Отдел образования администрации городского округа Красноармейск
муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Радость» городского округа Красноармейск Московской области
Программа
летнего профильного лагеря
«Экопатруль»
Возраст детей 7 - 13 лет
Авторы-составители:
педагоги-организаторы
Маликова Ю. И.
Коноплёва И. П.
г.о. Красноармейск
Пояснительная записка
«Экопатруль»
Мы не хотим стоять в стороне-
Мы за порядок на нашей земле!
Данная программа летнего профильного лагеря разработана на основании следующих нормативных документов:
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Закон Московской области «О молодежной политике Московской области»;
- Приказ Министерства образования и науки Московской области «По организации летнего отдыха»;
- устав МАОУ ДО «ДЮЦ «Радость»
- положение о летнем профильном лагере МАОУ ДО «ДЮЦ «Радость».
В ходе разработки данной программы были использованы и проанализированы материалы программы летнего экологического оздоровительного лагеря «Зеленый парус» при МБОУ «Красносельская СОШ», автор Жиенгалиев Е.Е. – учитель химии, 2013г. и программа экологической смены “Экодром "Юнитур” оздоровительно-образовательного лагеря ДООЦТ “Юнитур” г. Екатеринбурга, авторы Жилякова Елена Павловна, Матюнин Евгений Геннадьевич.
В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. Поэтому сохранение окружающей среды приобретает первостепенное значение, чем обусловлена актуальность данной программы.
Экологический кризис в его социальном аспекте проявляется в массовом неуважении экологических и эколого-правовых требований, в их нарушении и невыполнении.
Одним из направлений выхода из экологического кризиса является развитие системы экологического образования, просвещения, воспитания и перестройка потребительского отношения к природе. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Профильный лагерь «Экопатруль» МАОУ ДО «ДЮЦ «Радость» предоставляет хорошую возможность для получения новых и закрепления уже имеющихся знаний в области экологического образования детей.
Лагерь включает в себя три отряда:
1 – «Экоробика» (8-10 лет) профиль отряда - робототехника, макетирование, поделки из подручных материалов;
2 - «Экобригада» (9-11 лет) профиль отряда – экология, исследование природы родного края;
3 – «Экосинема» (12-13 лет) профиль отряда – журналистика, телевидение.
Экологическое воспитание в условиях летнего лагеря является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и самореализации детей за счет включения их в конкретно значимую деятельность.
Целью организации экологического летнего лагеря является вовлечение детей в решение экологических проблем, через включение их в различные виды деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки в нашем городе, и по привлечению внимания администрации (общественности) к местным экологическим проблемам.
В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая работа, осуществляемая в летний период года, позволяет формировать у детей установку на «диалог» с природой.
Цель: формирование нравственного отношения к природе, воспитание экологически грамотного подрастающего поколения, используя возможности экологической смены детского оздоровительно-образовательного лагеря.
Задачи:
1. формирование у детей и подростков экологического мировоззрения: разумного отношения, изучения, сохранения природы;
2. формирование высокого уровня экологической культуры;
3. привлечение максимально большого количества детей к осознанному выбору здорового образа жизни;
4. создание мотивации для бережного отношения к природе, путем закладки парка «Радость» на территории ДЮЦ;
5. формирование положительного отношения к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека с природой;
6. Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие;
7. Привлечение внимания общественности к экологическим проблемам города, путем их освещения Детским телевидением.
Ожидаемые результаты
К концу экологической смены дети получат
Знания:
▬ о флоре и фауне родного края
▬ об основных экологических понятиях и терминах
▬ структуры и функции экосистем.
Умения:
- проводить мониторинг экологического состояния близлежащих парков;
- анализировать экологическую ситуацию, выявлять причины экологических нарушений, предлагать решения по их устранению;
- использовать для творчества подручные материалы;
- конструировать и программировать лего-роботов;
- работать с видеокамерой, фотоаппаратурой, программами по обработке видеоматериалов.
