Выступление учителя начальных классов
Из опыта работы: «Использование модели наставничества «учитель-ученик»
при организации проектной деятельности»
Сегодня перед современной школой стоят задачи научить детей учиться, научить их думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении. При этом получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели. В связи с этим традиционные подходы в образовании теряют свое значение. На первый план выходят инновационные личностно-ориентированные методы и технологии обучения и воспитания.
В указе президента РФ В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ» предусмотрена разработка приоритетных национальных проектов по 12 основным направлениям, одним из которых является создание условий для развития наставничества.
В такой ситуации выбора актуализируются навыки проектной и исследовательской деятельности обучающихся, и становится значимой позиция учителя-наставника, который призван сопровождать индивидуальную образовательную программу обучающегося и способствовать его развитию. Главная задача учителя-наставника состоит в передаче способов работы, а не конкретных знаний.
В своей педагогической деятельности реализую стандартную модель наставничества «учитель-ученик». Целью такой модели наставничества является раскрытие потенциала каждогоученика, формирование жизненных ориентиров, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов, формирование ценностей и активной гражданской позиции; развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций; разносторонняя поддержка обучающегося в т.ч. и с особыми образовательными потребностями, либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Слайд 2
Для повышения творческого потенциала учащихся в урочной и внеурочной деятельности как учитель-наставник использую различные формы взаимодействия:
· «учитель – пассивный ученик» (психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе, развитие коммуникационных, творческих навыков направленных на формирование жизненных ориентиров у обучающегося, формирование ценностей и активной гражданской позиции);
· «учитель – одарённый ученик» (психологическая поддержка, раскрытие и развитие творческого потенциала наставляемого, организация совместной работы над проектом);
· «учитель – ребёнок с ОВЗ/ребёнок-инвалид» (педагогическая и психологическая поддержка ученика, создание условий для оптимальной образовательной траектории, повышение мотивации к учёбе и улучшение образовательных результатов, развитие творческих и коммуникативных навыков, адаптация в школьном коллективе).
Слайд 3
Мои задачи, как педагога-наставника, работающего с различными категориями обучающихся заключаются в следующем:
· раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала и способностей каждого обучающего, поддержка индивидуальной образовательной траектории;
· предоставление возможности развивать и совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками через проектную и исследовательскую деятельность;
· выявление одарённых детей и организация индивидуальной работы, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского характера;
· формирование и развитие у обучающихся интеллектуальных и практических умений;
· подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям;
· консультирование родителей по вопросам развития способностей их детей.
Одной из технологий, позволяющих эффективно реализовывать модель наставничества «учитель – ученик», является технология проектного обучения. Творческий, нестандартный подход к проведению уроков и занятий с использованием проектной технологии ведёт к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребёнку. Работа над проектом с использованием модели наставничества «учитель-ученик» позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, превратить образовательный процесс в результативную созидательную деятельность, а также способствует профессиональному и творческому росту учителя. При этом изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он становится действительным наставником совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
Проекты бывают: индивидуальные или групповые, краткосрочные или долгосрочные.
Урочные и внеурочные проекты дети, готовят самостоятельно на занятиях и дома. Учащиеся представляют их в различных видах: исследовательский проект, проект - выставка, проект - видеофильм, проект – рекламный ролик, проект - инсценировка,
В проектной деятельности учитель-наставник выполняет роль:
Слайд 4
Учитель-наставник помогает в постановке и достижении поставленных целей, направляет и оказывает консультативную помощь в процессе создания проектов с учащимися, контролирует их реализацию. Он опытный советник, деятельность которого направлена на полное сопровождение проекта к поставленной цели, обеспечивает поддержку через советы и рекомендации. Наставник определяет, какой понятный, измеримый результат может быть получен и представлен к защите проекта и добывает необходимый инструментарий и средства для реализации проекта.
Использование модели наставничества «учитель-ученик» в организации проектной деятельности даёт возможность дифференцированно и целенаправленно планировать работу на основе выявленных потенциальных возможностей обучающихся, развивать их творческий потенциал; отслеживать динамику развития исследовательских компетенций каждого обучающего.
В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В.Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».
Патриотическое воспитание является в настоящее время одной из главных целей российского образования. Целью патриотического воспитания является развитие и углубление знаний об истории и культуре России.
Слайд 5
Патриотическому воспитанию я уделяю особое внимание. Совместно с ученицей работали над научно-исследовательской работой и творческим проектом «Дед Мороз – символ России». Ведь Дед Мороз такой же символ России, как Красная площадь, белая берёза, Гжель и Хохлома. Так возникла тема исследования – «Дед Мороз – символ России» Цель: изучение образа и истории происхождения зимнего волшебника Деда Мороза. Элементом новизны работы можно считать то, что совместно проанализировали историю Деда Мороза с точки зрения второклассника, подобрали факты из жизни зимнего волшебника, интересные для детей младшего школьного возраста. Практическая значимость работы состоит в том, что ученица смогла познакомить одноклассников с образом Деда Мороза в интересной форме. На основе изученного материала Каролина составила рассказ и презентацию для своих одноклассников, куда включила интересные факты о происхождении Деда Мороза и его внешнем облике.
Также одним из приоритетных направлений российского образования является повышение уровня социальной адаптации обучающихся, в том числе и обучающихся с ОВЗ.
Своевременная и успешная социализация ребенка предупреждает развитие девиантного поведения, купирует психологические проблемы в общении с людьми, способствует самореализации будущих граждан. Одна из важнейших задач по социализации, стоящих перед школой — это профориентационная работа.
Слайд 6,7
Проект «Мир профессий» над которым работают все ученики начальной школы (ОВЗ), (Книга «Загадок о профессиях», презентация и защита «Моя будущая профессия»).
Благодаря таким проектам, исследовательским работам у подрастающего поколения развивается интерес к историческому прошлому и настоящему страны, своего края; прививается (взращивается) чувство любви к своему Отечеству, повышается уровень социальной адаптации, дети успешно социализируются, развиваются творческие способности, , воспитываются трудолюбие, бережное отношение к результатам труда, неприятие агрессии, насилия и войны.
Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальным. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем-наставником. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным. Метод проектов даёт учителю возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.
Обучающиеся – наставляемые получат необходимый стимул к культурному, интеллектуальному совершенствованию и самореализации, а также к развитию необходимых компетенций.
В заключении хотелось бы сказать, что успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей. Выполняя различные проекты, дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, учатся работать самостоятельно, тем самым формируется самостоятельность, приобретают навыки работы с книгой и другими источниками информации. Дети стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повышается мотивация. На мой взгляд, используя модель наставничества «учитель – ученик» при реализации проектной технологии, я смогла активизировать в ребятах интерес к исследованию и проектированию.
Список литературы:
1. Леонтович А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/ А. В. Леонтович // Школ. технологии.- 2001.- N 5.- C. 38-48
2. Меренкова О.Ю. Научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – 48с.
3. Инструктивно-методический материал по организации деятельности наставников в Программе АСИ «Кадры будущего для регионов». Сост. Карпушина Н.Я., Карпушиной Е.Е./под ред. Кондакова А.М.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.