Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ

  • docx
  • 25.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ИОМ в коррекции.docx

 

                                

                             Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ

                                                       (в помощь учителю-дефектологу)

1.  Пояснения.

 

Дети с ограниченными возможностями - это дети, состояние здоровья которых препятствует развитию общеобразовательных программ вне определенных условий образования и обучения, т.е. дети с ограниченными возможностями или дети с временными или постоянными физическими ограничениями и / или умственным развитием. Эти дети учатся в общем образовании. Основная проблема неуспеваемости детей с ограниченными возможностями - это несоответствие интеллектуальной системы ребенка школьной системе. В соответствии с частью 1 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») установлено: «... Содержание образования и условия организации обучения и обучения студентов с ограниченными возможностями (далее -) определяют адаптированную образовательную программу, а для инвалидов также индивидуальную программу реабилитации инвалидов предназначен для обучения в общеобразовательной школе.

Индивидуальная траектория обучения - это документ, отражающий специфические условия максимальной реализации особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе на заданном образовательном уровне.


Индивидуальная образовательный маршрут - это разнообразная образовательная программа, которая дает ребенку возможность освоить образовательную программу, педагогически поддерживая его самоопределение и самореализацию.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными навыками и возможностями обучающегося (степенью подготовки к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

 

Основная цель - создание гуманной образовательной среды в школе с целью социальной и личностной реабилитации детей с ограниченными возможностями и их последующей интеграции в современное социально-экономическое и культурно-нравственное пространство.

 

ИОМ предлагает решение основных задач:

 

-   создать условия для реализации учебной программы;

-организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с различными формами нарушений развития;

-   укрепление и поддержание здоровья обучающихся на основе образовательного процесса;

-   создание благоприятного психологического и образовательного климата для реализации индивидуальных навыков с ограниченными возможностями;

-расширение материальной базы школы и вспомогательных ресурсов для организации обучения детей с ограниченными возможностями.

 

 

 

 

 

Ожидаемые конечные результаты:

 

Обеспечение базового уровня образования для учащихся   с ограниченными                        возможностями.

 

-   реализовано на первом образовательном этапе - 4-5 лет:

-   второй этап - общее базовое образование - 5 лет.

 

2.  Принципы разработки и реализации.

 

Принцип гуманизации - заключается в реализации личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.

 

Принцип индивидуального подхода подразумевает необходимость определения индивидуальной цели обучения и воспитания, подбор содержания, выбор форм и методов обучения для каждого ребенка с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, образовательных возможностей и условий.

 

Принцип системности - обеспечивает единство обучения, диагностики, коррекции и развития учащимся с ОВЗ, то есть системный подход к анализу особенностей их развития и исправлению нарушений, а также комплексный многоуровневый подход к решению проблемы;

 

Принцип комплексного подхода - предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения корректирующего компонента в рабочий учебный план, ориентированный на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащихся.

 

Принцип преемственности - гарантирует непрерывность педагогической помощи с ограниченными возможностями здоровья до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.

 

Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса при реализации ИОМ предполагает постоянное сотрудничество преподавателей, психолога, администрации образовательных учреждений, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения по ИОМ.

 

Принцип приоритета самостоятельных форм учебной деятельности - предполагает максимальную активность и самостоятельность обучающегося в процессе обучения.

 

3.    Условия реализации Организационные условия.


Индивидуально образовательный маршрут предусматривает как вариативные формы обучения, так и различные варианты специального сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическое обеспечение                           включает:

 

 

 

-  оптимальный режим учебных нагрузок;

-   коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса;

-   учёт индивидуальных особенностей ребёнка;

-   соблюдение комфортного психоэмоционального режима;

-   использование современных педагогических технологий;

-  оздоровительный и охранительный режим;

-   укрепление физического и психического здоровья;

-   профилактику физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся;

-   соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;

-    участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.

 

Данная работа обеспечивается взаимодействием следующих специалистов и педагогов:

 

-   педагог-психолог;

-   социальный педагог;

-   учителя- предметники;

-   классный руководитель;

-   медсестра.

 

Медсестра контролирует соблюдение требований СанПин 2.4.2.2821-10.

Педагог - психолог проводит диагностику эмоциональной сферы, эстетических и познавательных потребностей и оказывает помощь ребенку и родителям (законным представителям) в решении сложных социально-эмоциональных проблем.

Совместно с социальным педагогом, педагогом – психологом и медсестрой комплексное психолого-педагогическое и медико-социального сопровождения учащихся с целью создания условий для их наиболее полной самоорганизации и освоения образовательных программ осуществляет классный руководитель и учителя предметники.

 

4.    Программно-методическое обеспечение:

 

- УМК и рабочие программы по учебным предметам;

- диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога.

-   цифровые образовательные ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

5.    Информационное обеспечение.

 

-   создание информационной образовательной среды для дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

-    создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

 

6.    Содержание рабочих программ по учебным предметам.

 

Рабочие программы для учащихся с ОВЗ составляются на основе примерных программ по предметам. Они соответствуют требованию ФКГОС и ФГОС. Программы определяют цели и задачи изучения предмета, возможные уровни освоения учебного материал


критерии и способы оценки образовательных результатов. Количество часов, отведенное на изучение программного материала, планируется исходя из индивидуального учебного плана.

 

7.    Педагогические технологии, формы и методы обучения и воспитания детей с ОВЗ

 

1.  Технологии современного традиционного обучения. Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить:

-   систематический характер обучения;

-   логически правильное изучение учебного материала; и оптимизировать затраты ресурсов при обучении.

 

2.     Технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса. Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека, максимальной реализацией возможностей детей. Она представлена технологиями педагогики сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход к ребенку, применяющими активизирующий и развивающий дидактический комплекс, осуществляющими педагогизацию окружающей среды. Работа с применением данных технологий обеспечивает наиболее полное погружение учащихся в педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого взаимодействия участников педагогического процесса, которое характеризуется гуманно-личностный и более того, индивидуальный подход к ребенку.

 

3.         Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения.

В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги школы.

 

 

 

 

4.        Игровые технологии основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку мони являются универсальным способо передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.

 

5.     Проблемное обучение такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя.

 проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся. Проблемное обучение является важной подготовительной ступенькой к достижению компетентности как прогнозируемого уровня образованности, подготовке к решению учебных и жизненных задач.

 

6.       Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания. Тем самым происходит подготовка учащихся к жизни в информационном обществе и освоению профессиональных образовательных программ.

 

7. Аттестация учащихся. Аттестация учащихся с ОВЗ проводится в форме:

-   текущей и промежуточной аттестации в соответствии с локальными нормативными акта.


8.  Ожидаемые результаты внедрения ИОМ:

-    уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;

-   формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей с ОВЗ;

-      включение в систему коррекционной работы школы взаимодействия с другими организациями;

-      повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.

В образовательном учреждении созданы комфортные и доступные среды в обучении, развитии и воспитании детей с ОВЗ:

-   способствующей качественному и доступному образованию;

-    предоставляющей совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития;

- обеспечивающей социальную адаптацию и интеграцию в социуме детей с  ограниченными возможностями здоровья.

 

Источники информации: ресурсы интернета и закон об образовании.