое регулирование в форме налогов.4) Кредитно-денежная система (Госбанк ограничивает или расширяетвозможности получения кредита).5) Экономическое программирование (программы, прогнозы, планирование).Закон о правах потребителя: направлен на защиту интересов каждого членаобщества от некачественной продукции.Главная задача государства, свести к минимуму отрицательные последствиярыночных реформ (безработица, рост цен, некачественная продукция и т.д.).Экономическая жизнь включает в себя элементы конкуренции и монополии.К о н к у р е н ц и я – соперничество между участниками рынка за лучшиеусловия купли и продажи товаров.Борьба за выживание и экономическое процветание – это важнейшее свойстворыночного хозяйства.М о н о п о л и я – право производства или торговли принадлежащее одномулицу, группе лиц или государству.М о н о п о л и я – сила подрывающая конкуренцию и свободный рынок. Мировая экономика.В н.19 в. – н.20 в. возникла мировая система хозяйства.М и р о в о й р ы н о к – объединение международных товара денежныхотношений всех стан.Интернализацию хозяйственных отношений породили:1) Вывоз капитала.2) Возникновение международных монополий.3) Международная торговля.В 20 в. Международные монополии поделили мировые рынки сбыта, источники сырьяи области применения капитала.Для развития мирового хозяйства характерно:1) Международное сотрудничество на основе материальной заинтересованности.2) Расширение мирового рыночного пространства.3) Перемещение рабочей силы из одной страны в другую.М и р о в а я т о р г о в л я – вид торговли, когда товары пересекаютграницы стран.Экономической основой современного мирового хозяйства служитинтернационализация производства.М е ж д у н а р о д н о е р а з д е л е н и е т р у д а – специализацияопределённых стран их производстве тех или иных товаров, в целях продажи вдругих странх.Н Т Р – углубляет общественной разделение труда, осуществляется переход отпредметной к по детальной специализации.Интернационализация производства увеличивает производство новой продукции домировых размеров, углубляет общественное разделение труда и расширяетмеждународную кооперацию труда.М е ж д у н а р о д н а я к о о п е р а ц и я т р у д а – когда большоеколичество предприятий, входящие в национальные комплексы, становятсязвеньями мирового хозяйства.П р и н ц и п с р а в н и т е л ь н о г о п р е и м у щ е с т в а – когдастраны специализируются на производстве товаров, выпуск которых обходитсядешевле, чем в других странах. Социальная структура. Изменение социальной структуры Российского общества.С о ц и а л ь н ы е н е р а в е н с т в а (дифференсация) – это разделениеобщества на группы, занимающие разное социальное положение.Э к о н о м и ч е с к и е д и ф ф е р е н с а ц и я – различие доходов,деление на богатых , средних, бедных.П о л и т и ч е с к а я д и ф ф е р е н с а ц и я – деление общества науправляющих и управляемых, политических лидеров.П р о ф е с с и о н а л ь н а я д и ф ф е р е н с а ц и я – делениеобщества на группы, по роду деятельности.Современная наука считает, что неравенство – это политическое явление. Онозаставляет людей стремиться к совершенствованию общественных отношений.Социальные слои образуют социальную структуру.С т р а т ы (слои) – объединения людей по одинаковому положению в обществе(доход, профессия, образование).К л а с с ы – устойчивая социальная структура, формировавшаяся в обществе.Л ю м п е н ы – люди опустившиеся на дно общественной жизни.М а р г и н а л ы – люди занимающие промежуточное положение между устойчивымиобщностями (слоями).С о ц и а л ь н а я м о б и л ь н о с т ь – переход людей из однихобщественных групп в другие.Г о р и з о н т а л ь н а я м о б и л ь н о с т ь – переход человека вгруппу расположения на том же уровне, что и прежняя.В е р т и к а л ь н кА я м о б и л ь н о с т ь – переход с одной ступенисоциальной лестницы на другую (восходящая, нисходящая).К социальным лифтам называют способы перехода из одной социальной группы вдругую (образование, связи, знакомства) профессионализм, выгодный брак,участие в политической жизни.Изменение в экономике России ведут к появлению новых социальных групп(предприниматели, фермеры).Острой социальной проблемой, является падение статуса новых интеллектуальныхпрофессий (инженеры, работники культуры, учёные, учителя, врачи).