Индивидуальный образовательный маршрут школьника по теме: «Определение массы вещества в растворе»

  • Карточки-задания
  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 09.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Решение расчетных задач по химии для большинства восьмиклассников является сложной задачей. Чтобы научить школьников решать задачи, каждый учитель использует свои собственные приемы. В своей педагогической практике я использую прием индивидуального маршрутного образовательного листа для школьника, который составляю отдельно на каждый тип задач. В каждом таком листе для понимания школьником смысла расчетных задач обязательно формулирую название типа задач, даю в качестве примера одно из условий, его краткую запись, необходимую расчетную формулу (формулы), оформляю задачи в соответствии с требованиями. При систематическом использовании таких маршрутов учащиеся учатся разбирать образцы, усваивают порядок действий, в дальнейшем осваивают способы решения задач заданного типа.
Иконка файла материала Определение массы вещества в растворе.docx
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Индивидуальный образовательный маршрут школьника по теме: «Определение массы вещества в растворе» З а д а ч а   1.  Сколько   растворенного   вещества   следует   взять,   чтобы приготовить 800 г 5­процентного раствора? Краткая запись условия задачи: О т в е т : m(в­ва) = 40 г. З а д а ч а   2.  Какую   массу   вещества   надо   добавить   к   400   г   воды,   чтобы получить 20­процентный раствор? Краткая запись условия задачи: 2) Пусть вещества x г, тогда m(р­ра) = x г + 400 г (Н2О). 3) 20 % = 100 % ∙  ; x г + 400 г (Н2О) =  2­й  с п о с о б .  Пусть x г – масса вещества, 20 % = 0,2m(р­ра) = x г в­ва + 400 г Н2О, тогда ;  х = 100 (г в­ва). m(в­ва) = W ∙ m(р­ра), m(в­ва) = 0,2 ∙ (x + 400); x г в­ва = 0,2x + 80; 0,8x = 80;   x = 100 (г в­ва). О т в е т : масса вещества 100 г.З а д а ч а   3.  Сколько   сульфата   железа   содержат   100   мл   12­процентного раствора, плотность которого равна 1,12 г/мл? Краткая запись условия задачи: 1) m(р­ра) = 100 мл ∙ 1,12 г/мл = 112 г. 2) m(FeSO4) = 112 г. ∙ 0,12 = 13,44 г. 2­й  с п о с о б . m(в­ва) = V(р­ра) ∙  ∙ W m(FeSO4) = 100 мл ∙ 1,12 г/мл ∙ 0,12 = 13,44 г. О т в е т : m(FeSO4) = 13,44 г. З а д а ч а   4.  400 мл раствора, плотность которого 1,5 г/мл, содержат 360 г растворенного вещества. Вычислите массовую долю вещества в растворе.  Краткая запись условия задачи: m(р­ра) = 1,5 г/мл ∙ 400 мл = 600 г; W % = C % =   = 60 % или = 60 %. W % = C % =  О т в е т : концентрация раствора составляет 60 %. Задачи для самостоятельного решения. 125.   Путем   выпаривания   досуха   200   г   насыщенного   при   10   °С   раствора хлорида натрия получено 52,64 г соли. Чему равна растворимость соли? Какова доля хлорида натрия в таком растворе?126. Имеется ненасыщенный раствор нитрата калия. Укажите два способа, с помощью которых можно приготовить из него насыщенный раствор. 127. В фарфоровую   чашку   массой   11,64 г налит   насыщенный при 15 °С раствор нитрата калия. Масса чашки с раствором 106,4 г, а после выпаривания раствора – 30,54 г. Найдите растворимость соли при указанной температуре и ее долю в растворе. 128.   Содержание   солей   в   морской   воде   достигает   3,5   %.   Сколько   соли останется после выпаривания 10 кг морской воды? Какова растворимость соли в морской воде? 129.   Физиологический   раствор   поваренной   соли   –   0,85­процентный. Вычислите: а) сколько воды и соли нужно взять для получения 5 кг физиологического раствора; б) сколько соли вводится в организм при вливании 400 г физиологического раствора? 130. Определите массовую долю серной кислоты в растворе, если известно, что 13 г цинка реагирует со 100 г этого раствора. 131. В щелочных аккумуляторах применяется раствор гидроксида калия.  Для приготовления   500 мл   такого раствора было использовано 141 г гидроксида калия   и   464   мл   воды.   Определите   плотность   полученного   раствора   и   его процентную концентрацию. 132. Для приготовления 1 л известкового молока было взято 200 г СаО и 948 мл воды. Какова плотность полученного раствора известкового молока? 133. В лаборатории имеется раствор с массовой долей гидроксида натрия  30 %   (  =   1,33   г/мл).     Какой     объем     этого     раствора     надо     взять     для приготовления  250 мл 14 %­ного раствора гидроксида натрия ( =  =1,15 г/мл)? 134. Уксусная эссенция – 80­процентный раствор уксусной кислоты. Сколько необходимо этой эссенции и воды для приготовления 200 см3   1­процентного раствора  уксусной  кислоты,  применяемой  как пищевая приправа?  Плотность эссенции  при  15 °С 1,0748 г/см3,  плотность  1 %­ного раствора – 1,0 г/мл. 135. Для нейтрализации щелочи, попавшей в глаза, применяется 2­процентный раствор   борной   кислоты.   Сколько   насыщенного   раствора   борной   кислоты, содержащего   4,7   %   этой   кислоты,   понадобится   для   приготовления   500   г   2­ процентного раствора?136.   Необходимо   разбавить   400   г   95­процентной   серной   кислоты   таким количеством воды, чтобы получилась 19­процентная кислота. Сколько  для этого понадобится  воды  и  сколько получится разбавленной кислоты? 137. В I веке нашей эры Плиний Старший писал, что в 5 весовых частях воды не   может   раствориться   больше   одной   весовой   части   поваренной   соли. Рассчитайте коэффициент растворимости и процентную концентрацию соли по данным Плиния.