Дополнительная общеобразовательная программа "За околицей"
Оценка 4.9

Дополнительная общеобразовательная программа "За околицей"

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
1 кл—6 кл
25.02.2024
Дополнительная общеобразовательная программа "За околицей"
Программа художественно-эстетической направленности
программа За околицей 2023.doc

Муниципальное бюджетное учреждение                                             дополнительного образования «Дом детского творчества»

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная программа творческого объединения  «За околицей»

 

 

 

 

 

Срок реализации: 3 года

Возраст учащихся: 7-15 лет

Педагог дополнительного образования:

Соколов Вячеслав Иванович

 

 

 

 

 

 

Тверская область Вышний Волочек.

2023


Содержание:

1.                Пояснительная записка………………………………………..с.3

2.                Цель, задачи курса……………………………………………..с.5

3.                Учебно-тематический план……………………………………с.7

4.                Содержание программы……………………………………….с.8

5.                Методическое обеспечение программы………………………с.9

6.                Материально-техническое оснащение и обеспечение……...с.10

7.                Использованная литература………………………………….с.12

 

 


 

Пояснительная записка.

Данная программа разработана в соответствии с Примерными требованиями к оформлению и содержанию образовательных программ дополнительного образования детей и в соответствии с нормативными документами: Законом Российской Федерации  № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012,  Уставом МБУ ДО «Дом детского творчества».

Значение народной культуры, как важной части образования и воспитания подрастающего поколения, в современном мире общеизвестно и общепринято. Свидетельство тому - целенаправленная деятельность многих международных организаций. Так, работа Международного совета организаторов фольклорных фестивалей (КIOFF) посвящена возрождению и изучению народной культуры, как составляющей культурного наследия отдельно взятой страны, а также и всего человечества.

Направленность – художественно-эстетическая

Новизна данной программы заключается в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Дети - наше будущее и оттого, что мы заложим в их душах зависит будущее России. Зная истоки и корни своего народа, ребенок через приобщение к музыкальному искусству, такому, как ложки и другие русские народные музыкальные инструменты, хочется верить, вырастет патриотом своей Родины.

Актуальность – при необычайно высоком техническом прогрессе общества ощущается недостаток внимания к изучению своих национальных «корней», истоков русского народного музыкального творчества, такого как ложки.

Педагогическая целесообразность- учащиеся глубже узнают историю русской культуры. Приобретая определённые навыки и умения игры на ложках, в дальнейшем могут использовать полученные знания, участвуя в любительских и самодеятельных ансамблях.

Цель программы “За околицей”:  формирование у детей и подростков интереса к миру народной культуры.

В соответствии с указанной целью ставятся следующие задачи для ее реализации:

Образовательные:

- Формирование у учащихся теоретического знания о народной культуре;

- Формирование представлений о многогранности мира человеческих ценностей и взаимоотношений, выраженных в народной культуре;

- Формирование через познание народной культуры общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе;

- Обучение детей выражать свои чувства, мысли с помощью музыки, применять имеющиеся и полученные знания о народной культуре на практике.

- Формирование музыкально-ритмических навыков игры на народных шумовых инструментах

 - Формирование начальных артистических навыков.

Развивающие:

- Развитие у учащихся учебно-познавательного интереса к поиску новых знаний, проявляя творчество;

- Содействие развитию навыка индивидуальной и коллективной работы;

- Помощь  гармоничной социальной адаптации ребенка через участие в коллективном творчестве.

 

Воспитательные:

- Формирование мировоззренческих позиций, основанных на общечеловеческих ценностях;

- Воспитание и развитие художественного вкуса, уважения к наследию огромного духовного богатства, заложенного в народной культуре;

- Формирование гражданской позиции, воспитание патриотизма.

Отличительные черты программы – в содержании программы используются методические разработки и опыт работы современных руководителей ансамблей ложкарей, а также свой личный опыт. При составлении программы учитываются здоровьесберегающие технологии. Положительные эмоции, присутствующие на занятиях, поднимают жизненный тонус и влияют на укрепление здоровья ребенка. Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакции, а также тонкой моторики при музицировании. Сама работа (игра) с музыкальным инструментом, осуществляемые движения при исполнительстве физически развивают ребенка. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов. Программа уделяет большое внимание коллективному музицированию, что помогает созданию чувства коллективизма, что тоже является немаловажным элементом воспитания учащихся.

Данная программа  дает возможность педагогу постоянно изучать наблюдать, развивать и корректировать:

1. Нравственные понятия учащихся, относящихся к области общечеловеческих ценностей, которые тесно связаны с миром народной культуры.

2. Взаимоотношения в коллективе, подводя учащихся через познание мира народной культуры к созданию сплоченного коллектива.