Навыки:
- работа с видео- и фотооборудованием;
- исследовательской работы;
- пропаганды экологических знаний в формате видеороликов;
- конструирования и макетирования.
Направление деятельности лагеря:
Здоровьесберегающее:
Основополагающими идеями работы в летнем профильном лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- утренняя гимнастика;
- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
- организация пешеходных экскурсий;
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно-массовых мероприятий:
- спортивные эстафеты;
- подвижные спортивные игры.
Экологическое направление:
Задачи экологической деятельности: воспитание бережного отношения к природе, развитие экологического мышления, изучение эколого-санитарной обстановки на территории города.
Техническое направление:
Задачи технического направления заключаются в приобретении начальных знаний по конструированию, макетированию, в развитии образного мышления и логики.
Система информированности общественности о деятельности лагеря, взаимодействие со средствами массовой информации
В течение смены вся актуальная информация, фотографии, видеоролики будут размещены на сайте МАОУ ДО «ДЮЦ «Радость», в группе нашей организации в соцсети «Вконтакте» и Instagram. Статьи о работе лагеря будут напечатаны в газете «Городок», видеоролики будут транслироваться компанией «КрасТелеком».
Система лечебно-профилактической работы в лагере
Особое внимание требует создание необходимых условий для обеспечения безопасности жизни и здоровья детей. С этой целью к работе в лагере привлекается медицинский работник. Он совместно со школой осуществляет проведение лечебно-реабилитационных и физкультурно-оздоровительных мероприятий, а также контролирует соблюдение санитарно-гигиенических норм и выполнение противоэпидемических мероприятий.
В целях профилактики травматизма с детьми планируется каждый день перед началом работы на общем сборе проведение бесед о правилах поведения в лагере, по правилам пожарной безопасности, поведения на дороге (т. е. проведение инструктажа по технике безопасности).
Одной из задач, которая должна быть реализована в процессе работы лагеря, является формирование потребности у детей к здоровому образу жизни.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Мероприятия |
Место проведения |
1 |
01.06.2017 |
Городской праздник, посвященный Дню защиты детей, открытие лагерной смены |
МАУК ГДК |
2 |
02.06.2017 |
Экскурсионная поездка на фестиваль «Мультимир» |
ВВЦ, г. Москва |
3 |
05.06.2017 |
День Профилактики Спорт-тест «Быстрее, выше, сильнее» Анкетирование в начале смены |
ДЮЦ |
4 |
06.06.2017 |
Конкурс рисунков «Рисуем произведения А. С. Пушкина» Камерный театр «Эль-Арт» мини-спектакль «А.С. Пушкину посвящается» |
ДЮЦ |
5 |
07.06.2017 |
Экологический марафон. «День дикаря» |
ДЮЦ |
6 |
08.06.2017 |
Викторина «Всемирный день океана» |
ДЮЦ |
7 |
09.06.2017 |
Мероприятия, посвященные Дню России |
ДЮЦ |
8 |
13.06.2017 |
Единый день профилактики Дорожно-транспортного травматизма. Квест «Светофор» |
ДЮЦ |
9 |
14.06.2017 |
Экскурсионная поездка «Робостанция» |
ВВЦ, г. Москва |
10 |
15.06.2017 |
Фольклорный ансамбль «Балагуры» развлекательная программа «Встречаем гостей» Презентация, викторина «Всемирный день ветра» |
ДЮЦ |
11 |
16.06.2017 |
Городской конкурс рисунков на асфальте «». Турнир по мини-футболу |
ДК им. Ленина ДЮЦ |
12 |
19.06.2017 |
Единый день пожарной безопасности. Пожарные учения. «Школа выживания» |
ДЮЦ |
13 |
20.06.2017 |
Всемирный день окружающей среды (День эколога) |
ДЮЦ |
14 |
21.06.2017 |
