Муниципальное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа ЗАТО Звёздный
Рассмотрено на заседании «Согласовано» «Утверждено»
МО учителей русского зам. дир. по УВР Директор
языка и литературы МБУ СОШ ЗАТО МБУ СОШ ЗАТО
руководитель МО Звёздный Звёздный
_________/Полыгалова Е.В./ ___________/Юдина С.Н./ _________/Ларионова Г.И./
Протокол № «___»___________2020 г. Приказ №________
от «__» _________2020 г. от «__» _________2020 г.
Программа курса
для обучающихся 10 класса
«Инфографика на уроках литературы»
Количество часов: 10
Уровень программы: базовый
Учитель: Долгих Нелли Васильевна
2020
Пояснительная записка
Программа курса «Инфографика на уроках литературы» предназначен для обучающихся 10 класса, которым в 11 классе предстоит писать итоговое сочинение, сдавать единый государственный экзамен по русскому языку, а некоторым обучающимся и по литературе. Одна из главных целей создания инфографики – научиться систематизировать события и факты с помощью наглядности. Принцип наглядности является одним из ведущих в обучении школьников. Использование таблиц, схем, рисунков способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала.
С учетом современных технических возможностей идея визуализации информации в процессе обучения приобретает новые черты.
Визуализация
- помогает учащимся интегрировать новые знания;
- помогает учащимся правильно организовывать и анализировать информацию;
- позволяет связывать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте;
- развивает критическое мышление;
Инфографика предполагает сворачивание больших объемов информации и представление ее в более интересном и компактном для читателя виде. Инфографика в образовании явление не новое. Ведь хорошо иллюстрированные таблицы на страницах учебных пособий и карты можно назвать образцами учебной инфографики.
Как отличить инфографику от других видов наглядной информации? Здесь действует такое правило. Надо убрать весь текст и оставить только иконки и цифры. Если без текста все понятно, то это - инфографика. Если нет - просто иллюстрация.
Целью инфографики является формирование информационной грамотности в процессе обучения графической репрезентации данных.
При визуализации учебной информации средствами инфографики решается ряд педагогических задач:
- передаются знания и распознавание образов;
- обеспечивается образное представление знаний и учебных действий;
- формируется и развивается критическое и визуальное мышление;
- активизируется учебная и познавательная деятельность;
- обеспечивается интенсификация обучения;
- повышается визуальная грамотность и визуальная культура.
Цель данного курса: помощь обучающимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе.
Задачи курса:
Программа рассчитана на 10 часов.
Контроль знаний и умений осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся
Обучающиеся должны:
- знать основные этапы создания инфографики;
- уметь создавать инфографику по прочитанному тексту;
- самостоятельно работать с заявленной темой инфографики и создавать свою собственную инфографику в условиях определенного отрезка времени, выстраивать инфографику по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с данной темой.
Предполагаемые результаты:
Ученик научится:
- создавать инфографику в соответствии с требованиями;
- аргументировать, выражать собственную позицию;
- осуществлять речевое оформления собственных работ;
Виды инфографики в образовании
Лента времени. Визуальное представление в виде инфографики может помочь ученикам создать более чёткое представление о времени. Визуальные эффекты, такие как линии, значки, фотографии и этикетки, помогают выделять и объяснять точки во времени.
Процесс. Инфографическое отражение процесса позволит упростить и акцентировать внимание на каждом шаге. Большинство инфографики процесса следуют прямолинейному потоку сверху вниз или слева направо. Нумерация шагов обязательна, чтобы следовать логике процесса.
Географичекая инфографика. В такой инфографике карты используются как подложка, на которой размещаются различные типы диаграмм с данными. Географическую инфографику также можно использовать для сравнения данных по регионам или демографическим группам. Вы можете сделать это путем размещения нескольких карт или выделив регионы по цветам.
Сравнительная инфографика. Это очень эффективная инфографика для того, чтобы сравнить несколько вариантов событий, явлений, личностей. Беспристрастность такого сравнения должна быть обеспечена достаточной базой данных. Ученики могут сами сделать выводы, отдавать предпочтение
Иерархическая инфграфика. Иерархическая инфографика может организовать информационный поток от наибольшего к наименьшему. Или наоборот. Чтобы визуализировать последовательность в иерархии или показать, как и что именно разбивается на части, очень часть используют блок-схемы.
Список. Если вы хотите перечислить причины того или иного явления или события, ввести список фактов, примеров, то такой вариант легче всего выполнить данным видом инфографики. Обычно инфографические шаблоны списков довольно просты. Их цель состоит в том, чтобы сделать списки более привлекательными.
Резюме. Такой вид инфографики можно использовать для составления резюме видной исторической личности. Так же такое резюме можно использовать на уроках обществознания или на классных часах, когда мы готовим учеников к будущей взрослой жизни. Они должны научиться, что в условиях перенасыщенного рынка труда необходимо искать необычные, творческие способы представить себя будущему работодателю
Календарно-тематическое планирование
№ урока п/п |
Тема |
Виды деятельности обучающихся |
Кол-во часов |
Дата |
|
1 |
Что такое «Инфографика»? Виды инфографики. Правила создания. |
Конспект лекции |
1 |
||
2. |
Мировое значение русской литературы. Инфографика «Лента времени». |
Практическая работа |
1 |
||
3. |
И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Иерархическая инфографика. |
Практическая работа |
1 |
||
4. |
И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Сравнительная инфографика. |
Практическая работа |
1 |
||
5. |
А.Н. Островский. Драма «Гроза». Инфографика «Список». |
Практическая работа |
1 |
||
6. |
Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» Географическая инфографика. |
Практическая работа |
1 |
||
7. |
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Инфографика «Процесс». |
Практическая работа |
1 |
||
8. |
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Инфографика «Резюме». |
Практическая работа |
1 |
||
9-10. |
Итоговое
занятие. Создание инфографики к комедии |
Самостоятельная работа |
2 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.