Тяжёлое положение сохраняется у защищенных групп населения (многодетныесемьи, инвалиды, пенсионеры, безработные). Семья, как социальный институт.Важнейшим элементом социальной структуры является СЕМЬЯ.Положение семьи служит барометром состояния общества, показывая степеньсоциально-культурного развития.С е м ь я – главная единица общества, которое отвечает за рождение ивоспитание детей, организует деятельность всех членов семьи дляудовлетворения потребностей организмов.Семья остаётся высшей ценностью, и государство должно укреплять её позиции.Правительство многих стран принимает специальные меры: пособия и финансовыельготы; создания дошкольных учреждений; приспособление режима рабочего;отпуск для родителей, в связи с уходом за маленькими или больными детьми.В обществе есть стремление к укреплению семьи и проведение положительнойдемографической политики, ведущей к росту рождаемости.Семья – это коллектив, в котором всем должно быть хорошо.Плохая семья – если коллектива нет.Психологический климат в семье – отношения в семье, от которых зависитсамочувствие и настроение её членов.Семья – это лучшее место для восстановления затраченных сил.Молодёжь многое не устраивает в жизни своих родителей, но из этого неследует, что каждое новое поколение должно поднимать бунт против сложившегосяуклада жизни в семье.Будьте терпимы к родителям и помогайте им быть терпимыми.Справедливость в семье, когда не ущемляются интересы ни одного члена семьи иравноправно распределяются многочисленные обязанности.Каждому должно принадлежать полновесное слово в распределении домашнегобюджета и в проведении семейных мероприятий.Опыт счастливых семей показывает, что ласковое слово, понимание, проявлениеучастия в делах и заботах близких, способны ослабить противостояние иоздоровить обстановку. Власть и её применение.В л а с т ь – это возможность влиять на деятельность и поведение людей спомощью каких-либо средств.Люди обязаны подчиняться выше стоящим.Средства использования власти: авторитет, закон, воля, насилие,государственные органы управления.Государство нуждается в организации, которая влияет на всех членов общества иобеспечивает порядок.Государственная власть:1) Государство должно иметь авторитет у граждан.2) У государства должны быть деньги.3) Государство должно принимать полезные и справедливые законы.4) У государства должна быть сила.Власть – важнейший элемент общественной организации. Она позволяет принуждатьбольшие массы людей, к выполнению тех или иных задач и решений. Поэтому вобществе возникает борьба за власть и её использование, для проведения тойили иной политики.П о л и т и к а – цели и средства их достижения направлены на реализацию вжизни интересов групп людей.П о л и т и ч е с к и е п а р т и и – объединяют представителейобщественных групп, которые хотят участвовать в политической деятельности.Политика играет большую роль в развитии общества. От того какую политикупроводит государство, зависит лучше или хуже будут условия жизни,благосостояния, степень свободы различных социальных слоёв. Политическая система общества.П о л и т и ч е с к а я с и с т е м а о б щ е с т в а – объединенияполитических отношений, возникающих между социальными слоями и государствамина международной арене.Основные элементы политической системы:1) Политические отношения – это отношения связанные с вопросамигосударственной власти.2) Политические организации – создаются, чтобы выражать классовые,групповые, национальные интересы и т.д. (партии, организации, движения).3) Политические нормы – устанавливают границы политического поведения иответственность за политическую деятельность. К ним относятся: корпоративные,правовые нормы, политические обычаи, традиции и мораль.4) Политическая культура – какие политические и нравственные принципыизбирают личности в процессе политической деятельности.В результате взаимодействия 4 элементов в обществе складываетсяколичественный порядок (режим).Т о т а л и т а р н ы й р е ж и м – полный контроль государства над всемисферами жизни общества.А в т о р и т а р н ы й р е ж и м – допускает некоторое инакомыслие в неполитических сферах и отсутствием массового террора.Д е м о к р а т и ч е с к и й р е ж и м – защищает права и свободы граждан,есть многопартийность, выборность и сменяемость руководства.Основные функции политического управления:1) Обработка и использование информации.2) Принятие и реализация решений.3) Контроль за их исполнение.