День кинолога. Послевоенное кино. Просмотр, обсуждение |
ДЮЦ |
15 |
22.06.2017 |
Митинг-реквием «Помнит мир спасенный», посвященный Дню памяти и скорби |
ДЮЦ |
16 |
23.06.2017 |
Смотр-конкурс на лучшую постановку массовой физкультурно-спортивной работы с детьми в летних лагерях Международный Олимпийский день |
ДЮЦ |
17 |
26.06.2017 |
Экологический фестиваль «Экопатруль» |
ДЮЦ |
18 |
27.06.2017 |
Единый день здоровья. Спорт-тест «Быстрее, выше, сильнее». Турнир по мини-футболу |
ДЮЦ |
19 |
28.06.2017 |
Мастер-класс «Береги планету» (поделки из природного и бросового материала). Анкетирование в конце смены |
ДЮЦ |
20 |
29.06.2017 |
Просмотр видеороликов о лагерной смене. Калейдоскоп подвижных игр |
ДЮЦ |
21 |
30.06.2017 |
Операция «Мой до дыр!» |
ДЮЦ |
Содержание календарно-тематического плана
1. Городская праздничная линейка всех летних лагерей города и спектакль Московского детского театра
2. Экскурсионная поездка на фестиваль «Мультимир»
3. «День профилактики»
Проведение бесед на тему: Профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний. Профилактика пищевых отравлений», «Правила личной гигиены детей и подростков», «Основные аспекты ЗОЖ, правила закаливания, режим дня, режим питания», «Профилактические прививки».
Спорт-тест (см. прил. 2), анкетирование (см. прил. 1);
4. Беседа «Жизнь и творчество А. С Пушкина» в Центральной городской библиотеке. Конкурс рисунков по сказкам Пушкина.
5. «День дикаря» - творческая ролевая игра, в которой отряды становятся племенами, выбирают вождя, рассказывают об отношении племени к природе и его традициях.
6. «Всемирный день океана» - по отрядам проходят беседы, презентации об океанах и их обитателях, затем проводится викторина для закрепления знаний; дети изготавливают поделки, рисуют на данную тему.
7. «День России» - флэшмоб под песню «Мы дети твои, Россия» («Волшебники двора»)
«Красная книга» России – презентация, викторина.
8. Единый день профилактики Дорожно-транспортного травматизма. Квест «Светофор» включает 5 этапов: «Дорожная аптечка», «Английский кроссворд», «Собери и назови дорожный знак», «Дорожные загадки», «Внимательный водитель»; за каждый этап команда получает фрагмент дорожного знака, который в конце собирают и объясняют его назначение.
9. Экскурсионная поездка «Робостанция».
10. «Всемирный день ветра»: мастер-класс «Флюгер»; презентация и викторина на данную тему.
11. Городской конкур рисунков на асфальте «». Турнир по мини-футболу.
12. Единый день пожарной безопасности. Пожарные учения. «Школа выживания»
13. Всемирный день окружающей среды: презентация и викторина «Экологические проблемы нашей планеты».
14. «День кинолога»: рассказ о боевом подвиге собак во время ВОВ. Дети делают поделки и рисуют на данную тему.
15. Митинг-реквием «Помнит мир спасенный», посвященный Дню памяти и скорби. Экологическая акция « В бой за чистоту родного города!»
16. Международный Олимпийский день. Смотр-конкурс на лучшую постановку массовой физкультурно-спортивной работы с детьми в летних лагерях.
17. Экологический фестиваль «Экопатруль»: каждый отряд представляет свою работу в течение смены посредством выставки поделок, музыкально-театральных номеров, видеоклипов.
18. Единый день здоровья. Спорт-тест «Быстрее, выше, сильнее». Турнир по мини-футболу.
19. Мастер-класс «Береги планету»: поделки из природного и бросового материала. Посадка кустарников в парке «Радость». Анкетирование в конце смены
20. Просмотр видеороликов о лагерной смене. Калейдоскоп подвижных игр.
21. Операция «Мой до дыр!»: уборка игровых комнат и территории лагеря.