3.Творческие способности учащихся.  

Режим работы:

Данная программа рассчитана на три года обучения и предполагает введение учащихся в курс народной культуры и постепенное расширение их знаний, умений, навыков в этой области.

1 год обучения: 3 часа в неделю, в год – 105 часов.

2 год обучения: 3 часа в неделю, в год – 108 часов.

3 год обучения: 3 часа в неделю, в год – 108 часов.

 

Основная форма работы с детьми по данному курсу - занятие.

Программа предусматривает также использование следующих форм проведения занятий:

- праздники и посиделки;

- экскурсии и посещение музеев;

- просмотр кинофильмов и т.п.

Формы промежуточной и итоговой аттестации

 

Формой промежуточной и итоговой аттестации могут быть прослушивания  (проводятся 2 раза в год), выступления на концертах, праздниках, участие в конкурсах и фестивалях.

Курс «За околицей» не предусматривает выполнение учащимися домашнего задания. Однако, в течение преподавания курса возможны задания на дом для учащихся следующего содержания: доделать творческое задание, принести что-либо для выполнения определенной работы на занятии, подготовить небольшой доклад на заданную тему и т.п.

 

Ожидаемый (прогнозируемый) результат

В результате изучения курса “За околицей” учащиеся:

Знают:

- сущность народной культуры, базовые термины данной области;

- о единстве законов, лежащих в основе народной культуры;

- виды и жанры народной культуры: музыку, танцы, сказки, мифы, легенды, архитектуру, народный дизайн, промыслы, костюмы, праздники, обряды, игрушки и т.п.;

- географические, исторические, национально-культурные особенности того или иного региона для познания многогранности народной культуры;

- единство и различия народных культур различных территориальных единиц;

- календарные праздники и семейные обряды, обычаи, их символику и тематику.

Умеют:

- видеть в разнообразных проявлениях творчества особенности народной культуры;

- выражать свои впечатления, чувства, эмоции, мысли с помощью слов, звуков, музыки, пластики, цвета, линий, форм и т. п.;

- использовать полученные знания на практике;

- ориентироваться в народном и православном календаре, исполнять народные песни в ансамбле ложкарей.

Владеют навыками:

- понимания народной символики в народном творчестве;

- коллективной, индивидуально- групповой, ансамблевой  работы;

- осознания, сохранения и передачи полученных знаний и опыта.

 

 

Учебно-тематический план 1-го года обучения

Тема занятий

Теория

Практика

Всего

Введение в программу, вводное  занятие: основные понятия,  особенности и т.д.

4

9

13

Устное народное творчество

6

12

18

Песенное народное творчество

6

18

24

Танцевальное народное творчество

6

15

21

Игровое и праздничное народное творчество

11

18

29

Итого:

33

72

105

 

 

Учебно-тематический план 2-4-го года обучения

Тема занятий

Теория

Практика

Всего

Введение в программу, вводное  занятие: основные понятия,  особенности и т.д.

4

9

13

Устное народное творчество

6

12

18

Песенное народное творчество

6

18

24

Танцевальное народное творчество

6

15

21

Игровое и праздничное народное творчество

11

21

32

Итого:

33

75

108

 

 

Учебно-тематический план 2-4го года обучения

Тема занятий

Теория

Практика

Всего

Введение в программу, вводное  занятие: основные понятия,  особенности и т.д.

4

9

13

Устное народное творчество

6

12

18

Песенное народное творчество

6

18

24

Танцевальное народное творчество

6

15

21

Игровое и праздничное народное творчество

11

21

32

Итого:

33

75

108

2-й и 3-й годы обучения предполагают закрепление и расширение полученных навыков индивидуальной и ансамблевой игры на шумовых народных инструментах, изучение новых  музыкально-ритмических приемов исполнения, расширение знаний в области устного, песенного и танцевального народного творчества, а также игрового и праздничного народного творчества. 

 

Содержание программы

Теория:

Введение в предмет.  Понятия «фольклор», «народ», «национальность», «этнос», «культура». Мир фольклора - мир народной мудрости. Виды фольклора. Особенности русской народной культуры, ее похожесть и различия с фольклором других народов.

Народный быт и костюм.

Устное и музыкальное народное творчество как первооснова всей музыкальной культуры.

Композиторы и собиратели русской песни.

История и особенности народного танца.

Особенности и смысл народных игр и праздников.

Устное народное творчество:

·​ Особенности русского народного творчества

·​ Народная мифология

·​ Сказки

·​ Эпические песни и былины

·​ Потешки, побасенки, скороговорки и т.п.

 

Песенное народное творчество:

·​ Особенности исполнения русской песни, дыхание, многоголосие, пение в унисон и т.п.