С у б ъ е к т ы п о л и т и к и – социальные группы, слои, классы, нации,личности.О б ъ е к т о м п о л и т и к и, является общество.В н у т р е н н я я п о л и т и к а – политические отношения в собственнойстране.В н е ш н я я п о л и т и к а – мировое сообщество и международные отношения.Цели политики могут быть актуальными и не актуальными, приоритетными,реальными и не реальными.С р е д с т в а п о л и т и к и – реформы, референдумы, войны, революции,переговоры.В современном противоречивом мире от субъекта политики требуется высокаяполитическая культура, мораль и политическая воля. Правовое государство.Г р а ж д а н с к о е о б щ е с т в о это:1) Находящаяся на определенном уровне развития общество людей с помощью трудаудовлетворяющие свои потребности.2) Добровольно сформировавшиеся объединение людей (семьи, партии, слои).3) Объединение не государственных отношений (экономические, национальные,духовные и т.д.).4) Сфера самореализации свободных личностей.В 80-х годах ХХ-го века, во многих странах мира, сформировалось правовоегосударство.О с н о в ы п о л а г а ю щ и е п р и н ц и п правового государства –это верховенство права во всех сферах общества.Правовое государство считают наиболее наиболее развитым, лучшегочеловечеством пока не придумана.Нерушимость закона закрепляется в конституции страны и распространяется надругие законы и нормы.На страже неукоснительного соблюдения конституционных законов, стоитконституционный суд и вся система судов.Главный принцип верховенства права (закона), предопределяет подчинение законусамого государства, его органов, должностных лиц, организаций и граждан.Правовое государство имеет качественные законы. Они являются гуманными,справедливыми, закрепляют главные права человека.П р а в а ч е л о в е к а – это права на жизнь, на жилище, работу,медицинское обслуживание, свободу слова, вероисповедания и т.д.Государство признаёт автономию личности по отношению к себе и рассматриваетеё, как равноправного партнёра.Незыблемость прав человека, его чести и достоинства, его интересов и охрана,и гарантированность, является о с н о в о й п р а в о в о г ог о с у д а р с т в а.В правовом государстве устанавливается принцип взаимной ответственностигосударства и личности.Правовое государство, законодательно закрепляет предпринимательскуюдеятельность, свободное владение, пользование и распоряжение имущества.П р и н ц и п р а з д е л е н и я в л а с т е й – это разделение властимежду законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Этоозначает, что не одному из государственных органов не принадлежит всягосударственная власть.В процессе формирования правового государства прослеживается общая черта.О б щ а я ч е р т а – это движение человечества к свободе, стремлениеобуздать государство и заставить его уважать и защищать права и достоинстволичности. Право в системе социальных норм.П р а в о в ы е н о р м ы – это правила поведения установленныегосударством, реализация которых, обеспечивается силой государства.Правовые нормы, являются распространённым видом социальных норм.П р а в о м называется объединение существующих правовых норм в государстве.Правовые нормы регулируют значимые общественные отношения (экономические,политические, культурные и т.д.). Право характеризуется:1) Нормативностью (т.е. состоит из норм).2) Общеобязательностью (правовые нормы обязательны для исполнения лицамии организациями).3) Определённостью (выражены в словесно-письменной форме и отличаютсяопределённостью).4) Системностью5) Многократностью применения (регулируют не ограниченное количествослучаев).6) Гарантированностью государства (реализация норм, обеспечиваетсягосударством).Право призвано быть, стабилизирующем фактором общественного развития.Реализация правовых норм, их исполнение связано с тем, насколько люди считаютданные нормы справедливыми. Наиболее тесную взаимосвязь, право имеет сморалью. Нормы морали распространяют своё влияние на более широкую сферуотношений, чем та, которая регулируется правом.Правовые нормы ложны выражать интересы населения и обеспечиватьудовлетворения его потребностей. Вывод:Устанавливая права и обязанности конкретных лиц и организаций, право вноситпорядок в общество, развивая у людей чувства справедливости и гуманности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.