Комплекс организационно-педагогических условий
Методическое обеспечение
Для реализации программы педагоги ведут подготовительную работу по организации летнего отдыха детей в экологическом лагере. Готовится методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса:
- изучается научная и методическая литература;
- разрабатываются теоретические и практические занятия;
- подбираются воспитательные мероприятия на экологическую тему.
· Проводится входной и итоговый мониторинг удовлетворенности детей и родителей работой лагеря (Прил. 1). Также в начале и в конце смены проводится спортивное тестирование (Прил. 2).
Система оценки и стимулирования деятельности детей
Во время лагерной смены оцениваются все стороны жизни её участников: дисциплина, степень активности в различных видах деятельности. В конце каждого рабочего дня лагеря в каждом отряде дети совместно с педагогами оценивают результат активности каждого ребенка и он получает стикер определенного цвета.
Зеленым цветом делается отметка, если ребенок добился каких-то успехов (например, стал победителем в конкурсе);
Красным – принимал активное участие в данном виде деятельности (очень старался);
Желтым – просто принимал участие.
В конце смены подводятся итоги и присуждаются звания по следующим номинациям:
· самый интеллектуальный;
· самый любознательный;
· самый активный;
· самый спортивный;
· самый трудолюбивый.
За активное участие в работе лагеря детям вручаются грамоты и подарки.
Материально-техническая база
Лагерь «Экопатруль» работает на базе МАОУ ДО «ДЮЦ «Радость», где созданы необходимые условия для его функционирования. Для общего сбора детей и проведения зарядки предоставлена площадка перед центральным входом, 5 игровых комнат, актовый зал, 3 кабинета для практических занятий.
Спортивные мероприятия планируется проводить в парке ДЮЦ, на спортивной площадке СОШ №2, в плохую погоду будет задействованы игровые комнаты. Для занятий спортом и туристическим многоборьем есть необходимое оборудование и снаряжение.
Для фиксирования проводимой работы в наличии имеются видеокамеры и цифровой фотоаппарат. Для организации концертов и просмотра фильмов будет задействован актовый зал, оснащенный всем необходимым оборудованием.
Для работы отряда «Экоробики» - макетирования и конструирования - в наличии есть все необходимое оборудование.
Питание детей будет осуществляться в столовой МАОУ Гимназии №6.
Кадровое обеспечение лагеря
№ |
Должность |
Количество |
1. |
Начальник лагеря |
1 |
2. |
Медицинский работник |
1 |
3. |
Физинструктор |
1 |
4. |
Вожатый |
6 |
Распорядок дня
№ |
Время |
Содержание |
1 |
8:00-8:30 |
Встреча детей |
2 |
8:30-8:50 |
Утренняя зарядка |
3 |
8:50-9:00 |
Повестка дня по отрядам |
4 |
9:00-10:00 |
Завтрак |
5 |
10:00-12:45 |
Мероприятия по отрядам, общие мероприятия |
6 |
12:50-13:40 |
Обед |
7 |
13:40-14:00 |
Подведение итогов дня |
Список использованной литературы
1. Конституция РФ
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012)
3. Концепции развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р
4.
Письмо
Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844
«О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
5. Конвенция о правах ребенка
6. Артамонова Л. Е. Летний лагерь. Организация работы вожатого, сценарий мероприятий. М., 2013.
7. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Детство-пресс, 2015.
8. Курганский С. М. Путешествие по Играй-городу. М., 2014. «Организация работы в пришкольном оздоровительном лагере»
9. Курганский С. М. Путешествие в страну творчества и самоуправления. М., 2016.
10. Махалова И. В., Николаева Е. И. Воспитание здорового ребенка. Новое время, 2013.
11. Паруасьен Э., Энциклопедия знатока. Наша планета: Махаон., М., 2013
12. Шмаков С. А. Лето. Каникулы. Лагерь: экспресс – учебное пособие. М., 2015.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.