·​ Русские народные музыкальные инструменты

·​ Жанровое разнообразие русской песни:

1. Трудовые припевки

2. Песни календарно-земледельческого круга

3. Сезонные песни

4. Хороводные и плясовые песни

5. Колыбельные

6. Частушки, дразнилки

Танцевальное народное творчество:

·​ Особенности русского народного танца

·​ Основные жанры русского народного танца: хороводные, плясовые, игровые.

·​ Танцевальные движения: дроби, чечетки, припадания. «вертушки» и т.п.

Игровое и праздничное народное творчество:

·​ Русские народные праздники: бытовые и религиозные.

·​ Народные игры: календарные, обрядовые, событийные, детские, развивающие.

 

Методическое обеспечение программы

Формы и методы работы

Используемые методы:

- Объяснительно-иллюстративный метод;

- Репродуктивный;

-Частично-поисковый метод;

-Метод игровых элементов - включение игровой деятельности в образовательный процесс;

Метод ситуации успеха - помогает стимулировать интерес учащихся к миру народной культуры.

-Метод эмоционального воздействия – умение выражать свое отношение к народной культуре образным словом, мимикой, жестами.

-Метод эффекта удивления – проявление интереса учащихся к миру атмосферы удивления.

Теоретические: направлены на знакомство с народными праздниками и обычаями.

Практические: проведение и участие в народных праздниках.

Формы организации деятельности на занятии:

Коллективные - теоретические занятияподготовка и проведение обрядов, праздников.

Групповые – подготовка к праздникам, репетиции.

Индивидуально – групповые с участием солистов, групп ансамбля.

Наглядные: показ педагогом приемов исполнения, просмотр видео- выступлений, праздников, слушания фольклорных записей традиционной русской обрядности, просмотр репродукций о народных праздниках.

Практические: изучение народных игр, обрядов; репетиции.

 

 

 

 

Материально-техническое оснащение и обеспечение

 

Учебный кабинет, актовый зал, столы и  стулья для детей и педагога, зеркала, подставки, ложки, трещотки, бубен, народные костюмы, музыкальный центр, баян.

 

 

 

 

 

 

Репертуарный план 1-го года обучения

1.      Р.н.п. «Я на горку шла»

2.      Р.н.п. «А я, по лугу!»

3.      Р.н.п. «Возле речки, возле моста»

4.      Р.н.п. «Возле сада. сада»

5.      Иванов «Вдоль, да по речке»

6.      Р.н.п. «Утушка луговая»

 

Репертуарный план 2-го года обучения

1.      Иванов «Детская кадриль»

2.      Р.н.п. «Как под яблонькой»

3.      Р.н.п. «Возле речки, возле моста»

4.      Р.н.п. «Как ходил гулял Ванюша»

5.      Шендерев «Русский танец»

6.      Р.н.п. «Я на печке молотила»

Репертуарный план 3-го года обучения

 

1. Р.н.п. «Во сыром бору тропина»

2. Р.н.п. «Отдавали молоду»

3. Р.н.п. обр. Басурманова «Русская пляска»

4.Абрамов «Рязаночка (кадриль)»

5. Кузнецов «Каблучки»

6. Сборник Акимова «Полька»

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.​ Балашова С.С. Фольклор: проблема сохранения, изучения и пропаганды. М., 1988г.

2.​ Бачинская Н.М. Попова Т.В. Хрестоматия по русскому народному творчеству. М.1951г.

3.​ Калугина В.И. Фольклор народов России.- М.: «Дрофа»: Вече 2002г.

4.​ Колпакова Н.И. Книга о русском фольклоре.- Ленинград, 1948г.

5.​ Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Факультативная программа. М., «Дрофа», 1997г

6.​ Мельников М.И. Русский детский фольклор. Учебное пособие для студентов. М. Просвещение, 1987г.

7.​ Радионова О.П. Баюшки-баю. М. 1995г

8.​ Русский фольклор / Сост. В.П. Аникин. М., 1986г

9.​ Уланова Л. С. Праздничный венок. М. «Сфера», 2002г

10.​ Уланова Л.С. Русский свадебный обряд. М. «Сфера», 2002г.


 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества»

Содержание: 1.

Содержание: 1.

Пояснительная записка. Данная программа разработана в соответствии с

Пояснительная записка. Данная программа разработана в соответствии с

Формирование гражданской позиции, воспитание патриотизма

Формирование гражданской позиции, воспитание патриотизма

Ожидаемый (прогнозируемый) результат

Ожидаемый (прогнозируемый) результат

Итого: 33 75 108

Итого: 33 75 108

Хороводные и плясовые песни 5

Хороводные и плясовые песни 5

Репертуарный план 1-го года обучения 1

Репертуарный план 1-го года обучения 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2024